Эстетическое воспитание в школе.
Человек по своей натуре - художник, он интуитивно вносит в свою
жизнь красоту, поэтому в любом виде деятельности человек может
развиваться эстетически. Эстетика быта, среды является основополагающей
в становлении личности ребенка, его поведения.
Критерии эстетической воспитанности:
а) эстетический идеал;
б) художественный вкус;
в) общая способность к глубокому переживанию чувств;
г) эстетические суждения;
д) способность к художественному творчеству.
Эстетическое воспитание средствами искусства называется
художественным воспитанием. В искусстве в более концентрированном виде,
чем в окружающей жизни, выступают различные эстетические категории,
оказывая эмоционально-эстетическое воздействие на все стороны личности,
способствуя ее художественному образованию. Познавательная и
воспитательная функции искусства неразрывны. Человек получает объем
сведений из области теории и истории одного из видов искусств, что может
быть усилено через практическую деятельность.
Методика художественного воспитания в школе:
1. Демонстрация, показ или исполнение художественного произведения.
52
2. Анализ, разбор, оценка художественного произведения.
3. Сообщение искусствоведческих знаний.
4. Организация творческой и исполнительной деятельности учеников.
Здесь большое значение выполняют родной язык, изобразительное
искусство, музыка, литература.
Различные виды деятельности по отношению к эстетическому можно
различать как:
а) деятельность восприятия. Это сложное социальное явление, в котором
сочетаются эмоциональное и интеллектуальное. Здесь предполагается
целостное и целенаправленное видение прекрасного, его оценка
(деятельность сенсорного восприятия).
б) деятельность исполнительства. Это воспроизведение усвоенной
системы действий в определенных условиях, ступень к овладению
творческой деятельностью (исполнение песен, танцев, лепка и т.п.)
в) деятельность творчества. Это более высокий уровень создания
нового и оригинального продукта, представляющего общественную
ценность. Условием этого будут являться: замысел, его разработка, поиск,
отбор выразительных средств и т.д.
Существует три группы показателей, которые свидетельствуют о
наличии творческого начала в художественной деятельности детей:
1) отношения, интересы, способности, проявляющиеся в
художественном творчестве.
2) способы творческих действий.
3) качество детской продукции.
В Республике Адыгея основой социального воспитания может служить
этическая программа “Адыгэ хабзэ”. Ее морально-этические принципы и
нравственные каноны в мировоззрении адыгского народа находят отражение
в содержании народной педагогики, различных средствах и формах
материальной и духовной культуры: музыке, быту, труде, поведении, устном
народном творчестве, декоративно-прикладном искусстве, обрядах,
традициях, специфике одежды, обуви, этикете, приготовлении национальных
блюд и т.д. Организация нравственного и эстетического воспитания в
начальной школе должна иметь этическую направленность: изучение
адыгейского языка, художественно-речевая и изобразительная деятельность,
музыкальное воспитание, общение. Особое внимание следует уделять
знакомству детей с устным народным творчеством Адыгеи, ее историей,
религией, предметами материальной и духовной культуры.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.