Этикет
Оценка 4.7

Этикет

Оценка 4.7
docx
31.05.2021
Этикет
etiket_farafonovoy_o.v.docx

 

Тема урока: Урок 27.Этикет.

Цели и задачи: Помочь учащимся анализировать жизненные ситуации, выбирать нравственные формы поведения, сопоставляя их с нормами разных культурных традиций. Познакомить  детей с первичными представлениями об этикете; объяснять, что такое правила поведения; учить замечать и объяснять какие поступки противоречат правилам этикета; создавать атмосферу доброжелательности и комфорта на уроке.

Основные понятия: этикет, правила этикета, речь, нормы поведения, здравый смысл, вежливость, чуткость, скромность, тактичность, хорошие манеры.

Основные формы работы: беседа,  творческая работа учащихся, работа в группах

Средства ИКТ: компьютеры, экран, проектор, презентация, интернет.  

Ресурсы: учебник, словарь С.И. Ожегова, рабочие листы, стихи о правилах этикета.

Организационная структура урока

Этап 1. Вхождение в тему урока и создание условий для  восприятия нового материала (3 мин)

Составь пословицы. Соедини линией (рабочий лист задание 1) (слайд 1)

Объясните смысл пословиц.

- Как вы думаете, какая будет тема урока?

Этап 2. Организация и самоорганизация учащихся в ходе усвоения материала (10 мин). Беседа.

- Какое общество нас окружает в течение дня? Приведите примеры правил поведения, которые вы при этом соблюдаете.

- Каким словом эти правила можно обозначить? (этикет) Что обозначает это слово?

Чтение стихотворения «Что такое этикет ?»А. Усачёва

- Ответ можно найти в учебнике на с. 56 и в словаре. (С.И. Ожегов, с. 731)

- Мы определили, что правила поведения в обществе называют словом «этикет». (слайд 2)

- Этикет уже был, когда самого слова ещё не было. Это воспитанность, хорошие манеры, умение вести себя в обществе. (Слайд 3)  На одном из пышных и изысканных приемов у французского короля Людовика гостям вручали карточки с перечислением некоторых обязательных правил поведения. От французского названия карточек – «этикетка» - и произошло слово этикет. И хотя это слово появилось не так давно, правила поведения вырабатывались многие сотни лет. Еще до нашей эры в Древнем Египте появилась рукопись под названием «Поучения Кочемни». В ней в виде бесед отца и сыновей рассказывалось как себя вести. В Средние века в Европе были написаны множества трактатов о правилах поведения. Например: «Кодекс рыцарской чести». На Руси тоже были такие книги. Одна из первых «Поучения» Владимира Мономаха, затем «Домострой» и, наконец, в 1717г при Петре 1 появилась книга «Юности честное зерцало», по которой учили дворянских детей

хорошим манерам.

- Давайте составим Этикет-словарь. (Слайд 5) Соедините линией понятия и определения к ним (Рабочий лист задание 2)

- Этикет бывает разным: речевой, телефонный, столовый, свадебный и т д. (Слайд 6)

- Сегодня мы рассмотрим лишь несколько видов этикета, и некоторые правила вы сможете определить сами.

Правил этикета множество, запомнить их всех очень трудно. Но одно правило следует помнить твердо: человек своим поведением, внешним видом не должен доставлять неудобства окружающим.

Работа в группах (учебник, дополнительная литература, интернет)

1 группа. Внешность и одежда. Приведите примеры правил соответствия одежды и внешности в определённой ситуации.

2 группа. Речь и этикет. Приведите примеры правил приветствия и прощания.

3 группа. Вы в гостях. Гости у Вас. Приведите примеры правил приёма гостей в Вашем доме. Этикет гостя.

4 группа. Правила поведения за столом.

Этап 3. Практикум (17 мин)

Выступления групп : 1 группа Культура внешности человека – составляющая этикетных ситуаций общения, поэтому лучше придерживаться правил приличия в отношении внешнего вида и помнить слова А.П. Чехова: “В человеке должно быть все красиво: и лицо, и одежда, и душа, и мысли”.

- Объясните, как вы это понимаете? Одежда должна быть выбрана уместно, т.е. выбор одежды зависит от того места, куда вы хотите отправиться.

2 группа  Четыре волшебных слова - ЭТИКЕТА основа.

Вы часто их говорите, звучат они очень красиво:

ЗДРАВСТВУЙТЕ, ИЗВИНИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА и СПАСИБО.

- Вслушайтесь в волшебство вежливых слов и почувствуйте их чудодейственную силу.

«Здравствуйте!» - здоровья желаю.

«Благодарю!» - благо дарю.

«Извините!» - признаю свою вину. Прошу простить.

«Спасибо!» - спаси бог.

Волшебные слова приятно слышать каждому из нас. В них нежность, тепло солнца, все оттенки любви и света. Они помогают нам сохранить добрые отношения, дарят радость. И тот, кто умеет их говорить, не знает ссор и обид. Речь – важнейшее средство общения между людьми. А вежливая речь гораздо эффективнее.

3 группа. В гости вы приглашены – значит вовремя должны

На двери нажать звонок – точно в названный вам срок.

Приготовь подарок. Кто подарок сделать рад,

Тот на выдумку богат!

Входишь в комнату, а в ней за столом полно гостей.

Не стесняйся, улыбнись, сесть за стол не торопись.

ЭТИКЕТ свой покажи – скромно «ЗДРАВСТВУЙТЕ!» скажи,

Головой гостям кивни, чтобы видели они:

ЭТИКЕТ не понаслышке знают малые детишки.

