"Этнокультурный компонент как важнейшее средство воспитания гражданственности и патриотизма обучающихся в дополнительном образовании»
Оценка 4.9

"Этнокультурный компонент как важнейшее средство воспитания гражданственности и патриотизма обучающихся в дополнительном образовании»

Оценка 4.9
Повышение квалификации
docx
другое
Взрослым
12.01.2023
"Этнокультурный компонент как важнейшее средство воспитания гражданственности и патриотизма обучающихся в дополнительном образовании»
Анализ деятельности методиста туристско-краеведческой направленности.
этнокультурное.docx

«Этнокультурный компонент как важнейшее средство воспитания гражданственности и патриотизма обучающихся в дополнительном образовании»

 

Надежда Матвеевна Погибова

методист туристско-краеведческой направленности

МБОУДО «Центр внешкольной работы»

 

 

Слайд 2

Воспитание гражданина и патриота – приоритетная задача общества, которая не может быть выполнена без приобщения учащихся к духовным и материальным богатствам своего народа.     

 

Слайд 3

В одном из выступлений Владимир Владимирович Путин отметил значимость нравственных ориентиров.  «Общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров, когда в стране хранят уважение к родному языку, к самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории».

Этнокультурный компонент даёт представление о богатстве национальной культуры, уклада жизни, его языка, истории, литературы, духовных ценностей, что способствует развитию творческих возможностей учащихся, воспитанию патриотов своей Родины, людей современных, толерантных, высоконравственных.

Слайд 4

В Завьяловском районе накоплен огромный опыт по реализации этнокультурных традиций народов, разработан комплекс направлений образовательной и воспитательной деятельности, позволяющий создать единое этнокультурное образовательное пространство, способствующее становлению и развитию успешной личности с учетом ее национально-культурных потребностей, способной к адаптации в обществе и самостоятельному жизненному выбору.

Опираясь на национальную культуру, очень важно сегодня сохранить интеллектуальные, духовные и материальные ценности, переданные нам старшими поколениями.

Включение регионального компонента, способствующего воспитанию духовно-нравственной личности, в систему дополнительного образования на сегодняшний день является актуальным вопросом. Возрождая интерес к изучению народной культуры, приобщая учащихся к традициям народного творчества  через экскурсионно-туристическую и краеведческую деятельности, и школьные музеи, тем самым осуществляется связь поколений, что помогает осознавать народную культуру как духовную летопись человечества.

Слайд 5

В МБОУДО «Центр внешкольной работы» в настоящее время функционируют 22 объединения туристско-краеведческой направленности, деятельность которых ориентирована на познание истории родного края, судеб соотечественников, семейных родословных, а также является источником социального, личностного и духовного развития учащихся. Туристско-краеведческая деятельность включает в себя поисковую, туристическую, краеведческую работу учащихся. Центр внешкольной работы уделяет большое внимание развитию туристско-краеведческой деятельности.

Здесь собран огромный опыт организации и проведения массовых мероприятий, налажено тесное сотрудничество с различными межведомственными организациями, имеется большой опыт разработки различных краеведческих конкурсов.

Региональный компонент реализуется через дополнительные общеразвивающие общеобразовательные программы «Этномир» (руководитель Фролова Н.А.), «Клуб путешественников» (руководитель Коткина А.Ю.) «Путешествую. Изучаю. Открываю» (руководитель Чернов Д.И.), «ДаУР» (руководитель Петрова В.Е.), Знатоки родного края» (руководитель Зубина А.О.), «Занимательное краеведение» (руководитель Казанцева Т.А.), которые включают изучение истории и традиции родного села и деревни.

Слайд 6

На протяжении нескольких лет ведется работа по подготовке работ к районной научно-практической конференции «Исследователи XXI века». Лучшие работы участвуют в Республиканских, Всероссийских конкурсах: «Отечество», Всероссийского конкурса исследовательских работ школьников «История семьи – история Отечества», Республиканские краеведческие чтения «Моя Удмуртия», Республиканский конкурс художественной фотографии «Удмуртия в объективе», Конкурса проектов (исследовательских работ) по генеалогии «Я, моя семья. Моя Удмуртия», Республиканский конкурс видеофильмов туристской и краеведческой и природоохранной тематики «Доре мынам» (Мой край).

