Эстетическое воспитание на уроках истории
Почему мы говорим именно о растущей роли эстетического воспитания в школе? Дело в том, что в современном обществе значительно повысились эстетические требования к труду, к производству, к взаимоотношениям людей. Стремление жить по законам красоты всё глубже проникает в нашу жизнь. Эстетическое воспитание должно естественно соединяться с выработкой мировоззрения у подрастающего поколения, с утверждением в учении, в личной жизни, в общественной работе идеалов гуманизма, любви к своему Отечеству и к её истории. Мы учим наших детей разным наукам, приобщаем их к фантастически прекрасному миру знаний, подводим к научному познанию законов общественного развития, Конечно, это чрезвычайно важно. Но не менее важно и другое – учить постигать сложную науку жизни, ведь только это познание делает человека человеком.
Эстетическое воспитание на уроках истории.doc
Эстетическое воспитание на уроках истории
Почему мы говорим именно о растущей роли эстетического воспитания в школе? Дело в том, что в
современном обществе значительно повысились эстетические требования к труду, к производству, к
взаимоотношениям людей. Стремление жить по законам красоты всё глубже проникает в нашу жизнь.
Эстетическое воспитание должно естественно соединяться с выработкой мировоззрения у
подрастающего поколения, с утверждением в учении, в личной жизни, в общественной работе идеалов
гуманизма, любви к своему Отечеству и к её истории. Мы учим наших детей разным наукам,
приобщаем их к фантастически прекрасному миру знаний, подводим к научному познанию законов
общественного развития, Конечно, это чрезвычайно важно. Но не менее важно и другое – учить
постигать сложную науку жизни, ведь только это познание делает человека человеком.
Вот мы часто и справедливо говорим о “тройке” как о педагогическом браке, нас не удовлетворяют
“удовлетворительные знания”. Это правильно. Но сколько же мы ещё отправляем в самостоятельную
жизнь “троечников” по своим чисто человеческим качествам (хотя и с “четвёрками”, и “пятёрками в
аттестатах). А ведь в конце концов самоето важное, чтоб все выпускники нашей школы были в
первую очередь людьми высокой человеческой пробы.
Школьные годы – это, пожалуй, самая трудная и ответственная пора становления человеческой
личности. У подростка и юноши очень тонкий и чрезвычайно чувственный внутренний мир, полный
глубоких переживаний. Душа его подобна хрупкому и очень нежному инструменту, с которым надо
общаться бережно, чтобы вдруг не задеть больно струн, которые так эмоционально реагируют на
самые, казалось бы, незаметные жизненные ситуации. Необходимо добиваться того, чтобы струны эти
звучали чисто и ясно, чтобы не было глухого тона, чтобы ни одна крупица ржавчины не коснулась их.
И вот здесь искусство, эстетическое воспитание могут сыграть неоценимую роль. Как сказал В. А.
Сухомлинский: “Подросток хочет быть хорошим, стремится к идеалу и в то же время не терпит,
чтобы его воспитывали, не терпит той “оголённости” идей, тенденций, которая иногда становится
настоящим бедствием школьного воспитания”. Видимо, искусство и позволяет дать урок
нравственности, не облечённый в форму поучительности.
Культурноэстетический материал занимает в школьном курсе истории значительное место. И это
полностью оправдано, если учесть важное значение указанного материала в образовательном и
воспитательном отношении. В последнее время в школьной программе появился новый предмет под
названием “Мировая художественная культура”. Появление нового предмета не должно означать
того, чтобы мы, учителя истории, уделяли бы меньше внимания к культурноисторическому
материалу. Ведь содержание культурноэстетического материала имеет особо важное значение в
плане эстетического воспитания школьника и его общего развития. Например, в курсе новой истории
в 8м классе мы знакомим его с прогрессивной культурой периода победы и утверждения
капитализма, с невиданными до того успехами математики и естествознания, связанными с именами
Ньютона, Лавуазье, Дарвина, с великими писателями и поэтами Гете и Шиллером, Байроном и
Бальзаком, Диккенсом и Гейне, с великими композиторами и художниками. На примере творчества
Давида, Делакруа, Курбе мы даем учащимся представление о классицизме, романтизме и реализме в
изобразительном искусстве, без чего непонятно развитие русской живописи первой половины XIX в., с
которой они знакомятся на уроках.
По вопросам внеклассной работы в распоряжении учителя истории имеется обширная литература,
представленная работами монографического характера, брошюрами, сборниками статей и
публикациями в журналах. Она отражает многообразие содержания, форм и методов внеклассных
мероприятий по истории.
Если внешкольная работа организуется детскими учреждениями и организациями (дом творчества,
ТЮЗ, музей, и т. д.), то внеклассная работа – учителем, школой. Между ними имеется тесная связь.
В чем заключаются задачи и особенности внеклассной работы? Один из крупнейших специалистов в
этой области А.Ф. Родин утверждал, что внеклассная работа “достигает тех же целей, что и урок, но
на ином материале и иными средствами.
Данное положение верно в том смысле, что общей задачей внеклассной работы по истории является
воспитание, формирование мировоззрения учащихся на историческом материале. В ходе ее
осуществляется воспитание учащихся в духе патриотизма, гуманизма, нравственности. Осуществляется раскрытие исторических связей и закономерностей и т. д., т. е., те же проблемы,
которые разрешаются на историческом материале в ходе классной деятельности.
