Субботина Елена Александровна
«Моя педагогическая философия»
«Однажды луч сказал солнцу: — Каждый день я летаю на Землю и согреваю всё живое, но я хотел бы согреть сердце человека.
— Хорошо, ты можешь отдать каплю солнечного огня сердцу человека, — разрешило солнце. — Этот огонь поможет человеку стать великим творцом. Только выбери лучшего из людей.
Луч прилетел на Землю и подумал: "Как же узнать, кто из людей лучше?" Тут он услышал грустные мысли парня: “Ничего у меня не получается. Мечтал стать художником, а стал маляром. Полюбил девушку, а она на меня не смотрит”.
— У тебя же есть талант, молодость и умелые руки! — воскликнул луч и подарил человеку свой огонь.
Вспыхнул солнечный огонь в сердце человека и заставил его поднять глаза и расправить плечи. Он взял краски и нарисовал для любимой прекрасный букет. -- Это чудо, -- обрадовалась девушка и поцеловала его.
Воодушевленный парень так покрасил дом, что заказчик пришел в восхищение: -- Я думал, вы маляр, а вы – настоящий художник. Мой дом превратился в произведение искусства! - и бывший маляр стал известным художником.
Луч вернулся к солнцу и виновато сказал: — Я забыл, что надо было найти лучшего из людей. Я подарил огонь первому встречному человеку…
— Ты поверил в человека, — радостно ответило солнце, – А вера и поддержка превратят любого человека в творца и помогут преодолеть любые преграды».
Эта притча навела меня на мысль, что у каждого человека есть свои особенности, которые не все могут разглядеть. Но если в кого-то верить, если верой помочь «выпустить» наружу все самое прекрасное, то жизнь самого человека и его окружения станет интереснее, достойнее, красочнее. В каждом из нас живет художник, творец. Но не у каждого в жизни может быть тот самый «лучик», который способен разглядеть эти особенности. Эта притча говорит о силе веры, веры в самое лучшее в других.
По словам Ш. Амонашвили: «Учитель, будь солнцем, излучающим человеческое тепло, будь почвой, богатой ферментами человеческих чувств, будь верой воплоти, и сей знания не только в памяти и сознании твоих учеников, но и в их душах и сердцах...», становится определенно ясно, что учитель должен быть не только сподвижником на постижение мироздания, не только огоньком, который освещает путь другим, но и быть преисполненным верой в успех абсолютно каждого своего ученика. Вера – это неотъемлемая часть успеха к достижению любой цели. А цели бывают разные, сложные. И именно учитель может помочь их достичь.
При поиске будущей профессии каждый руководствуется разным – кто-то смотрит на финансовую сторону, кто-то на положение в обществе, кто-то верой в других, в себя, в свое высшее предназначение. Я, скорее, отношусь к последней категории.
Меня всегда окружали учителя: в семье – мама – учитель математики, тетя – учитель английского языка; в школе – прекрасные учителя, знающие предметы и умеющие увлечь в интересную страну знаний, не только своим мастерством, но и умением видеть в каждом стремление к познанию.
С самого детства я видела, что учитель – это сложная профессия, с множеством событий, происшествий, переживаний; учитель несет участие в судьбе совершенно разных «чужих жизней», где он, учитель, творец, и многое зависит о него. Поэтому с третьего класса я верила и знала, что поступать буду только в педагогический университет. И я поступила.
Мгновенье, и закончилась учеба, которую я совмещала с работой вожатого в школе, познавая все радости школьной жизни. И вот – я учитель!
Первое сентября, переживания, волнение, страх, что не справишься с поставленной задачей – позади. Позади девять лет плодотворной, разнообразной, яркой жизни в стенах уже такой родной школы. За годы работы, пусть скажут, что малые, были взлеты и падения, но больше – радость от общения с чистыми, светлыми умами – учениками.
