Сочинение-эссе стало популярным жанром в школах Казахстана. Традиционное сочинение-рассуждение в старших классах сдает свои позиции, уступая в популярности жанру интерпретации. Жанр эссе, тем более, именно эссе пишут выпускники на итоговой аттестации за курс средней школы. А готовить к этому нужно заранее. Еще в средних классах необходимо учить писать сочинения-рассуждения, сочинения-размышления. На примере тем по литературе в 10 классе предлагаю материал по данной теме.
Дробязко Н. Эссе в школьной программе.docx
Дробязко Н. В., учитель русского языка и литературы
КГУ «Донецкая средняя школа» Тайыншинского района СКО
Республика Казахстан
В последнее время традиционное сочинениерассуждение в старших классах сдает
свои позиции, уступая в популярности жанру интерпретации. Однако сочинение можно
сделать более привлекательным для учащихся, если использовать его нетрадиционные
жанры, в частности, жанр эссе, тем более именно эссе пишут выпускники на итоговой
аттестации за курс средней школы.
Первым этапом является лексическая работа учащихся, которые по заданию учителя
находят толкование термина в различных справочниках. В итоге получается примерно
следующее:
1. Эссе жанр критики, литературоведения, характеризующийся свободной
трактовкой какойлибо проблемы. Автор эссе анализирует избранную проблему
(литературную, эстетическую, философскую), не заботясь о систематичности изложения,
аргументированности выводов, общепринятости вопроса и т.п.
(Словарь литературоведческих терминов)
2. Эссе разновидность очерка, в котором главную роль играет не воспроизведение
факта, а изображение впечатлений, раздумий и ассоциаций. Эссеистический стиль
отличается образностью, афористичностью, близостью к разговорной речи. Встречаются
эссе философские и литературнокритические. Последние не претендуют на анализ
произведения, ограничиваются рассуждениями о нем, подчеркивая субъективность
отношения.
(Краткий словарь литературоведческих терминов)
3. Эссе прозаический этюд, представляющий общие или предварительные
соображения о какомлибо предмете или по какомулибо поводу, нередко случайному.
(Словарь иностранных слов)
Обсудив и обобщив все эти толкования, мы вместе с учащимися формулируем и
записываем свое: «Эссе нетрадиционный жанр сочинения на свободную тему, автор
которого в образной, афористичной форме излагает свои соображения, впечатления,
раздумья и ассоциации». Руководствуясь принципом «Лучше один раз увидеть, чем сто раз
услышать», мы даем учащимся возможность ознакомиться с лучшими образцами
эссеистики. Среди них «Золотая роза» Паустовского, «Письма о добром и прекрасном» Д.Лихачева. В процессе анализа этих текстов учащиеся записывают особенности жанра
эссе:
Обращение к философским, литературоведческим, эстетическим, историческим,
социальным проблемам.
1. Преобладание впечатлений, а не фактов.
2. Субъективность и неаргументированность авторской позиции.
3. Свободная форма изложения, отсутствие строгой композиции.
4. Смешение речевых пластов.
5. Наличие средств художественной изобразительности.
6. Эмоциональность речи.
7. Сравнительно небольшой объем.
При изучении программного курса мы предлагаем желающим попробовать свои силы
в этом жанре, предлагая следующие темы:
В чем ценность жизни? (По роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»)
«Мысль изреченная есть ложь» (по лирике Тютчева)
Мир как красота (по лирике Фета)
«Чтобы жить честно... » (по роману „Война и мир»)
Легко ли быть молодым? (по творчеству И.С.Тургенева)
Конечно, сочинения в жанре эссе в большей степени удаются филологически
одаренным и мотивированным учащимся именно такие с удовольствием принимают
участие в многочисленных творческих конкурсах, где часто востребован именно этот жанр.
Но, кроме того, учащихся нужно готовить к итоговой аттестации, где каждый должен
показать свою гражданскую позицию и социальную зрелость.
Эссе как жанр школьного сочинения
Эссе как жанр школьного сочинения
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.