Этнокультурная характеристика танцев народов Среднего Поволжья.
Оценка 5

Этнокультурная характеристика танцев народов Среднего Поволжья.

Оценка 5
docx
10.05.2020
Этнокультурная характеристика танцев народов  Среднего Поволжья.
Танцывальная кульутура Поволжья.docx

 Этнокультурная характеристика танцев народов

Среднего Поволжья

 

Одной из важных сфер духовной культуры каждого народа является его национальное самобытное танцевальное искусство формирующиеся на основе культурно-бытовых традиций. Танцевальная культура народов Поволжья очень разнообразна. Своеобразны хореографическая лексика, манера исполнения, ритмический рисунок, комбинация движений каждого народного танца. В тоже время при наличии самобытности, сугубо национальных характеристик в танцах волжских народов много общего, интернационального.

На начальном этапе формирования народностей Среднего Поволжья существенную роль играла общность происхождения и географической связи. В течение веков усиливалось взаимодействие различных этнических групп на этой территории. В совместной трудовой деятельности населения вырабатывались общие традиционные элементы культуры и быта. Единство хозяйственно-бытовых традиций не могло не отразиться на выработке общих элементов в организации и проведении обрядов и праздников. Этнокультурное взаимодействие народов Среднего Поволжья хорошо прослеживается в их материальной культуре. Узорное ткачество марийцев перекликается с традициями соседних башкир и татар. Общие черты характеризуют одежду низовых чувашей и татар, много общего у этих народов в металлических украшениях женщин и девушек. Взаимовлияние особенно заметно в оформлении старинного женского костюма: достаточно много сходства мы наблюдаем в одежде марийских и чувашских женщин - они украшены мелкой геометрической вышивкой. Башкирская национальная одежда имеет сходство с татарской. В русском женском костюме появился карман - неотъемлемая часть нарядного старинного женского костюма у чувашей и мордвы. Русские девушки в некоторых районах повязывали платки «по-татарски», перекрещивая передние концы платка сзади и завязывая их в узел впереди на голове.

 


Вследствие длительного общения народы обогатили друг друга в различных областях творчества. У каждого народа есть свои неповторимые обряды и игры: Сабантуй у татар и башкир, Акатуй - у чувашей. В то же время, многие из них (такие как Сабантуй или Масленица) становятся интернациональными для русских, татар, марийцев, удмуртов, башкир и других народов.

В духовную культуру всех народов Среднего Поволжья органично вписался русский фольклор. Так, в башкирских танцевальных мелодиях «Маршрут», «Перовский», «Вороной иноходец», «Церемониальный марш» чувствуется влияние русских хороводов и плясок, походных песен и кавалерийских маршей.

Сравнительное изучение музыки и танцев народов Среднего Поволжья позволяет установить историческую общность их танцевальных и музыкальных культур. В основе народной хореографии лежит трудовая и социальная практика. Многие танцевальные элементы возникли из подражания трудовому процессу: как в мужских, так и в женских танцах отражен хозяйственный уклад. Например, чуваши и марийцы славились производством мебели, веревок, канатов, как следствие, у марийцев возник самобытный танец «Веревочка». Он распространился в Башкирии, его танцуют проживающие там восточные марийцы. Исполняют танец, «Веревочка» (Бау ищу) и татары. Элементы труда, общие для татарского и мордовского народов, отразились в татарском танце «Алмагачлары» и в мордовском «Умарина».

Элементы многих женских танцев народов Среднего Поволжья пластически изображают прядение, сучение, наматывание ниток, шитье вышивание, ткачество. Часто хореографические номера получали название от вида той или иной работы, например, русский танец "Сновуха" (сновать - приготовлять пряжу, основу для тканья).

