Авторы, разработчики |
Самарцева Людмила Васильевна |
Предмет |
Литература |
Класс |
7 класс |
Тип урока |
Урок усвоения новых знаний |
Тема |
Е.Носов «Живое пламя». Осознание роли прекрасного в душе человека, в окружающей среде. |
Цели: 1. Воспитывать у
школьников чувство патриотизма как важнейшей духовнонравственной социальной
ценности, укрепление духовной связи между поколениями, воспитывать гордость
за прошлое и настоящее нашей Родины, уважительное отношение и чувство
благодарной памяти к погибшим в годы Великой Отечественной войны.
2. Приобщить детей к миру прекрасного, к умению чувствовать, понимать,
создавать и ценить красоту родной природы.
Задачи:
- познакомить учащихся с содержанием рассказа Е. И. Носова «Живое пламя», биографией
писателя;
- развивать речь учащихся, навыки выразительного чтения и анализа
художественного произведения, умение работать со справочной литературой,
- воспитывать у учащихся уважительное отношение и чувство благодарной памяти к
погибшим в годы Великой Отечественной войны.
Планируемые результаты:
Предметные результаты:
- знать содержание прочитанного произведения; уметь воспринимать и
анализировать текст, определять жанр литературного произведения,
формулировать идею, проблематику произведения, давать характеристику
герою, аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному
произведению;
уметь анализировать литературное произведение, определять роль
изобразительно выразительных средств языка в раскрытии идейно художественного
содержания произведения, владеть элементарной литературоведческой терминологией
при анализе литературного произведения
Метапредметные результаты:
Регулятивные: планируют необходимые действия для достижения цели,
адекватно оценивают свои достижения, оценивают себя
Познавательные: приобретают умения использовать полученные знания
и умения в практической деятельности и повседневной жизни, извлекать
информацию из учебника, владеть приёмами отбора и систематизации материала
Коммуникативные: - формулируют собственные мысли, высказывает и
обосновывает свою точку зрения, строит небольшие монологические
высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с
учетом конкретных учебно познавательных задач.
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать
для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности умение работать
индивидуально и в группе
Личностные
результаты: воспитание чувства патриотизма, чувство гордости за прошлое и
настоящее нашей Родины, уважительное отношение и чувство благодарной
памяти к погибшим в годы Великой Отечественной войны.
Технология: приёмы смыслового чтения,
здоровьесберегающая, системно деятельностный подход
Оборудование: компьютер, мультимедиапроектор, текст рассказа Е.Носова «Живое
пламя презентация.
Формы обучения: фронтальная работа, работа в группах, самостоятельная работа.
№ п/п |
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
Формируемые умения |
1 |
Организационный |
Приветствие учащихся. Проверка готовности к уроку |
Приветствуют учителя, друг друга, проверяют готовность своего рабочего места к уроку |
Организация внимания всех обучающихся. |
2 |
Актуализация знаний о Слайд 2
|
1. Психологический настрой учащихся на работу.
Добрый
день, друзья! Я рада вас видеть.
|
Настраиваются на учебную деятельность
Ответ: о памяти, о Великой Отечественной войне
Записывают высказывание |
Метапредметные результаты Регулятивные УУД: - участвовать в коллективном обсуждении; - проверять свои знания; - осознавать уровень и качество выполнения задания. Познавательные УУД: - определять общие признаки слов; - делать выводы на основе анализа объектов. Коммуникативные УУД: – оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; – адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; - владеть монологической формой речи; – высказывать и обосновывать свою точку зрения; – слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; – договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. Личностные УУД: -формирование позитивной самооценки; – интереса к изучению текста. |
3 |
Мотивационно-целевой
Слайд 3
|
Определение темы и цели урока.
О произведении с каким тематическим содержанием мы сегодня будем говорить? (тема)
Автор рассказа родом из курских мест. Война часто является предметом описания Е.Носова. И это неслучайно: когда ему было 16 лет, фашисты оккупировали его родной город. Вскоре юноша ушёл воевать. Он не понаслышке знал о том, что чувствует осиротевшая семья или мать, потерявшая сына. Устами своего героя он говорит: «Дело… в нашей памяти. В нашем понимании того, какой ценой заплачено за победу над самым лютым из врагов, когда-либо нападавших на русскую землю» ((Е. Носов «Шопен, соната номер два»). Рассказ «Живое пламя» написан в 1957 году. Предположите, о чём может повествовать рассказ с таким названием? Рассмотрим лексическое значение слов (обратим внимание на несколько значений слов). ПЛАМЯ – 1. Огонь, поднимающийся над горящим предметом (пламя костра). 2. перен. Пыл, воодушевление. Пламя гнева. («Наш скорбный труд не пропадет: из искры возгорится пламя.» А. Одоевский (ответ декабристов Пушкину) ЖИВОЙ - 1. Такой, который живет, обладает жизнью (человек, который живет; не умерший) 2. Такой, который не забывается, сохраняется в памяти. «Живое пламя». Предположите, о чём может повествовать рассказ с таким названием? Сформулируйте ЦЕЛЬ урока. Цель нашего урока - в прочитанном найти жизненные ориентиры для будущей жизни, проследить, как писатель поднимает тему памяти и решает её на страницах произведения, выражает своё отношение к истинным ценностям. Записать тему урока.
