Эссе: «Мир психологии глазами выдающегося психолога»
Оценка 4.8

Эссе: «Мир психологии глазами выдающегося психолога»

Оценка 4.8
docx
09.04.2020
Эссе: «Мир психологии глазами выдающегося психолога»
Esse_Mirovozzrenie.docx

Эссе: «Мир психологии глазами выдающегося психолога»

 

Человек не может существовать без определенного взгляда на мир. Каждый человек в процессе своего становления обретает свое мировоззрение и мировидение. На процесс становления мировоззрения влияет и жизненный опыт, и полученные теоретические знания, ближайшее окружение, в том числе и семья. Учёные трактуют мировоззрение как взгляды, принципы, представления, определяющие понимание человеком мира, происходящих событий и своего места среди людей. Чётко сформированное мировоззрение упорядочивает жизнь, в то время как отсутствие такового превращает существование человека в хаос, что в свою очередь, приводит к возникновению психологических проблем [5].

На мировоззрение, как было отмечено ранее, влияют приобретенные знания, так как одним из основных компонентов мировоззрения является познавательный компонент. В силу своей профессиональной деятельности, на становление моего мировоззрения особенно ярко повлияли концепции замечательного психолога – Льва Семеновича Выготского.

По сегодняшний день идеи Л.С. Выготского и его школы составляют основу научного мировоззрения во всех отраслях психологии, в его научных трудах черпают своё вдохновение психологи со всего мира, в том числе и я. Не могу не согласиться с точкой зрения величайших советских психологов о гениальности Льва Семёновича. Я познакомилась с его биографией и научными трудами, к сожалению, только будучи студенткой. Его труды вдохновили меня на более углубленное изучение коррекционной, детской психологии, специальной психологии и педагогики, психологии одаренных.

Самое большое впечатление на меня произвели концепции Л.С. Выготского. Изучение феномена «зоны ближайшего развития», «возрастных кризисов», «динамики возраста», «сензитивных периодов», «ведущих видов деятельности», наложило значительный отпечаток на моё мировоззрение, миропонимание и мироощущение, а также, положительно повлияло на мое профессиональное становление.

Большое достижение, которое я имею, благодаря Л.С. Выготскому, является умение замечать наличие кризиса у ребенка. Во время прохождения практик, мне неоднократно приходилось их наблюдать. В основном это были кризис трёх и семи лет. Благодаря знаниям семизвездия симптомов кризиса, мне не составило труда определить такого ребенка и оказать ему необходимую помощь. Я полностью согласна с утверждением Л.С. Выготского о том, что переход от одной стадии возрастного развития к другой всегда сопровождаются кризисом, который создает почву для дальнейшего развития личности [4, 244].

После знакомства с мнением Л.С.Выготского о кризисах развития, в моем мировоззрении выстроился новый «кирпичик». Я стала осознавать, что само понятие «кризис» не всегда имеет негативную окраску. Мои представления о личностном развитии человека значительно расширилось, что положительно сказывается и на моей самооценке.

Интересным для меня показалась отрасть психологии, занимающаяся одаренными людьми. Л. С. Выготский рассматривает способность к творчеству, которая является генетически обусловленной наследственностью, развивающуюся в соответствующей деятельности или деградирующей при ее отсутствии. Важно отметить, что он утверждал, что высокий уровень способностей может быть достигнут только в ходе развивающего обучения, которое опирается на зону ближайшего развития. «Обучение опережает развитие и осуществляется лишь постольку, поскольку ребенка обучают»[1,16]. Кроме того, развитие должно осуществлять и с учетом наследственных предпосылок (то есть, из ребенка с музыкальными способностями нужно стремиться развить музыканта, а не, скажем, боксера). Иными словами, если талантливому человеку не оказывать поддержку, он утратит свой творческий потенциал; если же талант развивать, можно получить гения.

