Волченко Д.Ю.
педагог доп. образования,
детско-юношеский центр
«Военном водитель»
МБУ Школа №91 г. Тольятти
«Эскиз модели деятельности педагога по выявлению одаренности
у детей 6-8 лет в условиях художественно-творческого процесса»
(Изостудия в детско-юношеском центре «Военном водитель»
МБУ Школа №91 г. Тольятти)
I. Пояснительная записка.
В Изостудии, много «способных» детей и приоритетной задачей является раскрытие интеллектуально - творческого потенциала каждого. Но, существует категория детей, качественно отличающихся от своих сверстников, и, соответственно, требующих организации особого обучения, развития и воспитания. Занятия изобразительным искусством призваны освободить и расширить такие источники энергии, как творчество и самостоятельность, пробудить фантазию, усилить способности детей к наблюдению и оценке действительности. Важно так организовать воспитательную и образовательную работу в изостудии, чтобы насытить одарённых детей разнообразием личностного самовыражения это персональные выставки, мастер-классы, исследовательские проекты детей, авторские работы и креативные самовыражения. Получается, что талант (одаренность) – это результат затраченных усилий при определённых способностях. Тот, кто ничего не сделал, чтобы эти способности развить, просто не может судить о наличии или отсутствии таланта!
А что же такое способности? Их можно обнаружить, когда есть прогресс в обучении. Он возможен, если есть настоящий, неподдельный интерес со стороны ученика, который подогревается ответным интересом со стороны педагога.
Об истинных ваших способностях и о настоящем таланте можно судить только там, где есть честный обмен вашего времени, сил и энергии на систему знаний, практических методов и теоретических принципов в изобразительном искусстве. (Залегина Е. В. «Академический рисунок: мифы и реальность»)
Условно можно выделить следующие категории одаренных детей:
1. Дети с необыкновенно высокими общими интеллектуальными способностями.
2. Дети с признаками специальной умственной одаренности в определенной области наук и конкретными академическими способностями.
3. Дети с высокими творческими (художественными) способностями.
4. Дети с высокими лидерскими (руководящими) способностями.
5. Учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью мышления и психического склада.
Цель: Создать условия для самовыражения и самореализации одаренности учащихся через изобразительное творчество.
· Выявить и создать условия для развития и поддержки одаренных детей изостудии;
· Создать воспитательную среду, для формирования и реализации интеллектуальных и творческих способностей талантливых детей;
· Исследовать уровень индивидуальных возможностей, личностных качеств, интересов и способностей учащихся изостудии;
· Организовать мероприятия для повышения социального статуса и профориентации талантливых и одарённых детей.
Конструкция модели:
Теоретико-методологический блок.
Учитывая особенности одаренных детей и подростков, при организации учебного процесса необходимо предусмотреть возможности повышения самостоятельности, инициативности и — в определенной мере — ответственности самого учащегося. Одаренные дети часто стремятся самостоятельно выбирать, какие предметы и разделы учебной программы они хотели бы изучать ускоренно и/или углубленно, планировать процесс своего обучения и определять периодичность оценки приобретенных знаний. Следует предоставить им эти возможности. Одаренный ребенок нуждается во взрослых наставниках не меньше других детей, однако он предъявляет особые требования, как к уровню знаний такого наставника, так и к способу взаимодействия с ним.
В своей работе будем опираться на следующее «рабочее» определение одарённых детей:
К группе одарённых детей могут быть отнесены учащиеся, которые: 1) имеют более высокие по сравнению с большинством остальных сверстников интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления; 2) имеют доминирующую, активную, не насыщаемую познавательную потребность; 3) испытывают радость от умственного труда.
Для одарённых детей характерна высокая скорость развития интеллектуальной и творческой сфер, глубина и нетрадиционность мышления, однако по целому ряду причин на определённом этапе могут быть проявлены далеко не все признаки одарённости.
Можно условно выделить 3 категории одарённых детей:
1) дети с необыкновенно высоким общим уровнем развития при прочих равных условиях (такие дети чаще встречаются в дошкольном и младшем школьном возрасте);
2) дети с признаками специальной умственной одарённости – одарённости в определённой области науки (такие учащиеся чаще обнаруживаются в подростковом возрасте);
3) учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами (возможности таких учащихся нередко раскрываются в старшем школьном возрасте).
Создание условий для оптимального развития одарённых детей, включая детей, чья одарённость на настоящий момент может быть ещё не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьёзная надежда на дальнейший качественный скачок в развитии их способностей, является одним из главных направлений работы нашего образовательного учреждения.
Содержательно-технологический блок.
Реализация мероприятий, предусмотренных программой, позволит:
· поднять статус и престиж ребенка, обладающего признаками одаренности;
· активизировать инициативы и творчество учащегося в разных областях деятельности;
· повысить качество художественного образования и воспитания учащегося;
· разработать основы для развития одаренности и талантов у ребёнка в современных условиях;
· обеспечить равные возможности в развитии способностей;
· повысить профессиональное мастерство педагогов, работающих с одаренными детьми.
