"Есть ли место подвигу в мирное время" Конспект урока

  • doc
  • 31.03.2025
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала конспект-урок. Есть ли место подвигу в мирное время.doc

 

Тема урока

Есть ли место подвигу в мирное время?

Цель урока

Мотивация учащихся на готовность к бескорыстной жертвенности и духовному самосовершенствованию. Воспитывать уважение к истории России, героям нашей страны.

 

Задачи урока

Обучающие: обеспечить в ходе урока целостного представления о роли и ценности культурного наследия; сформировать у обучающихся представления о значении подвига как для отдельного человека, так и для русского народа.

 Развивающие: развивать мотивационные качества у учащихся; развивать умение раскрывать причинно-следственные связи, критически оценивать полученную информацию, сравнивать и анализировать жизненные ситуации и выбирать формы поведения в соответствии с нравственными ценностями.

Воспитывающие: способствовать воспитанию интереса к предмету, развитию опыта эмоционально-ценностного отношения к культуре народа, воздействующей на человека и общество; формировать духовно-нравственные ориентиры в процессе изучение проблемы культурного наследия; способствовать воспитанию у учащихся чувства патриотизма, уважительного отношения к прошлому своей страны.

Планируемые результаты

 

 

 

 

                                    Личностные: воспитание патриотических чувств, доброты и милосердия, доброжелательности, уважения друг к другу, окружающим, стремления совершать добрые поступки, понять, что подвижничество – составная часть любого служения (семейного, профессионального, военного, священнического)

                                    Метапредметные: развивать умение постановки проблемы и поиска ее решения; умение выделять главное в тексте в соответствии с учебным заданием; развивать коммуникативные навыки и навыки сотрудничества в процессе работы в парах; учить анализировать жизненные ситуации, выбирать нравственные ценностные ориентации и формы поведения

Предметные:   формирование представлений о сути жертвенного отношения христиан к        Богу, человеку, миру - раскрыть смысл понятий «подвиг», «жертва», «подвижник», продолжить знакомство учащихся с основными понятиями православной культуры.

Ключевые понятия урока

Подвиг, герой, поступок, жертва, подвижник.

Межпредметные связи

Русский язык, история, литература.

 

Ресурсы:

 

 

Кураев А. Основы религиозных культур и светской этики. Модуль «Основы православной культуры», 4 класс, словари; тексты нравственно-этического содержания, компьютерное оборудование.

 

 

 

 

 

 

 

План занятия:

1. Организационный момент.

2. Мотивация.                                                                                                              

(Слайд 1) Притча о двух волках.

 «Когда-то давно старый индеец открыл своему внуку одну жизненную истину.
В каждом человеке идёт борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло – зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь… Другой волк представляет добро – мир, любовь, надежду, истину, доброту, верность…
Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил: – А какой волк в конце побеждает? Старый индеец едва заметно улыбнулся и ответил: - Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.»

3. Определение цели урока. Как вы думаете, о чём мы будем сейчас говорить? (предполагаемые ответы: «о доброте», «о том, что надо делать добро, а не зло»).

(Слайд 2) Прочитайте, как называется тема нашей беседы. (Один ученик читает вслух). Прочитайте слова, записанные на доске (герой, героический поступок). Кто такой герой? Что такое героический поступок? Что такое подвиг?

 

4. Актуализация знаний и получение новой информации. У вас на партах лежат брошюры, на 1 странице – словари. Прочтите, пожалуйста, значение слова ПОДВИГ, которое можно найти в толковом словаре Сергея Ивановича Ожегова.

(Работа со словарями, поиск определения заданных слов).

ПОДВИГ, -а, м. Героический, самоотверженный поступок.

 

-А теперь заглянем в историю словообразования, Этимологический словарь Крылова:
 подвиг Заимствование из старославянского, где было образовано от подвигнутися – "потрудиться; совершить подвиг". К той же основе восходят и слова двинуть, двигать.

 

(Слайд 3) По́двиг. от старославянского глагола dvigati ( по-двигать – подви(г)-нуть) произошла эволюция и родилось существительное подвиг 

Что мы видим? Подвиг того же корня, что двигать (см.). 

 

(Слайд 4) То есть Подвиг буквально — «движение».

 

Сегодня корень этого слова ПОДВИГ (это слово притерпело изменения, так же как БЕР – береста – береза)

Разбор слова по составу.

 


П О Д В И Г

 

 

-  Всякое ли движение является подвигом?