Я сделала вывод, что самая первая сложность, стоящая на пути работы с одарёнными людьми – это умение, прежде всего, «выявить» одарённого ребёнка. В данном случае я прибегаю к точке зрения Л. С. Выготского, который утверждал, что тесты для определения умственных способностей диагностируют лишь степень развития ребенка на момент тестирования, однако их нельзя использовать для определения зоны ближайшего развития. Различия детей заключаются не только в наличном уровне развития, но и в потенциальных возможностях. [1, 23-27]. Выявить  ребенка с высоким уровнем способностей возможно, лишь анализируя способности ученика в течение продолжительного времени, так как различные единичные тесты не в полной мере отображают картину талантливости в связи с возрастными, психосоматическими особенностями на момент проведения теста. Следовательно, необходимо постепенно, поэтапно искать таких детей при индивидуальном обучении или при использовании программ дополнительного образования.  Очень уместно следующее замечание Л.С. Выготского: «Типичные особенности детского творчества выясняются лучше всего не на вундеркиндах, а на обычных нормальных детях [1, 32]. Знания о природе одаренности также расширили мое миропонимание.

Говоря о трудах Л.С. Выготского в отрасли специальной психологии, хотелось бы остановиться на двух проблемах, в решение которых, по моему мнению, Л.С Выготский внес неоценимый вклад - это диагностика недостатков развития и выделение общих закономерностей психического развития при различных дефектах. Данные проблемы являются для меня особо интересными и наиболее важными для становления моего мировоззрения.
Для Л.С. Выготского была очевидна недостаточность или даже полная непригодность для целей дефектологии применявшихся в то время стандартизованных тестов, при подсчете результатов которых складывались, как он говорил, «метры килограммами». Он считал необходимым заменить их качественными методиками. Ведь все многообразие явлений, изучаемых дефектологией, нельзя охватить просто схемой «больше-меньше», так как все проблемы дефектологии не есть суть проблема пропорций.

Главный тезис современной дефектологии, сформулированный Л.С. Выготским, гласит: ребенок, развитие которого осложнено дефектом, не есть просто менее развитый, чем его нормальные сверстники, но иначе развитый. Л.С. Выготский указывает, что любой недостаток «не только изменяет отношение человека к миру, но, прежде всего, сказывается на отношениях с людьми». Следствием дефекта является снижение социальной позиции ребенка, сам же дефект реализуется как «социальный вывих». Многое из того, что присуще нормальному развитию, исчезает из-за дефекта. Создается новый, особенный тип развития. Например, у слепых развиваются такие особенности, которые мы не можем заметить у зрячих. Таким образом, нарушение взаимодействия с окружающим миром и, в том числе, с окружающими людьми выделяется как важнейшая общая закономерность аномального развития.
Не менее важное, на мой взгляд, центральное положение современной дефектологии по Л.С. Выготскому гласит: «Всякий дефект создает стимул для выработки компенсации. Вместе с органическим дефектом человеку даются силы, стремления к его преодолению или выравниванию» [2, 6].

Таким образом, Лев Семенович Выготский, бесспорно, занимает исключительное место в становлении моего личного мировоззрения. Для меня примечательно, что нет почти ни одной области психологических знаний, в которую Л.С. Выготский не внес бы важного вклада. Общая психология, детская психология, психология аномальных детей, пато- и нейропсихология — во все эти области он внес новую струю. Для меня Л.С.Выготский – самый настоящий гений, творец моих профессиональные качеств, помощник в восполнении имеющихся пробелов в знаниях о мире.

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

1. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте/Л.С. Выготский // СПб.: СОЮЗ, 1997. С 16-32

2. Выготский, Л.С. Основы дефектологии/ Л.С. Выготский// СПб.: Лань, 2003. С 6

3. Выготский, Л.С. Психология развития ребенка/ Л.С. Выготский// — М: Изд-во Смысл, Изд-во Эксмо, 2004

4. Выготский Л.С. Проблема возраста // Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т.; Т.4. - М.: Педагогика, 1984. С.244.

5. Электронный ресурс [http://psyh.info/psihologiya-lichnosti/mirovozzrenie/mirovozzrenie-cheloveka.html]


 

Эссе: «Мир психологии глазами выдающегося психолога»

Эссе: «Мир психологии глазами выдающегося психолога»

Большое достижение, которое я имею, благодаря

Большое достижение, которое я имею, благодаря

В данном случае я прибегаю к точке зрения

В данном случае я прибегаю к точке зрения

Главный тезис современной дефектологии, сформулированный

Главный тезис современной дефектологии, сформулированный

Список литературы: 1. Выготский,

Список литературы: 1. Выготский,
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.04.2020