Каждый из нас, не важно, какой он профессии, часто задумывается о смысле жизни, своих возможностях, своих силах – поистине философ. А главное предназначение философа выражается не только в учении и оглашении методов познания и освоения действительности, но и вера в то, что это действительно так.
Учитель – это философ, ориентир, огонек, ведущий к освоению нового, нового себя. Каждый учитель должен верить в завтрашний день, работать на будущее.
Я, как и многие, задаю себе вопрос: «А кто такой учитель будущего? Н а чем основана работа современного учителя, идущего в ногу со временем? ». А ответ прост. Это тот учитель, который с легкостью верит в каждого, ведет к становлению разных личностей, подталкивает к раскрытию талантов, формирует знания и умения, умеет заинтересовать, создает условия для самостоятельного изучения своих сил; человек, который отдает частичку себя; творческая личность, которая постоянно учится вместе со своими учениками.
Изо дня в день я вижу детские пытливые глаза – в чьих-то интерес, в чьих-то тревогу, в чьих-то – пока безразличие. Они все разные, таланты их тоже. И таланты раскрываются по-разному. К каждому нужен особенный подход.
Как современный учитель, я считаю, что в каждого ребенка нужно верить, верить в его особенность, помочь зажечь в нем огонек, дать дорогу в будущее, его будущее.
Живя в современном, быстроразвивающемся мире мы должны учитывать все особенности. Не только новых программ, методов обучения, но и особенности учеников 21 века.
Так кто же они – ученики 21 века? Это дети, которые живут, растут, развиваются в мире меркантильных, материальных ценностей. Скорее - живут в страшное время, полном отчуждения, жестокости, отрешения от чужих горестей, проблем. На самое последнее место отодвинуты душевные качества, обнажающие красоту внутреннего мира. И именно поэтому на всех своих уроках, будь то русский язык, или литература, я стараюсь окунуть детей в сферу комфорта, покоя, показать, что в них верят, что у них все получится, если приложить усилия и чуточку терпения. Ученик не может самостоятельно следовать без своего учителя, всегда нужен тот, кто проведет, наставит на путь истины.
Есть замечательные слова Жозефа Жубера, который писал, что «обучать – значит вдвойне учиться, детям не нужны поучения, им нужны примеры». Действительно, учитель не может без учеников, он сам учится у них. И не важно, чему именно: будь то новинки в современных технологиях, новые выражения, новому взгляду на старые, такие знакомые, вещи. Учитель – это ребенок, который не только учит, но и учится, который знает не просто методы и применение знаний, но и может всегда привести пример на ту или иную тему. Учитель и ученик неотделимы друг от друга.
Главной целью моей работы могу выразить словами Пауло Коэльо: «Если человек действительно чего-то захочет, то вся Вселенная будет способствовать тому, чтобы его желание сбылось». А ведь и правда, желание и вера в свои силы могут «свернуть горы»! Я стремлюсь к тому, чтобы мои ученики умели слушать и слышать себя, смогли попытаться разобраться в своей предназначенности в этом суровом мире. Повторяю им изо дня в день, что каждый имеет талант, и он обязательно раскроется, я верю в них.
На своих уроках я даю понять, что мнение каждого очень важно, даже если оно идет в разрез с мнением окружающих, потому что в споре рождается истина.
Моя профессия определенно сложна. Сложна тем, что постоянно нужно саморазвиваться, испытывать новое на себе, искать различные пути решения вопросов. Но именно в этом есть и сама прелесть – творить новое, создавать «велосипед», учиться вместе с учениками.
Очень точно об учителе написал Константин Ушинский: «Учитель – это плодотворный луч солнца для молодой души, которого ничем заменить невозможно». Я знаю, я уверена, что если каждый из нас будет «лучиком веры», то в каждом ученике раскроются затаившиеся таланты. Учитель и ученики – неразрывное единое целое, единство горячего сердца и горящего, путеводного лучика.
6469 знаков без пробелов
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.