Тема урока: Урок 27.Этикет.
Цели и задачи: Помочь учащимся анализировать жизненные ситуации, выбирать нравственные формы поведения, сопоставляя их с нормами разных культурных традиций. Познакомить детей с первичными представлениями об этикете; объяснять, что такое правила поведения; учить замечать и объяснять какие поступки противоречат правилам этикета; создавать атмосферу доброжелательности и комфорта на уроке.
Основные понятия: этикет, правила этикета, речь, нормы поведения, здравый смысл, вежливость, чуткость, скромность, тактичность, хорошие манеры.
Основные формы работы: беседа, творческая работа учащихся, работа в группах
Средства ИКТ: компьютеры, экран, проектор, презентация, интернет.
Ресурсы: учебник, словарь С.И. Ожегова, рабочие листы, стихи о правилах этикета.
Организационная структура урока
Этап 1. Вхождение в тему урока и создание условий для восприятия нового материала (3 мин)
Составь пословицы. Соедини линией (рабочий лист задание 1) (слайд 1)
Объясните смысл пословиц.
- Как вы думаете, какая будет тема урока?
Этап 2. Организация и самоорганизация учащихся в ходе усвоения материала (10 мин). Беседа.
- Какое общество нас окружает в течение дня? Приведите примеры правил поведения, которые вы при этом соблюдаете.
- Каким словом эти правила можно обозначить? (этикет) Что обозначает это слово?
Чтение стихотворения «Что такое этикет ?»А. Усачёва
- Ответ можно найти в учебнике на с. 56 и в словаре. (С.И. Ожегов, с. 731)
- Мы определили, что правила поведения в обществе называют словом «этикет». (слайд 2)
- Этикет уже был, когда самого слова ещё не было. Это воспитанность, хорошие манеры, умение вести себя в обществе. (Слайд 3) На одном из пышных и изысканных приемов у французского короля Людовика гостям вручали карточки с перечислением некоторых обязательных правил поведения. От французского названия карточек – «этикетка» - и произошло слово этикет. И хотя это слово появилось не так давно, правила поведения вырабатывались многие сотни лет. Еще до нашей эры в Древнем Египте появилась рукопись под названием «Поучения Кочемни». В ней в виде бесед отца и сыновей рассказывалось как себя вести. В Средние века в Европе были написаны множества трактатов о правилах поведения. Например: «Кодекс рыцарской чести». На Руси тоже были такие книги. Одна из первых «Поучения» Владимира Мономаха, затем «Домострой» и, наконец, в 1717г при Петре 1 появилась книга «Юности честное зерцало», по которой учили дворянских детей
хорошим манерам.
- Давайте составим Этикет-словарь. (Слайд 5) Соедините линией понятия и определения к ним (Рабочий лист задание 2)
- Этикет бывает разным: речевой, телефонный, столовый, свадебный и т д. (Слайд 6)
- Сегодня мы рассмотрим лишь несколько видов этикета, и некоторые правила вы сможете определить сами.
Правил этикета множество, запомнить их всех очень трудно. Но одно правило следует помнить твердо: человек своим поведением, внешним видом не должен доставлять неудобства окружающим.
Работа в группах (учебник, дополнительная литература, интернет)
1 группа. Внешность и одежда. Приведите примеры правил соответствия одежды и внешности в определённой ситуации.
2 группа. Речь и этикет. Приведите примеры правил приветствия и прощания.
3 группа. Вы в гостях. Гости у Вас. Приведите примеры правил приёма гостей в Вашем доме. Этикет гостя.
4 группа. Правила поведения за столом.
Этап 3. Практикум (17 мин)
Выступления групп : 1 группа Культура внешности человека – составляющая этикетных ситуаций общения, поэтому лучше придерживаться правил приличия в отношении внешнего вида и помнить слова А.П. Чехова: “В человеке должно быть все красиво: и лицо, и одежда, и душа, и мысли”.
- Объясните, как вы это понимаете? Одежда должна быть выбрана уместно, т.е. выбор одежды зависит от того места, куда вы хотите отправиться.
2 группа Четыре волшебных слова - ЭТИКЕТА основа.
Вы часто их говорите, звучат они очень красиво:
ЗДРАВСТВУЙТЕ, ИЗВИНИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА и СПАСИБО.
- Вслушайтесь в волшебство вежливых слов и почувствуйте их чудодейственную силу.
«Здравствуйте!» - здоровья желаю.
«Благодарю!» - благо дарю.
«Извините!» - признаю свою вину. Прошу простить.
«Спасибо!» - спаси бог.
Волшебные слова приятно слышать каждому из нас. В них нежность, тепло солнца, все оттенки любви и света. Они помогают нам сохранить добрые отношения, дарят радость. И тот, кто умеет их говорить, не знает ссор и обид. Речь – важнейшее средство общения между людьми. А вежливая речь гораздо эффективнее.
3 группа. В гости вы приглашены – значит вовремя должны
На двери нажать звонок – точно в названный вам срок.
Приготовь подарок. Кто подарок сделать рад,
Тот на выдумку богат!
