Фундаментом педагогического процесса служит не только школа, но и семья. Эти самые важные в жизни ребенка понятия тесно связаны друг с другом. Ведь и учителя, и родители хотят видеть детей достойными, умными, добрыми, веселыми и здоровыми. Именно сегодня это сотрудничество просто необходимо. Работая в сотрудничестве с родителями, стараюсь создать все условия для развития личности ребенка на каждом возрастном этапе жизни.
Эссе.
Мое педагогическое кредо.
Учитель – это человек душевной доброты, влюбленный в свою работу. Я
выбрала будущую профессию в раннем детстве. Будучи совсем маленькой
девочкой, с восхищением наблюдала за своим первым учителем. Тогда еще
мечтала, что буду такой же красивой, серьезной, умной, что меня будет
окружать множество моих учеников, меня будут уважать и любить.
Теперь я – учительница начальных классов! Я поняла, что учитель – это
даже не профессия. Это образ жизни. Я – первый учитель, который входит в
жизнь ребёнка и его семьи. Родители доверяют мне самое дорогое, что у них
есть, – своих детей. Наверное, нет на свете ни одного родителя, которого бы
не волновало, как его ребёнок будет учиться в школе, какие взаимоотношения
у него сложатся с учителем, со сверстниками, насколько учение будет для
него радостным и полезным. И от меня, первого учителя, зависит, как
сложится школьная жизнь ребёнка. От меня зависит, как родители будут
относиться к школе, станут ли они верными соратниками,
единомышленниками. Как же не расплескать, не растерять то доверие,
которое так щедро дарят мне мои ученики и их родители?!
Фундаментом педагогического процесса служит не только школа, но и
семья. Эти самые важные в жизни ребенка понятия тесно связаны друг с
другом. Ведь и учителя, и родители хотят видеть детей достойными, умными,
добрыми, веселыми и здоровыми. Именно сегодня это сотрудничество просто
необходимо. Работая в сотрудничестве с родителями, стараюсь создать все
условия для развития личности ребенка на каждом возрастном этапе жизни.
Стараюсь дарить ученикам свою любовь, как и своим детям, без деления на
плохих и хороших, умных и глупеньких, старательных и ленивых – самое
непростое и великое в профессии преподавателя.
Мусихина Е.В.Учитель, помимо прекрасной души, должен обладать и
организаторскими способностями, ведь дружный, здоровый коллектив это
больше половины успеха при работе с детьми. Могу сказать, что вся моя
педагогическая философия это попытка научить ребенка работать в
коллективе, при этом, не теряя своей индивидуальности, своего голоса.
Но сделать из разных еще психически неустойчивых младших школьников
единый коллектив сложная задача.
Школа – это огромный сад. Дети – это цветы. Каждый цветок – ученик
посвоему уникален, таит в себе мир нереализованных возможностей. Моя
задача – раскрыть этот бутон, показать его неповторимость. А для этого
необходимо создать условия для успеха. Создание успеха для каждого
ученика на каждом уроке – один из принципов моей деятельности.
Доброжелательная улыбка, замечания, не вызывающие неприятия,
невербальное общение – всё это способствует созданию положительных
эмоций во время урока. Ученик должен быть уверен, что учитель любит его
таким, какой он есть. А если к улыбке прибавить ещё доброе, умное, красиво
сказанное слово! Школа должна быть не только местом пребывания детей на
занятиях, но и уголком комфорта, душевного равновесия, творческих
поисков.
В школе идут глубокие перемены – внедряются новые технологии,
новые стандарты II поколения. В этих условиях школе нужен творчески
работающий учитель, способный самостоятельно, эффективно использовать
новые технологии. Я стараюсь быть современным учителем, поэтому
постоянно повышаю своё мастерство: изучаю методическую литературу,
посещаю курсы и семинары.
Непреложными этическими нормами учительской профессии являются
уважение к личности школьника, гуманность, доброта, сдержанность,
тактичность, нравственный пример, чуткость, тактичное проникновение в
Мусихина Е.В.духовный мир ребенка. В то же время педагогическая этика включает
определенный уровень развития у учителя навыков и умений анализировать и
прогнозировать поступки детей, правильно и объективно их оценивать,
применять педагогически продуманные методы и приемы взаимодействия со
школьниками. По мнению Ш. А. Амонашвили, этичность педагога по
отношению к школьнику имеет двоякий результат: вопервых, создает общую
атмосферу взаимоуважения, непринужденности, вовторых, формирует у
школьников этические нормы, нравственное поведение в обществе.
Настоящий учитель не прекращает творческого поиска и при этом
неизменно открыт для всех и всегда современен, постоянно развивается и
получает удовлетворение от своего труда. Учителя, который не только видит
реальные плоды своих трудов, но и испытывает при этом позитивные чувства,
можно считать овладевшим профессией. Ведь в конечном итоге только
доброта, чуткость, справедливость и высокий профессионализм учителя
помогут сегодня школе преодолеть множество стоящих перед ней проблем.
