Закрепить знания детей о зиме – как времени года, умение выделять и раскрывать главные признаки зимы. Способствовать формированию обобщенных представлений детей о зимующих птицах, об их приспособлении и изменении жизни в тяжелое, зимнее время года.
Развивать умение устанавливать логические связи между сезонными изменениями и жизнью живой природы, сравнивать разных птиц по главному критерию. Способствовать развитию зрительного и слухового восприятия. Воспитывать желание помогать и заботиться о птицах зимой. Знать основные признаки зимы.Иметь представление о зимующих птицах, об их приспособлении и изменении жизни в тяжелое, зимнее время года; Уметь устанавливать логические связи между сезонными изменениями и жизнью живой природы, сравнивать разных птиц по главному критерию.
Предмет
Учитель
Школа, класс
ПЛАН УРОКА
Естествознание
Итемгенева Д.К.
КГУ «Подгорненская основная
школа», класс предшкольной
подготовки
Тема урока
Зимующие птицы
Цель: Закрепить знания детей о зиме – как времени года, умение выделять и раскрывать главные признаки зимы. Способствовать
формированию обобщенных представлений детей о зимующих птицах, об их приспособлении и изменении жизни в тяжелое, зимнее
время года.
Развивать умение устанавливать логические связи между сезонными изменениями и жизнью живой природы, сравнивать разных птиц
по главному критерию. Способствовать развитию зрительного и слухового восприятия. Воспитывать желание помогать и заботиться о
птицах зимой.
Словарная работа: зима: winter (англ.), қыс (каз.); птица: bird (англ), құс (каз).
Оборудование: компьютер, проектор и экран, иллюстрации птиц, раздаточные карточки для детей, цветные карандаши.
Ресурсы: «Подготовка к школе»: Шаг за шагом (упражнения), раздел «Зима».
Этапы
деятельнос
ти
Мотивацио
нно
побудитель
ный
Действия воспитателя
Действия детей
Ресурсы
Здравствуйте, ребята! Hello! Сәлеметсіз бе!
Садитесь!
Отгадайте загадку:
Холодной вьюгой налетела,
Деревья в белое одела,
Стоит холодная погода.
Приветствие детей:
Здравствуйте! Hello!
Сәлеметсіз бе!Какое это время года? (Зима)
Ответы детей.
Как слово зима будет на английском и
казахском языках?
Отвечают: winter, қыс.
Хорошо. А кто на картинке покажет нам
зиму…. Задание 07, упр. 1
Выходит ребенок показывает
на экране.
Какие признаки зимы мы можем назвать….
Ответы детей.
Какая погода чаще всего стоит зимой?
Задание 07, упр. 3,1.
Выходит ребенок.
Как мы с вами подготовились к зиме?
Как деревья переживают зимние морозы?
Задание 07, упр. 4
Ответы детей.
Выходит ребенок.
Внимательно слушают
рассказ воспитателя.
Обобщаю ответы детей, выстраиваю их в
логическую цепочку:
«Зимой солнце светит меньше, поэтому
понижается температура, дни становятся
короче, а ночи длиннее. Зимой, когда
холодно, капельки воды в облаках
замерзают и превращаются в снежинки.
Поэтому зимой идет снег, и покрывает всю
землю и спасает от лютых морозов. Мы,
чтобы не замерзнуть тепло одеваемся.
Животные меняют свои шубки, или впадают
в спячку. Многие птицы улетают в теплые
края»
А теперь давайте послушаем звуки,
которые мы можем слышать зимой. Задание
03, упр. 6.Организац
ионно
поисковый
Вот мы с вами увидели и услышали голоса
птиц, храп медведя и топот бегущих коней,
но сегодня мы будем говорить о птицах
зимой и для начала найдем их на картинках:
Задание 07, упр. 5, 6 – Найди и отметь птиц.
Давайте вспомним, как слово птица будет
на английском и казахском языках?
Задание 07, упр. 9 Отметь птицу, которую
ты видел зимой
– Вспомним и назовем всех птиц, которые
остались у нас на зиму?
Показ иллюстраций птиц.
Художественное слово:
Кто знает и может нам рассказать стишки
про птиц.