- А как называют человека, который совершил подвиг? Посмотрите, пожалуйста, снова в словари и прочтите значение этого слова.

 (Ответы детей - Герой)

 

ГЕРОЙ, -я, м. 1. Человек, совершающий подвиги, необычный по своей храбрости, доблести, самоотверженности. Герои Великой Отечественной войны. Г. труда. 2.

ГЕРОИЗМ, -а, м. Отвага, решительность и самопожертвование в критической обстановке. Г. защитников Родины.

 

- Когда мы чаще всего используем в разговоре слова: герой, героизм, подвиг?

- Где чаще всего встречаются герои, совершающие подвиги? (Когда говорим о войне.)

- А в мирное время можно ли совершить подвиг? (Дети высказывают предположения.)

 

Интересное стихотворение на эту тему написала

Агния Барто. Прослушайте его и постарайтесь понять его основную идею.

(Читает Иванов Кирилл)

 

Готов для человечества

Он многое свершить,

Но торопиться нечего,

Зачем ему спешить?

Пока еще он подвига

Себе не приглядел.

А дома (что поделаешь!)

Нет подходящих дел!

Дед от простуды лечится,

Лекарство дать велит,

Но он не человечество,

Он старый инвалид.

С утра Наташка мечется

(Гуляйте с ней с утра!).

 

Она не человечество,

А младшая сестра.

Когда судьбой назначено

Вселенную спасти,

К чему сестренку младшую

На скверике пасти?!.

Пока еще он подвига

Себе не приглядел,

А дома (что поделаешь!)

Нет подходящих дел!

В своем платочке клетчатом

В углу ревет сестра:

- Я тоже человечество!

И мне гулять пора!

 

Что мешает главному герою выполнить свои обязанности? А как вы думаете, способен ли этот мальчик на подвиг? (Дети высказываются: каждый человек способен на подвиг.)

«В жизни всегда есть место подвигу», - однажды сказал писатель Максим Горький.

 

Учитель формулирует вывод: «Подвиг – это преодоление всего злого, что живёт в твоём сердце: гордыни, зависти, жадности, лени, неблагодарности». Настоящий подвиг требует мужества, невероятного количества сил, порой даже не столько физических, сколько моральных. Такой человек живёт по принципу: «Кто, если не я?» , и часто ЖЕРТВУЕТ своими интересами ради близких.

 

5.Проблемный вопрос

 

Учитель: Ребята, как вы теперь думаете, слово “подвиг” связано только с военным временем и обязательно ли рисковать жизнью для совершения подвига?

 

Слайд5,6,7(люди, которые в мирное время совершили подвиг)

 

 Слайд 5                           Герой нашего времени ЖЕНЯ ТАБАКОВ

Самый юный герой России. Настоящий Мужчина, которому было всего 7 лет.

Единственный семилетний обладатель Ордена Мужества. К сожалению, посмертно.

Трагедия разыгралась вечером 28 ноября 2008г . Женя и его двенадцатилетняя старшая сестра

 Яна были дома одни. В дверь позвонил неизвестный мужчина, который представился

почтальоном. Войдя в квартиру и закрыв за собой дверь, « почтальон » вместо письма достал нож и,

схватив Яну, стал требовать, чтобы дети отдали ему все деньги и ценности. Получив от детей ответ,

что они не знают, где деньги, преступник потребовал от Жени искать их, а сам потащил Яну в ванную комнату. Женя схватил кухонный нож и в отчаянии воткнул его в поясницу преступника. Взвыв от боли, тот ослабил хватку, и девочка сумела выбежать из квартиры за помощью. В ярости, вырвав нож из себя, стал вонзать его в ребенка (на теле Жени насчитали восемь колотых ран,

несовместимых с жизнью), после чего бежал.

Слайд  6                                Юный герой России Михаил Ярмонов .

Десятилетний школьник Миша Ярмонов из села Майорка Алтайского края спас утопающего мальчика.

К Михаилу обратилась соседка с просьбой посмотреть,где бегает ее семилетний сын. Мальчик сразу же

откликнулся на просьбу и, объезжая на велосипеде местность вдоль реки Чарыш, увидел у противоположного берега тонущего ребенка, которого сильным течением несло вниз по реке. Миша немедленно сбросил с себя одежду и поплыл на помощь. Когда он подплыл к утопающему, обессилевший мальчик уже скрылся под водой. Михаил нырнул, подхватил его под мышки и около 20 метров плыл вместе со спасенным до берега. Борясь с сильным течением, Михаил волоком вытащил мальчика, уже находившегося в бессознательном состоянии, на берег. Но что еще удивительнее, школьник сумел оказать первую помощь пострадавшему.

