А вы знаете, что я умею косить траву? А вы знаете, что я умею доить корову? А какой вкусный и крупный картофель вырастает каждый год на моём огороде! А как по весне дружно зацветают в моём молодом саду яблони и груши, черешни и персики. А какой вкусный виноград поспевает у меня по осени! Я сельский житель, горжусь тем, что живу на Кубани. Есть у меня казачьи корни, может, поэтому и люблю землю, на которой родилась и выросла, и мне не в тягость выполнять домашнюю работу, о которой многие городские женщины даже не догадываются. Делаю я всё это с любовью и получаю от этого удовольствие. Выйдешь ранним утром во двор – простор (благо семьдесят две сотки, есть, где разгуляться). Возьмёшь косилку в руки и вперёд - косить душистую травку для овечек. Меня этому с раннего детства учили родители, а ещё учили в школе. Вспоминаю уроки домоводства, на которых мы своими руками готовили различные блюда, а затем «скармливали» своим мальчишкам. А по осени ездили выручать родной колхоз, собирали яблоки в саду, картофель на огороде, на току перебирали кукурузу и свёклу. И никто не говорил, что это эксплуатация детского труда. А ведь и учиться успевали. Не говорили, что это не наше дело, нам за это не платят, а просто шли и выполняли свою работу, нас так учили. Многие потом свою дальнейшую жизнь связывали с землёй, на которой родились, с сельским хозяйством. Беда наша в том, что молодёжь из сельской местности сейчас бежит в город, мотивируя тем, что здесь делать нечего. А мы просто не научили их любить землю, трудиться на ней. Станица вымирает. Нет рабочих мест, хорошо оплачиваемой работы. Пока мы не научим любить детей свою малую родину, землю на которой родились, не создадим рабочие места для молодёжи, никогда у нас не получится воспитать патриота, человека болеющего душой за свой родной край.
Я – счастливый человек. У меня есть любимое дело. И хотя моя профессия не связана с землёй, но я прикасаюсь к душам маленьких детей, которые, возможно, останутся работать на нашей земле, в нашей станице. Каждый день из года в год, вот уже на протяжении 24 лет, вхожу в класс - я учитель. Ни один день, прожитый с детьми, не повторяется. Школа – это мой дом. Ей я отдаю свое время и силы. Жить по-другому уже не умею и не хочу. А когда не остаётся сил, вспоминаю горящие глаза своих учеников и с новыми силами начинаю следующий учебный день.
Выросла я в крестьянской семье и с детства видела, как трудились мои мама и папа, бабушка и дедушка, прабабушка (настоящая кубанская казачка) – жили мы все одной большой дружной семьёй. В семье я была самой младшей, и сейчас понимаю, что меня зачастую жалели и не нагружали работой, я много читала, особенно любила книги о путешествиях и приключениях. Когда подросла, приоритеты в чтении изменились. Помню лет в тринадцать, прочитала книгу Петра Радченко «На заре», и просто была шокирована теми событиями, которые разворачиваются в романе. Хотя это и художественное произведение, но тема затронута очень серьёзная, по сути, в романе описывается начало истребления казачества, как рода. А ведь казаки – это особенные люди. Они могли и землю пахать, и Родину защищать. Ещё Наполеон сказал: «Дайте мне эскадрон казаков, и я завоюю всю Европу». А в годы Великой Отечественной войны воины, призванные из казачьих семей, всегда отличались храбростью и мужеством. Невозможно забыть казачью лаву под ст. Кущёвской, в 1942 году, где казачья конница защищала от фашистов рубежи нашей Родины, и приводила в ужас немецких захватчиков. Вернувшись домой, казаки восстанавливали разрушенное хозяйство, работая в колхозах и совхозах, выращивая хлеб для государства. Во времена Советского Союза, как то было не принято говорить, что я – казак. И возможно, поэтому особенный казачий уклад стал утрачиваться.
Как дерево без корней, как дом без фундамента, так и человек без памяти не может существовать. Забыл прошлое – потерял будущее. И чтобы этой потери не произошло, в школьный курс, министерством образования, был введён предмет «кубановедение». «Цель предмета — систематизация знаний о Кубани, выявление общего и особенного в развитии страны и региона, а также создание целостного представления о Кубани как самобытной части Российского государства, — говорится в паспорте программы. — В отличие от регионального компонента, включающего в себя учебный материал, отобранный строго по темам каждой отдельно взятой дисциплины, кубановедение призвано воссоздать многогранный (целостный) образ родного края».
