Эссе
Необходимо хранить наше прошлое
«Если человек равнодушен
к памятникам истории своей страны,
значит, он равнодушен к своей стране…»
Д.С.Лихачев
Введение
Актуальность выбранной мной темы неоспорима, потому что вопрос «о нравственной экологии не только не изучается, но и не поставлен.» Восстановлением окружающей природы занимаются многие, по крайней мере, много об этом говорят, пишут, вещают с экранов телевизора, в Интернете. Д.С.Лихачев поднимает проблему экологии культуры, нравственной жизни человека: «Человек живет не только в природной среде, но и в среде, созданной культурой его предков и им самим. Сохранение культурной среды задача не менее важная, чем сохранение окружающей природы. Если природа необходима человеку для его биологической жизни, то культурная среда не менее необходима для его духовной, нравственной жизни, для его «духовной оседлости», для его привязанности к родным местам, следованию заветам предков, для его нравственной самодисциплины и социальности.» Своими трудами исследователь культуры старается обратить внимание молодежи на важность сохранения нашего прошлого, потому что это прошлое и «имеет самое действенное воспитательное значение.»
Дмитрий Сергеевич пишет: «Ненавязчиво и ненастойчиво входят впечатления прошлого в духовный мир человека, и человек с открытой душой входит в прошлое. Он учится уважению к предкам и помнит о том, что в свою очередь нужно будет для его потомков. Прошлое и будущее становятся своими для человека. Он начинает учиться ответственности – нравственной ответственности перед людьми прошлого и одновременно перед людьми будущего, которым прошлое будет не менее важно, чем нам, а может быть, с общим подъемом культуры и умножением духовных запросов, даже и важнее. Забота о прошлом есть одновременно и забота о будущем…»
О важном Д.С. Лихачев пишет понятным языком, без заумностей, потому его труды читаются легко. В своей работе попытаюсь так же, как академик, великий Ученый, культуролог, доходчиво и с примерами из собственных наблюдений донести свою боль и переживания о своем крае, городе Верхняя Салда, в котором живу.
Историческая память наших городов
Верхняя Салда - красивый старый город, созданный в эпоху развития промышленности, строительства заводов славной династии Демидовых. Жители провинциального уголка обстоятельно здесь укрепились, потому что была работа, трудная, жестокая, но она давала возможность содержать семью. Город постепенно облагораживали и украшали. Самым почитаемым и поистине волшебным своим величием был храм Иоанна Богослова, возведенный в самом центре поселения. «Строительство началось в 1890 году и длилось 6 лет. 23 сентября 1896 г. был освящен новый каменный храм во имя святого апостола Иоанна Богослова. Храм был построен на народные деньги. 1936 году здание храма, памятник архитектуры, по решению поселкового Совета депутатов и трудящихся Верхней Салды было взорвано. От некогда прекрасного здания, украшавшего город, остался только фундамент…»[1] Лишь через полвека в Верхней Салде начинается возрождение взорванной святыни. Новый Храм максимально близко повторяет первоначальный. Но восстановленное современными архитекторами новое, блистающее свежими куполами здание никогда не повторит прелести, духовной наполненности прежнего памятника старины. Дмитрий Сергеевич Лихачев писал об утрате памятников старины: «Их утраты невосстановимы, ибо памятники культуры всегда индивидуальны, всегда связаны с определенной эпохой в прошлом, с определенными мастерами. Каждый памятник разрушается навечно, искажается навечно, ранится навечно…»[2] «…Можно создать макеты разрушенных зданий, …но нельзя восстановить здание как «документ», как «свидетеля» эпохи своего создания. Всякий заново отстроенный памятник старины будет лишен документальности. Это будет только «видимость». По мнению Д.С.Лихачева, «новоделы» имеют смысл, и со временем они сами становятся «документами» эпохи, той эпохи, когда они были созданы.» Потому реконструкции не спасают облика старинных городов.
Как поздно спохватываемся мы, люди, о том, что по незнанию и глупости не сумели отстоять, сохранить. Фанатично преданные какой-то идее, не ценим веками бережно хранимые достопримечательности. Есть у нас еще одна боль. У нас, это неравнодушных к истории своей малой родины горожан. Так называемый «Старый завод», который прекратил за нерентабельностью свою деятельность, сейчас находится в плачевном состоянии. А как было бы прекрасно создать музейный комплекс под открытым небом! История Салды, Демидовских железоделательных заводов – это ли не бренд седого Урала?! «Более двухсот лет «старый» завод в Верхней Салде был на плаву, он по праву считался одним из крупнейших заводов России. Теперь его демонтируют. Из интервью Дениса Норкина, представителя компании ООО «РУТА», ведущей работы на месте бывшего ВСМЗ, опубликованного в интернет: «Было предложение отдать часть земельного участка завода под Демидовскую Аллею…»[3] Вот это бы и воплотило в реальность идею Лихачева о создании живой эпохи прошлых лет. Письма о добром многому нас учат: «Как были бы счастливы люди будущих веков увидеть собственными глазами живую «эпоху великого русского реализма», погулять в ней, явно представить себе места действия произведений. Проект уже разрабатывается и, без сомнения, будет осуществлен…» Так написано о «городе русской литературы, городе Тургенева, Лескова, Бунина, Фета, Леонида Андреева…» А салдинцам очень мечтается устроить на территории старого завода заповедную зону нашего трудового города, «опорного края державы, его добытчика и кузнеца»! Историческая память города – основа любви к своим корням.
