Эссе «Формирование духовных ценностей личности в системе образования»
Малое деревцо, куда наклонить его, туда и будет расти, новый сосуд будет издавать тот запах, каким напитаете вы его, вливая в него или смрадную жидкость, или ароматную и чистую. Тихон Задонский
Это высказывание в полной мере раскрывает ответственность педагогов современности за подрастающее поколение.
Начало ХХІ столетия ознаменовано пристальным вниманием к человеку как основе развития стабильного гармонического общества. Духовность как основная характеристика личности на протяжении многих лет относилась преимущественно только к религиозной сфере. Сейчас эта категория уже является полноправной для большинства наук и рассматривается как основа бытия человека и вектор его жизнедеятельности.
Формирование духовных ценностей личности в системе образования сегодня является важнейшей социально-педагогической задачей. От ее решения в значительной степени зависит состояние общественной морали, социальных отношений в стране, будущее российского общества и государства.
Современные социально-экономические условия привели к превалированию материальных ценностей над духовными и, как следствие, к дегуманизации общества. Наряду с новыми открывшимися возможностями в России начали развиваться негативные явления, присущие “обществу потребления”.
Насилие, недоброжелательность, взаимная нетерпимость, озлобленность, жестокость, агрессивность все чаще проявляются в обществе, а через средства массовой информации и социальное окружение все больше распространяются среди подрастающего поколения. Вследствие этого проявилась тенденция снижения общего уровня морально-этических норм и убеждений во всех социальных звеньях, в частности, в системе образования.
Наряду с этим основу развития современного стабильного и высокоразвитого общества составляют личности с высоким уровнем духовной культуры, которая должна формироваться на всех этапах воспитания и обучения.
Только воспитание у подрастающих поколений стойких моральных убеждений на основе традиционных исторических, духовных, культурных ценностей позволит обеспечить успешное социальное развитие России, сохранить социальный институт семьи, укрепить государство, его авторитет в международном сообществе. Достигнуть это возможно при условии объединения усилий важнейших социальных институтов – государственных органов власти и местного самоуправления, системы образования и Церкви.
Обучающийся колледжа – это развивающаяся, социально еще не зрелая, но, вне всякого сомнения, личность, на пути развития которой встречаются различные «символы» добра и зла.
Воспитание — важнейшая функция любого общества, процесс социальный, складывающийся из целенаправленных влияний на поведение и деятельность человека всех воспитательных институтов общества, воздействия среды, активности самой личности как субъекта этого процесса.
Эффективное профессиональное обучение учащихся, формирование личности будущего рабочего возможны при глубокой и разносторонней подготовке инженерно-педагогических кадров, постоянном совершенствовании их мастерства.
Во времена информационных и промышленных технологий очень мало места остается нам на осмысление вечных ценностей, для работы над чистотой своей души, над нашими действиями, поступками, помыслами. Без духовности останавливается прогресс, самые глубокие научные знания становятся неполезными, вырождается наука, гибнет культура. На современном этапе мы должны сделать все необходимое, чтобы в учебных заведениях всегда был приоритет воспитания, чтобы образование молодежи осуществлялось на духовно-моральной и морально-этичной основе.
Традиционное понятие образования, как овладения знаниями, умениями и навыками и подготовка учащихся к жизни вытесняется более широким взглядом на образование: становление человека, поиск самого себя, неповторимой индивидуальности, духовности, творческого потенциала.
Учить учащихся разуму, добрым поступкам, учить принимать решения, быть гуманными, чуткими и мудрыми – намного сложнее, чем научить их математическим наукам или иностранному языку.
Действенным способом воспитания личности в учебном процессе выступает целенаправленное создание ситуаций, при которых у учащихся возникает стойкая ориентация на продуктивные деятельностные или поведенческие взаимоотношения.
К наиболее эффективным относятся интерактивные технологии, с помощью которых педагог в ходе общения с воспитанником интерпретирует жизненные ситуации, влияет на конструирование им своих личных действий, способствует активизации деятельности воспитания, поправляет его в самоконтроле и саморегуляции.
При формировании духовно-нравственной культуры важно опираться на эмоции и человеческие чувства, такие как сопереживание, гордость, стыд, жалость.
Педагог – профессия, суть которой не только транслировать знания, а высокая миссия сотворения личности, утверждения человека в человеке. Именно учитель определяет будущее детей, закладывает фундамент их личностей.
Своё предназначение, как педагога, вижу в наставничестве, в воспитании духовно-нравственных начал, сохранении и приумножении чистых, светлых и прекрасных образов на пути к формированию индивидуальности и гармонии личности.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.