Эссе на тему «Я – Учитель языка предков!»
Самым важным явлением в
школе, самым поучительным
предметом, самым живым
примером для ученика
является сам учитель. Он
олицетворенный метод обучения, само воплощение принципа
воспитания.
Дистервег.
Я – учитель словесности… Судьба? Наверное, да. Учительство – это искусство, мой труд не менее творческий, чем труд писателя и композитора, но более ответственный. Я обращаюсь к душе человеческой не через музыку, как композитор, не с помощью красок, как художник, а через слово. Я воспитываю своей личностью, своими знаниями, своим отношением к миру.
Все мы являемся свидетелями того, как значительная часть современной молодёжи утрачивает традиционную для России культуру речи. Источником пополнения словарного запаса для молодых людей становятся не сокровища народной или классической русской литературы, а загрязнённый жаргоном язык развлекательных телепрограмм, жёлтой прессы и низкопробной эстрады. Формируемое современной информационной средой «клиповое сознание» мешает приобретению полноценных навыков связного изложения мыслей, логического рассуждения. Никак не могу забыть напечатанную в журнале «Русская речь» статью Ирины Михайловны Фатеевой «Как мы будем жить дальше?». Автор изливает боль души за повреждённое мировосприятие родного народа. За родной язык, за Родину. Бедность словаря, мыслительная тяжеловесность, неповоротливость – это сегодня и есть картина мира, «наше действительное сознание». А ведь языковая бедность, на мой взгляд, приведёт к определённому результату: чем примитивнее язык человека, тем скуднее его мышление. Включившись во взрослую жизнь, молодой человек не справится с ней: из-за убогости языка он будет бессилен в общении, не сможет ни объяснить что-либо окружающим, ни воспринять и усвоить достойную идею. Ещё сто лет назад Фёдор Михайлович Достоевский предупреждал: «Так, как мы говорим сегодня, мы будем жить завтра».
По сути дела, мы готовимся к миру, где базовое умение — видеть общую картину, понимать ее неопределенность и не бежать от нее. Самый большой страх и в жизни, и в школе — это страх войти в открытую дверь, и в этом смысле мир меняется. Да, и книги, и школы пройдут трансформацию, но останутся. А учитель будет мотиватором, навигатором, коммуникатором в мире информации. Актуальна мысль К.Д. Ушинского в том, что «в деле обучения и воспитания, во всём школьном деле ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя».
В новых условиях трансформируется моё сознание. Для того чтобы противостоять этим тревожным явлениям, я осваиваю передовые педагогические технологии. Индивидуализация — одна из многих интересных технологий образования, но это только технология, поэтому я резко развожу персональное образование, формирование личности, где ключевая задача — готовность к изменениям, и различные инструменты, такие как индивидуальная траектория.
Я за «вариативное образование», связанное с выбором. Оно возникло как ценностная установка, за которой стоит не просто идея выбора школ или учебников. Вариативность — это основа разнообразия, поиска. Это способность к разработке разных вариантов развития. Жизненный путь каждого из нас — история отклоненных альтернатив, кем мы хотели стать и кем мы не стали. Это множество вариантов. Вариативность для меня была, есть и будет ценностной, идеологической, а не инструментальной установкой. Вариативность — это путь выбора самого себя. Это ключевой выбор, самый тяжелый выбор в жизни.
На своём поприще я не забываю и лучшие достижения прошлого. Что такое школа?
Школа — это культурное пространство, где договариваются поколения, которое четко сконструировано, и его конструктора зовут Ян Амос Коменский. Именно в его работах была предложена технология массового обучения, идея дисциплины и школьного года. Урок, заданный Коменским, — это особая форма общения: монологическая, авторитарная и, как правило, закрытая. И как бы мы ни пытались в течение многих веков выскочить из сюртука Яна Амоса Коменского, этого замечательного моравского епископа, мы все равно используем технологию образования, предложенную этим мыслителем.