Слайд  7                                   Ученица 7 класса Казакова Анна

Юная Уфимка весной вытащила из ледяной воды второклассника, который решил погулять по реке Уфе, не подозревая, что весенний лед таит в себе опасность

6. Вывод. Обобщение.

Дети приходят к выводу о том, что героем можно быть и в наше время. И в наше время можно совершить подвиг. Не стоит бездействовать в ожидании подвига, сидеть, сложа руки, и ждать, когда же подвернется подходящий момент, чтобы совершить героический поступок. Живите и делайте добрые дела сейчас, сегодня по отношению к своим близким людям, друзьям и даже просто знакомым. Ведь ваши добрые дела – это и будут ваши маленькие подвиги, пока маленькие. Давайте жить, думая не только о себе, но и о других.

(Ярослав, прочитай, пожалуйста, стихотворение С. Погореловского

 «Стать добрым волшебником, ну-ка попробуй».)

 

Стать добрым волшебником,

Ну-ка попробуй!

Тут хитрости

Вовсе не нужно особой.

Понять и исполнить

Желанье другого -

Одно удовольствие,

Честное слово!

На клумбе - цветок,

Его листья повисли

Грустит он... О чем?

Угадал его мысли?

Он хочет напиться,

Эй, дождик, полей!

И дождик струится

Из лейки твоей.

А что же сестренка

Скучает в сторонке?

Волшебное что-нибудь

Сделай сестренке!

 

И ты обернулся

Ретивым конем –

Галопом сестренка

Помчалась на нем.

Хоть мама

Еще не вернулась с работы,

Нетрудно узнать ее думы, заботы.

«Вернусь,

Хорошо бы пошить, полатать...

Да надо

С уборкой возиться опять».

И ты совершаешь

Великое чудо –

Пол засверкал,

Засияла посуда!

И ахнула мама,

Вернувшись домой: -

Да это как в сказке,

Волшебник ты мой!

 

7.Практическая работа «Будьте добрыми волшебниками!»

 

(Слайд 8) А какие добрые поступки, пусть не героические, но необходимые окружающим, вы можете совершить? Подумайте и запишите на листочке. (Ученики записывают и по желанию называют.)

 

 

 

ПАМЯТКА ДОБРЫХ ДЕЛ

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Пусть этот листок станет памяткой добрых дел, а может, даже и планом ваших действий. Заглядывайте в него чаще!

8. Рефлексия учебной деятельности.

 

Цитирование учителем стихотворного отрывка:
Подвиг есть и в сраженье,
Подвиг есть и в борьбе.
Высший подвиг – в терпенье,
В любви, и в мольбе.

Что значит подвиг в мире людском -
Долг, верность, совесть, любовь?
Что заставляет идти напролом
В бурях стихий вновь и вновь?
Мальчик, ребенок, бывало, спешит
Помощь отцу оказать:
Он с ноготок, а коня норовит
Сам из ухаба поднять.
Девочка – кроха, избу метёт,
По воду к речке бежит,
Тихо ступает, тихо поёт -
Матушкин сон сторожит.
Это ль не подвиг детской души
Милостью сердца служить?
Подвиг – не идол, стоящий в тиши,
Это – движение Быть.

– А в завершении урокамне хотелось бы узнать, какие чувства вы испытали сегодня. У вас на столе в конверте есть звёздочки, они разного цвета. Если вы испытали чувство:

– гордости, восхищения, то возьмите оранжевую или красную звёздочку;
– сострадания, сочувствия, милосердия, то возьмите звёздочку зеленую; 
– никаких – звёздочка синяя.

–Покажите, каких звёздочек получилось больше.

Хорошо! Я вижу, что вы люди неравнодушные, главное – в вас живет чувство патриотизма, а также сострадание и милосердие.

Спасибо за работу, за внимание!

 

 

 

 

 

 

 


Литература.

Основная:

Учебник А.В.Кураев «Основы православной культуры»

Дополнительная:

·      книга для учителя

·      словари: С. И. Ожегов «Словарь русского языка», А. Н. Тихонов «Школьный образовательный словарь русского языка», В.И. Даль «Толковый словарь живого великорусского языка»;

·                  притча «О двух волках»;

·                  Сборник стихотворений А.Барто.

·                  Этимологический словарь Крылова


Скачано с www.znanio.ru