Эстетическое воспитание на уроках истории
Оценка 4.7

Эстетическое воспитание на уроках истории

Оценка 4.7
Руководства для учителя
doc
история +1
Взрослым
25.02.2018
Эстетическое воспитание на уроках истории
Эстетическое воспитание на уроках истории Почему мы говорим именно о растущей роли эстетического воспитания в школе? Дело в том, что в современном обществе значительно повысились эстетические требования к труду, к производству, к взаимоотношениям людей. Стремление жить по законам красоты всё глубже проникает в нашу жизнь. Эстетическое воспитание должно естественно соединяться с выработкой мировоззрения у подрастающего поколения, с утверждением в учении, в личной жизни, в общественной работе идеалов гуманизма, любви к своему Отечеству и к её истории. Мы учим наших детей разным наукам, приобщаем их к фантастически прекрасному миру знаний, подводим к научному познанию законов общественного развития, Конечно, это чрезвычайно важно. Но не менее важно и другое – учить постигать сложную науку жизни, ведь только это познание делает человека человеком.
Эстетическое воспитание на уроках истории.doc
Эстетическое воспитание на уроках истории Почему мы говорим именно о растущей роли эстетического воспитания в школе? Дело в том, что в  современном обществе значительно повысились эстетические требования к труду, к производству, к  взаимоотношениям людей. Стремление жить по законам красоты всё глубже проникает в нашу жизнь.  Эстетическое воспитание должно естественно соединяться с выработкой мировоззрения у  подрастающего поколения, с утверждением в учении, в личной жизни, в общественной работе идеалов  гуманизма, любви к своему Отечеству и к её истории. Мы учим наших детей разным наукам,  приобщаем их к фантастически прекрасному миру знаний, подводим к научному познанию законов  общественного развития, Конечно, это чрезвычайно важно. Но не менее важно и другое – учить  постигать сложную науку жизни, ведь только это познание делает человека человеком. Вот мы часто и справедливо говорим о “тройке” как о педагогическом браке, нас не удовлетворяют  “удовлетворительные знания”. Это правильно. Но сколько же мы ещё отправляем в самостоятельную  жизнь “троечников” по своим чисто человеческим качествам (хотя и с “четвёрками”, и “пятёрками в  аттестатах). А ведь в конце концов самое­то важное, чтоб все выпускники нашей школы были в  первую очередь людьми высокой человеческой пробы. Школьные годы – это, пожалуй, самая трудная и ответственная пора становления человеческой  личности. У подростка и юноши очень тонкий и чрезвычайно чувственный внутренний мир, полный  глубоких переживаний. Душа его подобна хрупкому и очень нежному инструменту, с которым надо  общаться бережно, чтобы вдруг не задеть больно струн, которые так эмоционально реагируют на  самые, казалось бы, незаметные жизненные ситуации. Необходимо добиваться того, чтобы струны эти  звучали чисто и ясно, чтобы не было глухого тона, чтобы ни одна крупица ржавчины не коснулась их.  И вот здесь искусство, эстетическое воспитание могут сыграть неоценимую роль. Как сказал В. А.  Сухомлинский: “Подросток хочет быть хорошим, стремится к идеалу и в то же время не терпит,  чтобы его воспитывали, не терпит той “оголённости” идей, тенденций, которая иногда становится  настоящим бедствием школьного воспитания”. Видимо, искусство и позволяет дать урок  нравственности, не облечённый в форму поучительности. Культурно­эстетический материал занимает в школьном курсе истории значительное место. И это  полностью оправдано, если учесть важное значение указанного материала в образовательном и  воспитательном отношении. В последнее время в школьной программе появился новый предмет под  названием “Мировая художественная культура”. Появление нового предмета не должно означать  того, чтобы мы, учителя истории, уделяли бы меньше внимания к культурно­историческому  материалу. Ведь содержание культурно­эстетического материала имеет особо важное значение в  плане эстетического воспитания школьника и его общего развития. Например, в курсе новой истории  в 8­м классе мы знакомим его с прогрессивной культурой периода победы и утверждения  капитализма, с невиданными до того успехами математики и естествознания, связанными с именами  Ньютона, Лавуазье, Дарвина, с великими писателями и поэтами Гете и Шиллером, Байроном и  Бальзаком, Диккенсом и Гейне, с великими композиторами и художниками. На примере творчества  Давида, Делакруа, Курбе мы даем учащимся представление о классицизме, романтизме и реализме в  изобразительном искусстве, без чего непонятно развитие русской живописи первой половины XIX в., с которой они знакомятся на уроках.  По вопросам внеклассной работы в распоряжении учителя истории имеется обширная литература,  представленная работами монографического характера, брошюрами, сборниками статей и  публикациями в журналах. Она отражает многообразие содержания, форм и методов внеклассных  мероприятий по истории. Если внешкольная работа организуется детскими учреждениями и организациями (дом творчества,  ТЮЗ, музей, и т. д.), то внеклассная работа – учителем, школой. Между ними имеется тесная связь.  В чем заключаются задачи и особенности внеклассной работы? Один из крупнейших специалистов в  этой области А.Ф. Родин утверждал, что внеклассная работа “достигает тех же целей, что и урок, но  на ином материале и иными средствами. Данное положение верно в том смысле, что общей задачей внеклассной работы по истории является  воспитание, формирование мировоззрения учащихся на историческом материале. В ходе ее  осуществляется воспитание учащихся в духе патриотизма, гуманизма, нравственности. Осуществляется раскрытие исторических связей и закономерностей и т. д., т. е., те же проблемы,  которые разрешаются на историческом материале в ходе классной деятельности. Однако все эти задачи не покрывают и не исчерпывают образовательного и воспитательного значения  внеклассной работы по истории, две важные особенности которой обуславливают специфику ее  познавательного и воспитательного значения для учащихся: добровольный характер внеклассной  работы; возможность удовлетворения и дальнейшего развития индивидуальных познавательных  интересов и наклонностей учащихся в области истории, в любом из ее разделов и по любой тематике.  