|
Выдвигают варианты формулировок цели и темы урока, участвуют в их обсуждении
Отвечают на вопросы |
Метапредметные результаты Регулятивные УУД: - определять цели и задачи урока; - участвовать в коллективном обсуждении; совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную цель; – сопоставлять
свою Познавательные УУД: - определять общие признаки слов; -строить речевые высказывания в устной и письменной форме; - перерабатывать полученную информацию; -делать выводы на основе обобщения знаний. Коммуникативные УУД: - отвечать на вопросы, заданные на уточнение и понимание; - учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. Личностные УУД: - проявлять интерес к открытию новых знаний. |
4 |
Проектирование
|
Какой ключевой образ проходит через каждую часть? (маки) – Как вы думаете, почему? Почему этот образ является ключевым?
Понаблюдаем.
– Почему героиня сначала отказалась «садить» маки, а потом стала высаживать их постоянно?
Как и почему меняется отношение героини к макам? Их образ какие претерпевает изменения? |
Работа в парах
Отвечают на вопросы
Маки посадили, они поднялись, прожили короткую жизнь и погасли.
Отвечают на вопросы, выполняют задания, осуществляют проверку при прослушивании готовых ответов.
Обсуждают и формулируют ответ, записывают его в тетрадь
|
Метапредметные результаты Познавательные УУД: - сравнивать и выделять общие признаки, находить отличия; - формулировать вывод; - соблюдать последовательность действий при выполнении учебной задачи. Коммуникативные УУД: - обсуждать учебную задачу, слушать различные точки зрения; - обосновывать свое мнение при решения задачи. Регулятивные УУД: - осуществлять взаимопроверку. Личностные УУД: - умение соотносить свои действия с планируемыми результатами Предметные результаты: - определять роль понятия в тексте |
5 |
Операционно-деятельностный
Слайд 4 |
1. Первичное закрепление. Отработка способа действия Произведение можно разделить на несколько частей, структурирующих повествование по смыслу. На сколько и почему? Главные герои рассказа: тётя Оля – немолодая женщина, мать погибшего во время войны Алексея Рассказчик – молодой человек, начинающий писатель, который снимает комнату у тёти Оли. Обратимся к произведению и проверим, совпадают ли предположения, выдвинутые вами, с событиями, отраженными в произведении. |
Фронтальная работа
Отвечают на вопросы Проверяют свои знания, выполняя задания
|
Метапредметные результаты Познавательные УУД: - сравнивать и выделять общие признаки, находить отличия; - формулировать вывод; - соблюдать последовательность действий при выполнении учебной задачи. Коммуникативные УУД: - обсуждать учебную задачу, слушать различные точки зрения; - обосновывать свое мнение при решения задачи. Регулятивные УУД: - осуществлять взаимопроверку; - прогнозировать результат и уровень освоения способов действия. Личностные УУД: - формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; - осознание красоты и выразительности русского слова, его богатых возможностей. Предметные результаты: Уметь выбирать материал из текста. |
Физкультминутка (гимнастика для глаз) Закройте глаза и представьте картину, о которой мы сейчас говорили. |
||||
|
Слайды 5-9 |
2. Применение знаний и умений.
Организует работу в группах
1 группа – 1 часть (Разговор с Ольгой Петровной. Она попросила юношу о помощи на участке, и он посадил маки) 2 группа – 2 часть (. Отъезд молодого человека из съемного жилья на некоторое время. За две недели цветки успевают вырасти и распуститься. Беседа на кухне. Женщина рассказывает о сыне, обращая внимание на портрет, который висит на стене) 3 группа – 3 часть (Прогулка в саду. Герой выходит посмотреть на клумбу, над которой они трудились вместе с тётей Олей. Там у них завязывается разговор о быстротечности жизни) 4 группа – 4 часть (Рассказчик навещает тётю Олю и описывает клумбу, на которой растут маки)
ВОПРОСЫ
к частям рассказа
|
Работа в группах
Анализируют текст.
