Эстетическое воспитание на уроках истории

  • Руководства для учителя
  • doc
  • 25.02.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Эстетическое воспитание на уроках истории Почему мы говорим именно о растущей роли эстетического воспитания в школе? Дело в том, что в современном обществе значительно повысились эстетические требования к труду, к производству, к взаимоотношениям людей. Стремление жить по законам красоты всё глубже проникает в нашу жизнь. Эстетическое воспитание должно естественно соединяться с выработкой мировоззрения у подрастающего поколения, с утверждением в учении, в личной жизни, в общественной работе идеалов гуманизма, любви к своему Отечеству и к её истории. Мы учим наших детей разным наукам, приобщаем их к фантастически прекрасному миру знаний, подводим к научному познанию законов общественного развития, Конечно, это чрезвычайно важно. Но не менее важно и другое – учить постигать сложную науку жизни, ведь только это познание делает человека человеком.
Иконка файла материала Эстетическое воспитание на уроках истории.doc
Эстетическое воспитание на уроках истории Почему мы говорим именно о растущей роли эстетического воспитания в школе? Дело в том, что в  современном обществе значительно повысились эстетические требования к труду, к производству, к  взаимоотношениям людей. Стремление жить по законам красоты всё глубже проникает в нашу жизнь.  Эстетическое воспитание должно естественно соединяться с выработкой мировоззрения у  подрастающего поколения, с утверждением в учении, в личной жизни, в общественной работе идеалов  гуманизма, любви к своему Отечеству и к её истории. Мы учим наших детей разным наукам,  приобщаем их к фантастически прекрасному миру знаний, подводим к научному познанию законов  общественного развития, Конечно, это чрезвычайно важно. Но не менее важно и другое – учить  постигать сложную науку жизни, ведь только это познание делает человека человеком. Вот мы часто и справедливо говорим о “тройке” как о педагогическом браке, нас не удовлетворяют  “удовлетворительные знания”. Это правильно. Но сколько же мы ещё отправляем в самостоятельную  жизнь “троечников” по своим чисто человеческим качествам (хотя и с “четвёрками”, и “пятёрками в  аттестатах). А ведь в конце концов самое­то важное, чтоб все выпускники нашей школы были в  первую очередь людьми высокой человеческой пробы. Школьные годы – это, пожалуй, самая трудная и ответственная пора становления человеческой  личности. У подростка и юноши очень тонкий и чрезвычайно чувственный внутренний мир, полный  глубоких переживаний. Душа его подобна хрупкому и очень нежному инструменту, с которым надо  общаться бережно, чтобы вдруг не задеть больно струн, которые так эмоционально реагируют на  самые, казалось бы, незаметные жизненные ситуации. Необходимо добиваться того, чтобы струны эти  звучали чисто и ясно, чтобы не было глухого тона, чтобы ни одна крупица ржавчины не коснулась их.  И вот здесь искусство, эстетическое воспитание могут сыграть неоценимую роль. Как сказал В. А.  Сухомлинский: “Подросток хочет быть хорошим, стремится к идеалу и в то же время не терпит,  чтобы его воспитывали, не терпит той “оголённости” идей, тенденций, которая иногда становится  настоящим бедствием школьного воспитания”. Видимо, искусство и позволяет дать урок  нравственности, не облечённый в форму поучительности. Культурно­эстетический материал занимает в школьном курсе истории значительное место. И это  полностью оправдано, если учесть важное значение указанного материала в образовательном и  воспитательном отношении. В последнее время в школьной программе появился новый предмет под  названием “Мировая художественная культура”. Появление нового предмета не должно означать  того, чтобы мы, учителя истории, уделяли бы меньше внимания к культурно­историческому  материалу. Ведь содержание культурно­эстетического материала имеет особо важное значение в  плане эстетического воспитания школьника и его общего развития. Например, в курсе новой истории  в 8­м классе мы знакомим его с прогрессивной культурой периода победы и утверждения  капитализма, с невиданными до того успехами математики и естествознания, связанными с именами  Ньютона, Лавуазье, Дарвина, с великими писателями и поэтами Гете и Шиллером, Байроном и  Бальзаком, Диккенсом и Гейне, с великими композиторами и художниками. На примере творчества  Давида, Делакруа, Курбе мы даем учащимся представление о классицизме, романтизме и реализме в  изобразительном искусстве, без чего непонятно развитие русской живописи первой половины XIX в., с которой они знакомятся на уроках.  По вопросам внеклассной работы в распоряжении учителя истории имеется обширная литература,  представленная работами монографического характера, брошюрами, сборниками статей и  публикациями в журналах. Она отражает многообразие содержания, форм и методов внеклассных  мероприятий по истории. Если внешкольная работа организуется детскими учреждениями и организациями (дом творчества,  ТЮЗ, музей, и т. д.), то внеклассная работа – учителем, школой. Между ними имеется тесная связь.  В чем заключаются задачи и особенности внеклассной работы? Один из крупнейших специалистов в  этой области А.Ф. Родин утверждал, что внеклассная работа “достигает тех же целей, что и урок, но  на ином материале и иными средствами. Данное положение верно в том смысле, что общей задачей внеклассной работы по истории является  воспитание, формирование мировоззрения учащихся на историческом материале. В ходе ее  осуществляется воспитание учащихся в духе патриотизма, гуманизма, нравственности.