Я горжусь тем, что преподаю этот уникальный школьный предмет, который включает в себя и историю, и географию, и биологию, и знание культуры и фольклора народов, проживающих на территории Краснодарского края. Очень обидно, что некоторые коллеги и родители не считают этот предмет важным для изучения. В приоритете математика и русский язык (ведь по ним сдавать ЕГЭ). Очень обидно это слышать. Ведь кубановедение не просто школьный предмет – это память, которую необходимо беречь, это наше прошлое, которое невозможно забыть. А чтобы знать и любить свой край его нужно исследовать. Именно в преподавании этого предмета необходимо использовать активные методы обучения. Что с успехом я и делаю. Это – и экскурсии, и походы, и совместные туристические и паломнические поездки. Считаю, что это ведет к пониманию своего края, воспитывает чувство гордости и патриотизма, расширяет кругозор учеников.
Очень полезны для моих детей виртуальные путешествия «не выходя из класса» (устные журналы, презентации, доклады детей) в составлении которых активное участие принимают они сами. Чем хороши такие экскурсии, что, не покидая кабинета, мы можем побывать в любой части Краснодарского края. Но и отрицательная сторона – ребёнок не может ощутить очарование того места, о котором мы говорим.
А какие удивительные сезонные походы проходят у нас. Во время похода мы поём песни, играем, веселимся, а главное наблюдаем за теми изменениями в природе, которые происходят вокруг нас в то или иное время года. А когда возвращаемся в класс, то нашей фантазии нет предела. Мы пишем стихи, сочиняем рассказы и сказки, рисуем – оформляем красочный отчёт о походе.
Особая категория изучения Краснодарского края – это выезды в музеи. Помимо нашего станичного музея мы побывали в районном музее, музее Фелицина в г. Краснодаре, музее «Горгипия» г. Анапы, музея «Эйнштейниум» в г. Анапа, музее Поддубного в г. Ейске. Музейные предметы – вещи, ценности – выступают в качестве источника информации о людях и событиях, способны воздействовать эмоционально, вызывать чувство сопричастности, так как позволяют проникнуть в дух прошлого, в мир творца. Так прокладывается мостик к сердцу ребенка, так формируются правильные жизненные ориентиры, происходит приобщение к вечным ценностям жизни. В этом суть музейной педагогики. Музей приобщает маленького человека к миру общечеловеческих ценностей, способствует развитию у детей исследовательской, созидательной и познавательной деятельности.
Начиная с первого класса, используя музейные экспонаты, проводим с ребятами различные исследования. Эти исследования имеют разные направления: «Моя родословная», «Жизнь замечательных людей», «Загляните в семейный альбом» - о жителях нашей станицы; «Путешествие в прошлое», «Из жизни одного предмета» - о предметах быта вышедших из обращения и продолжающих служить людям; «Разнообразие растительного и животного мира нашей станицы» и т.д. Особой категорией проектов, которые нравится выполнять детям, стоит сбор рецептов казачьих блюд «Секреты казачьей кухни» (ребята не только собирают рецепты, но и на один из уроков приносят готовые блюда, которые мы все вместе с удовольствием дегустируем).
Все эти материалы не пропадают, а складываются в один большой проект под названием «Станичная летопись», где собираем материал от основания станицы, до сегодняшнего дня. И мне хочется верить, что собранный материал ляжет в основу «Станичного путеводителя», а возможно в недалёком будущем и в районный путеводитель. Ведь мы живём в одном из богатейших районов, у которого очень интересная история.
