Брянский государственный университет имени академика И.Г.Петровского
Институт филологии, истории и мировой политики
Филологический факультет
Кафедра психологии и педагогики
Эссе
на тему: ,, Педагогика –наука или искусство?”
Выполнила студентка
Факультет : филологический
Курс: 1
Направление подготовки: педагогическое образование
Профиль подготовки : русский язык и литература
Очная форма обучения
Круговых Ольга Владимировна
Проверил: доцент кафедры психологии и педагогики
Карбанович Оксана Вячеславовна
Брянск 2017
Вопрос о том , в какую область человеческой деятельности следует отнести педагогику – науку или искусство, остается дискуссионным.
Например, П.П.Болонский считал :,, Лишь идея, а не техника и не талант, может быть сообщена одним лицом другому, и потому лишь в виде теоретической науки может существовать педагогика”.
Трудно не согласиться с мнением Павла Петровича. Мысль, не выраженная в слове , остается существовать в имплитивной форме. Она как бы существует в пространстве сознания, не воплощаясь в какой-либо деятельности или ее продукте. Педагогика ,основываясь на определенных теоретических принципах , создает базу знаний , которыми должен владеть каждый учитель. С их помощью он сможет объяснить своим подопечным новый учебный материал, разобрать с ними трудновыполнимые задания , подготовить к сдаче экзаменов в высшее учебное заведение.
Но можно ли утверждать , что включает только научные положения без применения творческого мышления?
Ответить на этот вопрос можно , обратившись к произведению Франсуа Рабле ,, Гаргантюа и Пантагрюэль” . Первый наставник Гаргантюа Олоферн учит своего подопечного алфавиту как в прямом , так и в обратном порядке , в немыслимые сроки читает с ним Доната , Фацет , Теодоле и др., на что потребовалось 13 лет , 6 месяцев и 2 недели. Преподаватель Гаргантюа не заботится о его нравственном , культурном , физическом воспитании, он руководствуется лишь холодным расчетом и сухой логикой при попытках сделать образованным маленького принца.
Исходя из приведенного выше мной примера логично предположить , что педагогика не включает в себя только теоретические основы.
Поэтому Константин Дмитриевич Ушинский писал : ,, Педагогика – не наука , а искусство “. Русский писатель прав , ведь если учитель не привносит ничего нового в процесс преподавания , не заинтересован в том , чтобы его подопечные полюбили предмет , благодаря чему и знали его , а не просто зазубривали законы и постулаты , то такой не сможет найти нужного ключика к сердцу каждого ребенка . Педагог – не только учитель , но и наставник , воспитатель , старший товарищ , который должен всеми движениями души стремиться к детям , помогая им , направляя их. Ведь ученики, словно прекрасные цветы в оранжерее преподавателя. Заботясь о них , в награду он получает восхитительные благоухающие знаниями и благодарностью бутоны. Но стоит проявить равнодушие или безразличие , как все это великолепие превращается в отвратительные сорняки , требующие прополки. Действительно, учитель не только дает знания , но еще и формирует душу ребенка . От того , насколько успешно он это делает зависит , что расцветает внутри его подопечного : алая роза , каждый лепесток которой является олицетворением какого-либо положительного качества своего носителя : доброты , смелости , сострадания , взаимопомощи , благородства и патриотизма; или бело розовая павилика , стелющиеся ростки которой пронизывают все существо ученика , взращивая в нем отрицательные качества – грубость , безразличие , агрессию , злость и жестокость.
Например , в произведении Валентина Григорьевича Распутина ,, Уроки французского “ Лидия Михайловна , преподавательница французского языка , решает играть с главным героем на деньги . Делает она это из высоких побуждений души , чтобы незаметно помочь мальчику прокормиться , ведь время голодное , послевоенное. В данном случае учительница выступает с некой материнской заботой , опекой , она использует творческий подход и смекалку , чтобы заинтересовать ребенка в обучении , одновременно помогая ему с непростым материальным положением.
Искусство педагогики должно чувствоваться во всем : в подаче материала , отношении к себе и своим подопечным , в стремлении отдать себя детям без остатка , наполняя их добродетелями.
Но нельзя говорить и о том , что преподавание сводится только к вычерчиванию линий души ученика. Ведь если наставник заботится только о внутреннем мире ученика , не давая никаких знаний , а лишь пропагандируя определенные нравственные устои , то такой педагог никогда не станет полноценным учителем в во всем многообразии смысла этого слова , учителем с большой буквы. Он будет стараться привить детям общепринятые нормы поведения в той или иной ситуации , что не может не вызывать уважения , но нельзя забывать и о знаниях , которые не должны уходить на второй план. Преподавателю нужно одновременно ваять душу подопечного , как скульптор свое произведение , и обучать его предмету.
Биолог объясняет ребенку , как устроено все живое , развивая в нем благоговейное к нему ( живому!) отношение; физик помогает проникнуть в законы мироздания , вкладывая в него чувство глубокого уважения ко Вселенной; химик позволяет познать свойства тех или иных материалов и веществ , заглянуть в суть вещей , формируя проницательность и терпение , умение видеть прекрасное в чем- то обыденном; русовед на примере многих главных героев литературных произведений как никто другой охватывает самый широкий спектр качеств , которые должны быть присущи каждому человеку – доброта ( Аркадий ,, Отцы и дети “И. С. Тургенев), смелость (Петр Гринев ,, Капитанская дочка” А.С. Пушкин), честность (Наташа Ростова ,, Война и мир” Л.Н.Толстой), способность все простить (Обломов ,,Обломов”И.А.Гончаров), умение пожертвовать собой ради других (Семен Иванов ,,Сигнал” В.Гаршин), благородство (Печорин ,,Герой нашего времени”М.Ю.Лермонтов) и т. д.
Если педагогику нельзя отнести ни к науке, ни к искусству , то что она собой представляет? На этот вопрос ответил Александр Григорьевич Ободовский :,, Полное и систематическое изложение теории воспитания , т.е. правил и методов , относящихся к воспитанию, называется наукою воспитания , или педагогикою; употребление же теории воспитания на самом деле составляет педагогическое искусство”.
Следовательно, логично предположить , что педагогика – это гармоничное сочетание науки и искусства. Учителю необходимо не только давать знания по предмету , но и развивать душу ребенка , врачевать ее , если это потребуется. Данная дисциплина – научное искусство предполагающее всестороннее развитие наставника и передачу им своих умений , навыков и опыта другим.
Недаром древнегреческий философ Плутарх говорил :,, Ученик- не сосуд , который нужно наполнить , а факел , который нужно зажечь”.Действительно, разжигая пламя интереса к знаниям и добродетели , мы формируем полноценную личность , знающую свое дело и чтящую моральные устои и соблюдающую нравственные законы. Наполняя ребенка только знаниями педагог создает лишь разум, забывая о душе , а без внутреннего тепла , как известно, не существует настоящего интеллекта. Развивая лишь определенные качества личности , педагог упускает одну из важнейших функций учителя – дать знания.
Таким образом, можно сказать , что педагогика представляет собой удачный симбиоз науки и искусства в одной дисциплине.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.