«Эскиз модели деятельности педагога по выявлению одаренности у детей 6-8 лет в условиях художественно-творческого процесса»
Оценка 4.9

«Эскиз модели деятельности педагога по выявлению одаренности у детей 6-8 лет в условиях художественно-творческого процесса»

Оценка 4.9
docx
26.04.2021
«Эскиз модели деятельности педагога по выявлению одаренности у детей 6-8 лет в условиях художественно-творческого процесса»
Волченко Д модель.docx

Волченко Д.Ю.

педагог доп. образования,

детско-юношеский центр

«Военном водитель»

МБУ Школа №91 г. Тольятти

 

«Эскиз модели деятельности педагога по выявлению одаренности

у детей 6-8 лет в условиях художественно-творческого процесса»

 

(Изостудия в детско-юношеском центре «Военном водитель»

МБУ Школа №91 г. Тольятти)

 

I.                  Пояснительная записка.

          В Изостудии, много «способных» детей и приоритетной задачей является раскрытие интеллектуально - творческого потенциала каждого. Но, существует категория детей, качественно отличающихся от своих сверстников, и, соответственно, требующих организации особого обучения, развития и воспитания. Занятия изобразительным искусством призваны освободить и расширить такие источники энергии, как творчество и самостоятельность, пробудить фантазию, усилить способности детей к наблюдению и оценке действительности. Важно так организовать воспитательную и образовательную работу в изостудии, чтобы насытить одарённых детей разнообразием личностного самовыражения это персональные выставки, мастер-классы, исследовательские проекты детей, авторские работы и креативные самовыражения. Получается, что талант (одаренность) – это результат затраченных усилий при определённых способностях. Тот, кто ничего не сделал, чтобы эти способности развить, просто не может судить о наличии или отсутствии таланта!

А что же такое способности? Их можно обнаружить, когда есть прогресс в обучении.     Он возможен, если есть настоящий, неподдельный интерес со стороны ученика, который подогревается ответным интересом со стороны педагога.

Об истинных ваших способностях и о настоящем таланте можно судить только там, где есть честный обмен вашего времени, сил и энергии на систему знаний, практических методов и теоретических принципов в изобразительном искусстве. (Залегина Е. В. «Академический рисунок: мифы и реальность»)

Условно можно выделить следующие категории одаренных детей:

1.           Дети с необыкновенно высокими общими интеллектуальными способностями.

2.   Дети с признаками специальной умственной одаренности в определенной области наук и конкретными академическими способностями.

3.  Дети с высокими творческими (художественными) способностями.

4.  Дети с высокими лидерскими (руководящими) способностями.

5.   Учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью мышления и психического склада.

 

Цель: Создать  условия для самовыражения и самореализации одаренности учащихся через изобразительное творчество.

Задачи:

·        Выявить и создать условия для развития и поддержки одаренных детей изостудии;

·        Создать воспитательную среду,    для    формирования    и реализации интеллектуальных и творческих способностей талантливых детей;

·        Исследовать уровень   индивидуальных возможностей, личностных качеств, интересов и способностей учащихся изостудии;

·        Организовать мероприятия для    повышения   социального статуса и профориентации талантливых и одарённых детей.

 

 

Конструкция модели:

Теоретико-методологический блок.

Учитывая особенности одаренных детей и подростков, при организации учебного процесса необходимо предусмотреть возможности повышения самостоятельности, инициативности и — в определенной мере — ответственности самого учащегося. Одаренные дети часто стремятся самостоятельно выбирать, какие предметы и разделы учебной программы они хотели бы изучать ускоренно и/или углубленно, планировать процесс своего обучения и определять периодичность оценки приобретенных знаний. Следует предоставить им эти возможности. Одаренный ребенок нуждается во взрослых наставниках не меньше других детей, однако он предъявляет особые требования, как к уровню знаний такого наставника, так и к способу взаимодействия с ним.

В своей работе будем опираться на следующее «рабочее» определение одарённых детей:

К группе одарённых детей могут быть отнесены учащиеся, которые: 1) имеют более высокие по сравнению с большинством остальных сверстников интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления; 2) имеют доминирующую, активную, не насыщаемую познавательную потребность; 3) испытывают радость от умственного труда.

Для одарённых детей характерна высокая скорость развития интеллектуальной и творческой сфер, глубина и нетрадиционность мышления, однако по целому ряду причин на определённом этапе могут быть проявлены далеко не все признаки одарённости.

Можно условно выделить 3 категории одарённых детей:

1) дети с необыкновенно высоким общим уровнем развития при прочих равных условиях (такие дети чаще встречаются в дошкольном и младшем школьном возрасте);

2) дети с признаками специальной умственной одарённости – одарённости в определённой области науки (такие учащиеся чаще обнаруживаются в подростковом возрасте);

3) учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами (возможности таких учащихся нередко раскрываются в старшем школьном возрасте).

Создание условий для оптимального развития одарённых детей, включая детей, чья одарённость на настоящий момент может быть ещё не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьёзная надежда на дальнейший качественный скачок в развитии их способностей, является одним из главных направлений работы нашего образовательного учреждения.

 

Содержательно-технологический блок.

Реализация мероприятий, предусмотренных программой, позволит:

· поднять статус и престиж ребенка, обладающего признаками одаренности;

· активизировать инициативы и творчество учащегося в разных областях деятельности;

· повысить качество художественного образования и воспитания учащегося;

· разработать основы для развития одаренности и талантов у ребёнка в современных условиях;

· обеспечить равные возможности в развитии способностей;

· повысить профессиональное мастерство педагогов, работающих с одаренными детьми.