В        башкирском танце «Йон эрлэу («Прядение») показывался процесс создания нити: обработка и теребление шерсти, прядение, сучение ниток, наматывание их на клубок. В марийском танце «На тереблении льна», на татарском «Житен туку» имитируется процесс выработки льна. В танце девушки показывали «женский труд», как готовят для себя и семьи полотно для одежды, теребят коноплю, причесывают кудели, прядут нитки, ткут полотно, вышивают платья.

Все эти трудовые процессы русские, татары, марийцы, чуваши, мордва, башкиры производили одинаковыми способами, поэтому женские руки в танцах несут одинаковую смысловую нагрузку и имеют сходную характеристику. В качестве примера приведем ряд движений, одинаковых в различных национальных танцах:

-                             «наматывание ниток» - руки согнуты в локтях на уровне груди и исполняют вращательные движения "от себя";

-                              «прядение» - левая рука согнута в локте и поднята вверх, правая выполняет волнообразные движения от кисти левой руки сверху вниз;

           - «полоскание»  -  руки  опущены  вниз,  слегка  выведены  вперед, одновременно переводятся слева направо и наоборот.

Многие женские танцы изображают приготовление пищи, в частности башкирские «Кумысницы», «Бишбармак» и др. В танце «Бишбармак» девушка доказывает, как готовит национальное блюдо: сеет муку, месит тесто, очищает пальцы от него, катает, режет, переворачивает тесто и т.д. Танец построен на различных движениях рук. В татарских деревнях осенью были распространены помочи девушек «Каз омэсе» («Ощипывание гусей»), во время исполнения этого трудового процесса пели народную песню «Каз канаты» («Гусиное перо») и так создается танец, за основу которого положено характерное положение рук, которые олицетворяют крылья птиц и их грациозные движения.

Большое распространение в Поволжье имели молодежные вечера, связанные с рубкой капусты, которые назывались «капустниками». Девушки

 заранее уговаривались, у кого и когда будут рубить капусту, наряжались в лучшие платья, переходили из дома в дом, после чего следовали угощения и хороводы. На вечеринку приходили парни. Все присутствующие танцевали. Как отражение трудового процесса - рубки капусты - возник танец, где одна из фигур называлась «кочан». Девушки образовывали тесную группу и толкались на месте, парни оставались в стороне и приплясывали. На словах «хватайся за листья» парни подбегали к девушкам и растаскивали их по углам. В центре оставалась одна девушка, которую называли «кочерыжка».

Многие мужские танцы так же возникли на основе трудовой практики. В русском, башкирском и татарском танцах «Косари» юноши точат косы, косят, загребают сено в дорожку, сгребают его, кладут в стог. Тот же процесс отражался в марийском танце «На сенокосе».

Многие русские игры, отображающие процесс труда, заимствованы другими народами. Танец-игра «А мы просо сеяли» соответствует марийской игре «Мы сеем горох» («Ме мурсатым удена»). Марийские ребята и девушки, так же как и русские, в своей игре делятся на две группы

и      выстраиваются в две шеренги лицом друг к другу. Первая шеренга изображает сеятелей, вторая - разрушителей. Исполняя движения сеятелей, первая шеренга поет: «Мы сеем горох». Вторая наступает на первую со словами: «А мы его вытопчем» и т.д. Заканчивается игра поимкой разрушителя, который переходит из одной шеренги в другую. Так русская игра, полюбившаяся марийскому народу, обогатила его хореографическую культуру.

В хореографической лексике народов региона много движений, связанных с имитацией бега лошади, ритмических дробей, напоминающих цокот копыт о землю, много поз, отображающих повадки животных. Из подражания бегу коня, топоту его копыт возникли в глубокой древности и сохраняются до сих пор такие движения в танцах, как дробь «тыпырлау» у башкир, тыпырдау - у татар (легкие подскоки, вытянутые руки - одна вперед, в первую позицию, другая вверх, в третью позицию).

В сочетании эти движения создают образ всадника на скачущей лошади. Это, как и сохранение в наши дни в чувашском Акатуе, татарском и башкирском Сабантуе обязательного обрядового элемента скачек - состязания на лошадях — следует считать отражением скотоводческих традиций.