С чем идти на урок сегодня, что нести? Талантливое слово, впечатляющий образ, острую мысль, трепетное чувство. Урок литературы в школе стоит на особом положении. Это не просто урок с определёнными целями, задачами, выбором педагогических технологий и современных методик преподавания, это скорее – осмысление, очарование, открытие, удивление, восторг, проникновение, прочувствование. Это, прежде всего урок искусства, призванный формировать Личность, Человека, Гражданина. Литература и словесность дают молодому человеку то, что он пока не находит и в дальнейшем не всегда найдёт в окружающей жизни, - яркие образы, примеры, идеалы человеческого счастья. На каждом уроке мои ученики рассматривают ситуации нравственного выбора героев, тем самым готовясь к самостоятельному решению нравственных проблем в ситуации выбора.
Преподавать литературу в школе – это мастерство, овладеть которым – дело жизни и чести каждого учителя – словесника.
Слить в один поток обучение и воспитание, учить мыслить и учить чувствовать – вот цель и назначение моей миссии в школе. Основа основ нравственного и эстетического воздействия – всегда есть художественный текст, само произведение. Если оно не прозвучало на уроке, если ученик, не перечувствовал, он так и останется равнодушным. Иной раз можно услышать:
- Терпеть не могу Маяковского!
- Гоголь – фу! Тоска!
- Не люблю Толстого!
Ни Маяковский, ни Блок, ни Толстой ответственность за эту яростную нелюбовь не несут. Герои книг, которые мы изучаем в школе, могут заговорить взволнованно и страстно лишь тогда, когда будут пропущены через такое же взволнованное и страстное сердце учителя. Звёзды зажигают звёзды. И воспитывать в ученике яркую, незаурядную личность может только такая же личность.
В книге «Родное слово» Константин Дмитриевич Ушинский показал значение родного языка для духовной жизни человека, для его культуры. «Человек долго вдыхал
в себя воздух, прежде чем узнал о его существовании, и долго знал о существовании воздуха, прежде чем открыл его свойства, его состав и его значение в жизни тела. Люди долго пользовались богатством родного слова, прежде чем обратили внимание на сложность и глубину его организма и оценили его значение в своей духовной жизни». Да, мы постоянно дышим воздухом и обычно не думаем об этом. Лишь когда воздух бывает не очень свежим или отравленным, мы начинаем беспокоиться, потому что дышать становится трудно. А как хорошо дышится в саду или лесу! Тогда нет никакой необходимости доказывать – как приятно и полезно дышать чистым и свежим воздухом… Вот почему так важно сберечь чистоту родного слова.
Что такое язык? Прежде всего, это не только способ выражать свои мысли, но и творить свои мысли. Каждое слово языка, каждая его форма есть результат мысли и чувства человека, через которые отражаются поступки и деяния, а в широком смысле слова отражается история народа. Коренные русские слова помнят всю мировую историю, свидетельствуют об этой истории, раскрывают её загадки. Приведу в пример слово «СЕМЬЯ». Оно произошло от слова «СЕМя». Крепкие и многодетные СЕМьи - СЕМена Родины! СЕМья – единение Родителей и Детей под крышей отчего дома. Семь + Я и три колена вверх и вниз: Прадеды, Деды, Родители, Я, Дети, Внуки, Правнуки. Я стремлюсь донести до своих учеников мысль о том, что Слово – Живое, оно имеет свой размер, цвет, вкус, запах, объём, память, историю, предназначение, силу и нежность. Только люди, почему-то, об этом забыли. В Русской Азбуке – и только в ней! – есть содержание, в ней самоценна каждая буква! Не зашифровано, а открытым текстом сформулировано в этом гениальном Творении Кирилла и Мефодия «Послание к славянам», - его носителям и хранителям. Все буквы Азбуки объединены во фразы, совокупность которых и составляет азбучное Послание. Мне очень хочется донести до каждого ученика мудрость каждой строчки.
«Я
знаю буквы:
Письмо – это достояние.
Трудитесь усердно, земляне,
Как подобает разумным людям –
Постигайте мироздание!
Несите слово убежденно –
Знание – дар Божий!
Дерзайте, вникайте, чтобы
Сущего свет постичь!»
Это – не фантастика. Это – наш Родной Язык!
И напоследок от себя.
Слово «ЛЮБОВЬ» означает «Люди Бога Ведают»!
«ЛЮ» – «ЛЮДИ»,
«БО» – «БОГ»,
«В» – «ВЕДАЮТ».
Да
умножится, да возрастёт усердие к русскому слову и в деталях, и в слушателях!
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.