Этнографический компонент в развитии дошкольников в рамках новых образовательных стандартов.
Задумываясь о вечных ценностях, о будущем потомков, мы неизбежно обращаемся к прогрессивной мысли прошлого, к жизненному опыту всех времен и поколений, к основе основ – народной философии, мудрости традиционного мировоззрения. Поэтому в настоящее время возрастает актуальность внедрения этнографического компонента в воспитательно – образовательный процесс ДОУ.
Этнография — часть исторической науки, изучающая народы-этносы и другие этнические образования, их происхождение, состав, расселение, культурно-бытовые особенности, а также их материальную и духовную культуру.
Воспитание детей на основе этнографии связано с осознанной деятельностью по комплексному использованию педагогической мудрости народа и определяется:
· введением в образовательный процесс дошкольных учреждений этнокультурного содержания, включающего ценностно-смысловые ориентиры человеческого бытия;
· использованием факторов народной педагогики с учетом современных
задач социализации личности;
· применением известных дидактических средств (дидактические игры,
проектная деятельность, музейная среда и пр.) в их современной интерпретации (создание системы дидактических игр этнокультурной направленности, разработка музейных технологий и т. д.);
· внедрением методов, в большей степени развивающих активность
личности, те социальные качества, которые требуются в новых реалиях. Продуктивное использование прогрессивного опыта этнокультурного
воспитания детей предполагает не простое заимствование идей и практических наработок, а их дальнейшее развитие в контексте современных тенденций образования: гуманизации, активности процесса обучения, духовно-нравственного и личностного развития, развития патриотических чувств, воспитания культуры межнационального общения.
Необходимость организации воспитательного процесса в дошкольных учреждениях на этнокультурной основе нашла свое отражение в новых образовательных стандартах. Национальные черты характера, на формирование которых нацелено воспитание детей любого этноса, диктуют свой особый стиль взаимоотношений между взрослыми и воспитанниками. Учитывая традиции народов, особенности детского восприятия, главными предметами изучения должны стать: материальные и духовные ценности народов родного края; родной язык; устное народное творчество; историко-этнографические рассказы о своем и других народах, помогающие развитию детских представлений об этническом многообразии мира.
Этнокультурное воспитание – это такой процесс, в котором цели, задачи, содержание, технологии воспитания ориентированы на развитие и социализацию личности как субъекта этноса и как гражданина многонационального Приднестровья. Этнографический компонент определяется введением в образовательный процесс знаний народной культуры и быта, социальных норм поведения, духовно-нравственных ценностей; знакомством с культурными достижениями разных народов; использованием опыта народного воспитания с целью развития у детей интереса к народной культуре, воспитания дружеского отношения к людям разных национальностей.
Этнографическая составляющая образовательного процесса в дошкольном учреждении должна основываться на таких принципах, как:
· эмоциональная окрашенность всех предполагаемых мероприятий, что вызовет у детей положительные эмоции и желание взаимодействовать с педагогами;
· актуальный для детей принцип повтора – ко многим мероприятиям можно и нужно возвращаться в процессе работы, даже вводить их в ранг традиционных;
· ·познавательной основой большинство мероприятий является предметное содержание окружающего мира;
· принцип разнообразной и меняющейся предметной среды группы и ближайшего окружения, который играет большую роль в познавательном развитии ребенка;
· принцип наглядности - все объекты познания должны быть представлены определенной наглядностью (лучше в реальном виде).
Наиболее доступными для детей дошкольного возраста средствами и формами этнокультурного воспитания, используемыми педагогами в дошкольном учреждении могут быть следующие.
Народная игровая культура. Ребенку понятны и интересны такие ее формы, как народные игры разных видов (подвижные игры и состязания, сюжетные, хороводные, словесные), народная игрушка, народный праздник и народный театр. Введение элементов народной игровой культуры различных этносов в педагогический процесс детского сада позволило нам познакомить детей с историей развития человечества, воспитать толерантное отношение к разным народам, проживающим на территории ПМР, способствовало поликультурному развитию дошкольников. Так в ходе недели народной игровой культуры, прошедшей в нашем детском саду, дети смогли познакомиться и поиграть в молдавские, украинские, русские народные игры.
Устное народное творчество, ценность которого состоит в познавательном, эстетическом и воспитательном значениях. Произведения устного народного творчества разных народов содержат единые архетипы, выражающиеся в образах, сюжетах, морали. Их освоение помогает дошкольнику понять общность нравственно-этических общечеловеческих ценностей. Фольклорные тексты естественно включаются педагогами в разные виды детской деятельности (игровую, изобразительную, театрализованную).
Декоративно-прикладное искусство разных народов, в произведениях которого отражаются традиционные культурные ценности этносов. Знакомство со спецификой народных декоративных промыслов разных культур, с общими и различными образами и символами позволяет дошкольникам увидеть и осмыслить, что их специфика зависит от особенностей жизни народа (главным образом, среды обитания). Во время художественно-творческой деятельности наши воспитанники имеют возможность не только наблюдать, но и участвовать в создании различных предметов на основе народных традиций.
Поликультурное пространство музея. Музей, как социокультурный феномен обладает большими потенциальными возможностями для приобщения дошкольников к различным культурам. Например, в нашем саду используются элементы музейной педагогики за счет организации детского мини-музея.
В экспозиции музея были размещены предметы народного быта: прялки, утюги, ухваты; в сундуке хранятся рушники, вышивки, скатерти; оформлена «Каса Маре» с иконами. Часть предметов являются подлинными - собранными сотрудниками детского сада и родителями воспитанников, а часть - имитационная, приближена к настоящим. Посещая музей детского сада, дети погружаются в «старину»: учат присказки и сказки, поют и водят хороводы, играют в народные игры; отгадывают старинные загадки и с большим желанием сочиняют сами.
Помимо музея в группах детского сада созданы краеведческие уголки, где размещены элементы быта народов; куклы в национальных костюмах; образцы декоративно-прикладного искусства.
К сожалению, не все с чем хотелось бы познакомить детей, мы можем разместить в музеях детского сада. Поэтому педагоги дошкольного учреждения в своей работе используют информационные технологии, благодаря которым воспитанники детского сада смогли совершить увлекательное виртуальное путешествие в музей под открытым небом «ЭТНОМИР» и познакомиться с жилищами разных народов (русской избой, украинской хатой, белорусским подворьем); проникнуться атмосферой русской ярмарки и посетить украинский «Вертеп».
Таким образом, использование средств этнографического компонента (чтение художественной литературы, театральные постановки, народные праздники и игры, поликультурное пространство музея) позволяет педагогам сделать воспитательно-образовательный процесс более эффективным и продуктивным, способствует лучшему усвоению материала, отвечает возрастным требованиям.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.