Общей чертой танцев народов Поволжья являются движения, изображающие действия воина Героический марийский танец «Сыны Акпарса» - это память народа о своих сынах и дочерях, борцах за свободу, независимость и счастье. Другой воинственный марийский танец с саблями посвящен участию марийцев в восстании Е. Пугачева. В этих танцах присутствуют элементы русского танца: присядка-разножка, приплясы, прыжки с поджатыми ногами.

В башкирском танце «Северные амуры» повествуется об участии башкирских воинов и русского офицера в Отечественной войне 1812 года.

Здесь встречаются движения, общие для башкирского и русского танцев: маршевый шаг, отдание чести, удары пятками в знак готовности исполнить приказ. В других башкирских воинственных плясках используются такие элементы русского танца, как дроби с прыжками, «веревочки», «ковырялочки». Заимствованные движения видоизменялись в соответствии со сложившимися традициями башкирской хореографии и превращались в оригинальные, народные танцевальные элементы. Служба башкир в русской армии, совместные военные походы, общение с русским народом в быту подготовили почву для органичного восприятия русских танцевальных движений. Сходство движений, изображающих воина в русских, башкирских, марийских танцах, проявляется в позах и ракурсах, ритмических рисунках дробей. В мордовских и чувашских танцах такие связи не прослеживаются.

В танцевальном фольклоре народов Поволжья следует выделять еще одну линию: изображение повадок и сцен из жизни животных и птиц. Мордовская пляска «Медведь» представляет собой подражание зверю - неуклюжее топанье на месте, прыжки, переваливание с одной ноги на другую. «Медведь» находится в кругу пляшущих, время от времени порывается схватить одну из девушек. Музыка танца воссоздает образ неуклюжего зверя простым ритмическим и мелодическим рисунком.

В начале XX века у восточных башкир были популярны пляски-пантомимы: «Кукушка», «Голубь». Пляска «Голубь» исполнялась сольно, как правило, пожилым мужчиной. Исполнитель подражал движениям, повадкам, воркованию голубя. В русской хореографии много внимания уделяется птице лебедю. В различных областях танец с ней называется по-разному: «Лебедь», «Лебедушка», «Гуси-лебеди». В танце «Вдоль да по речке» воспевается уточка и её верный спутник селезень. Девушки - «уточки» заводят хоровод. В их танец вступают юноши - «селезни». Каждый из «селезней» старается привлечь внимание солистки - «уточки». Происходит ссора «селезней». Девушки разнимают ссорящихся. «Уточка» -солистка оказывает внимание самому скромному «селезню». В этом танце находим общие хореографические движения с башкирским и калмыцким танцами.

На Волге бытует танец «Птичка», который исполняется одной или несколькими парами, танцующими обособленно. Для первой фигуры характерно своеобразное положение рук: правой рукой исполнители обнимают друг друга, а левой поддерживают локоть правой руки партнера. Во второй фигуре исполнители часто производят взмах руками, имитируя движения крыльев птиц. Танец «Колокольчик» состоит из фигур «голубок», «свадьба», «целование». В первой фигуре ясно видно подражание повадкам птицы. Юноша наклонял корпус и голову к девушке. Девушка закрывалась от него рукой. Обходя девушку, юноша широко раскрывал руки, как крылья, ухаживая за девушкой, как голубь за голубкой, после чего целовал ее в обе щеки. В результате изучения волго-уральской хореографической лексики  выявлены следующие танцевальные аналоги:

-                              в  русских  и  татарских  танцах  переменный  ход,  ход  с  каблука, «молоточки» или, по-татарски «кадак кагу» (забивание гвоздей обеими ногами), «веревочка» (по-татарски она исполняется невыворотно, по 6-й позиции), тройной притоп, присядка в шестой позиции, «елочка» («эпипа»), «змейка» («тегу»), припадание, шаг с подскоком, тройные притопы, простые дроби;

