Эссе «Диалоговое обучение». «Только в диалоге развивается способность мыслить. В беседе, спрашивании создаются условия для взаимодействия понимающих сознаний» (М. М. Бахтин). Человек, являясь разумным социальным существом, обладающим связной речью, чья мыслительная деятельность строится на словестно-образной основе, не может развиваться без речи, разговора, а значит и диалога. Диалог, для меня, это взаимообщение, взаимодействие и взаимный обмен информацией, мнениями, собственными позициями, аргументами, эмоциями. Это всегда активная форма взаимодействия двух и более субъектов. Под субъектами диалога я предполагаю отдельных людей, группы, позиции.
эссе Диалоговое обучение.doc
Эссе «Диалоговое обучение».
«Только в диалоге развивается способность мыслить.
В беседе, спрашивании создаются условия
для взаимодействия понимающих сознаний»
М. М. Бахтин
Человек, являясь разумным социальным существом, обладающим связной речью, чья
мыслительная деятельность строится на словестнообразной основе, не может развиваться
без речи, разговора, а значит и диалога. Диалог, для меня, это взаимообщение,
взаимодействие и взаимный обмен информацией, мнениями, собственными позициями,
аргументами, эмоциями. Это всегда активная форма взаимодействия двух и более
субъектов. Под субъектами диалога я предполагаю отдельных людей, группы, позиции.
Рассматривая сегодняшнюю тему, необходимо уточнить, что диалоги могут быть
различными, как по своим видам, так и по своей цели. К видам диалога мы можем отнести
научный спор, переговоры, переписку, дискуссию, диспут и т.д. Говоря о диалоге в
процессе обучения, можно выделить проблемный, побуждающий и подводящий диалоги. У
каждого из этих диалогов своя цель, так в ходе проблемного диалога выявляется проблема,
обсуждаются пути решения данной проблемы путём обмена информацией, мнениями,
опытом. Побуждающий диалог способствует повышению мотивации, формированию у
учащихся интереса, желания найти решение проблемы. В ходе побуждающего диалога
учитель с помощью стимулирующих реплик, открытых вопросов, провокации, ситуации
риска, развивает у учащихся творческое мышление, подводит к осознанию проблемы,
побуждает формулировать новые вопросы, высказывать свои гипотезы и предположения.
Целью подводящего диалога является «открытие», к которому учащиеся пришли
благодаря, выстроенной учителем логической цепочки вопросов. При подготовке
подводящего диалога учитель должен продумать пошаговую систему вопросов, которая
приведёт ребят к необходимому результату.
Тема диалога и диалогического обучения в современной педагогике очень актуальна,
этим вопросам посвящены исследования таких учёных, как Мерсер, Литлтон, Александер,
Выготский, Фриери и другие. В своей теории обмена мыслями Мерсер не только
определяет три типа бесед – дебаты, кумулятивная и исследовательская, но и называет их
признаки, составляющие элементы. Фриери подчёркивает, что каждый человек способен
критически принимать участие в учебном процессе и в диалогической беседе с другими
людьми. Так же Фриери предлагает шесть требований к образованию. Образование должно
быть совместным, критическим, демократичным, диалогическим, ориентированным на
исследования и аффективным. Учёныеисследователи подчёркивают необходимость при
планировании и проведении диалогового обучения использовать такие техники постановки
вопросов, как побуждение, апробирование, переориентация. Нужно шире применять
вопросы высокого порядка и как можно меньше вопросы низкого порядка (закрытые
вопросы).
При использовании диалогического обучения большие требования предъявляются к
учителю. Учитель должен выстроить учебный процесс и подобрать необходимый тип
беседы, правильно сформулировать вопросы, организовать диалог так, чтобы учащиеся
выступали если не в ведущей роли, то хотя бы в роли равного учителю субъекта диалога.
Учитель должен уметь слушать и слышать ученика, уметь правильно реагировать и
отвечать на ответы и вопросы учеников.
В своей практике я практически на каждом уроке использую диалогические формы
обучения, ведь их можно использовать на каждом этапе урока. Применение таких форм,
как дискуссия, диспут, дебаты, ролевые игры, способствует развитию у детей коммуникативных качеств, формированию ораторских навыков, умению
взаимодействовать с другими людьми, высказывая и отстаивая собственное мнение. Я
часто провожу прессконференции по различным учебным темам, к которым привлекаются
дети, начиная с 78 класса, данная форма позволяет формировать у учащихся этикет
публичных выступлений, умение чётко и лаконично формулировать вопрос и давать
аргументированный ответ. Большим подспорьем в моей работе является групповая работа.
Работая в группе, учащиеся выполняют общее задание, при этом в ходе работы они
обсуждают задание, форму реализации своих идей, содержание презентации. С 5 класса
работаю над умением детей правильно формулировать вопросы и ответы. Высказывая своё
мнение приводить аргументы и доказательства.
Изучая данную тему на курсах, я смогла проанализировать собственную деятельность
по применению диалогового обучения, выявила следующее: все типы бесед мною на
практике применяются, но не достаточно уделяется внимания подбору вопросов в
соответствии с таксономией Блума, не анализировала диалоги, как побуждающий и
подводящий. При проведении урока не всегда до конца дослушиваю ученика, как правило,
так происходит, когда с первых слов ученик даёт явно не правильный ответ. Иногда диалог
на уроке превращается в мой монолог.
Подводя итог, я хочу сказать, что наметила для себя определённые моменты, над
которыми, мне необходимо поработать и исправить. Это «не перетягивать одеяло» в ходе
диалога на себя, внимательно выслушивать все ответы учащихся, более ответственно
подходить к планированию диалогового обучения, к определению цели, формы, типа
диалога, подбору соответствующих вопросов. Продолжить работу над формированием у
учащихся умения самостоятельно вести диалог, участвовать в дискуссии, дебатах.
«Если хочешь, чтобы тебя поняли, скажи о том, что тебя волнует».
27.09.2012г. Баранова Т.В.
Эссе «Диалоговое обучение».
Эссе «Диалоговое обучение».
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.