«Эстетика теплой одежды Полюса холода»
Оценка 4.9

«Эстетика теплой одежды Полюса холода»

Оценка 4.9
Образовательные программы
docx
искусство +1
13.01.2022
«Эстетика теплой одежды Полюса холода»
Программа кружка «Эстетика теплой одежды Полюса холода»
Эстетика теплой одежды Полюса холода.docx

 

 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Верхоянская средняя общеобразовательная школа имени М.Л. Новгородова»

 

Программа кружка

«Эстетика теплой одежды Полюса холода»

 

Количество часов:

Класс: 9 - 11

Заполнение группы: 12 обучающихся

 

Составила: педагог дополнительного обучения

Ефимова Евдокия Васильевна

УПД 1 категория

 

 

                                        Пояснительная записка

              Задачу воспитания гражданина нельзя решать успешно без приобщения подрастающего поколения к духовному богатству своего народа, его культуре. Реализация идеи духовного и творческого развития личности требует пересмотра не только содержательной, но и методической стороны внеурочной деятельности. В процессе формирования гражданско-патриотических чувств большая роль должна отводиться изучению родного края и пропаганде традиций народно прикладного искусства. Изучение народно-прикладного искусства - дело само по себе отражается в материальное и духовное богатство народа, которая исстари передается из поколения в поколение. Продолжить эту атмосферу – святая обязанность руководителей творческих объединений.

             В рамках инновационной деятельности школы сохранению ценностей арктической цивилизации, 2017 году Ефимова Александра Дмитриевна разработала программу элективного курса «Эстетика теплой одежды Полюса Холода», с целью возвращения к истокам традиционной одежды в современном исполнении и сохранении ее эстетики, приобщения к традиционным занятиям народов Арктики.

             Данный курс направлен на воспитание чувства уважения и гордости за свой народ, закрепляет умение и навыки по изготовлению этнической        теплой одежды. Он способствует формированию исторической памяти, понимания того, что без знания прошлого нельзя построить будущего.

             Актуальность курса заключается в том, что в настоящее время происходит вытеснение одежды, созданной вековым опытом адаптации к холоду, что приводит к обморожениям, простудным заболеваниям, снижению качества жизни и заботы о близких, гибели людей.  

           Основной задачей этой программы является приобщение учащихся к материальной и духовной культуре народа Севера, его традициям и обычаям, нравственно-этическим ценностям, что способствует сохранению традиций национального шитья, общему развитию и расширению кругозора.

            Учебно-тематический план включает теоретические и практические занятия и рассчитан на 1 год, с преподаванием курса 2 раза в неделю. Обучение проводится с 5-9 классах. Работа может быть организована индивидуально, в группе и коллективно. При записи учащихся проводится беседа с целью ознакомления их с предстоящей работой, содержанием занятий и выяснить, что их интересует. Планируя годовую работу учитываются местные условия и возможности, а также национальные и местные традиции.                                                                                                                  

           Подбор и тематика изделия могут изменяться в зависимости от материала, его фактуры, цвета, от умения и навыков учащихся. В ходе занятий ученики от простых изделий переходят к освоению более сложных образцов. Выбор изделия проводится в соответствии с возможностями кружковцев, создаются вариативные методы.

         В ходе изучения курса обучающиеся учатся технологии выделке меха, шитья из шкур, вышиванию бисером. Знакомятся с назначением и ролью теплых одежд, их видами.

            Образовательная цель: ознакомление учащихся с видами якутской национальной одежды, формирование компетенций по различным трудовым операциям народно-прикладного творчества.

            Развивающая цель: приобщение к эстетике народа  саха, обучение умениям и навыкам по национальному шитью и вышиванию бисером.

            Воспитательная цель: развитие интереса к национальному виду одежды северян, приобщение к традиционным занятиям народов Арктики.

            Курс предусматривает освоение компетенций (знание, умение, навыки) по изготовлению компонентов теплой одежды, созданных для защиты открытых частей тела от лютого мороза.

            Продолжительность занятия зависит от возраста детей и соответствует требованиям САНПиН для 5-8 классов.

 Методы:     

- словесные  (беседа, рассказ, объяснение);                                                                                 - наглядные (показ образца, раздаточный материал, показ предметных картинок и иллюстраций);                                                                                                                    - практические (упражнение, опыты);                                                                                               - демонстрация приемов выполнения и техник.