Необходимо хранить наше прошлое
Еще раз хочется процитировать нашего знаменитого современника: «Человек живет в среде, созданной культурой его предков и им самим. Сохранение культурной среды - задача не менее важная, чем сохранение окружающей природы.»
Д.С.Лихачев подчеркивает в своих трудах необходимость изучения своего родного края, важность краеведения: «Краеведение воспитывает любовь к родному краю и дает те знания, без которых невозможно сохранение памятников культуры на местах...» Совет из писем, адресованных потомкам: «Совершенно необходимо уже в средней школе изучать краеведение, заниматься в кружках по истории и природе своего края.» Считаю, что в нашей школе поддерживаются рекомендации выдающегося знатока отечественной культуры. В школе ведется курс «Культура Урала». Дети с удовольствием изучают этот курс. Запоминаются занятия, на которых ученики узнают более детально о родном крае, заочно побывав на родине прославленных уральских писателей, поэтов. Уроки краеведческого курса не проходят даром. Такие темы, как «Выдающиеся деятели культуры салдинского края», «Важность сохранения исторических памятников, угроза исчезновения культурного наследия», «Творческое наследие В.П.Крапивина, П.П.Бажова, Д.Н.Мамина-Сибиряка и др.» звучат на научно-практических конференциях, юные исследователи принимают участие с проектами в областных, международных конкурсах. Отправляясь на экскурсии по городу, совершенно по-новому воспринимают информацию, глядя на знакомые памятники и скульптуры знаменитого в городе земляка, скульптора Леонида Неверова. Узнают подробности истории церкви, вокруг которой растут сосны со срезанными верхушками (это от взрывной волны наполовину сорвало стволы, когда взрывали храм в 1936 году).
Дети понимают слова о том, что «мы не должны возлагать полную ответственность за небрежение к прошлому на других или просто надеяться, что сохранением культуры прошлого занимаются специальные государственные и общественные организации и «это их дело», не наше. Мы сами должны быть интеллигентны, культурны, воспитаны, понимать красоту и быть добрыми – именно добрыми и благодарными нашим предкам.» Одна из тем научно-практической конференции, которая проходила в школе в рамках фестиваля наук, звучала так «Проект ландшафтно-индустриального «Демидов-парка». Этот проект касается сохранения и развития территории Старого завода ВСМЗ. Именно молодежь должна стремиться к сохранению нашего прошлого. И этот проект – хорошее начало в благородном деле поддержки и сохранения культурного наследия наших салдинских предков.
Чувство Родины
«Если человек не любит старые дома, старые улицы, пусть даже и плохонькие, значит, у него нет любви к своему городу. Если человек равнодушен к памятникам истории своей страны, значит, он равнодушен к своей стране.»[4] Эти слова не имеют отношения к моим ученикам. Они уважают улочки, старинные дома, сохранившиеся с прошлого века. Горько и обидно, что многие исторические здания: старого суда, магазина у автовокзала, гостиницы «Заводская» - в страшном полуразрушенном состоянии. Эти здания имеют свое прошлое еще со времен основания нашего города, это старинные купеческие дома. Да, стыдно за нас, современных, умных и очень занятых своими делами горожан, проходящих мимо гибнущего ценнейшего наследия! Памятники «кричат» об этом! Напомнила о себе знаменитая плотина, построенная еще в демидовскую эпоху: после подтопления (разрушилась современная плотина выше по реке!) ее подмыло, оголились кирпичные подпорки, показалась старинная кладка. Но старая плотина выстояла и не разрушилась! Вот как строили наши предки – прочно и на века!