Методика «Искусство+» (Л.Ю. Калинина, Д,В. Иванов)
Методика оценки общей одаренности (Александр Ильич Савенков)
Карта одаренности А.И.Савенкова
Методика изучения креативности - тест Торренса.
Результативно-оценочный блок.
· повышение удельного веса количества учащихся, работающих по индивидуальным учебным планам и программам;
· повышение удельного веса призеров и участников городских, районных, международных и всероссийских конкурсов, выставок;
· наличие теоретического массива (методического, технологического, диагностического) информационного банка по проблеме «Развитие детской одаренности»
Методы и формы педагогической работы с детьми:
1. Обучение рациональным приемам познавательной деятельности;
2. Развитие у учащегося обобщенных умений (способов) познавательной деятельности;
3. Поддержание интереса, любознательности;
4. Оптимально ориентированный уровень сложности и трудности заданий;
5. Формирование мотивов познавательного интереса с использованием особо актуального содержания, занимательности, необычности;
6. Широкое применение различных форм образовательной деятельности: проектов, исследований, познавательных игр, споров, конкурсов, научных конференций, викторин, конкурсов и т. д.;
7. Создание педагогических условий формирования интереса учащегося к личностно-творческой самореализации.
II. Планируемые результаты модели:
Реализация мероприятий, предусмотренных программой, позволит:
· поднять статус и престиж ребенка, обладающего признаками одаренности;
· активизировать инициативы и творчество учащегося в разных областях деятельности;
· повысить качество художественного образования и воспитания учащегося;
· разработать основы для развития одаренности и талантов у ребёнка в современных условиях;
· обеспечить равные возможности в развитии способностей;
· повысить профессиональное мастерство педагогов, работающих с одаренными детьми.
III. Средства оценивания результатов модели.
Диагностический инструментарий по выявлению одаренности у детей 6-8 лет включает:
Методика «Искусство+» (Л.Ю. Калинина, Д,В. Иванов)
основана на «Арт-композиции»
включает:
-тест из творческих заданий-субтестов
-диагностическую карту
-матрицу одаренности
IV. Материально-техническое обеспечение модели.
Обогащенная образовательная среда («Изостудия») включает:
- наличие видео и аудио техники,
- наглядно-методические пособия (репродукции картин)
- цв. карандаши, фломастеры, краски, кисти цветную и белую бумагу, пластилин, конструктор, пазлы, кубики.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Диагностическая карта методики «Искусство+»
01
Шифр обучающегося[1] _____________________________________
Возраст (__7_ лет)
Образовательный модуль[2] : Арт-Мастерская «Кисточки»
Форма занятия (подчеркнуть): а) групповое; б) индивидуальное
Первый субтест – «Мелодия чисел».
Уровень проявления музыкальной одаренности (от 0 до 3 баллов) ____2__
Уровень проявления математической одаренности (от 0 до 3 баллов) ___2___
«Дуовекторная» музыкально-математическая одаренность ___2_____
Проявилась обоснованность выбора материала для творческой деятельности замыслом ребенка (подчеркнуть): да, нет
Создан художественный образ, содержание которого совпадает с названием арт-композиции, понятно педагогу и другим детям (подчеркнуть): да, нет.
Второй субтест – «Живой орнамент».
Уровень проявления одаренности:
– в области изобразительного искусства (от 0 до 3 баллов) ___3____
– спортивной (от 0 до 3 баллов) ___2___
Дуовекторная одаренность. (от 0 до 3 баллов) ___2___
Проявилась обоснованность выбора материала замыслом ребенка (подчеркнуть): да, нет
Создан художественный образ, содержание которого, совпадающее с названием арт-композиции, понятно педагогу и другим детям (подчеркнуть): да, нет
Третий субтест – «Сигналы с другой планеты».
Уровень проявления музыкальной одаренности (от 0 до 3 баллов) ___1___
Уровень проявления лингвистической одаренности (от 0 до 3 баллов) ___2___
Уровень проявления «дуовекторной» музыкально-лингвистической одаренности (от 0 до 3 баллов) ____3__
Проявилась обоснованность выбора материала замыслом ребенка (подчеркнуть): да, нет
Создан художественный образ, содержание которого, совпадающее с названием арт-композиции, понятно педагогу и другим детям (подчеркнуть): да, нет
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Наличие у ребенка достижений (количество дипломов, грамот, побед на соревнованиях разного уровня):
в музыке: 0
в математике: 1
в изобразительном искусстве: 2
в спорте : 2
в изучении русского и иностранных языков : 0
[1] Имя и фамилия не указываются, каждому ребенку присваивается индивидуальный шифр. Таблица с данными шифровки хранится в образовательной организации
[2] Например: «Арт-мастерская музыкального театра», «Арт-мастерская инсталляции» и т.п.
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.