Вызываю несколько детей.
Молодцы.
Выходят дети к экрану и
показывают.
Дети отвечают: bird,құс
Выходят дети к экрану и
показывают.
Ответы детей:
Воробей, ворона, дятел,
синица, сорока, снегирь
Дети читают стихи:
1.Зарумянились Кустарники
Не от утренней зари.
Это красные фонарики
Засветились снегири.
2.Снег всю землю покрывает.
Воробьи не унывают:
Стайкой весело снуют,
Всё, что встретится, клюют.
3.Летели три вороны
Черны, пестроголовы.
4.В синей шапочке из Ситца
Прилетела к нам Синица.
Вопросы детям:
Как мы можем назвать этих птиц одним
словом?
А почему птицы перелетные улетели от нас
в теплые края?
Зимующие.
Ответы детей. Как же выживают птицы зимующие?
Дополняю и обобщаю ответы детей:
Правильно. Зимой становится холодно,
замерзают водоёмы, погибают многие
насекомые или прячутся в расщелины, кору
деревьев. Землю с травой, семенами и т.д.
покрывает снег. Птицам становится нечего
кушать. Многие птицы улетают на юг. Те
птицы, которые остаются питаются плодами
деревьев, достают жучков из под коры,
собирают крошки с земли.
Задание 04, упр. 2 Посмотрим на наших
птиц. И на этой картинке найдем каркающих
ворон.
Молодцы всех ворон нашли. Им очень
голодно и холодно.
Можем ли мы с вами помочь этим птицам?
Как?
Хорошо. Посмотрите на картинку. Задание
07, упр.8.
Что любят кушать птички?
Чем мы их будем кормить.
Рассадим птичек на кормушке. Задание 04,
упр.3.2
Физминутка:
Вот под ёлочкой зелёной
Скачут весело вороны,
Кар кар кар.
Целый день они летали,
Спать ребятам не давали,
Кар кар кар.
Только к ночи умолкают,
Вместе с нами засыпают,
Ш ш ш.
Работа с раздаточными карточками
Внимательно слушают.
Выходят дети к экрану и
показывают.
Ответы детей.
Выходят дети к экрану и
показывают.
Ответы детей.
Дети выполняют движения по
тексту.
Дети прыгают.
Имитируют взмахи крыльями.
Садятся на свои места.
Кладут головы на парты и
засыпают.(приложение 1, 2)
Сейчас я вам раздам карточки, с которыми
мы будем работать. Приготовьте все
карандаши, и внимательно выслушайте 1
задание.
Синим карандашом обведите всех
зимующих птиц, а красным – перелетных.
Задание 2.
Переверните листок. В каждой строчке
нарисованы 3 птицы. Вы должны
внимательно посмотреть и зеленым
карандашом обвести ту птицу, которую
считаете лишней в данной строчке.
Проверяю. Спрашиваю:
Какую птицу вы обвели? Почему?
Рефлексив
но
коррегиру
ющий
Ребята, скажите мне, что самое главное мы
вынесли с этого занятия.
Посмотрите на экран. Сейчас мы с вами
сделаем картинку, которая покажет
правильный ответ. Задание 01, упр. 5
Художественное слово:
5 детей по четверостишию читают
стихотворение А. Яшина «Покормите птиц
зимой»
Ответы детей
Внимательно слушают и
выполняют задания.
Отвечают на вопрос,
объясняют свой выбор.
Внимательно смотрят.
Покормите птиц зимой!
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Небогаты их корма.
Горсть зерна нужна,
Горсть одна и не страшна
Будет им зима.
Сколько гибнет их не счесть,
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.
Разве можно забывать:
Улететь могли,
А остались зимоватьЗаодно с людьми.
Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну!
Занятие закончено. Молодцы. Отдыхайте.
ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:
ЗНАТЬ основные признаки зимы;
ИМЕТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ о зимующих птицах, об их приспособлении и изменении жизни в тяжелое, зимнее время года;
УМЕТЬ устанавливать логические связи между сезонными изменениями и жизнью живой природы, сравнивать разных птиц по главному
критерию.
Задание 1
Приложение 1, 2Задание 2