-в русских и башкирских танцах - переменный шаг, дробный ход, трилистник, притопы, «качалка», «веревочка»;

-в русских и мордовских танцах - тройные притопы, три быстрых переступания и удар, шаг с подскоком, припадание, «гармошка» в 6-й позиции, присядка в 6-й позиции;

-в русских и марийских танцах - «гармошка», припадания, притопы, простые дроби, присядка в 6-й позиции, бегунец, припляс, ковырялка, «голубец», шаг с подскоком, галоп. В русском танце «Кировские переплясы» много общего с марийскими танцами (дроби, положения рук);

-в русских и калмыцких танцах - движение «сесть-встать» (суухад-боедг) по пластике соответствует присядке;

-в русских и чувашских танцах - притопы, «гармошка», присядка в 6-й позиции, шаг с подскоком;

-в татарских и башкирских танцах - шаг с полупальцев (в татарских чаще всего исполняется вперед, в башкирских - назад);

-в татарских и марийских танцах - одинарный «чалыштыру» в татарских танцах соответствует пересгупанию на полупальцах в 6-й позиции в марийских; падебаск невыворотно, хромой ход.


- В чувашских и калмыцких танцах – переступания в 6 позиции в калмыцких более чёткое чем в чувашских.

 

Русский танец.

Русский танец - наиболее распространённый в Поволжье. Здесь можно увидеть плавные хороводы, многофигурные кадрили, виртуозные пляски, лихие переплясы, парные танцы. В каждой области региона существуют свои традиции и особенности танцевального искусства.

Нижегородская область.

В северных районах танцы исполняется спокойней, чем в южных, и отличаются менее яркой расцветкой костюма. Движения девушек плавные, спокойные, горделивые. Самый распространённый вид танца - хоровод. Обычно их водили весной и называли луговыми. Хоровод называли по разному, «Каравод», «Карагод», «Танок», «Круги». В распространённых кадрилях фигуры идут без остановки. Некоторые объявляются заводилой. Одной из характерных особенностей кадрили является аккомпанемент в виде хлопков в ладоши. В области бытуют «Сормовские» и «Ветлужские» танцы припевки. Характерные танцы «Семёновна», «Метелица», «Сормач», «Подгорная», «Барыня».

Ульяновская область.

Здесь были распространены ходячие песни, которые пели в хороводах «как по грядкам». Танцевали по одному и парами. Танцующие ходили по кругу держав в соединённых руках разноцветные ленты, свёрнутые в клубок. Отходя друг от друга юноша и девушка распускали ленты. В области распространены кадрили «Чиж», «Симбирка», «Креушинская», «Чердаклинская». Для ульяновской области характерны танцы сербиянка (пляска под частушку) иногда встречается как вариант «Цыганочки», «Ойра» «По половице». В области встречаются подражательные танцы «Заинька», «Как по морю синему» ( пара лебедей ). Характерные танцы, отображающие труд «А мы просто сеяли» «Лён». Реже исполнялась «Матаня». Одним из самых старинных танцев считается «Панско-слабадская» кадриль.

Самарская область.

Самарская область славятся кадрилями. «Смышляевская» кадриль
 «Лансье», «Самарка», «Похвистневская» кадриль. Для области характерны танцы, сопровождающиеся шуточными песнями. Часто набор слов не имеющие содержание. Распространённый танец «Сызранские чежовники», «Сызранские табуретки», «Дергач», «Танец ямщиков», «Подушечка», «Калинка».

Саратовская область.

Наиболее распространённые танцы в области курица мохнонога, «А шу-шу», «На мосточке», «Волгари», «Кудряшенька кудреват», «Репенская крутуха», «Соловей пташка», «Корочанка».  Пляски сопровождаются хлопками, а так же встречаются кадрили

Волгоградская область.

В волгоградской области часто встречаются танцы: «По горочкам по горам», «Весна веснушка», «Полька с каблучком», «Заплетись плетень».

