ЭССЕ
«Я СОВРЕМЕННЫЙ ПЕДАГОГ»
Пройдёмте по миру, как дети! Полюбим шуршанье осок,
И терпкость прошедших столетий, и едкого знания сок.
Таинственный рой сновидений овеял рассвет наших дней…
Ребёнок – непризнанный гений средь буднично-серых людей.
(Максимилиан Волошин)
Я очень люблю эти строки русского поэта начала 20 столетия Максимилиана Волошина. Наверное, потому, что именно они напоминают мне о моём детстве, напоминают о том, какими мы были тогда. Именно они напоминают нам, взрослым, о том, что все мы - «родом из детства». Именно это стихотворение пробуждает давно забытое детское видение мира и как будто восклицает: взрослые, опомнитесь! Прозрите, наконец, и не убивайте ГЕНИЯ в ребёнке! Всегда помните о нём, хольте, лелейте ЕГО, любите, формируйте и воспитывайте…
Тогда почему на протяжении 23 лет я наблюдаю, как гениальные пятиклашки, повзрослев в восьми - девятиклассников, в большинстве своём превращаются в этаких Митрофанушек Фонвизина? Ведь все мы помним его знаменитую фразу: «Не хочу учиться – хочу жениться!». И ещё мы помним смешное определение его достоинств: «Упитанный, да невоспитанный»!
Быть может, призыв Д.И Фонвизина дошёл к нам, наконец, из не такого далёкого 18 века… Ведь ещё 250 лет назад Д.И.Фонвизин устами своего героя Стародума произнёс пророческую фразу с глубокими смыслами: «Невежда без души – зверь». Писатель-просветитель ратовал за просвещение русского народа, но он также ясным образом указывал на важность воспитания души человеческой, дабы не стал ребёнок «зверем», попросту говоря, животным. Животное ни к чему не стремится, не хочет развиваться, довольствуется комфортом тела, пищей, норкой и прочее, как герои Фонвизина Простаковы и Скотинины. Но ведь человек – это не животное! В Библии сказано: «Не хлебом единым жив человек»… Человеку требуется пища не только для тела, а в первую очередь для души и духа.
Я УВЕРЕНА, что призвание УЧИТЕЛЯ состоит именно в том, чтобы обеспечить ребёнка такой пищей: в первую очередь, для души, и, во вторую, для духа.
Я для себя определила, что это разные вещи. Пища для духа – это новые знания для пытливого и любопытного детского ума. Пища для души – это питание для нежной и крепнущей детской души. Исходя из этого определения, могу пояснить, что значит для меня понятие «современный педагог», могу ли я считать себя современным педагогом.
Маяками для проведения урока для меня, как для СОВРЕМЕННОГО ПЕДАГОГА, являются два определения: развитие
1. КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ
2. ТВОРЧЕСТВА.
Критическое мышление как пища и развитие для ума и сознания детей, ну а творчество, конечно, должно насыщать и развивать детскую душу.
А каким образом я стараюсь воплощать эти задачи на своих уроках, я рассказала в своём аналитическом отчёте.
Как бы сейчас ни критиковали новую систему образования в Казахстане, надо признать, что при старой ,традиционной, системе происходил отрыв обучающихся от реальной жизни при заучивании наизусть большого количества правил, формул, определений и другой теоретической информации. Теория становилась ненужной при столкновении с практикой реальной жизни. «Ботаники» и «отличники» очень часто оказывались за бортом жизни.
Сегодня на планете Земля происходят глобальные изменения – весь земной шар окутан паутиной мобильной сети, процессами цифровизации. Научные и другие инновационные изменения в жизни человечества идут семимильными шагами. Кроме того, дети имеют право знать о глобальных проблемах человечества, таких как ГМО и экологические проблемы, угроза потепления климата на Земле и последующего затопления части суши, а также о многом другом. Как говорится, предупреждён, значит, вооружён. Развитие необходимых жизненных компетенций в свете функциональной грамотности является сейчас насущной необходимостью, инструментами адаптации подрастающего поколения к изменяющимся реалиям современного мира.
Каким образом сегодня можно учить в школе так, как учили 100-200 лет назад?!
Уверенно считаю, что перемены в системе образования продиктованы самим временем, хотя даются они нам очень непросто – трудно развернуть огромное колесо, которое набрало большую скорость и катится уже лет 200… Но постепенно, постоянными попытками, размеренными шажками и это сделать можно и необходимо. Наверное, сделать ради последующих поколений, ради их адаптации к новому миру…
Поэтому на своё ближайшее педагогическое время я избрала для себя следующий девиз-кредо: «ДОРОГУ ОСИЛИТ ИДУЩИЙ»!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.