Методика «Искусство+» (Л.Ю. Калинина, Д,В. Иванов)

Методика оценки общей одаренности (Александр Ильич Савенков)

Карта одаренности А.И.Савенкова

Методика изучения креативности  - тест Торренса.

Результативно-оценочный блок.

           · повышение удельного веса количества учащихся, работающих по индивидуальным учебным планам и программам;

· повышение удельного веса призеров и участников городских, районных, международных и всероссийских конкурсов, выставок;

· наличие теоретического массива (методического, технологического, диагностического) информационного банка по проблеме «Развитие детской одаренности»

Методы и формы педагогической работы с детьми:

1. Обучение рациональным приемам познавательной деятельности;

2. Развитие у учащегося обобщенных умений (способов) познавательной деятельности;

3. Поддержание интереса, любознательности;

4. Оптимально ориентированный уровень сложности и трудности заданий;

5. Формирование мотивов познавательного интереса с использованием особо актуального содержания, занимательности, необычности;

6. Широкое применение различных форм образовательной деятельности: проектов, исследований, познавательных игр, споров, конкурсов, научных конференций, викторин, конкурсов и т. д.;

7. Создание педагогических условий формирования интереса учащегося к личностно-творческой самореализации.

II. Планируемые результаты модели:

Реализация мероприятий, предусмотренных программой, позволит:

· поднять статус и престиж ребенка, обладающего признаками одаренности;

· активизировать инициативы и творчество учащегося в разных областях деятельности;

· повысить качество художественного образования и воспитания учащегося;

· разработать основы для развития одаренности и талантов у ребёнка в современных условиях;

· обеспечить равные возможности в развитии способностей;

· повысить профессиональное мастерство педагогов, работающих с одаренными детьми.

III. Средства оценивания результатов модели.

Диагностический инструментарий по выявлению одаренности у  детей 6-8 лет включает:

Методика «Искусство+» (Л.Ю. Калинина, Д,В. Иванов)

основана на «Арт-композиции»

включает:

-тест из творческих заданий-субтестов

-диагностическую карту

-матрицу одаренности

 

IV. Материально-техническое обеспечение модели.

 

Обогащенная образовательная среда («Изостудия») включает:

- наличие видео и аудио техники,

- наглядно-методические пособия (репродукции картин)

- цв. карандаши, фломастеры, краски, кисти цветную и белую бумагу, пластилин, конструктор, пазлы, кубики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ
Диагностическая карта методики «Искусство+»

01

Шифр обучающегося[1]  _____________________________________

Возраст (__7_ лет)

Образовательный модуль[2] : Арт-Мастерская «Кисточки»

Форма занятия (подчеркнуть): а) групповое; б)  индивидуальное

 

Первый субтест  «Мелодия чисел».

 

Уровень проявления музыкальной одаренности (от 0 до 3 баллов) ____2__

 

Уровень проявления математической одаренности (от 0 до 3 баллов) ___2___

 

«Дуовекторная» музыкально-математическая одаренность ___2_____

 

 

Проявилась обоснованность выбора материала для творческой деятельности замыслом ребенка (подчеркнуть): да, нет

 

Создан художественный образ, содержание которого совпадает с названием арт-композиции, понятно педагогу и другим детям (подчеркнуть): да, нет.

 

 

Второй субтест  «Живой орнамент».  

 

Уровень проявления одаренности:

– в области изобразительного искусства (от 0 до 3 баллов) ___3____

– спортивной (от 0 до 3 баллов) ___2___

 

Дуовекторная одаренность. (от 0 до 3 баллов) ___2___

Проявилась обоснованность выбора материала замыслом ребенка (подчеркнуть): да, нет

 

Создан художественный образ, содержание которого, совпадающее с названием арт-композиции, понятно педагогу и другим детям (подчеркнуть): да, нет

 

Третий субтест  «Сигналы с другой планеты».

 

 

Уровень проявления музыкальной одаренности (от 0 до 3 баллов) ___1___

Уровень проявления лингвистической одаренности (от 0 до 3 баллов) ___2___

Уровень проявления «дуовекторной» музыкально-лингвистической одаренности (от 0 до 3 баллов) ____3__

 

Проявилась обоснованность выбора материала замыслом ребенка (подчеркнуть): да, нет

 

Создан художественный образ, содержание которого, совпадающее с названием арт-композиции, понятно педагогу и другим детям (подчеркнуть): да, нет

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Наличие у ребенка достижений (количество дипломов, грамот, побед на соревнованиях разного уровня):

 

в музыке: 0

в математике: 1

в изобразительном искусстве: 2

в спорте : 2

в изучении русского и иностранных языков : 0

 



[1]                                                                                                              Имя и фамилия не указываются, каждому ребенку присваивается индивидуальный шифр. Таблица с данными шифровки хранится в образовательной организации

[2]                                                                                                                    Например: «Арт-мастерская музыкального театра», «Арт-мастерская инсталляции» и т.п.


 

Скачано с www.znanio.ru

Волченко Д.Ю. педагог доп. образования, детско-юношеский центр «Военном водитель»

Волченко Д.Ю. педагог доп. образования, детско-юношеский центр «Военном водитель»

Дети с необыкновенно высокими общими интеллектуальными способностями

Дети с необыкновенно высокими общими интеллектуальными способностями

Следует предоставить им эти возможности

Следует предоставить им эти возможности

Методика «Искусство+» (Л.Ю. Калинина,

Методика «Искусство+» (Л.Ю. Калинина,

III. Средства оценивания результатов модели

III. Средства оценивания результатов модели

ПРИЛОЖЕНИЕ Диагностическая карта методики «Искусство+» 01

ПРИЛОЖЕНИЕ Диагностическая карта методики «Искусство+» 01

Третий субтест – «Сигналы с другой планеты»

Третий субтест – «Сигналы с другой планеты»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.04.2021