Этим определяется и увлеченность школьников, и их готовность к трудоемкой самостоятельной  деятельности по избранной теме и многообразие тематического содержания внеклассной работы. В ходе внеклассной работы происходит дальнейшее формирование познавательных интересов и  любви к истории, достигается такое углубление исторических знаний в определенной, пусть  ограниченной области, какое немыслимо достигнуть в ходе классных занятий; осуществляется  выработка и развитие умений и навыков серьезной самостоятельной умственной работы, заключающей в себе (в различной степени!) элементы поиска, исследования. Таким образом, повышается уровень  общей культуры учащихся, и улучшается результативность учебных занятий по истории и по ряду  родственных предметов (литература, география). Следует, наконец, учесть, что участие школьников  во внеклассной работе, как правило, протекает в определенном коллективе (кружок, туристический  отряд и т.п.), где создаются благоприятные условия для укрепления среди учащихся дружбы и  товарищества. Эта деятельность оставляет прочный след в сознании школьников. Вероятно, в  практике многих учителей нередки такие случаи, когда, спустя много лет, бывшие ученики, встретив  своего учителя, вспоминают и проведенную под его руководством экскурсию, и кружок, и свои  доклады в нем. Не связанная урочным расписанием и строгой регламентацией учебных минут внеклассная работа  осуществляется разнообразными методами. В практике школьной работы различают экскурсии:  учебные, связанные с изучением программного исторического материала и нередко представляющие  собой особый тип урока на наглядном материале; экскурсии внепрограммные проводимые в плане  внеклассных мероприятий, непосредственно не связанные с изучаемым программным материалом, но  имеющие большое образовательное и воспитательное значение. Разумеется, эта классификация  условна и относительна. По характеру объекта экскурсии могут быть: по музейной экспозиции; к  местам исторических событий (Астраханский кремль, с. Селитренное); по маршруту (боевой путь  128­й армии); к историческим памятникам; историко­бытовым комплексам. По месту учебной работы различают, во­первых, вводную экскурсию перед изучением  соответствующей темы в классе с целью подготовить к восприятию новой темы, возбудить интерес и  дать импульс к последующим занятиям. Например, обзорная экскурсия в Музей боевой славы может  послужить интересным зачином работы по изучению военного прошлого. Во­вторых, урок­экскурсия,  когда новый материал раскрывается в ходе экскурсии с последующей систематизацией и  закреплением экскурсионного материала на уроке. Очевидно, что и во внеклассной работе экскурсия  может предшествовать соответствующему тематическому занятию в кружке. Исключительно важное значение в методике школьной экскурсии имеет привлечение краткой цитаты  из документального источника, из мемуаров современника, из художественной литературы эпохи,  разумеется, в небольшой дозе. В заключении остановимся на вопросе о возможности проведения экскурсии самими учащимися. Он  практически стоит перед школами, где созданы исторические и историко­краеведческие уголки и  школьные музеи. Нередко выделенные в качестве экскурсоводов учащиеся практически не в  состоянии провести экскурсионный обзор материалов уголка или музея. Разумеется, это и не под силу ученику, если его задача не определена в объеме и если не проведена соответствующая подготовка. Прежде всего необходимо из числа наиболее подготовленных учащихся выделить кандидатов в  экскурсоводы по небольшому и вполне определенному материалу музея (а не по всей музейной  экспозиции!), т. е., определить объем задачи; далее – указать доступную литературу, провести одно –  два занятия с экскурсоводами по содержанию материала и по элементарным вопросам методики  проведения экскурсий (как показывать и что рассказывать). К работе юный экскурсовод допускается  после проверки учителем и доработки составленного текста рассказа по избранному музей ному объекту. Теперь он может выступать перед товарищами, перед родителями и перед младшими  школьниками. Другое, аналогичное направление – обучение школьников умение рассказать содержание и дать  элементарный анализ художественных особенностей картины художника, пользуясь ее красочной  репродукцией. При подготовке и проведении таких выступлений на уроке или после уроков  необходимо соблюдение двух обязательных условий: изучения школьником необходимого минимума  литературы о самом художнике и о его картине; свободного рассказа докладчика по репродукции –  без пользования дословным текстом или конспектом. Все это имеет большое значение в вопросе  культуры эстетического воспитания в школе. Следует учесть и то, что сам предмет История несет в себе воспитательное начало. На исторических  событиях, на деятельности тех или иных исторических персонажах, ученик учится быть гражданином  своего Отечества, патриотом. Одним из направлений эстетического воспитания в процессе изучения истории являются письменные  работы, сочинения, рефераты учеников на заданную тему, где они способны рассказать, изложить или  порассуждать над поднятыми проблемами. Работая в этом направлении, они развивают в себе тягу и к собственному творчеству. В заключение хочется подчеркнуть, что педагог должен разбудить в своих питомцах живое, цельное,  эстетическое воспитание к истории. Без этого не будет подлинного понимания и тех нравственных  идей, которые несет в себе этот предмет. За словом – мир мыслей и чувств. За ним – сама жизнь.

Эстетическое воспитание на уроках истории

Эстетическое воспитание на уроках истории

Эстетическое воспитание на уроках истории

Эстетическое воспитание на уроках истории

Эстетическое воспитание на уроках истории

Эстетическое воспитание на уроках истории
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.02.2018