Эссе
Рекомендации для педагога – психолога по работе с подростками, испытывающими трудности в социализации.
Профессиональная деятельность педагога-психолога направлена главным образом на работу с детьми и подростками, испытывающими трудности в социализации. Она ориентирована на побуждение человека к социальной инициативе, на стимулирование и поддержку социально активной личности, способной к преобразованию окружающей действительности и самой себя, к принятию ответственных решений, помогающих выйти из сложных жизненных ситуаций, то есть личности, обладающей социальной компетентностью.
Особенности подростков «группы риска» (сниженная или нестабильная самооценка; неразвитость коммуникативных способностей и неумение устанавливать стабильные отношения с окружающими; неуверенность в себе; несформированность ценностных ориентаций; отсутствие или недостаточность позитивного социального опыта; конфликтность и т.д.) приводят к нарушению социализации и служат основанием для формирования у подростков «группы риска» социальной компетентности, представляющей собой интегративное качество личности, объединяющее соответствующие социальные знания, умения, навыки, мотивы их приобретения, качества личности, необходимые для самореализации в социуме.
Социальная компетентность подростков «группы риска» включает следующие компоненты:
1) когнитивный (знания своих прав и обязанностей, соответствующих возрасту социальных ролей, способов продуктивного взаимодействия и разрешения конфликтов, собственных личностных особенностей);
2) поведенческий(умения эффективного общения и конструктивного взаимодействия, навыки организации своего поведения и эмоциональной саморегуляции, учебные и трудовые умения и навыки, умения и навыки организации и проведения досуга в социально одобряемой форме);
3) мотивационно-ценностный (мотивация достижения успеха в учебной, трудовой, культурно-досуговой деятельности; мотив самоутверждения, способствующий овладению стратегиями преодоления трудностей; позитивное отношение к себе и окружающим, понимание ценности человека и человеческой жизни, ценностную устойчивость и гибкость; наличие позитивных жизненных планов и знание способов их реализации);
4) личностный (адекватная самооценка, ответственность, уверенность в себе, инициативу, креативность и толерантность).
Сформированность названных компонентов социальной компетентности способствует проявлению готовности подростков к их актуализации в различных ситуациях жизнедеятельности, в том числе и трудных.
Эффективность формирования социальной компетентности подростков в образовательном учреждении обеспечивается реализацией взаимосвязанных стратегий: развивающей и формирующей. Развивающая стратегия предполагает создание условий, стимулирующих развитие базовых составляющих социальной компетентности, стремление подростка к самореализации в социуме социально-позитивными методами, и реализуется через организацию образовательной среды учреждения.Формирующая стратегия заключается в помощи подросткам в обретении «социальной умелости»; осуществляется через реализацию специальных программ по формированию базовых составляющих социальной компетентности с учетом возрастных особенностей.
Готовность педагога-психолога к работе с подростками «группы риска» включает следующие взаимосвязанные и взаимообусловленные компоненты: ценностно-личностный (установка на работу с подростками «группы риска», система необходимых личностных качеств); когнитивный (знания об особенностях подростков «группы риска»; о сущности, структуре, возрастных аспектах социальной компетентности; характере, содержании и методах социально-педагогической деятельности по формированию у подростков «группы риска» социальной компетентности); деятельностный (развитые диагностические, прогностические, проектировочные, организаторские, коммуникативные умения, обеспечивающие формирование у подростков «группы риска» социальной компетентности).
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.