Педагогика должна быть современной, использовать достижения
техники, шагать в ногу с современными технологиями. Конечно, нельзя
использовать современное оборудование только для того, что бы оно было
использовано, но и учить только с помощью мела, доски и учебника тоже
нельзя. Современные педагогические технологии такие, как обучение в
сотрудничестве, проектная методика, использование новых информационных
технологий, Интернет ресурсов помогают реализовать личностно
ориентированный подход в обучении, обеспечивают индивидуализацию и
дифференциацию обучения с учётом способностей детей, их уровня
обученности, склонностей.
Преподавание, особенно в начальной школе, обязательно должно
учитывать психофизиологические особенности современных детей.
Подавляющее большинство современных детей еще в дошкольном возрасте
Мусихина Е.В.страдает логопедическими дефектами и, как следствие, дисграфией. Кроме
того, растет количество детей, у которых более развито правое полушарие. У
таких детей преобладает пространственнообразное мышление. Восприятие
информации у таких детей опирается не на слуховые, а зрительные сигналы,
методика обучения должна учитывать эти факторы.
На своих уроках я стараюсь использовать наглядные пособия. Кроме
того, наглядность является одним из эффективных средств формирования
положительной мотивации. Применение наглядного материала, безусловно,
мобилизует активность психики ученика, прививает интерес к получаемой
информации.
Учитель начальной школы предметник и классный руководитель в одном
лице. Его работа должна представлять собой целенаправленную и системную
деятельность, строящуюся на основе программы воспитания образовательного
учреждения. Новый Федеральный государственный образовательный стандарт
(ФГОС) для начальной школы ориентирует учителя, в первую очередь, на
привитие детям ценности здоровья и культуры здорового образа жизни.
Устойчивое формирование ценности здоровья у детей невозможно без
создания условий для самостоятельного и творческого проявления ребенка.
Само понятие образования в этом аспекте трактуется как «формирование
образа Я» и строится на особых принципах, которые можно назвать
«здоровьетворческими». Для осуществления данных принципов учитель
начальных классов должен создать, в первую очередь, комфортную среду для
детей. Это поможет детям наиболее полно реализовать свои возможности по
сохранению здоровья, будет способствовать развитию индивидуальных
способностей, склонностей и самостоятельности, формированию умения
осуществлять управление и контроль над своей здоровьесберегающей
деятельностью.
Мусихина Е.В.Для индивидуальной работы с каждым учеником, учитывая его
необходимо поиному строить весь
психологические особенности,
образовательный процесс. Поэтому в своей работе я использую следующие
подходы к построению уроков:
1) подбираю учебный материал с таким условием, чтобы он обеспечивал
выявление содержания личного опыта учащихся, включая опыт их
предшествующего обучения;
2) в ходе каждого урока стараюсь активно стимулировать учащихся к
обеспечивая им возможность
самостоятельной деятельности,
самообразования, саморазвития и самовыражения в ходе овладения
теми или иными знаниями;
3) учебный материал урока стараюсь организовывать таким образом,
чтобы каждый ученик принимал активное участие на уроке;
4) стимулирую учащихся к самостоятельному выбору и использованию
наиболее приемлемых и значимых для них способов проработки
учебного материала;
5) обеспечиваю на уроках разносторонний контроль и оценку результатов
усвоения учащимися учебного материала.
В игре особенно полно и порой неожиданно проявляются способности
человека, ребенка в особенности. Что касается детей, игра для них, прежде
всего увлекательное занятие. В игре все равны. Даже самые слабые дети
могут в ней участвовать. Более того, слабый ученик может стать первым в
игре. Чувство равенства, атмосфера увлеченности и радости, ощущение
посильности заданий – все это дает возможность ребятам преодолеть
стеснительность, благотворно сказывается на результатах обучения.
Незаметно усваивается материал, а вместе с тем возникает чувство
удовлетворения. Игры способствуют выполнению важных методических
задач: созданию психологической готовности детей к речевому общению;
Мусихина Е.В.обеспечению естественной необходимости многократного повторения ими
материала; тренировке учащихся в выборе нужного варианта. Главная задача
учителя – добиться того, чтобы не пропадал у детей интерес к предмету,
чтобы предложенный ученику материал был доступен по трудности.
Мои основные педагогические задачи и принципы:
вселять в ребенка веру в себя, быть во всём примером для детей;
радоваться успехам своих учеников;
уметь правильно оценивать внутреннее состояние другого
человека, сочувствовать и сопереживать ему;
не искать легкого пути в общении с детьми, находить нужный
стиль общения с каждым ребёнком, добиваться его расположения и
взаимопонимания;
уметь извиняться, если ты не прав; иметь авторитет среди детей;
не иметь любимчиков, любить всех и каждого в отдельности,
уметь вселять в ребёнке уверенность, стимулировать к
самосовершенствованию;
В данное время я работаю в педагогическом коллективе Перевозинской
средней общеобразовательной школы, где меня окружают творческие люди.
Вокруг меня – дети, где каждый ребенок – это своеобразный мир мыслей,
взглядов, чувств, переживаний, интересов, радостей, тревог, забот, сомнений и
взлетов.
Мы, учителя, верим в своих учеников, поэтому каждый день – яркая
страница совместной деятельности, творческий поиск, многоликий шаг к
Успеху.
Мусихина Е.В.