Слайд 7

Эффективной формой работы по формированию у обучающихся этнокультурных компетенций является туризм. Туризм рассматривается как путешествие, как временные выезды в иную местность, отличную от места постоянного жительства, в спортивных, развлекательных, оздоровительных целях. Объектами туристического маршрута могут выступить природные, социокультурные, архитектурные объекты, обладающие оригинальностью, уникальностью, эстетической привлекательностью, позволяющие получить объективную информацию.

Задачами данного направления является: обучение, развитие и оздоровление обучающихся в процессе занятий туризмом. Формирование у обучающихся устойчивого интереса к туризму, воспитание морально – волевых качеств, межличностных отношений. Развитие необходимого комплекса туристических знаний умений и навыков для безопасного и успешного выступления на соревнованиях.

Туризм и краеведение способствуют обучению различным методикам исследовательской деятельности, выявлению и сбору конкретных фактов о памятниках истории и культуры, объектах природы и их распространению в обществе путем пополнения экспозиций музеев и т.п.

Ежегодно учащиеся творческих объединений «Юный турист» (руководитель Семенихин Владимир Федорович), «Поисковый клуб «Память» (руководитель – Иванова Е.Н.), «Истоки. Музейное дело» (руководитель Соковикова Маргарита Васильевна), «Юный экскурсовод» (руководитель Матвеевна Ирина Семеновна) принимают участие в Республиканских профильных сменах и слетах «Ориентир», «Хранители истории», «Я исследователь», «Семеро смелых».

Цель смен - повышение значимости социальной активности обучающихся туристско-краеведческих объединений, причастных к краеведческой, музейной и туристической деятельности, использование традиционных и апробирование инновационных форм исследовательской работы, популяризация и развитие детско-юношеского туризма и краеведения в Удмуртской Республике.

Туризм является средством для изучения и познания своего края, местности, страны посещения. Краеведение включает изучение всего края в целом.

Не первый год в Завьяловском районе реализуется общеразвивающая общеобразовательная программа «Юный турист» руководитель Семенихин Владимир Федорович. Цель его программы формирование у учащихся мотивации к туристско-краеведческой деятельности и освоение начальных туристских и краеведческих знаний, умений и навыков.

Слайд 8

С целью популяризации и развитие детско-юношеского туризма в Удмуртской Республике, совершенствование форм и методов образовательного процесса в системе дополнительного образования туристско-краеведческой направленности.  Министерство образования и науки Удмуртской Республики, АОУ УР «Региональный образовательный центр одаренных детей», МБОУ ДО «Кизнерский районный Дом детского творчества» с 28 по 30 июня 2022 года в с. Кизнер провели Республиканский слет юных туристов-краеведов «Семеро смелых». От Завьяловского района на слет поехала совместная команда МБОУДО «Центр внешкольной работы» и МБОУ «Азинская ООШ» под руководством Семенихина Владимира Федоровича. Наши ребята были впервые в полевых условиях и показали не плохие результаты.

История только тогда становится понятной, когда она касается каждого из нас.  Необходимо развивать патриотические чувства, историческое сознание, социальную активность, углублять знания и представления через практическую краеведческую деятельность. Формы работы могут быть различными: путешествия, экскурсии, поисковая работа, встречи с интересными людьми.

Слайд 9

Поликультурное пространство в условиях дополнительного образования формируется через создание условий, в которых происходит освоение, осмысление национальной культуры, а также культуры других народов, в котором живёт ребёнок. Эта задача решается в рамках проведения занятий в творческом объединении «Музейная педагогика», руководителем которого является педагог дополнительного образования - Петрова Валентина Евгеньевна.

Учащиеся творческого объединения «Музейная педагогика», в рамках своих занятий знакомятся со своей малой Родиной, изучают историческое прошлое, а также основы организации работы в школьных музеях, экскурсионно - экспедиционную и исследовательскую деятельность в музее.

 В рамках реализации программы больше внимание уделяется культурным традициям удмуртского народа. Занятия дополнительного образования часто проводятся в школьном музее с.Люк. Школьный музей можно отнести к одному из замечательных феноменов отечественной культуры. Обладая огромным образовательно-воспитательным потенциалом, он даёт возможность знакомиться с  подлинными экспонатами, историческими документами. Одной из основных задач является эффективное использование этого потенциала для воспитания нравственности, патриотизма, гражданского самосознания. Участвуя в поисково-собирательной работе, учащиеся постоянно соприкасаются с историей своего края, приобретают волонтёрские качества, навыки общения с людьми старшего поколения.      