Башкирский танец.

Самое популярная у башкир является пляска «Карми бейсу» (лицом к лицу ) импровизированное соревнования, перепляс. Массовые хороводы и сольные танцы основаны на круговых рисунках. В мужских и женских танцах общая структура основанная на чередовании бесшумных ходов по кругу и чёткими дробями в центре. Распространённые танцы: «Перовский», «Баик», «Бишбармак», «Семь девушек», «Зарифа», «Косари», «Бурзяночка». Женский танец стремительный и плавный одновременно. Его отличает богатство рисунков рук, придельная чёткость движений, женственность и скромное лукавство – в каждом жесте и даже вскользь брошенном взгляде. Структура танцевальных па во всех танцах одна. На первую половину музыкальной фразы исполняется движение, на вторую дробное выстукивание. Движении рук мягки и пластичны. Рисунком одних только рук башкирская девушка может исполнить сольный танец. Основное движения рук в танце: щелчки пальцами, игра плеч, колыхание одной или двух рук из стороны в сторону, скрещивание рук внизу с последующим отведение в сторону. Подражательны движения рук – изображающие прядение, наматывание нити, теребление шерсти, взбивание масла, приготовление кумыса. Отличительными особенностями женского танца являются движения заканчивающиеся трилистником.

 Мужской танец отличается от женского большой динамичностью, силой и чёткостью исполнения движений. Чаще всего он состоит из движений свойственным джигитам.  Движения обычно заканчивается дробью. Обычное движение исполняется на всю вторую половину мелодии, создавая впечатления непрерывного ритмизированного топота. Исполняется без прыжков, ноги почти не отрываются от земли, то есть подражание топоту конских копыт. Башкир – охотник, воин, наездник. Лучшим другом джигита является конь. Различные позы, движения рук возникли из подражания скачкам, промокания коня, подёргиванию поводьев, размахиванию плетью. Наиболее популярные мужские танцы отражают воинственность, охотничьи навеки. Для них характерны движения имитирующие выслеживания добычи, рубку саблей, выстрелы из лука, удары плетью. Встречались движения подражающие полёту птицы. Наиболее популярные мужские танцы: «Перовский», «Ваик», «Охотник», «Султакаков».

Татарский танец.

Женский танец – всегда стремительный, легкий, воздушный. В то же время движения рук ограничены – нет движения кистями. Исполняя припадание, девушка может закрываться от юноши, выводя обе руки вправо или влево, во второй позиции, ладони открыты от себя. Часто, танцуя, девушка придерживает за концы фартук или прикрывается от юноши платком. Танцевали девушки обычно на посиделках. Приходили парни, затевались игры и танцы. Часто танцы исполнялись под народный инструмент кубыз. Танцует девушка мягко, застенчиво, со скрытым кокетством, движения ее неширокие, скользящие, без больших прыжков.

Мужской танец – активный и мужественный. Движения танцоров чеканные, изобилуют легкими подскоками и акцентированными притопами. Танцуя с девушкой, юноша держит себя уверенно, гордо, напористо.

Танцы татар вообще необыкновенно свежи, колоритны и очень своеобразны. Когда мужчины танцуют в паре с девушками, создается очень лирический сюжет, бодрый и вместе с тем овеянный нежностью. Очень характерны у женщин их удивительные движения, когда они закрываются платком. Проделывается это с необыкновенной грацией и кокетством. А какая пластичность в повороте головы, какой сдержанный задор в глазах, смотрящих на кавалера!

Есть еще целый ряд стилистических особенностей татарского танца. Живой, исполненный внутреннего темперамента, элементов игры, шутки, желания перехитрить партнера, танец, сопровождается игрой на гармони-двухрядке, кубызе, тальян-гармони, скрипке.