4 группа Известно с детства это всем: «Когда я ем, я глух и нем».

Жуёшь – закрытым рот держи. Проглоти – потом скажи.

Чтоб не стали твои пальцы сыра, колбасы хватальцы,

Вилка есть при каждом блюде.

А в салате, видишь, - ложка. Положи себе немножко,

Не наваливай холмом: съешь – еще возьмёшь потом.

Не вытирай свой рот рукой – салфетка есть перед тобой.

Не вертись, спокойно кушай и не чавкай, словно хрюша.

Этап 4. Проверка полученных результатов. Коррекция.

Послушайте стихотворение В. Лившица «Неряха».

- Как вы считаете, всегда ли красивая одежда поможет выглядеть хорошо?  (Слайд 7)

Игра «Комплимент» У меня есть волшебный стул. Каждый, кто садиться на этот стул теряет все свои плохие качества. Сегодня на этот стул сядут по очереди два одноклассника — мальчик и девочка. Все сидящие за партами делают комплименты сначала одному участнику игры, а потом друго­му. Доска делится пополам, слева написано слово мальчик справа слово девочка. Все названные добрые слова, характеризующие и мальчика и девочку учитель записывает на доске. Победит тот, кто по­следним скажет хорошие слова, характеризующие детей, сидящих на стуле. Далее другие дети по очереди садятся на стул, и остальные рас­сказывают о них только хорошее, что о них помнят и знают. (слайд 8)

Давай «отправимся» на спектакль вместе с героиней стихотворения  А.Барто «В театре» (прослушивание).(Рабочий лист задание 3)(слайд 9)

Этап 5. Подведение итогов, домашнее задание (слайд 10)

Чтение стихотворения А.И.Львовой «Если ты воспитан, если вежлив даже..»

Домашнее задание: Вместе с родителями или друзьями составьте перечень правил этикета, которые должен соблюдать каждый ученик

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рабочий лист по теме «Этикет»

Задание 1. Составь пословицы. Соедини линией.

У себя как хочешь,

 

молчание – золото

 

 

 

Хоть не богат,

 

по делам гляди

 

 

 

В деревню, где живут одноногие,

 

а гостям рад

 

 

 

Слово – серебро,

 

дорога любовь

 

 

 

По одежде не суди,

 

а в гостях – как велят

 

 

 

Не дорог подарок –

 

надо идти на одной ноге

 

Задание 2. Этикет-словарь

Вежливость

 

Умение вести себя в соответствии с принятым этикетом и этическими нормами

Тактичность

 

Черта характера человека, выражающаяся в следующем:

умеренность во всех требованиях;

не стремление первенствовать, показывать себя.

Хорошие манеры

 

Забота о людях, внимание к их нуждам и запросам.

Скромность

 

Основы поведения воспитанного человека в обществе

Чуткость

 

Уважительное общение с другими людьми

 

Задание 3. Давай «отправимся» на спектакль вместе с героиней стихотворения   А.Барто «В театре»



Ответь на вопросы. 

Увидела ли спектакль героиня?  ___________________________________________________________

Как нужно было поступить, чтобы не испортить праздник себе и окружающим? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 3. Вставь пропущенные слова.

Правила поведения в театре.

·                     Главное правило – приходить ________________.  Приезжайте в театр минут за 20-30.

·                     Услышав звонок, следует направиться в зал и занять свои места. Первыми должны сесть те, кто сидит в _____________________ряда, остальным нужно подождать. 

·                     У вас место в середине ряда, но вы немного задержалась и теперь, извинившись, должны осторожно пройти к месту, повернувшись _______________к сидящим.

·                     Если бы вы опоздали и пришли с началом спектакля, то должны были бы сесть на любое свободное место и уже только после _____________(перерыва) сесть на своё место.

·                     Нельзя в театре занимать _______________места! 

·                     В театр приходят ____________одетыми, ведь это праздник.

·                      Не рекомендуется приносить в зал шоколад, _____________, ________________. Если Вы не успели перекусить – в театре есть буфет. Но не стоит оставаться там до третьего звонка. 

·                     Соблюдение тишины во время спектакля – главное правило. Перед началом действия ______________мобильные телефоны.

·                     Если спектакль вам понравился, поблагодарите артистов _______________,

·                     Не спешите получить ваше пальто в гардеробе, не волнуйтесь. Зритель, которому дорог спектакль, дождётся, пока занавес опустится в последний раз. 

·                     На протяжении всего пребывания в театре будьте взаимно ____________________ и внимательны, и тогда у Вас останутся самые приятные впечатления от этого праздника – посещения театра. 


Слова для справок: Бутерброды                                                                                                    

вежливы

красиво

лицом антракта

 яблоки

 аплодисментами

середине

 чужие

 вовремя

отключить



 

Скачано с www.znanio.ru

Тема урока: Урок 27.Этикет.

Тема урока: Урок 27.Этикет.

От французского названия карточек – «этикетка» - и произошло слово этикет

От французского названия карточек – «этикетка» - и произошло слово этикет

Здравствуйте!» - здоровья желаю

Здравствуйте!» - здоровья желаю

Все названные добрые слова, характеризующие и мальчика и девочку учитель записывает на доске

Все названные добрые слова, характеризующие и мальчика и девочку учитель записывает на доске

Рабочий лист по теме «Этикет»

Рабочий лист по теме «Этикет»

Задание 3. Вставь пропущенные слова

Задание 3. Вставь пропущенные слова
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.05.2021