Входишь в комнату, а в ней за столом полно гостей.
Не стесняйся, улыбнись, сесть за стол не торопись.
ЭТИКЕТ свой покажи – скромно «ЗДРАВСТВУЙТЕ!» скажи,
Головой гостям кивни, чтобы видели они:
ЭТИКЕТ не понаслышке знают малые детишки.
4 группа Известно с детства это всем: «Когда я ем, я глух и нем».
Жуёшь – закрытым рот держи. Проглоти – потом скажи.
Чтоб не стали твои пальцы сыра, колбасы хватальцы,
Вилка есть при каждом блюде.
А в салате, видишь, - ложка. Положи себе немножко,
Не наваливай холмом: съешь – еще возьмёшь потом.
Не вытирай свой рот рукой – салфетка есть перед тобой.
Не вертись, спокойно кушай и не чавкай, словно хрюша.
Этап 4. Проверка полученных результатов. Коррекция.
Послушайте стихотворение В. Лившица «Неряха».
- Как вы считаете, всегда ли красивая одежда поможет выглядеть хорошо? (Слайд 7)
Игра «Комплимент» У меня есть волшебный стул. Каждый, кто садиться на этот стул теряет все свои плохие качества. Сегодня на этот стул сядут по очереди два одноклассника — мальчик и девочка. Все сидящие за партами делают комплименты сначала одному участнику игры, а потом другому. Доска делится пополам, слева написано слово мальчик справа слово девочка. Все названные добрые слова, характеризующие и мальчика и девочку учитель записывает на доске. Победит тот, кто последним скажет хорошие слова, характеризующие детей, сидящих на стуле. Далее другие дети по очереди садятся на стул, и остальные рассказывают о них только хорошее, что о них помнят и знают. (слайд 8)
Давай «отправимся» на спектакль вместе с героиней стихотворения А.Барто «В театре» (прослушивание).(Рабочий лист задание 3)(слайд 9)
Этап 5. Подведение итогов, домашнее задание (слайд 10)
Чтение стихотворения А.И.Львовой «Если ты воспитан, если вежлив даже..»
Домашнее задание: Вместе с родителями или друзьями составьте перечень правил этикета, которые должен соблюдать каждый ученик
Рабочий лист по теме «Этикет»
Задание 1. Составь пословицы. Соедини линией.
У себя как хочешь, |
|
молчание – золото |
|
|
|
Хоть не богат, |
|
по делам гляди |
|
|
|
В деревню, где живут одноногие, |
|
а гостям рад |
|
|
|
Слово – серебро, |
|
дорога любовь |
|
|
|
По одежде не суди, |
|
а в гостях – как велят |
|
|
|
Не дорог подарок – |
|
надо идти на одной ноге |
Задание 2. Этикет-словарь
Вежливость |
|
Умение вести себя в соответствии с принятым этикетом и этическими нормами |
Тактичность |
|
Черта характера человека, выражающаяся в следующем: умеренность во всех требованиях; не стремление первенствовать, показывать себя. |
Хорошие манеры |
|
Забота о людях, внимание к их нуждам и запросам. |
Скромность |
|
Основы поведения воспитанного человека в обществе |
Чуткость |
|
Уважительное общение с другими людьми |
Задание 3. Давай «отправимся» на спектакль вместе с героиней стихотворения А.Барто «В театре»
Ответь на вопросы.
Увидела ли спектакль героиня? ___________________________________________________________
Как нужно было поступить, чтобы не испортить праздник себе и окружающим? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 3. Вставь пропущенные слова.
Правила поведения в театре.
· Главное правило – приходить ________________. Приезжайте в театр минут за 20-30.
· Услышав звонок, следует направиться в зал и занять свои места. Первыми должны сесть те, кто сидит в _____________________ряда, остальным нужно подождать.
· У вас место в середине ряда, но вы немного задержалась и теперь, извинившись, должны осторожно пройти к месту, повернувшись _______________к сидящим.
· Если бы вы опоздали и пришли с началом спектакля, то должны были бы сесть на любое свободное место и уже только после _____________(перерыва) сесть на своё место.
· Нельзя в театре занимать _______________места!
· В театр приходят ____________одетыми, ведь это праздник.
· Не рекомендуется приносить в зал шоколад, _____________, ________________. Если Вы не успели перекусить – в театре есть буфет. Но не стоит оставаться там до третьего звонка.
· Соблюдение тишины во время спектакля – главное правило. Перед началом действия ______________мобильные телефоны.
· Если спектакль вам понравился, поблагодарите артистов _______________,
· Не спешите получить ваше пальто в гардеробе, не волнуйтесь. Зритель, которому дорог спектакль, дождётся, пока занавес опустится в последний раз.
· На протяжении всего пребывания в театре будьте взаимно ____________________ и внимательны, и тогда у Вас останутся самые приятные впечатления от этого праздника – посещения театра.
Слова для справок: Бутерброды
вежливы
красиво
лицом антракта
яблоки
аплодисментами
середине
чужие
вовремя
отключить
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.