Источники содержания выразительных средств могут быть различны: они, как и в фольклоре других народов Поволжья, возникают в окружающей среде, питаются идеалами, потребностями и интересами, которыми живет народ. Основными источниками являются: трудовая деятельность, взаимоотношения в труде, отношение к труду и его продуктам; природно-климатические условия и явлении природы; жизненный уклад народа, его этика и мораль

Интересно и музыкальное сопровождение этих номеров. Как правило, для этого используются народные наигрыши, мелодии, грамотно обработанные и интерпретированные музыкантами и композиторами. Музыка выходит живой, яркой, задорной.

Стиль костюмов также полностью соответствует фольклорному решению композиций, они становятся дополнительной иллюстрацией – интересной и правдивой.

Чувашский танец.

Чувашский танец самобытен и мало похож на танцы других народов Поволжья, хотя в нем все же имеются общие черты с татарским и марийским танцем. Чувашский танец или пляска (по чувашски – «таша») почти всегда сопровождается хлопаньем в ладоши. Танцы просты по форме и развиваются по принципу варьирования и многократной повторности основного короткого наигрыша. Размер как правило, двух- или четырехчетвертной. Все это подчеркивает, как и в вышивке, любовь чувашей к квадратной симметрии. Темповые отклонения внутри мелодии, а также сопоставление в одном танце контрастных по темпу эпизодов для чувашской народной хореографии не типичны.

Мужской танец отличается удалью, задором темпераментом и быстротой движений.

Женский танец – мягкий, плавный, пластичный. Во время танца женщина, скользя по полу, сводя то носки, то пятки, воспроизводят мелкие ажурные движения, напоминающие орнамент или вышивку. Парные танцы исполняются преимущественно женщинами.

Женский танец часто носит игровой характер. Исполняется живо, с огоньком. Девушки держатся прямо, двигаются плавно, мягко, пластично, руки часто переходят из одного положения в другое. Основной ход – припадание.

Чувашская девушка не выходила в круг без вышитого плясового платка – селке. Плясовой платок с его изящными узорами в полном единстве и с плавными движениями танца, и со своеобразными плясовыми мелодиями.

Основное движение чувашского мужского танца – тройной шаг, который напоминает падебаск и варьируется в различных районах Чувашии по-разному.

О плясках и танцах много поется: одни песни призывают молодежь плясать, в других содержится вызов партнера на танец, иные благодарят музыкантов за исполнение танцевальной мелодии, в некоторых встречается описание особенностей и деталей плясок. Судя по песням плясали у чувашей и дети, и старики.

Для бытового танца характерно парное исполнение, независимо от того – мужчины это или женщины. Самый искусный танцор танцует со всеми присутствующими по очереди, приглашая хлопками и притопами.

Мордовский танец.

Мордовский народ с древнейших времен с помощью танца, пластически, выражал многообразие чувств – мольбу, страх, скорбь, гнев, радость, нежность, торжество и веселье. Все это, как и желание подражать природе, повадкам животных и птиц, передавать трудовые движения земледельцев, охотников, сборщиков плодов и трав, формировало своеобразную «копилку» танцевальных элементов, порождаемых самой жизнью.

Хореографическая лексика, манера исполнения, ритмический рисунок, комбинация движений, своеобразная пластика, наличие самобытных, сугубо национальных характеристик движений рук и ног присутствуют в них наряду с общим, интернациональным для народов Поволжья.

Женский танец очень подвижен, динамичен, часто игрового характера. Для него характерны подскоки, притопы, вращения, припадания с ударами. Переводы рук из позиции в позицию не столь часты, как в башкирском женском танце. Танец легкий, свободный, но не так стремителен, как татарский. Распространены парные танца. Реже танцы исполняются в виде перепляса. Часто встречаются двойные и тройные притопы, бег с хлопками, мелкие переступания, бег с переменным наклоном корпуса влево и вправо. Вибрация корпусом отсутствует, прыжки и присядочные движения исполняются редко. Часто используется смена мест партнерами, повороты и переходы.

