Педагогическое исследование – это специально организованный процесс, основанный на
результатах научной деятельности и направленный на получение новых знаний о
закономерностях воспитательно-образовательного процесса, выявление и решение проблем его
реализации.
Структура педагогического исследования
Педагогическое исследование объясняет и предсказывает факты и явления.
Педагогические исследования подразделяются на фундаментальные, прикладные и
разработки. Любое педагогическое исследование предполагает наличие в нем наличие
общепринятых методологических параметров. К ним относятся проблема, тема, объект и
предмет исследования, цель, задачи, гипотеза и защищаемые положения. Основными
критериями качества педагогического исследования являются актуальность, новизна,
теоретическая и практическая значимость.
СОСТАВ МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЙ ЧАСТИ:
Актуальность исследования – отражает необходимость и значимость проводимого
исследования.
Проблема исследования – устанавливается исследователем и отражает противоречие
между теорий и практикой.
Цель исследования – конечный результат, к которому стремится исследователь.
Объект исследования – то, что подлежит исследованию.
Предмет исследования – одна из сторон объекта исследования, которая полежит
изучению.
Задачи исследования – формулируются исходя из поставленной цели, предмета, объекта
и проблемы исследования, отражают этапы исследовательской работы.
Гипотеза исследования – предположение исследователя о том, что необходимо изменить
в педагогическом процессе, чтобы решить обозначенную проблему.
Теоретическая значимость исследования – состоит в обобщении трудов различных
авторов по проблеме исследования и формулировке обобщающего вывода.
Научная новизна – указывает на то, что по проблеме исследования ранее не проводилась
научная работа, нет зафиксированных результатов.
Практическая значимость – выработка рекомендаций, направленных на решение, либо
предотвращение установленной проблемы исследования.
Терминологический аппарат – основные термины, по проблеме исследования. Чаще всего
данный компонент методологического аппарата приводится в конце работы в виде
глоссария.
1
2
3
СОСТАВ ПРОЦЕДУРНОЙ ЧАСТИ:
РАЗРАБОТКА ПЛАНА ИССЛЕДОВАНИЯ – СОСТАВЛЕНИЕ ПЛАНА ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ,
СОСТАВЛЕНИЕ БИБЛИОГРАФИЧЕСКОГО СПИСКА ПО ПРОБЛЕМЕ, ОПИСАНИЕ ЭТАПОВ РАБОТЫ И Т.Д.
ОПИСАНИЕ МЕТОДИК И ТЕХНИК ИССЛЕДОВАНИЯ – ПОДБОР МЕТОДИК И ТЕХНИК ПО СБОРУ
ИНФОРМАЦИИ, СООТВЕТСТВУЮЩИХ НЕПОСРЕДСТВЕННО ПРОБЛЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ, С УЧЕТОМ
ОСОБЕННОСТЕЙ ИСПЫТУЕМЫХ (ВОЗРАСТ, ИНДИВИДУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ, ПОЛОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ И
Т.Д.).
ПОДБОР СПОСОБОВ ОБРАБОТКИ ПОЛУЧЕННЫХ ДАННЫХ, СОГЛАСНО УСТАНОВЛЕННОЙ ГИПОТЕЗЕ, А
ТАКЖЕ ЛОГИКЕ И СТРУКТУРЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ.
ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
КАЖДОЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЯВЛЯЕТСЯ ВКЛАДОМ В НАУЧНОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРАКТИЧЕСКОЙ
ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ИМЕННО ПОЭТОМУ ОЧЕНЬ ВАЖНО СОБЛЮДАТЬ ЛОГИКУ
СТРУКТУРЫ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАНИЯ. ПРАВИЛЬНО ОРГАНИЗОВАННОЕ
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СПОСОБСТВУЕТ ПЕРЕХОДУ ОТОБРАЖЕНИЯ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА В ЕЕ ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЕ В ВИДЕ РЯДА МОДЕЛЕЙ И ИХ
ВЗАИМОСВЯЗИ.
ЛОГИКА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ВО МНОГОМ ЗАВИСИТ ОТ ПРАВИЛЬНОСТИ ЗАДАЧ, РЕШЕНИЕ
КОТОРЫХ ПО СВОЕЙ СУТИ ЯВЛЯЕТСЯ ПОЛУЧЕНИЕМ ПРОМЕЖУТОЧНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ. ОРИЕНТИРУЮСЬ НА
ДАННЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАТЕЛЬ, ИМЕЕТ ВОЗМОЖНОСТЬ УБЕДИТЬСЯ В ПРАВИЛЬНОСТИ ТЕЧЕНИЯ
ИССЛЕДОВАНИЯ. ИСХОДЯ ИЗ ЭТОГО, ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
ПРЕДСТАВЛЯЕТСЯ В ВИДЕ РЯДА ЭТАПОВ.
ЭТАП
1
ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ПРОБЛЕМОЙ ИССЛЕДОВАНИЯ, ПУТЕМ ИЗУЧЕНИЯ И АНАЛИЗА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ ПО ТЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ;
ОБОСНОВАНИЕ АКТУАЛЬНОСТИ ИССЛЕДОВАНИЯ;
ОПРЕДЕЛЕНИЕ СТЕПЕНИ РАЗРАБОТАННОСТИ ТЕМЫ В ТРУДАХ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ И ЗАРУБЕЖНЫХ
УЧЕНЫХ;
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРЕДМЕТА И ОБЪЕКТА ИССЛЕДОВАНИЯ;
ФОРМУЛИРОВКА ОБЩЕЙ (РАБОЧЕЙ) ЦЕЛИ И ПРОМЕЖУТОЧНЫХ ЗАДАЧ ИССЛЕДОВАНИЯ, СООТНЕСЕНИЕ
ИХ С ПОСТАВЛЕННОЙ ЦЕЛЬЮ;
АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ, ФОРМУЛИРОВКА ВЫВОДОВ.
ЭТАП
4
ВЫБОР ДИАГНОСТИЧЕСКИХ МЕТОДИК, СОГЛАСНО ПОСТАВЛЕННОЙ ЦЕЛИ, ПРОБЛЕМЕ И ГИПОТЕЗЕ
ИССЛЕДОВАНИЯ, А ТАКЖЕ С УЧЕТОМ ОСОБЕННОСТЕЙ ИСПЫТУЕМЫХ;
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ГРУПП ИСПЫТУЕМЫХ (ДЕЛЕНИЕ НА ДВЕ ГРУППЫ: КОНТРОЛЬНУЮ И
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНУЮ), ОБОСНОВАНИЕ РАЗДЕЛЕНИЯ ИСПЫТУЕМЫХ НА ГРУППЫ;
ХАРАКТЕРИСТИКА КАЖДОЙ ИЗ ГРУПП ВЫБОРКИ;
ПРОВЕДЕНИЕ КОНСТАТИРУЮЩЕГО ЭКСПЕРИМЕНТА, ЦЕЛЬ КОТОРОГО СОСТОИТ В ОПРЕДЕЛЕНИИ
ИСХОДНОГО СОСТОЯНИЯ ПРЕДМЕТА ИССЛЕДОВАНИЯ (УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ, РАЗВИТИЯ И Т.Д.
ПРЕДМЕТА ИССЛЕДОВАНИЯ).
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.