Проверяют свои знания, выполняя задания
Участвуют в коллективном обсуждении, производят самоконтроль
Формулируется вывод в коллективном обсуждении.
1. Из диалога героев понятно, что тётя Оля не любит сажать маки, слишком мало они цветут, не приносят радости. Перед нами властная, прагматичная женщина. Герой – полная противоположность хозяйки. Он ценит маки за красоту цветения распустившихся бутонов. 2. Из рассказа героини мы узнаём, что в комнате висит его портрет. Понятно, что она помнит о нём, бережёт память о родном человеке. Тётя Оля предстаёт перед рассказчиком любящей матерью, тоскующей о сыне. 3. Это сразу выделяет их среди других цветов 4. «Сгорбившись». Помогает понять одиночество тети Оли, её горе, тоску по сыну. Автор объясняет причину этого: вспоминает об Алексее, совершившем подвиг во время войны. Свою короткую жизнь он прожил ярко. |
Метапредметные результаты Познавательные УУД: -определять роль прилагательных в речи; - формулировать вывод; - соблюдать последовательность действий при выполнении учебной задачи; Коммуникативные УУД: - обсуждать учебную задачу в парах, слушать различные точки зрения; - обосновывать свое мнение при решения задачи. Регулятивные УУД: - осуществлять взаимопроверку; -прогнозировать результат и уровень освоения способов действия. Личностные УУД: -осознание красоты и выразительности русского слова, его богатых возможностей.. Предметные результаты: Знать элементы композиции рассказа, закрепить понятия: завязка, развитие действия, кульминация, спад действия, развязка |
6 |
Контрольно-оценочный
Слайд 10 |
Вспомним тему урока. Что НОВОЕ / НЕОЖИДАННОЕ открыли для себя?
Вспомним цели урока. Сделайте вывод о роли памяти в жизни человека, о жизненных уроках, которые вы получили.
Обобщение вывода – на слайде. Запишите ВЫВОД. Рассказ заканчивается описанием маков, автор называет их живыми. И это неслучайно. Маки напоминают вечный огонь. Это знак памяти о тех, кому мы обязаны жизнью. Огонь в рассказе ассоциируется с душой человека, отдавшего свою жизнь во имя жизни других. Множество солдат, участвовавших в Великой Отечественной войне и не вернувшихся с фронта, останутся в памяти поколений, и из земли, как и прежде, будут подниматься цветы, окутанные багрянцем, «чтобы не дать погаснуть живому огню». Сохранить прекрасное в душе человека можно, помня о подвигах героев войны, помогая тем, кто нуждается в помощи. Героиня сажает маки в память о сыне. Таким образом, прекрасное в природе рождает прекрасное в душе человека. Писатель предлагает задуматься над нравственной сущностью жизни, прожить ярко, не пугаться трудностей. Е. Носов заставляет стремиться к жизни, полной глубокого смысла. |
Учащиеся формулируют конечный результат своей работы на уроке: называют основные позиции изученного материала и как они их усвоили. Записывают вывод в тетрадь
|
Регулятивные УУД: - устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом. Коммуникативные УУД: - умение выражать свои мысли; - понимание возможности различных позиций других людей, отличных от собственной. Личностные УУД: - оценить собственную деятельность на уроке; - формировать адекватную позитивную самооценку. |
7 |
Рефлексия |
Предлагает ОЦЕНИТЬ каждому свою деятельность и работу. Посмотрите в лист самооценки. Оцените свою деятельность на уроке. Поднимите руки те из вас, кто удовлетворён своей работой. Возьмитесь за руки те, у кого получилось работать в парах?
Выставляет отметки ученикам, учитывая самооценку учащихся. Как выдумаете, важно ли изучать данную тему? Если бы вы были автором учебника, как бы вы объяснили ученикам необходимость изучения этой темы? |
Отвечают на вопросы учителя, дают оценку результатов своей работы (что получилось, что не получилось и почему).
|
|
8 |
Информация о домашнем задании
Слайд 11
|
Информирует обучающихся о домашнем задании. Дает инструктаж по его выполнению. Предлагает задание на выбор. Д/З: Что волнует писателя? Можно ли сказать, что это проблемы и нашего времени? Какими будут ваши жизненные ориентиры? Подготовьте развернутый письменный ответ на вопросы (объём каждого ответа 5-8 предложений). |
Знакомятся с содержанием домашней работы и способами ее выполнения |
|
9 |
Заключительный
|
Благодарю всех за урок. Хорошего вам настроения на весь день. |
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.