Эссе "Моя педагогическая философия"

  • Повышение квалификации
  • docx
  • 08.04.2019
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Данная работа содержит размышление о выборе профессии, о предназначении учителя, о долгом педагогическом труде длиною в 30 лет. Также идет речь о сокровенном, о личном подходе к образованию, к школе и к ученику в отдельности. Вообщем, своеобразный полет мыслей и души.
Иконка файла материала эссе.docx
Эссе                             "Моя педагогическая философия"                            учителя русского языка и литературы                            КГУ "Вишнёвская СШ"                            Тайыншинского района                             Северо­Казахстанской области                            Свинцицкой Наталии Васильевны30 лет…. Много или мало…Смотря в каких масштабах измерять. В этом году на чествовании ветеранов труда поймала себя на мысли, что сейчас я старше, чем были они, когда я пришла на работу. Удивительно быстро пробежало время.          Падают   листья   …   Один,   второй,   третий   …   Кружатся   в   воздухе, переливаются на солнце и тихо ложатся на землю. Как красиво! Я иду на работу. С чего она начинается? С первой торжественной линейки, с первого волнительного стихотворения и букетов цветов в новом учебном году?   … Почему   я   стала   учителем? Жизнь   человека   ­  это   лабиринт   и   каждый   сам выбирает   путь   по   которому,   достигает   своей   цели.   Мой   путь   –мой сознательный выбор быть учителем. Этот   выбор сделан     в   самом раннем детстве. Я порой даже думаю: «А может не я выбрала эту профессию, а она, долго,   терпеливо   и   настойчиво   выбирала».   Тогда,   в   далеком   детстве,   мне казалось: интереснее нет профессии. Ведь это здорово: учить, показывать, что ты знаешь больше, что ты умнее…       Вот уже за плечами тридцать лет беспрерывного педагогического стажа. Уроки,   классные   часы,   олимпиады,   психолого­педагогические   практикумы, методические объединения, педсоветы, тетради, планы,  аттестация … Целый калейдоскоп   красивых   и   …   некрасивых   картинок.   Размышляя   о   своём жизненном   пути,   я   прекрасно   понимаю,   что   не   могу   провести   грань,   где заканчивается работа и начинается личная жизнь. Потому, что учитель – это даже не профессия, а образ жизни. Безусловно, это есть и моя философия, моя дорога, зовущая и ведущая к счастью педагогического труда. Я счастлива тем, что не работаю учителем, а живу учителем. И, как оказалось, быть просто умнее,   мало.   Мало   научить   грамотно   писать.   Нужно   сделать   большее… Нужно,   чтобы   в   душу   запало…Нужно,  как   у   Астафьева,   чтобы   «зарубки» оставило, чтобы помнили. Прав Р. Олдингтон: «Всему, что необходимо знать, научить нельзя, учитель может сделать только одно – указать дорогу».           За последние годы существенно изменились приоритеты образования. Реализация   национального   проекта   «Образование»   в   очередной   раз подчеркнула   важность   этой   отрасли.   На   первый   план   современность выдвигает   цели   развития   личности   ученика,   формирования   и   развития   у школьников учебной деятельности. И я абсолютно согласна с этим. Важнее, на мой взгляд, каким будет ребенок, когда он вырастет? Сможет ли он сам найти пути   решения   задач,   поставленных   перед   ним   жизнью?   Будет   ли   ребенок «звездочкой» или растворится в толпе «серой мышкой»? А значит, главное предназначение   человека,   решившего   посвятить   себя   работе   с   детьми, заключается в том, чтобы помочь своим воспитанникам пройти трудный путь становления. Не сформировать личность, а создать условия для реализации ее способностей, не указать проторенный путь познания, а помочь найти свою,пусть даже узенькую и труднопроходимую тропу; не тянуть за руку на гору, находясь на ее вершине, а помочь преодолеть ее, вовремя подставив плечо.       «Чтобы открыть перед учеником искорку знаний, учителю надо впитать море света, ни на минуту не уходя от лучей сияющего солнца знаний» ­ эти слова В. А. Сухомлинского мне особенно близки.   «Учитель – это человек, который учится всю жизнь, только в этом случае он обретает право учить», ­ заметил В. М Лизинский.  Бесспорно, мудрая мысль! Я должна быть профессионалом в своём деле, шагать в ногу со временем, находиться в постоянном творческом поиске. Изучать, пробовать, осваивать, искать свою формулу успеха, никогда не останавливаться на достигнутом.     Я ­  филолог,  литератор.  А   художественное  слово,  общеизвестно,  играет важную   роль   в   духовном   становлении   личности,   интеллектуальном   и нравственном   её   развитии.   «В   слове   сокрыта   самая   великая   энергия человеческого   духа»,­   говорил   Фёдор   Абрамов.   И   чтобы   освоить   эту «великую   энергию   духа»,   я   просто   обязана   быть   не   только   учителем,   но артистом,   художником   слова,   горячо   влюблённым   в   своё   дело,   создавая будущее, быть человеком новой формации, видящим себя и свою профессию через десятки лет. Быть учителем ­ ответственно.     Быть учителем литературы ­ ответственно вдвойне. Почему?  Потому, что литература ­ это не просто вид искусства или школьный   предмет.         Русская   литература   всегда   была   носителем   и хранителем   великих   гуманистических   идей.   И   лучшие   русские   писатели стояли за эти идеи насмерть. Они чувствовали огромную ответственность за судьбы и за дела своих читателей. Поэтому произведения русской классики не только развивают ум, но и лечат душу.      Как донести эти истины до сердца каждого ребенка?        Ведь очень часто все наши красивые слова о роли литературы в жизни человека остаются всего лишь словами, а дети наши читают низкосортные журналы, смотрят бессмысленные фильмы, отвыкают думать и вместе с тем сострадать,   бескорыстно   любить.     Часто   задумываюсь   над   тем,   с   какими чувствами они идут к нам на уроки. Что ими движет?     Возможно, идут лишь потому, что необходимо получить образование. Ведь образование   ­   это   залог   будущего   благополучия.   Современное   общество ориентирует молодых людей на материальные, а не на духовные ценности. Вот и уроки наши становятся всего лишь трудной, но необходимой ступенькой к достижению пресловутого материального  благополучия.     Все это правильно.  Но только что же такое урок на самом деле?  Чего ждут от нас дети на учебных занятиях?  Общения? Информации? Оценки?  Именно эти вопросы и заставили меня поделиться своим мнением с коллегами и написать небольшое эссе "Сердце, отданное детям."      Все   зависит   только   от   нас.  Если   настоящий   писатель   в  ответе   за   своих читателей, то настоящий учитель в ответе за своего ученика.Быть профессионалом своего дела очень важно. Но этого слишком мало в нашей   работе.   Это   все   равно,   что   в   совершенстве   овладеть   техникой стихосложения и   складывать слова в стихи. Возможно, такие стихи будут гладкими и правильными, но их никто не будет читать, так как в них не будет души.     Дети очень чутко реагируют на нашу фальшь, равнодушие, неискренность. А   эти   чувства   дают   о   себе   знать,   когда   мы   преподносим   свои   речи   как неоспоримую истину.      Не надо бояться признаваться детям в том, что сам порой не знаешь, как отнестись   к   поступку   того   или   иного   литературного   героя,  что   сам   часто оказывается в жизненном тупике. Не надо бояться признаваться в том, что сам не до конца еще понял то или иное произведение и не смог найти ответа на многие вопросы.     Только искренность учителя, стремление к сотрудничеству заставит детей быть в постоянном поиске, заставит другими глазами посмотреть на книгу, увидеть в ней нашу сложную, многоликую, многоголосую жизнь, посмотреть на   писателя,   как   на   мудрого   друга,   который   готов   поделиться   опытом, предостеречь от ошибок.     Ведь большинство юношей и девушек начинают жизнь не с познания своих сил   и   возможностей,   а   с   познания   того,   что   легче,   проще,   что   больше доставляет   удовольствий,   сиюминутных   радостей.   Но   вот   приходит   в   их жизнь беда, и они легко ломаются, поддаются своим слабостям, сбиваются с пути, превращаются в иждивенцев у государства, у своих родных и близких. Происходит это потому, что у многих молодых людей нет житейского опыта, житейской мудрости, нет умения противостоять нахлынувшим испытаниям.        И здесь бессильны все наши нотации ­ они только раздражают, вредят. Готовые истины не возымеют успеха, если ребенок не придет к ним сам.         Но   вы   можете   дать   ребенку   возможность   прожить   вместе   с   героем произведения   целую   жизнь.   И   в   этом   есть   огромная   заслуга   и   мудрость художественного слова.   Задача настоящего учителя ­ донести смысл этой мудрости до своих учеников.       Моя   педагогическая   философия   –   это   любовь   к   детям   и   участие   в формировании высоконравственной личности учителя. А «любовь к ребенку в нашей специальности, как писал В. А. Сухомлинский, – это плоть и кровь воспитателя как силы, способной влиять на духовный мир другого человека. Педагог без любви к ребенку – все равно, что певец без голоса, музыкант без слуха, живописец без чувства цвета».     30 лет…Это много или мало… Быть учителем непросто… Но 25 мая я уже предвкушаю 1 сентября.