Осуществляется раскрытие исторических связей и закономерностей и т. д., т. е., те же проблемы,  которые разрешаются на историческом материале в ходе классной деятельности. Однако все эти задачи не покрывают и не исчерпывают образовательного и воспитательного значения  внеклассной работы по истории, две важные особенности которой обуславливают специфику ее  познавательного и воспитательного значения для учащихся: добровольный характер внеклассной  работы; возможность удовлетворения и дальнейшего развития индивидуальных познавательных  интересов и наклонностей учащихся в области истории, в любом из ее разделов и по любой тематике.  Этим определяется и увлеченность школьников, и их готовность к трудоемкой самостоятельной  деятельности по избранной теме и многообразие тематического содержания внеклассной работы. В ходе внеклассной работы происходит дальнейшее формирование познавательных интересов и  любви к истории, достигается такое углубление исторических знаний в определенной, пусть  ограниченной области, какое немыслимо достигнуть в ходе классных занятий; осуществляется  выработка и развитие умений и навыков серьезной самостоятельной умственной работы, заключающей в себе (в различной степени!) элементы поиска, исследования. Таким образом, повышается уровень  общей культуры учащихся, и улучшается результативность учебных занятий по истории и по ряду  родственных предметов (литература, география). Следует, наконец, учесть, что участие школьников  во внеклассной работе, как правило, протекает в определенном коллективе (кружок, туристический  отряд и т.п.), где создаются благоприятные условия для укрепления среди учащихся дружбы и  товарищества. Эта деятельность оставляет прочный след в сознании школьников. Вероятно, в  практике многих учителей нередки такие случаи, когда, спустя много лет, бывшие ученики, встретив  своего учителя, вспоминают и проведенную под его руководством экскурсию, и кружок, и свои  доклады в нем. Не связанная урочным расписанием и строгой регламентацией учебных минут внеклассная работа  осуществляется разнообразными методами. В практике школьной работы различают экскурсии:  учебные, связанные с изучением программного исторического материала и нередко представляющие  собой особый тип урока на наглядном материале; экскурсии внепрограммные проводимые в плане  внеклассных мероприятий, непосредственно не связанные с изучаемым программным материалом, но  имеющие большое образовательное и воспитательное значение. Разумеется, эта классификация  условна и относительна. По характеру объекта экскурсии могут быть: по музейной экспозиции; к  местам исторических событий (Астраханский кремль, с. Селитренное); по маршруту (боевой путь  128­й армии); к историческим памятникам; историко­бытовым комплексам. По месту учебной работы различают, во­первых, вводную экскурсию перед изучением  соответствующей темы в классе с целью подготовить к восприятию новой темы, возбудить интерес и  дать импульс к последующим занятиям. Например, обзорная экскурсия в Музей боевой славы может  послужить интересным зачином работы по изучению военного прошлого. Во­вторых, урок­экскурсия,  когда новый материал раскрывается в ходе экскурсии с последующей систематизацией и  закреплением экскурсионного материала на уроке. Очевидно, что и во внеклассной работе экскурсия  может предшествовать соответствующему тематическому занятию в кружке. Исключительно важное значение в методике школьной экскурсии имеет привлечение краткой цитаты  из документального источника, из мемуаров современника, из художественной литературы эпохи,  разумеется, в небольшой дозе. В заключении остановимся на вопросе о возможности проведения экскурсии самими учащимися. Он  практически стоит перед школами, где созданы исторические и историко­краеведческие уголки и  школьные музеи. Нередко выделенные в качестве экскурсоводов учащиеся практически не в  состоянии провести экскурсионный обзор материалов уголка или музея. Разумеется, это и не под силу ученику, если его задача не определена в объеме и если не проведена соответствующая подготовка. Прежде всего необходимо из числа наиболее подготовленных учащихся выделить кандидатов в  экскурсоводы по небольшому и вполне определенному материалу музея (а не по всей музейной  экспозиции!), т. е., определить объем задачи; далее – указать доступную литературу, провести одно –  два занятия с экскурсоводами по содержанию материала и по элементарным вопросам методики  проведения экскурсий (как показывать и что рассказывать). К работе юный экскурсовод допускается  после проверки учителем и доработки составленного текста рассказа по избранному музей номуобъекту. Теперь он может выступать перед товарищами, перед родителями и перед младшими  школьниками. Другое, аналогичное направление – обучение школьников умение рассказать содержание и дать  элементарный анализ художественных особенностей картины художника, пользуясь ее красочной  репродукцией. При подготовке и проведении таких выступлений на уроке или после уроков  необходимо соблюдение двух обязательных условий: изучения школьником необходимого минимума  литературы о самом художнике и о его картине; свободного рассказа докладчика по репродукции –  без пользования дословным текстом или конспектом. Все это имеет большое значение в вопросе  культуры эстетического воспитания в школе. Следует учесть и то, что сам предмет История несет в себе воспитательное начало. На исторических  событиях, на деятельности тех или иных исторических персонажах, ученик учится быть гражданином  своего Отечества, патриотом. Одним из направлений эстетического воспитания в процессе изучения истории являются письменные  работы, сочинения, рефераты учеников на заданную тему, где они способны рассказать, изложить или  порассуждать над поднятыми проблемами. Работая в этом направлении, они развивают в себе тягу и к собственному творчеству. В заключение хочется подчеркнуть, что педагог должен разбудить в своих питомцах живое, цельное,  эстетическое воспитание к истории. Без этого не будет подлинного понимания и тех нравственных  идей, которые несет в себе этот предмет. За словом – мир мыслей и чувств. За ним – сама жизнь.