Эссе «Диалоговое обучение».
Оценка 4.8

Эссе «Диалоговое обучение».

Оценка 4.8
Семинары
doc
классное руководство
5 кл
15.04.2018
Эссе «Диалоговое обучение».
Эссе «Диалоговое обучение». «Только в диалоге развивается способность мыслить. В беседе, спрашивании создаются условия для взаимодействия понимающих сознаний» (М. М. Бахтин). Человек, являясь разумным социальным существом, обладающим связной речью, чья мыслительная деятельность строится на словестно-образной основе, не может развиваться без речи, разговора, а значит и диалога. Диалог, для меня, это взаимообщение, взаимодействие и взаимный обмен информацией, мнениями, собственными позициями, аргументами, эмоциями. Это всегда активная форма взаимодействия двух и более субъектов. Под субъектами диалога я предполагаю отдельных людей, группы, позиции.
эссе Диалоговое обучение.doc
Эссе «Диалоговое обучение». «Только в диалоге развивается способность мыслить.  В беседе, спрашивании создаются условия  для взаимодействия понимающих сознаний» М. М. Бахтин            Человек, являясь разумным социальным существом, обладающим связной речью, чья мыслительная деятельность строится на словестно­образной основе, не может развиваться  без речи, разговора, а значит и диалога. Диалог,  для меня,  это взаимообщение,  взаимодействие и взаимный обмен информацией, мнениями, собственными позициями,  аргументами, эмоциями.  Это всегда активная форма взаимодействия двух и более  субъектов. Под субъектами диалога я предполагаю отдельных людей, группы, позиции.            Рассматривая сегодняшнюю тему, необходимо уточнить, что диалоги могут быть  различными, как по своим видам, так и по своей цели. К видам диалога мы можем отнести  научный спор, переговоры, переписку, дискуссию, диспут и т.д. Говоря о диалоге в  процессе обучения, можно выделить проблемный, побуждающий и подводящий диалоги. У  каждого из этих диалогов своя цель, так в ходе проблемного диалога выявляется проблема, обсуждаются пути решения данной проблемы путём обмена информацией, мнениями,  опытом. Побуждающий диалог способствует повышению мотивации, формированию у  учащихся интереса, желания найти решение проблемы. В ходе побуждающего диалога  учитель с помощью стимулирующих реплик, открытых вопросов,  провокации, ситуации  риска, развивает у учащихся творческое мышление, подводит к осознанию проблемы,  побуждает формулировать новые вопросы, высказывать свои гипотезы и предположения.  Целью подводящего диалога  является «открытие», к которому учащиеся пришли   благодаря, выстроенной учителем логической цепочки вопросов. При подготовке  подводящего диалога учитель должен продумать пошаговую систему вопросов, которая  приведёт ребят к необходимому результату.            Тема диалога и диалогического обучения в современной педагогике очень актуальна,  этим вопросам посвящены исследования таких учёных, как  Мерсер, Литлтон, Александер, Выготский, Фриери и другие. В своей теории обмена мыслями Мерсер не только  определяет три типа бесед – дебаты, кумулятивная и исследовательская, но и называет их  признаки, составляющие элементы. Фриери подчёркивает, что каждый человек способен  критически принимать участие в учебном процессе и в диалогической беседе с другими  людьми. Так же Фриери предлагает шесть требований к образованию. Образование должно  быть совместным, критическим, демократичным, диалогическим, ориентированным на  исследования и аффективным. Учёные­исследователи подчёркивают необходимость при  планировании и проведении диалогового обучения использовать такие техники постановки  вопросов, как побуждение, апробирование, переориентация. Нужно шире применять  вопросы высокого порядка и как можно меньше вопросы низкого порядка (закрытые  вопросы).      При использовании диалогического обучения большие требования предъявляются к  учителю. Учитель должен выстроить учебный процесс и подобрать необходимый тип  беседы, правильно сформулировать вопросы, организовать диалог так, чтобы учащиеся  выступали если не в ведущей роли, то хотя бы в роли равного учителю субъекта диалога.  Учитель должен уметь слушать и слышать ученика, уметь правильно реагировать и  отвечать на ответы и вопросы учеников.        В своей практике я практически на каждом уроке использую диалогические формы  обучения, ведь их можно использовать на каждом этапе урока.  Применение таких форм,  как дискуссия, диспут, дебаты, ролевые игры, способствует развитию у детей коммуникативных качеств, формированию ораторских навыков, умению  взаимодействовать с другими людьми, высказывая и отстаивая собственное мнение. Я  часто провожу пресс­конференции по различным учебным темам, к которым привлекаются дети, начиная с 7­8 класса, данная форма позволяет формировать у учащихся этикет  публичных выступлений, умение чётко и лаконично формулировать вопрос и давать  аргументированный ответ. Большим подспорьем в моей работе является групповая работа. Работая в группе, учащиеся выполняют общее задание, при этом в ходе работы они  обсуждают задание, форму реализации своих идей, содержание презентации. С 5 класса  работаю над умением детей правильно формулировать вопросы и ответы. Высказывая своё  мнение приводить аргументы и доказательства.       Изучая данную тему на курсах, я смогла проанализировать собственную деятельность  по применению диалогового обучения, выявила следующее: все типы бесед мною на  практике применяются, но не достаточно уделяется внимания подбору вопросов в  соответствии с таксономией Блума, не анализировала диалоги, как побуждающий и  подводящий. При проведении урока не всегда до конца дослушиваю ученика, как правило,  так происходит, когда с первых слов ученик даёт явно не правильный ответ. Иногда диалог на уроке превращается в мой монолог.       Подводя итог, я хочу сказать, что наметила для себя определённые моменты, над  которыми, мне необходимо поработать и исправить. Это  «не перетягивать одеяло» в ходе  диалога на себя, внимательно выслушивать все ответы учащихся, более ответственно  подходить к планированию диалогового обучения, к определению цели, формы, типа  диалога, подбору соответствующих вопросов. Продолжить работу над формированием у  учащихся умения самостоятельно вести диалог, участвовать в дискуссии, дебатах. «Если хочешь, чтобы тебя поняли, скажи о том, что тебя волнует». 27.09.2012г.                                                                                                             Баранова Т.В.

Эссе «Диалоговое обучение».

Эссе «Диалоговое обучение».

Эссе «Диалоговое обучение».

Эссе «Диалоговое обучение».
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.04.2018