В нашем классе самой востребованной формой проведения экскурсий является автобусная. Мы с детьми выбираем маршрут, рассматриваем его на карте, изучаем дополнительную литературу. Например, ребятам особенно запомнилась паломническая экскурсия в ст. Пластуновскую с посещением святого источника и одного из уцелевших, дореволюционных станичных храмов, экскурсия в г. Горячий Ключ, с посещением горы Петушок, обзорная экскурсия по г. Краснодару с посещением главного собора краевого центра. Каждая экскурсия для ребенка оказывается маленьким открытием достопримечательностей родного края. После поездки мы делимся впечатлениями, оформляем стенгазету или альбом. На карте Краснодарского края вывешиваем очередной флажок, который говорит о том, что мы побывали в этом месте. Очень много планов впереди. В целях воспитания патриотизма хотелось бы свозить ребят в город-герой Новороссийск, и на примере этого города показать силу духа, стойкости и веры нашего народа в годы Великой Отечественной войны. Ещё об одном маршруте мы мечтаем с детьми. Это уникальный г. Сочи, где во время зимней олимпиады стойкость и мужество показывали наши олимпийцы и параолимпийцы. В целях изучения разнообразия растений и животных хотелось бы показать ребятам плато Лаго-Наки, водопады Руфабго, дольмены, которые являются природной визитной карточкой Краснодарского края. Всегда очень интересно открывать, что-то новое. Главное, чтобы путешествия не были только туристическими поездками, но и приносили ребёнку положительные эмоции и давали возможность получить новые знания. Мне бы хотелось, возродить экскурсии по обмену. Это когда каждая школа приглашала в гости к себе другую школу (не только учителей, но и учеников), и показывала всё то, что сама умеет. Но самыми главными, по моему мнению, должны стать аграрные сельскохозяйственные экскурсии (причём в каждом классе). Дети обязаны знать, откуда берётся хлеб и молоко, и как тяжело он достаётся, прежде, чем попасть на прилавок.
Возить экскурсии с детьми очень ответственное дело (как в материальном плане, т.к. стоимость поездки ложится на плечи родителей, так и в плане сбора различных документов и согласований на вывоз детей). Но сколько у меня будет сил и возможностей, буду проводить эту работу. Дети должны знать и любить свою малую Родину, свой край.
Отдельной строкой в изучении родного края стоит история казачества. Мы живём в Краснодарском крае, а наш край – казачий, значит, подрастающему поколению продолжать его традиции, его былую славу. Казаки по доброй воле становились на защиту своей Родины, когда ей грозила смертельная опасность. Они были не только завоевателями, но и проводниками межкультурного и межэтнического общения между Российским государством и зарубежными странами. Ещё Л.Н. Толстой сказал: «Казаки создали историю России».
В последние годы началась активная работа по возрождению казачества, которая включает в себя задачи духовно-нравственного и патриотического воспитания молодежи. Эффективным механизмом в воспитании подрастающего поколения может стать обращение к национальным традициям, хранителями которых являлись казаки.
С начала учебного (2016-2017) года во всех школах Кубани, по инициативе Кубанского казачьего войска и губернатора Краснодарского края Вениамина Кондратьева появились казачьи классы и группы казачьей направленности. «Казачат нужно воспитывать не акциями и парадами, а системно, — сказал Кондратьев, выступая перед казачьим руководством на Совете атаманов. — Они должны расти и как минимум с семи лет понимать, что они — казаки, образование должно быть казачьим». Его поддержал и атаман Кубанского казачьего войска Николай Долуда: «Если в каждой школе будет хотя бы один казачий класс, то мы не потеряем дух казачества, не прервется связь между прошлым и будущим».
В этом учебном году мой класс получил статус «группа казачьей направленности», мы вступили в казачата. Но на этом ведь работа не заканчивается. Преподающий в казачьем классе педагог должен быть не только универсалом, знающим как биологию, так и этнографию, но и обязан знать все аспекты прошлого и настоящего Краснодарского края: от преданий старины глубокой до особенностей политической и хозяйственной деятельности властей края в 21 веке. Таковым, на данный момент, является учитель кубановедения (то есть я), но он не должен быть одинок. Необходим толковый наставник, который всей душой будет радеть за возрождение казачества, иначе вся работа опять ляжет на плечи учителя кубановедения и классного руководителя. А хотелось бы, чтобы к детям приходили образованные, заинтересованные люди, способные зажечь огонь в глазах моих ребят, повести за собой. Да, конечно, я могу это сделать и сама. Считаю, что у меня замечательно всё получится, но где же наше станичное казачество? Ведь в первую очередь они должны быть заинтересованы в привлечении молодёжи в их ряды. И собственным примером доказывать необходимость возрождения казачества.
Казачество является неотъемлемым культурно-историческим феноменом российской истории и происходящее сегодня возрождение казачества – один из возможных путей решения проблем, стоящих перед Россией.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.