            В процессе обучения у учащихся должны формироваться следующие знания:                                                                                                                                                    - история развития родного края;                                                                                                             - историю развития народного - прикладного искусства Якутии;                                                 - этапы и способы проектирования, конструирования, моделирования;             - правила подбора цветовой гаммы;                                                                                                        - читать схемы для изготовления узоров из бисера;                                                                          - знать правила материаловедения;                                                                                                       - знать и правильно использовать виды швов;                                                                                    - знать технологию обработки кожи, замши, меха;                                                                             - знать правила ТБ и ППБ.

              По окончанию изучения курса планируется защита проектов, выставка работ, рефлексия.

 

                          Рабочая программа  составлена на основе                       

1.      Традиционная одежда и мировоззрение наших предков. Учебно-методическое пособие. С.М.Петрова - Якутск: Бичик, 1999.-80с.

2.      Традиционная одежда саха: знаки, обереги. /С.И.Петрова - Якутск: Бичик, 2018.-96с.-серия «Золотые руки»./

3.      Олонхо. Мир вещей. Этно-Арт. Учебно-методическое пособие /А.Н.Зверева; М-во образования РС(Я),-Якутск: Компания «Дани-Алмас»

4.      Умение жить на Севере: учеб. Пособие по традиц. знаниям корен. Народов РС(Я): 1-4кл./Р.С.Никитина, Г.М.Федоров, Е.И. Винокуров -Якутск:Бичик, 2011.-96с.

5.       Плетение и вышивка бисером. Л.Е.Федотова.- Якутск, изд. «Якутский край» 2011г.

6.      Якутские орнаменты, счастья и благополучия: символика и использование./ сост. А.А.Полятинская-Платонова/-Якутск: Медиа-холдинг Якутия, 2017-32с.

7.       «Национально-региональный компонент государственного образовательного стандарта «Национально-региональный компонент государственного образовательного стандарта общего образования», Министерство образования РС(Я)-Якутск, 2003г

        

Календарно – тематический план работы кружка

 

 

Название раздела

Теория

Практика

Кол-во

часов

Раздел 1.    « Намыаска – кулгаах эмсэ5э» - наушники     

2

32

34

Раздел 2. «Бахалаан набрюшник» - Предохраняет почки, низ живота.          

                 

4

30

34

Раздел 3. «Аннах – подбородник» - Обогревает от  холода подбородок. 

4

30

34

Раздел 4.     «Ытыс кохсун танаьа – бэгэччэк туттарар» - защищает от холода тыльную сторону ладони.

4

30

34

Раздел 5.     «Түѳһүнньүк» - нагрудник предохраняет от холода грудь и шею.

2

32

34

Раздел 6.     «Харах бүѳтэ» - защитник глаз.

4

30

34

Всего часов:

20

184

204

 

                                   Учебно-тематический план

Название темы

Теория

Практика

1.

История развития народно-прикладного искусства.

1

 

 

Правила ТБ и ПБ при работе с тканью                                                      

1

 

2.

 Ознакомление с основами композиции и цветовой гармонии. Построение композиции.     

1

1

3.

Изготовление «Наушники – намыаска, кулгаах эмсэ5э». 

 

 

4.

Составление эскизов, зарисовка орнамента, составление схемы узора

1

3

5.

 Мини проект будущего изделия. 

 

3

6.

 Подготовка материала и фурнитуры.  Инструменты и приспособления.                           

2

 

7.

Изготовление выкройки изделия и шаблоны для меха.                                  

3

3

8.

 Крой детали изделие.

 

2

9.

 Соединение деталей кроя,                                                                сметывания и втачивание.                                                                                           

 

2

10.

Перевод рисунка на ткань. 

 

2

11.

Вышивание узора бисером.                                                                     

 

7

12.

Подготовка шкурок к раскрою мехового подклада.                                                                

 

1

13.

Раскрой шкурок (методы раскроя).                                                              

1

2

14.

Сшивание раскроенных шкурок в детали кроя.      

 

5

15.

Правка и сушка меховых кроев.                                                                        

1

1

16.

Соединение основного изделия  с меховым подкладом.

 

4

17.

Очистка и расчесывание готового изделия.                                                 Контроль и качество готовых изделий.                             