Слайд 10

Сегодня в нашем районе 13 паспортизированных музеев входят на Портал школьных музеев Российской Федерации. По итогам включения музеев в Реестр образовательные организации получили Сертификаты от Федерального центра детско-юношеского туризма и краеведения.

В МБОУДО «Центре внешкольной работы» в качестве педагогов дополнительного образования работают 6 руководителей школьных музеев. Педагоги реализуют следующие дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы: «Музей в виртуальном пространстве», «Web-музей», «Гид-экскурсовод», «Экскурс в музей», «Юный экскурсовод».

В туристско-краеведческих объединениях обучающиеся овладевают основами исследовательской работы; знакомятся с научными дисциплинами вне рамок школьной программы: этнографией, экологией, фольклористикой, археологией и др. Здесь воспитываются навыки профессионального самоопределения, самоорганизации и самоуправления. В то же время краеведческая и туристская деятельность прививает детям и молодежи основы коллективизма, взаимовыручки, умение ориентироваться в сложной обстановке и найти выход из, казалось бы, безвыходных ситуаций.

Слайд 11

Большой популярностью среди учащихся и педагогов МБОУДО «Центр внешкольной работы» проявили себя туристско-экскурсионные маршруты – это проложенный на местности экскурсионный маршрут, рассчитанный на учащихся и взрослых ценителей природы и истории. Предназначен для того, чтобы проводить учебную, просветительскую и пропагандистскую работу по охране природно-культурных объектов, повышать экологическую, историческую и литературную грамотность экскурсантов.

С целью изучения истории малой родины, пробуждение интереса и бережного отношения к историческим, культурным и природным ценностям, воспитание интереса и любви к малой родине. Педагог дополнительного образования Казанцева Татьяна Анатольевна разработала туристско-экскурсионный маршрут по достопримечательностям деревни Средний Постол.

Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод, что этнокультурное воспитание в дополнительном образовании – это залог успеха в формировании развитой личности современного и будущего общества нашего государства и нашей малой Родины. Знание народной культуры, следование традициям, забота об их сохранении и развитии, участие в создании новых традиций позволяет формировать в детях лучшие нравственные качества: деликатность, внимательность, заботливость, добросердечность, искренность, терпимость, уважение к окружающим; предоставляет каждому возможность выбирать правила и нормы, образ жизни. А потенциал этнокультурного наследия неисчерпаем, надо только умело его использовать.

Таким образом, в Завьяловском районе сложилась система краеведческой, туристической и музейной работы, накоплен большой опыт по организации туристско-краеведческой работы, достигнуты не плохие результаты. Все направления туристско - краеведческой деятельности взаимосвязаны и позволяют вести эту работу в комплексе.

 На этом мой доклад окончен. Спасибо за внимание.

 


 

Этнокультурный компонент как важнейшее средство воспитания гражданственности и патриотизма обучающихся в дополнительном образовании»

Этнокультурный компонент как важнейшее средство воспитания гражданственности и патриотизма обучающихся в дополнительном образовании»

Опираясь на национальную культуру, очень важно сегодня сохранить интеллектуальные, духовные и материальные ценности, переданные нам старшими поколениями

Опираясь на национальную культуру, очень важно сегодня сохранить интеллектуальные, духовные и материальные ценности, переданные нам старшими поколениями

Слайд 6 На протяжении нескольких лет ведется работа по подготовке работ к районной научно-практической конференции «Исследователи

Слайд 6 На протяжении нескольких лет ведется работа по подготовке работ к районной научно-практической конференции «Исследователи

Ежегодно учащиеся творческих объединений «Юный турист» (руководитель

Ежегодно учащиеся творческих объединений «Юный турист» (руководитель

Формы работы могут быть различными: путешествия, экскурсии, поисковая работа, встречи с интересными людьми

Формы работы могут быть различными: путешествия, экскурсии, поисковая работа, встречи с интересными людьми

В МБОУДО «Центре внешкольной работы» в качестве педагогов дополнительного образования работают 6 руководителей школьных музеев

В МБОУДО «Центре внешкольной работы» в качестве педагогов дополнительного образования работают 6 руководителей школьных музеев

Таким образом, в Завьяловском районе сложилась система краеведческой, туристической и музейной работы, накоплен большой опыт по организации туристско-краеведческой работы, достигнуты не плохие результаты

Таким образом, в Завьяловском районе сложилась система краеведческой, туристической и музейной работы, накоплен большой опыт по организации туристско-краеведческой работы, достигнуты не плохие результаты
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.01.2023