Эстетическое и нравственное воспитание учащихся в период становления почерка
Оценка 4.8

Эстетическое и нравственное воспитание учащихся в период становления почерка

Оценка 4.8
Научные работы
docx
русский язык
1 кл
27.02.2019
Эстетическое и нравственное воспитание учащихся  в период становления почерка
Есть много мнений: почерк зависит от характера, темперамента, генетических возможностей, даже от настроения человека. Наверное, это всё и так, но мы, учителя начальных классов, должны приложить все силы, чтобы обучение письму стало частью эстетического воспитания, способом постижения прекрасного. Я уверена, что такие положительные качества, как аккуратность, целеустремлённость, внимательность, чувство гармонии, можно с успехом формировать в процессе обучения письму.
Статья. Работа над калиграфией.docx
Эстетическое и нравственное воспитание учащихся  в период становления почерка 1. Видеть красивое           Что такое письмо? Письмо – это способ передавать мысли, а красивое письмо   –  это   ещё   и  искусство,  графика.  Отсюда   и   такое   понятие:   писать картину, т.е. творить красоту.            На уроках обучения грамоте знакомлю детей с историей славянской письменности,   русской   азбуки,   показываю,   как   писали   раньше.   И   всегда стараюсь сравнивать письмо с чем­нибудь очень­очень красивым.           Из чего же оно складывается, красивое письмо?             За годы своей педагогической работы я поняла, что не следует сразу учить детей писать, при этом требуя, чтобы они всё это делали так, как в Прописи.  Главное,  чтобы   они   полюбили   сам   процесс,   заронить   в   их   души понятие «красота» и научить применять его к своей работе тоже.                     Многие   возразят:   почерк   зависит   от   характера,   темперамента, генетических возможностей, даже от настроения человека. Может быть, это всё и так, но мы, учителя начальных классов, должны приложить все силы, чтобы   обучение   письму   стало   частью   эстетического   воспитания,   способом постижения прекрасного. Уверена, что такие положительные качества, как аккуратность, целеустремлённость, внимательность, чувство гармонии, можно с успехом формировать в процессе обучения письму.                    Красивое письмо – это и выражение отношения к другим людям; неряшливый, неразборчивый почерк в какой­то мере говорит о невнимании, безразличий к другому человеку.                     Одного  умения  видеть  «красивое»  недостаточно.  Важно  помочь ребёнку, научить его созидать. Существуют, на мой взгляд, две опорные точки в этом трудном деле. Основное – это развитие воображения и творческих способностей.  2. Учить творчеству                           В   школе,   учителю   начальных   классов,  нужно   уметь   увидеть творческие ростки в детях и развивать их. Хочешь увидеть, что спрятано в кладовой души твоих детей, ­ дай свободную тему для рисования. Рисунок покажет,   как   малыш   воспринимает   окружающий   мир,   художественные произведения.   Это   будет   чудесный   детский   язык.   Рисование   способствует развитию   пространственного   и   творческого   воображения,   творческих способностей.             Обведение по геометрическому трафарету фигур, предметов, на мой взгляд,   помогает   ребятам   рисовать   предметы   с   натуры,   они   не   искажают пропорции и форму.            Штриховка в какой­то мере подводит детей к пониманию симметрии, композиции   в   декоративном   рисовании.   Составление,   моделирование   и штриховка   предметов   –   это   и   способ   развития   речи,   так   как   мы   всегда попутно составляем небольшие рассказы по теме, работаем над словом.             Если мне удалось добиться, что ученики, в развитии мышления которых встречались   серьёзные   затруднения,   придумали   сказку,   рассказ,   связали   в своём   воображении   несколько   предметов   окружающего   мира,   значит,   они научились мыслить, научились творить.   3. Успех в учении           ­ Ура! У меня получилось!           Когда я слышу это в классе – у меня праздник.           Успех в учении – единственный источник внутренних сил в преодолении трудностей.   Мною   всегда   руководит   правило   –   дать   радость   каждому ученику,   радость   познания   мира.   Это,   на   мой   взгляд,   самое   главное,   но, пожалуй, и самое трудное.                    Первоклассники все хотят учиться хорошо. Так отчего так нелегко бывает   порой   малышу?   Учёба   требует   немало   умственного   и   физического напряжения, дисциплинированности.            Для многих детей младший школьный возраст окажется решающим в формировании личности. Наша задача – помочь им, подвести их к мысли, что настоящее   чувство   радости   и   успеха   доступно   тому,   кто   умеет   напрягать силы: запоминал образ буквы, писал с помощью карандаша, не обводил букву, а писал сам. Или на уроке чтения сначала читал слоги, потом слова, потом целые предложения. Здесь есть трудовое усилие, напряжение, но посильное для малыша.            Часто учитель стремится не потерять ни минутки на уроке, ни одного мгновения без активного умственного труда, выжимает всё из детей. После таких уроков ребёнок очень устаёт. Тут успеха не будет. Перенапряжение ведёт   к   пассивности.   Есть   трудные   для   восприятия   тексты,   дети   устают читать,   анализировать.   Чувствуете,   что   наскучило   детям   читать,   надо попросить их нарисовать иллюстрацию, рассказать сказку, включить музыку, можно даже посмотреть вместе в окно.                     