г. Шымкент
Лицей № 9 им. О. А. Жолдасбекова
учитель русского языка и литературы
Кадирова Айжан Шариповна
Эссе
«Учитель - мое призвание»
Размышляя о том, что писать , я вспомнила высказывание Л. Н. Толстого :
«Не тот учитель , кто получает воспитание и образование учителя ,а тот , у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть , должен быть и не может быть иным...» .
Я не дописала цитату до конца , чтоб у читателя не возникло впечатления ,будто я хочу отнести слова классика к себе. А потому, что я хочу осмыслить и показать свое понимание профессии и призвания учитель.
В детстве я всегда хотела стать педиатром, в силу того, что очень любила детей и всегда играла «в доктора ». Хочу сказать , что училась я не совсем хорошо , как того хотели бы мои родители ( старшая сестра окончила школу с золотой ) , но мне легко давались уроки русского языка и литературы . Моему нежеланию учиться способствовало несколько причин , о которых я хочу умолчать.
А когда пришло время моего выбора , мечта стать детским врачом столкнулась с суровой реальностью , потому что старшая сестра поступила в медицинский институт в городе Алма-Ате и нужно было кому-то остаться в семье ,чтобы помогать маме , так как после меня еще двое младших братьев .
Выбор ВУЗа был невелик : технологический , педагогический и культурно-просветительский . Учитывая , что склонностей к естественным наукам, а тем более , к какому-либо искусству у меня к тому времени не обнаружилось, нетрудно догадаться ,что я поступила в пединститут , на филологический факультет по специальности «Русский язык и литература в национальной школе». «Специальность престижная »,,-говорил папа и был прав : был 1986 год.
И вот тут случилось то , что на всю жизнь определило мою профессиональную судьбу.. Нам преподавали замечательные педагоги , благодаря которым я окунулась в мир искусства-литературы , получила отличные знания по предметам , они научили любить свою профессию. Так я стала учителем.
Но можно было любить свою профессию , когда в нашей стране учителям , да и не только , жилось нелегко?
Им никогда не было легко : ни со дня принятия Независимости , когда не было ни авторитета , ни достойного материального положения , да и , пожалуй , до сегодняшнего дня . И именно в таких непростых моментах проявляется то, насколько человек предан профессии, своему призванию . Это и есть то, что Л. Толстой назвал «внутренней уверенностью» в невозможность быть никем иным.. И я поняла ,что такую уверенность могут иметь по – настоящему, великодушные , скромные и интеллигентные , совестливые и самоотверженные люди.
Почему я не ушла? Ведь мучили же меня сомнения : действительно ли это то, что я хочу и могу? Смогу ли противостоять экономическим сложностям и нужна ли моя специальность в настоящее время ? Тогда , когда всем было нелегко , я бы на эти вопросы не ответила А сейчас , спустя несколько десятилетий , как бы ни пафосно это звучало, я отвечаю с полной уверенностью : «Я верю в то, что профессия учитель позволяет сохранить свое достоинство , не опуститься до уровня обывательских интересов. Я полюбила свою профессию и люблю делать то , что , как говорил герой А.Баталова , «мне нравится , а не то , что выгодно или престижно» . Моей профессией я могу научить тому , чего так мало в современной жизни и много в литературе : бескорыстной помощи другим, истинного сострадания к ближнему , любви к Родине. Тем, кто в будущем хочет стать учителем , должен пройти большую школу и обладать той уверенностью, о которой говорил русский классик.
Сегодня очень много делается для того , чтобы повысить статус учителя: повышение заработанной платы, освобождение от внешкольных мероприятий и многое другое. Но свой «статус» каждый учитель формирует сам.
У меня нет какой-то специальной разработанной системы . Я стараюсь проводить уроки так ,чтоб им было интересно учиться. Достигается это тем, что просто беру то лучшее ,что было в советской школе, синтезирую с тем новым, что сейчас есть в обновленном содержании образования и использую их на уроке.. Особенно те приемы , которые призваны развитию функциональной грамотности, что поможет им в дальнейшем, яркие эмоциональные примеры из жизни , использование игровых приемов на занятиях продуманную практику награждения прилежных учеников и стимуляцией детей, имеющих слабую мотивацию. Не всегда идет все по плану , по которому я готовлю урок, и тогда я импровизирую Мои ученики не получат «плохо » за то, что не написали основную часть эссе, а просто переписали то, что дано, что их не затронула прослушанная классическая музыка, связанная с темой урока или картина ,по которой они будут писать сочинение (уверена, что это придет со временем ). Но они получат положительную оценку, если напишут свое суждение в сочинении, потому что я уважаю их мнение.
Мне нравятся слова героини Б. Брыльской : « Я учу их, а они учат меня..» из кинофильма «Ирония судьбы или с легким паром.». В своих учениках я вижу свое отражение . Они учат меня быть сильной, смелой , верить в себя. Мне не стыдно сказать им спасибо за это. Я должна быть в курсе всего , что окружает маленького человека , чем дышит современный подросток . А для этого нужно постоянное самосовершенствование , яркая эрудиция .И я учусь.
Я должна быть в курсе всех жизненных проблем подростков, вовремя подсказать , прийти на помощь. То есть должна быть незримая связь между нами . Может, поэтому они делятся со мной тем , что не могут сказать друзьям или близким . Их доверие дорогого стоит.
Один из моих учеников на уроках сидел всегда отстраненно, часто лил слезы , если у него что-то не получалось или дерзил одноклассникам .
Но всегда был готов помочь во всем, когда дело не касалось учебы. Однажды после очередного взрыва эмоции мне удалось вызвать его на разговор. Оказалось, что в семье у него не все благополучно, у него еще есть маленький новорожденный братик, поэтому большую часть домашней работы приходится выполнять ему самому. Конечно , мы не всегда владеем необходимой информацией о семейных неурядицах наших учеников. Но вовремя почувствовать и прийти на помощь мы должны и обязаны.
Нравятся ли детям мои уроки ? Останется ли след в их душах ? Отвечать за детей, с моей стороны, нескромно и не все становятся отличниками по моему предмету . Но ответом на первый вопрос может служить то ,что по окончании уроков многие из них говорят: «Спасибо за урок.».
Я стараюсь видеть и уважать в каждом из них Личность . Вежливость и тактичность со стороны всех участников учебного процесса –то, что я хочу видеть и чему учу на своих уроках, и стараюсь показать своим примером.
Я стараюсь не просто научить чему-то, а научить учиться .
Если они станут личностями , имеющими свое мнение, суждение по тому или иному вопросу, просто хорошими людьми- это и будет ответом на второй вопрос .
Жизнь современного ученика такая же динамичная , как и окружающий его мир , общество. Современные технологии позволяют ему прекрасно ориентироваться в огромном мире информации . Нынешний ребенок на «ты» с компьютером . Он легко погружается в пучину Интернета . Все это, бесспорно, развивает ребенка ( если это правильная информация) , его способности, но не всегда душу. И здесь неизменной останется роль учителя , который на жизненных и литературных примерах поможет воспитать отзывчивость, доброту , умение сопереживать, помогать друг другу , находить компромиссы. Жизнь идет , меняется мир , меняются люди, эпохи , многие профессии в ближайшем времени исчезнут , и с велением времени взамен придут новые , облегчающие жизнь людей. Но мою профессию невозможно заменить ни дистанционным обучением , ни электронными учебниками. Не заменит Учителя и его живое слово ни один компьютер! В этом я уверена, как ни в чем другом.
.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.