Можно говорить о том, что костюм с различными украшениями, как и пластика, имел разновозрастные (половозрастные) грани. Это явление, безусловно, влияло в определенном плане на движения женского национального танца, а во многом и мужского (прежде всего смешанного парного). Кроме того, праздничные костюмы мордвы-мокши и мордвы - эрзи отличались массивностью и громоздкостью, что повлияло на проявлении общих черт в танцевальной лексике групп (хотя существуют и различия в пластической динамике).

Время играло определенную роль в эволюции национального танца, который претерпевал ряд изменений в пластике. Танец менялся в образном строе, действенном воспроизведении и в техническом исполнении. Рассмотренные данные показывают, как велико влияние особенностей костюма, украшений участниц обрядовых действ на пластику танцевальной культуры мордвы, поэтому упрощение современного костюма в наши дни разрушает «концепцию» выразительных средств, заложенных предками. Заимствуя не которые характерные особенности национальной пластики соседних народов, мордовский народ тем не менее оставался верен своим строгим манерам: сдержанная, твёрдая, определенная поступь в танце; положение рук, принимающих три или четыре статичных движения; положение головы — гордо поднятая; осанка прямой спины. Если, к примеру, в русском танце есть присядка, любой притоп идет с наклоном корпуса, то в мордовском наоборот — существует лишь полу присядка и прямой корпус.

Скромность девушки не в склоненной голове и застенчиво опущенных глазах, как в русском танце, а во внутренней собранности. Она смотрит прямо, взгляд ее строг, ни тени жеманства, либо пустого кокетства, при этом девушка не заигрывает с юношей, а демонстрирует свою уверенность и твердость. Черты характера мордвы — бескомпромиссность, доходящая до щепетильности, настойчивость и упорство — передаются в национальном танце: ничего лишнего, все графично, четко и определенно. Юноша не ведет девушку в танце за руку, как в русском, а наоборот, сопровождает ее рядом. Два гордых, два достойных один другого. Мордовский танец наивен и прост, но этим-то по-своему красив.

С древнейших времен в культуре мордвы сохранились хороводы-гадания, пляски-заклинания, магические танцы, детские танцевальные игры, календарные плясовые действа, свадебные пляски, переплясы, образные и сюжетные танцы, а также пантомимы.

Праздники и моления в честь Ангепатяй (богини жизни, добра и любви): «Накануне девушки изо всей деревни собирались вместе и с берёзовыми ветками в руках, с венками на голове ходили от дома к дому с громким пением. В своей песне обращались они к Ангепатяй, прося ее сохранить жизнь прибавляя молитву Нишкепазу, чтобы он прислал к ним женихов. Мужчины не имели права присутствовать при этой церемонии. Если бы какой-нибудь смельчак осмелился проникнуть в это время в кружок девушек, они бы имели право схватить его, трепать и щекотать, пока он не откупится десятком свежих яиц».

Только дудник мог ходить с девушками, если они приглашали его играть на нехитром мордовском инструменте. Маленьким девочкам предоставлялось право нести березу (килей), украшенную полотенцами и карксчамаксом (передник без нагрудника). Под вечер девушки идут на ближайшую речку, ручей, ключ или к колодцу с песнями. Поставив деревце на берегу, выстраиваются вокруг него, кланяются ему трижды до земли. После поклонения божеству березы водят круговой хоровод с песнями, похожими на русские. В завершение праздника девушки начинали «кумиться». Для этого делали большие венки из березовых ветвей и целовались через них. Покумившись, девушки с громкими песнями возвращались в деревню.

Хороводы-гадания.

Гадание с помощью ковша. У священного источника участницы празднества выстраивались полукругом, опустившись на колени, устраивали благодарственные моления Ведяве. По окончании моления большой деревянный ковш обходил всех молящихся. Сам танец «водился» в роще с незамысловатым рисунком, танцующие двигались, огибая растущие деревья, держась за руки то змейкой, то какой-то непонятной геометрической фигурой, которую трудно в темноте различить. Заводящая хоровода держала в приподнятой руке связку колокольчиков, их звон дополнял чарующее пение участниц этого празднества. Очевидно, смысл танцевального действа в березовой роще заключается

Марийский танец.