К воспитанию чувства успеха отношу и игру. Игра – это искра, зажигающая   огонёк   пытливости.   Ребёнок   учится   писать,   играя,   а   на определённом этапе интеллектуального развития игра сочетается с трудом. Давно я поняла, что ни в коем случае нельзя стремиться перепрыгнуть через несколько   ступенек   сразу,   если   твоя   цель   –   стремиться   к   радостному, успешному труду. Идти нужно медленно, иногда возвращаясь назад, не тянуть ученика, а добиваться того, чтобы он сам сделал первый шаг. 4. Трудности и их преодоление           Многие годы, набирая первый класс, уже предчувствовала: опять будут слёзы над Прописями, огорчения из­за кривых букв, залезающих на строчки. Учим, учим все эти хитрые соединения, элементы. И вдруг ученик заболел, пропустил   уроки   –   и   хоть   снова   начинай:   верхнее   соединение,   нижнее соединение, палочки, точки, крючок…            В школе я работаю больше 25 лет и многие годы меня не покидало чувство   неудовлетворённости   всякий   раз,   когда   некоторые   мои   ученики уходили   в   среднее   звено   школы,   так   и   не   овладев   навыками каллиграфического   письма.   Как   правило,   многие   дети   к   пятому,   шестому классу и вовсе забывают, как буквы соединяются. Будто и не было минуток чистописания,   на   которых   и   я,   и   ученики   старательно   выводили   строчки, обращая внимание на элементы букв и их соединения.            Традиционным методом обучать детей письму удаётся, но при этом затрачивается много физических, умственных и нервных сил ребёнка. К тому же   практика   показывает,   что   ученик   в   период   обучения   письму   не развивается:   монотонное   и   однообразное   написание   элементов   букв   его утомляет,   не   вызывает     в   нём   интереса,   не   активизирует   мыслительных творческих способностей, не развивает речь.                    На ранних этапах педагогической работы я подметила, что при написании некоторых букв дети ведут себя необычно, часто плачут, особенно нервничают,   когда   пишут   со   сложными   элементами   (б,   в,   д,   з,   ж,   ц,   щ). Причина   –   мышцы   пальцев   слабые   и   рука   быстро   устаёт.   Значит,   для написания   букв   у   них   не   хватает   мускульной   натренированности.   Уже   на самых первых этапах обучения письму у ребят появляются неудовлетворения, а   у   родителей   –   огорчения.   Бесконечные   напоминания:   правильно   держи ручку,   тетрадь,   следи   за   посадкой,   наклоном   букв,   соблюдай   интервалы между   буквами,   словами   и   т.  д.  –   дёргают   ученика.  Радости   труда   он   не испытывает. И наступает момент, когда появляется и быстро растёт нелюбовь к   письму,   т.   е.,   говоря   языком   науки,   исчезает   положительная   мотивация учения. Почти все дети не любят писать, у них нет потребности в этом.                     Важно, чтобы учитель глубоко понимал те психические процессы, которые протекают в сознании ученика во время письма. Письмо – один из видов речевой деятельности: передача с помощью графических знаков (букв), а точнее, их комплексов, какого­то существенного, важного для пишущего и для читающего содержания, какой­то  информации.                    Некоторые думают, что метод обучения каллиграфии вытекает из системы   итальянского   педагога   Марии   Монтессори.   Это   не   совсем   так. М.Монтессори   утверждала,   что   движение   руки,   необходимое   для   шитья, подготавливает к шитью без шитья и что надо найти способ учить ребёнка делать   работу   перед   тем,  как   он   приступил   к   самой   работе;   особенно   же подготовить   движения   при   помощи   повторных   упражнений,   выработать механизм в подготовительных действиях.           Письмо должно возникнуть из внутреннего импульса, из удовольствия развивать   высшую   умственную   деятельность.   Какие   цели   ставила   я   перед собой,   начиная   работу?   Основное,   как   я   уже   говорила,   ­   снизить психологическую нагрузку ребёнка в процессе обучения письму. Ведь именно эти   нагрузки     и   перегрузки   страшны,   а   не   объём   вводимой   информации. Близорукость,   гипертония,   желудочно­кишечные   заболевания   и   многие болезни   начинаются,   как   ни   странно,   в   первом   классе.   Помимо   этого,   я мечтала   высвободить   время   для   занятий   грамматикой,   звуко   ­   буквенным анализом слова, развитием речи детей, их познавательной активности.           Почерк детей стал красивее, улучшилась орфографическая зоркость и грамотность, снизилось число пропусков букв. За урок первоклассник может написать   50  –   70  слов.   Но,  пожалуй,  самое   радостное   –  это   видеть   моих учеников всегда весёлыми и любознательными, творчески раскованными!

Эстетическое и нравственное воспитание учащихся в период становления почерка

Эстетическое и нравственное воспитание учащихся  в период становления почерка

Эстетическое и нравственное воспитание учащихся в период становления почерка

Эстетическое и нравственное воспитание учащихся  в период становления почерка

Эстетическое и нравственное воспитание учащихся в период становления почерка

Эстетическое и нравственное воспитание учащихся  в период становления почерка

Эстетическое и нравственное воспитание учащихся в период становления почерка

Эстетическое и нравственное воспитание учащихся  в период становления почерка
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.02.2019