1

2

18.

Изготовление «Набрюшник – бахлаан».

 

 

19.

Составление эскизов, схемы узора.                                                                    

1

3

20.

Мини проект будущего изделия.                                                               

 

2

21.

Материалы и фурнитуры. Инструменты и приспособления.                                                                                                                                          

1

2

22.

Изготовление выкройки изделия и шаблоны для меха.                                   

 

3

23.

 Крой детали изделие.

1

1

24.

Соединение деталей кроя.                                                                   Сметывания и втачивание.                                                                                           

 

2

25.

Перевод рисунка на ткань.                                                          

 

2

26.

Вышивание узора бисером:                                                                       

 

10

27.

Подготовка шкурок к раскрою мехового подклада.

1

1

28.

Раскрой шкурок (методы раскроя).

 

2

29.

Сшивание раскроенных шкурок в детали кроя.                                                

 

6

30.

Правка и сушка меховых кроев.                                                                       

 

1

31.

Соединение основного изделия  с меховым подкладом.                                                                       

 

1

32

Очистка и расчесывание готового изделия.                                                  Контроль и качество готовых изделий.

 

2

33.

  Изготовление «Аннах – подбородник» - Обогревает от  холода подбородок.                                                

 

 

34.

Составление эскизов, схемы узора.                                                                    

 

2

35.

Мини проект будущего изделия.                                                               

 

3

36.

Подготовка материалы и фурнитуры. Инструменты и приспособления.                                                                                                                                          

 

1

37.

Изготовление выкройку изделия и лекалу для меха.                     

 

3

38.

  Крой детали изделие.                                                              

 

1

39.

Соединение деталей кроя.                                                                    Сметывания и втачивание

 

2

40.

Вышивание бисером передних деталей.

 

3

41.

Подготовка шкурок к раскрою мехового подклада.

 

1

42.

Раскрой по лекалам (методы раскроя).

1

1

43.

Сшивание раскроенных шкурок в детали кроя.                                                

 

3

44.

Правка и сушка меховых кроев. 

 

1

45.

Соединение основного изделия  с меховым подкладом.

 

3

46.

Очистка и расчесывание готового изделия.                                                  Контроль и качество готовых изделий.

 

1

47.

Изготовление  «Ытыс кохсун танаьа, бэгэччэх туттарар - запястник»

 

 

48.

Составление эскизов, схемы узора.                                                                    

 

3

49.

 Мини проект будущего изделия.                                                                

 

3

50.

Подготовка  материалы и фурнитуры.                  Инструменты и приспособления.                                                                                                                                          

 

1

51.

Изготовление выкройку изделия и лекалу для меха.                                                

 

1

52.

Крой детали изделие.

 

1

53.

Соединение деталей кроя.                                                                    Сметывания и втачивание.                                                                                                                             

 

2

54.

Вышивание бисером тыльную сторону.

 

6

55.

Подготовка шкурок к раскрою мехового подклада.

 

1

56.

Раскрой по лекалам (методы раскроя).                                                              

 

2

57.

Сшивание раскроенных шкурок в детали кроя.                                                

 

3

58.

Правка и сушка меховых кроев.

 

3

59.

Соединение основного изделия  с меховым подкладом.

 

3

 

60.

Очистка и расчесывание готового изделия.                                                 Контроль и качество готовых изделий.

 

1

61.

 Изготовление «Туоьунньук»

 

 

62.

Составление эскизов, схемы узора.                                                                    

 

3

63.

Мини проект будущего изделия.        

 

2

64.

 Выбор  материала. Инструменты и приспособления.                                                                                                                                          

 

2

65.

Изготовление выкройку изделия и шаблон для меха.

 

2

66.

Подготовка шкурок к раскрою.

 

1

67.

 Крой детали изделие по шаблоном.                                                                                                                                                                                           

 

2

68.

Соединение раскроенных шкурок.  Ручное соединение  шкурок.                                          

 

6

69.

 Правка и сушка меховых кроев.

1

2

70.

Раскрой по лекалам (методы раскроя).

 

2

71.

Соединение основного изделия с подкладом. 

 

6

72.

Очистка и расчесывание готового изделия.                                                 Контроль и качество готовых изделий. 

 

2

73.

Изготовление «Харах буотэ - защитник глаз»

 

 

74.