Марийские танцы разнообразны по характеру исполнения, среди них можно выделить танцы: моркинской, серкурско-тарьяльской, йошкар-олинской групп. Эти национальные группы объединяются под общим названием луговые мари. Также выделяются танцы горномарийской группы и восточных мари. Танцы моркинской группы в основном свадебные, женщины танцуют с платками. Мужские танцы, темпераментные, бурные с характерными дробями. Часто встречаются движения имитирующие бег лошади, переплетающиеся дорожки, присядки. Один из популярных танцев этой группы – танец с хлыстами. Танцы серкуско-тарьяльской группы, парные, лирического характера. Привлекают внимания щелчки руками, характерные мягкие движения рук, тихие постукивания каблуками, лёгкие покачивания корпуса. Танцы йошкар-олинской группы наиболее массовые, обычно сопровождаются пением частушек и возгласами. Танцы горна марийской группы. Хороводы, плавные лиричные, мужской танец динамичен, для него характерны дроби, резкий переводы рук, присядки по пятой позиции с винтообразными движениями ног. В танце восточных мари плавные движения перемежаются с сильными дробями. В общем марийский танец темпераментный, структура его основана не столько на стремительном продвижении в пространстве, сколько на бравурном шествии парней перед девушками, дроби горохом отличают марийский мужской танец от танцев всех других народов Поволжья. Наиболее распространённые мужски танцы: «Хитрый миклай», «Чоя миклай», «Сын акпарса», «Горные орлы», «Арслан кайык».


 

Этнокультурная характеристика танцев народов

Этнокультурная характеристика танцев народов

Вследствие длительного общения народы обогатили друг друга в различных областях творчества

Вследствие длительного общения народы обогатили друг друга в различных областях творчества

Танец построен на различных движениях рук

Танец построен на различных движениях рук

Другой воинственный марийский танец с саблями посвящен участию марийцев в восстании

Другой воинственный марийский танец с саблями посвящен участию марийцев в восстании

В результате изучения волго-уральской хореографической лексики выявлены следующие танцевальные аналоги: - в русских и татарских танцах переменный ход, ход с каблука, «молоточки» или, по-татарски «кадак…

В результате изучения волго-уральской хореографической лексики выявлены следующие танцевальные аналоги: - в русских и татарских танцах переменный ход, ход с каблука, «молоточки» или, по-татарски «кадак…

Ульяновская область. Здесь были распространены ходячие песни, которые пели в хороводах «как по грядкам»

Ульяновская область. Здесь были распространены ходячие песни, которые пели в хороводах «как по грядкам»

Отличительными особенностями женского танца являются движения заканчивающиеся трилистником

Отличительными особенностями женского танца являются движения заканчивающиеся трилистником

Интересно и музыкальное сопровождение этих номеров

Интересно и музыкальное сопровождение этих номеров

Мордовский народ с древнейших времен с помощью танца, пластически, выражал многообразие чувств – мольбу, страх, скорбь, гнев, радость, нежность, торжество и веселье

Мордовский народ с древнейших времен с помощью танца, пластически, выражал многообразие чувств – мольбу, страх, скорбь, гнев, радость, нежность, торжество и веселье

Черты характера мордвы — бескомпромиссность, доходящая до щепетильности, настойчивость и упорство — передаются в национальном танце: ничего лишнего, все графично, четко и определенно

Черты характера мордвы — бескомпромиссность, доходящая до щепетильности, настойчивость и упорство — передаются в национальном танце: ничего лишнего, все графично, четко и определенно

Танцы моркинской группы в основном свадебные, женщины танцуют с платками

Танцы моркинской группы в основном свадебные, женщины танцуют с платками
Скачать файл