Очень переживали мы, и взрослые, и дети, даже тогда, когда сносили здание нашей старой школы, которая, в общем-то, была еще сравнительно молода – 1935 года постройки. Но память о ней в новом здании мы храним своими многолетними традициями, родившимися в прошлом веке: Пушкинские балы, ведение летописей, выпуск литературного альманаха «Парус», линейки и дни памяти поэта, имя которого носит школа… Обо всем, что связано и с историей школы-госпиталя 1942-1943 гг., дети узнают из экскурсий, организуемых в школьном музее. Все самое интересное и необычное, все самое ценное и проверенное годами сосредоточилось в экспонатах нашего музея, и школьники хорошо знакомы с ценностями нашего музея – духовного центра школы. Потому каждый из нас, пушкинцев, достоин памяти тех, кто ушел из школы на фронт в 1941 году, кто ухаживал за тяжелоранеными и помогал излечивающимся раненым бойцам Красной Армии. Это тоже история, это тоже культура города, школы, которая является самой старой школой Верхней Салды. «Любовь к своей Родине – это не нечто отвлеченное; это – и любовь к своему городу, к своей местности, к памятникам ее культуры, гордость своей историей.»[5] Заботливо воспитываются патриоты маленькой школьной страны с самого первого класса. Своим участием в традиционных делах, акциях, праздниках, связанных и с именем поэта, и с военной историей школы дети и подростки доказывают любовь к школе. А это и есть культурная экология, о которой пишет Д.С.Лихачев: «К патриотизму нельзя только призывать, его нужно заботливо воспитывать – воспитывать любовь к родным местам, воспитывать духовную оседлость. А для всего этого необходимо развивать науку культурной экологии.»
Послушайте, как говорит о своей беззаветной любви к малой родине В.М.Шукшин: «Всю жизнь мою несу родину в душе, люблю ее, жив ею, она придает мне силы, когда случается трудно и горько…» Как любит старину и предметы быта из детства, с каким восторгом и уважением относится к предкам: «Редко кому завидую, а завидую моим далеким предкам – их упорству, силе огромной... склоняюсь перед их памятью, благодарю их самым дорогим словом, какое только удалось сберечь у сердца: они обрели – себе и нам, и после нас – прекрасную родину.»[6]
С уважением отношусь к своему краю, городу, школе. «Идеальный образ» города, в котором я живу, есть, сложился в моем представлении. Как шукшинское восприятие родины: «красота ее, ясность ее поднебесная» - мое восприятие красоты в образе жизни «работного люда», окруженного заводскими постройками, дымящими трубами, невысокими, но красиво и со вкусом оформленными домами. Об этом пишет Лихачев в сорок втором письме: «Самое трудное – заметить этот идеальный образ в облике города и села. Если нет этого идеального образа в какой-либо местности, то нет и красоты. Иногда образ города воплощался многими столетиями, впитывая в себя и национальные идеалы красоты и понимание строителями особенностей местности, которые могут быть художественно связаны с воздвигаемыми сооружениями. В городе сказывается и то, как осознается роль и значение города.» В облике нашего рабочего города строители обозначили роль труда, первостепенную роль промышленного центра.
Выводы
Признание значения идей академика о развитии нравственной экологии культуролога Д.С.Лихачева в современном мире подчеркивает важность наследия ученого для будущего нашей страны. Поэтому именно молодежи стоит изучать лихачевские труды, посвященные сохранению исторической памяти наших городов, потому что «оно имеет самое действенное воспитательное значение…»
В письмах, обращенных к молодежи, Великий Ученый, оставивший труды, представляющие нравственное наследие, выдающийся знаток отечественной культуры дает советы, рекомендации, уроки, призывает воспитывать чувство ответственности перед Родиной, учит любить ее улицы, площади, каналы, отдельные дома, парки…
Люблю свой город. Виктор Астафьев сказал о Шукшине: «Василий Макарович – вылитая его родная сторона… обликом своим, характером, своим нравственным поведением, своей мужественной и суровой внешностью…»[7] Хочу быть похожей характером, поведением на свой край.
Читайте, изучайте наследие Д.С.Лихачева, удивляйтесь широте познаний, величине любви его к родной земле своей. Выполните его завет: «Любить свою семью, свои впечатления детства, свой дом, свою школу, свое село, свой город, свою страну, свою культуру и язык, весь земной шар необходимо, совершенно необходимо для нравственной оседлости человека.»
Библиография
Лихачев Д. С. Письма о добром и прекрасном. М. : Дет. Лит., 1988.
Шукшин В.М. Слово о малой родине. Дмитров: ВТПО Киноцентр, 1989
https://vk.com/wall-171427178_36473
https://vk.com/wall-173911620_5852
Скачано с www.znanio.ru
[1] https://vk.com/wall-171427178_36473
[2] Письмо сорок первое «Память культуры»
[3] https://vk.com/wall-173911620_5852
[4] Письмо сорок первое
[5] Письмо сорок третье
[6] Шукшин В.М. Слово о малой родине. Дмитров: ВТПО Киноцентр, 1989
[7] Шукшин В.М. Слово о малой родине. Дмитров: ВТПО Киноцентр, 1989
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.