Однако все эти задачи не покрывают и не исчерпывают образовательного и воспитательного значения
внеклассной работы по истории, две важные особенности которой обуславливают специфику ее
познавательного и воспитательного значения для учащихся: добровольный характер внеклассной
работы; возможность удовлетворения и дальнейшего развития индивидуальных познавательных
интересов и наклонностей учащихся в области истории, в любом из ее разделов и по любой тематике.
Этим определяется и увлеченность школьников, и их готовность к трудоемкой самостоятельной
деятельности по избранной теме и многообразие тематического содержания внеклассной работы.
В ходе внеклассной работы происходит дальнейшее формирование познавательных интересов и
любви к истории, достигается такое углубление исторических знаний в определенной, пусть
ограниченной области, какое немыслимо достигнуть в ходе классных занятий; осуществляется
выработка и развитие умений и навыков серьезной самостоятельной умственной работы, заключающей
в себе (в различной степени!) элементы поиска, исследования. Таким образом, повышается уровень
общей культуры учащихся, и улучшается результативность учебных занятий по истории и по ряду
родственных предметов (литература, география). Следует, наконец, учесть, что участие школьников
во внеклассной работе, как правило, протекает в определенном коллективе (кружок, туристический
отряд и т.п.), где создаются благоприятные условия для укрепления среди учащихся дружбы и
товарищества. Эта деятельность оставляет прочный след в сознании школьников. Вероятно, в
практике многих учителей нередки такие случаи, когда, спустя много лет, бывшие ученики, встретив
своего учителя, вспоминают и проведенную под его руководством экскурсию, и кружок, и свои
доклады в нем.
Не связанная урочным расписанием и строгой регламентацией учебных минут внеклассная работа
осуществляется разнообразными методами. В практике школьной работы различают экскурсии:
учебные, связанные с изучением программного исторического материала и нередко представляющие
собой особый тип урока на наглядном материале; экскурсии внепрограммные проводимые в плане
внеклассных мероприятий, непосредственно не связанные с изучаемым программным материалом, но
имеющие большое образовательное и воспитательное значение. Разумеется, эта классификация
условна и относительна. По характеру объекта экскурсии могут быть: по музейной экспозиции; к
местам исторических событий (Астраханский кремль, с. Селитренное); по маршруту (боевой путь
128й армии); к историческим памятникам; историкобытовым комплексам.
По месту учебной работы различают, вопервых, вводную экскурсию перед изучением
соответствующей темы в классе с целью подготовить к восприятию новой темы, возбудить интерес и
дать импульс к последующим занятиям. Например, обзорная экскурсия в Музей боевой славы может
послужить интересным зачином работы по изучению военного прошлого. Вовторых, урокэкскурсия,
когда новый материал раскрывается в ходе экскурсии с последующей систематизацией и
закреплением экскурсионного материала на уроке. Очевидно, что и во внеклассной работе экскурсия
может предшествовать соответствующему тематическому занятию в кружке.
Исключительно важное значение в методике школьной экскурсии имеет привлечение краткой цитаты
из документального источника, из мемуаров современника, из художественной литературы эпохи,
разумеется, в небольшой дозе.
В заключении остановимся на вопросе о возможности проведения экскурсии самими учащимися. Он
практически стоит перед школами, где созданы исторические и историкокраеведческие уголки и
школьные музеи. Нередко выделенные в качестве экскурсоводов учащиеся практически не в
состоянии провести экскурсионный обзор материалов уголка или музея. Разумеется, это и не под силу
ученику, если его задача не определена в объеме и если не проведена соответствующая подготовка.
Прежде всего необходимо из числа наиболее подготовленных учащихся выделить кандидатов в
экскурсоводы по небольшому и вполне определенному материалу музея (а не по всей музейной
экспозиции!), т. е., определить объем задачи; далее – указать доступную литературу, провести одно –
два занятия с экскурсоводами по содержанию материала и по элементарным вопросам методики
проведения экскурсий (как показывать и что рассказывать). К работе юный экскурсовод допускается
после проверки учителем и доработки составленного текста рассказа по избранному музей ному объекту. Теперь он может выступать перед товарищами, перед родителями и перед младшими
школьниками.
Другое, аналогичное направление – обучение школьников умение рассказать содержание и дать
элементарный анализ художественных особенностей картины художника, пользуясь ее красочной
репродукцией. При подготовке и проведении таких выступлений на уроке или после уроков
необходимо соблюдение двух обязательных условий: изучения школьником необходимого минимума
литературы о самом художнике и о его картине; свободного рассказа докладчика по репродукции –
без пользования дословным текстом или конспектом. Все это имеет большое значение в вопросе
культуры эстетического воспитания в школе.
Следует учесть и то, что сам предмет История несет в себе воспитательное начало. На исторических
событиях, на деятельности тех или иных исторических персонажах, ученик учится быть гражданином
своего Отечества, патриотом.
Одним из направлений эстетического воспитания в процессе изучения истории являются письменные
работы, сочинения, рефераты учеников на заданную тему, где они способны рассказать, изложить или
порассуждать над поднятыми проблемами. Работая в этом направлении, они развивают в себе тягу и к
собственному творчеству.
В заключение хочется подчеркнуть, что педагог должен разбудить в своих питомцах живое, цельное,
эстетическое воспитание к истории. Без этого не будет подлинного понимания и тех нравственных
идей, которые несет в себе этот предмет. За словом – мир мыслей и чувств. За ним – сама жизнь.
Эстетическое воспитание на уроках истории
Эстетическое воспитание на уроках истории
Эстетическое воспитание на уроках истории
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.