Составление эскизов, схемы узора.                                                                     

 

2

75.

Мини проект будущего изделия.      

 

2

76.

Материалы и фурнитуры.          Инструменты и приспособления.                                                                                                

1

2

77.

Изготовление выкройку изделия и лекалу для меха.    

 

2

78.

Крой детали изделие.                                                                                        

1

1

79.

Вышивание бисером передних  сторон

 

3

80.

Подготовка лоскутков меха к раскрою  мехового подклада.

 

1

81.

Раскрой лоскутков мех.

 

2

82.

Сшивание раскроенных лоскутков меха  в детали кроя.

 

3

83.

Правка и сушка меховых кроев.

 

1

84.

Соединение основного изделия  с меховым подкладом.

 

3

85.

 Очистка и расчесывание готового изделия.                                                  Контроль и качество готовых изделий.                                                                                 

 

1

86.

Итоговое занятие.                                                                                                

 

3

 

 

 

 

 

                                                    Заключение

               В заключении хочется отметить, что все мы, жители Арктического региона, не должны забывать о суровом климате и одеваться соответствующе чтобы сохранить здоровье. Этот курс поможет подрастающему поколению в понимании значения теплой одежды, поможет сохранить традиционное ремесло предков, традиции и обычаи и применить в современной жизни.

           

                                

                                    Использованная литература

1.      Реализация метода проектов при подготовке учителей технологии и дизайна:/ сост. Иванов В.П. Колодезникова А.А.; Науч.ред. Барахсанова Е.А.- Якутск, 2003г.

2.      «Хранительница ремесел предков Е.Е.Аммосова»-Якутск «Бичик» 1994г.                                                                                                                                 

3.      «Народные истоки творчества»-Якутск «Бичик» 1994г.

4.      «Национально-региональный компонент государственного образовательного станд«Национально-региональный компонент государственного образовательного стандарта общего образования», Министерство образования РС(Я)-Якутск, 2003г арта общего образования», Министерство образования РС(Я)-Якутск, 2003г.

5.      «Вышивание бисером на швейной машинке» Семенова М.Н. Якутск, 2009г.

6.      Традиционная одежда и мировоззрение наших предков. Учебно-методическое пособие. С.М.Петрова - Якутск: Бичик, 1999.-80с.

7.      Традиционная одежда саха: знаки, обереги. /С.И.Петрова - Якутск: Бичик, 2018.-96с.-серия «Золотые руки»./

8.      Олонхо. Мир вещей. Этно-Арт. Учебно-методическое пособие /А.Н.Зверева; М-во образования РС(Я),-Якутск: Компания «Дани-Алмас»

9.      Умение жить на Севере: учеб. Пособие по традиц. знаниям корен. Народов РС(Я): 1-4кл./Р.С.Никитина, Г.М.Федоров, Е.И.Винокурова-Якутск:Бичик, 2011.-96с.

10.   Плетение и вышивка бисером. Л.Е.Федотова.- Якутск, изд. «Якутский край» 2011г.

11.   Якутские орнаменты, счастья и благополучия: символика и использование./ сост. А.А.Полятинская-Платонова/-Якутск: Медиа-холдинг Якутия, 2017-32с.


 

12. 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Верхоянская средняя общеобразовательная школа имени

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Верхоянская средняя общеобразовательная школа имени

Подбор и тематика изделия могут изменяться в зависимости от материала, его фактуры, цвета, от умения и навыков учащихся

Подбор и тематика изделия могут изменяться в зависимости от материала, его фактуры, цвета, от умения и навыков учащихся

Национально-региональный компонент государственного образовательного стандарта «Национально-региональный компонент государственного образовательного стандарта общего образования»,

Национально-региональный компонент государственного образовательного стандарта «Национально-региональный компонент государственного образовательного стандарта общего образования»,

Соединение основного изделия с меховым подкладом

Соединение основного изделия с меховым подкладом

Сшивание раскроенных шкурок в детали кроя

Сшивание раскроенных шкурок в детали кроя

Национально-региональный компонент государственного образовательного станд«Национально-региональный компонент государственного образовательного стандарта общего образования»,

Национально-региональный компонент государственного образовательного станд«Национально-региональный компонент государственного образовательного стандарта общего образования»,
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.01.2022