педагогический проект реализуемый в детском саду для детей»». Проект нацелен на приобщение воспитанников к нравственно–этическому потенциалу родной культуры, к этнокультурным ценностям и традициям своего народа, формирование личности с осознанной тактикой поведения, которая впоследствии может сохранить и передать обычаи и нравы своего народа, чтобы была терпима и уважала культуру других народов. Для успешной реализации задач определены направления, по которым осуществляли деятельность в ходе предшествующей работы:
• Изучение литературного фольклора (сказки, пословицы, поговорки)
• Изучение музыкального фольклора (хороводы, песни, танцы, частушки, праздники)
• Изучение игрового фольклора.
Этнокультурный компонент в программе «Музыкальное обучение».rtf
На конкурс «Учитель года2013»
Номинация «Специалист ДОУ»
Педагогический проект
Этнокультурный компонент в программе
«Музыкальное обучение в детском саду»
Музыкальный руководитель:
СП «Красноярский детский сад»
МБОУ «Бардымская средняя
общеобразовательная школа №2» Нурлина Лариса Мидхатовна
Барда 2013
Краткая аннотация проекта
Наше Прикамье – край многонациональный. В поликультурном
его пространстве гармонизация и развитие межнациональных отношений –
важная стратегическая задача, направленная на формирование культуры
межнационального общения. В дошкольных образовательных учреждениях
при проектировании и реализации воспитательной деятельности учитывается
этнокультурный компонент, предполагающий формирование этнокультурной
компетентности и культуры межнационального общения в условиях детского
сада. Формирование же культуры межнационального общения, установок на
толерантное сознание и поведение воспитанников является обязательным.
Воспитание на богатых национальных традициях – одна из важнейших
педагогических задач, которой я руководствуюсь в своей практике. Как
реализовать права человека на сохранение и развитие национальной культуры
своего этноса и национального образования, не нарушая при этом принципов
единого образовательного пространства Российской Федерации. Именно
с этих позиций разработан данный проект « Этнокультурный компонент в
программе ДОУ на занятиях «Музыка»». Проект нацелен на приобщение
воспитанников к нравственно–этическому потенциалу родной культуры, к
этнокультурным ценностям и традициям своего народа, формирование
личности с осознанной тактикой поведения, которая впоследствии может
сохранить и передать обычаи и нравы своего народа, чтобы была терпима и
уважала культуру других народов.
Обоснование необходимости проекта
Еще совсем недавно в детских садах и школах нашего района
обучение и воспитание почти полностью велось на татарском языке. А
сегодня?! Перед нами встала очень серьёзная проблема «ненужность»
татарского языка, отсутствие возможности получить высшее образование на
татарском. Если мы сами не сохраним наш язык и культуру, что тогда?!
Можно ли вести разговор о культуре личности, о развитии патриотизма, о
духовных качествах человека, являющегося потомком наших предков?
Музыкальное обучение и воспитание в нашем детском саду
построено на основе программы "Воспитание и обучение в детском саду"
под ред. М.А.Васильевой – это государственный программный документ,
представляющий собой вариативную программу, в которой комплексно
2 представлены основные содержательные линии обучения, развития и
воспитания детей от рождения до семи лет.
Успешная реализация целей программы (создание
эмоционально благоприятных условий в период нахождения ребенка в ДОУ,
его психическое и физическое развитие с учетом возрастных и
индивидуальных особенностей, а также подготовка ребенка к жизни в
обществе.)
в нашем дошкольном образовательном учреждении
осуществляется в процессе игровой, учебной, двигательной, трудовой и
художественноэстетической деятельности.
Одним из приоритетных направлений нашего детского сада
является татарский этнокультурный компонент образования. В нашем саду
дети обучаются татарским танцам, рисуют татарские узоры, персонажей
татарских сказок, татарские национальные костюмы, слушают сказки
татарских писателей, поют татарские песни .
Актуально ко времени, нас, педагогов, ещё в 2005году,
обеспечили методическими материалами, выпущенными
ПОИПКРО,
автором которых являются коллектив МБОУ Елпачихинского детского сада
(Епачихинский детский сад, который имеет статус Детский сад Центр
развития ребёнка»). В пособии, в содержании каждого направления
представлены задачи, учитывающие требования государственного стандарта
дошкольного образования, отражающие национальнорегиональные ценности
и традиции народа, проживающего на территории муниципального
образования «Бардымский район» методические рекомендации по тематике
занятий, включающие перечень и музыкальных произведений.
Как и мои коллеги, внедрение и формирование
этнокультурного компонента в процесс обучения и воспитания, (в данном
проекте будем рассматривать этнокультурный компонент в содержании
музыкального обучения в детском саду), считаю актуальным .
В основе формирования этнокультурного компонента лежит
глубокое знание культуры, быта населяющий данный регион народа, и
овладение ими позволяет разобраться в самобытности культуры, традициях,
обычаях.
И обучение, и воспитательный процесс, хотя и строится на русском
языке, педагог с воспитанником вне занятий, а также родители с детьми, в
основном общаются на родном
Мероприятия,
нацеленные именно на изучение краеведческого материала ведутся на
татарском языке , частично используя русский язык.
татарском языке.
Исходя из всего вышесказанного, я считаю, что данный проект
поможет нашим детям разобраться в прошлом моего народа и посеет семена
3 гордости за свою малую Родину по сохранению народной культуры, традиций
и обычаев.
цель проекта
Воспитание патриотизма и приобщение детей к истокам народной
культуры и духовности на основе народного татарского фольклора.
Задачи:
Воспитание любви к родному краю, знакомство детей с характерными
особенностями татарского фольклора;
Воспитание нравственных качеств личности ребенка: доброты,
справедливости, правдивости, гордости за свой край;
Развитие творческих и певческих навыков, актерского мастерства,
музыкальности на основе разных жанров татарского фольклора.
Для успешной реализации задач определили направления, по
Основное содержание проекта
которым осуществляли деятельность в ходе предшествующей работы:
Изучение литературного фольклора (сказки, пословицы, поговорки)
Изучение музыкального фольклора (хороводы, песни, танцы, частушки,
праздники)
Изучение игрового фольклора.
Новизна проекта заложена в изучении именно регионального
фольклора с детьми дошкольного возраста, так как работа по
использованию народного фольклора довольно широко ведется многими
педагогами, музыкальными руководителями. Ценность же регионального
фольклора состоит в возможности на его основе узнать историю края,
традиции , культуру, что способствует формированию у детей любви к
родному краю, воспитывает чувство патриотизма. Специфика фольклора
заключается в употребление в речи предлогов «кый» “мэ”, “нимэ”,
произношении слов: “бармага”, “китмэгэ”, “оможегэ” и других, дразнилки,
особенностях игр, частушек, сказок, которые отражают жизненный уклад,
особенности природы, восхваляют наш народ и край.
В процессе подготовки проекта пройдёт большая подготовительная работа с
педагогами, детьми, родителями. Соберём фольклорный материал: загадки,
сказки, песни, хороводы, частушки, танцы, обрядовые праздники, игры. С
детьми проведём беседы, развлечения, игры, разучим фольклорные
произведения.
Работу по использованию фольклора будем строить на основе
методического пособия “Приобщение детей к культуре и традициям
татарского народа”, о котором я упомянула выше в своей работе.
4 Этнокультурный компонент в содержании обучения и
воспитания «Музыка» содержит:
нотную хрестоматию вокальных и инструментальных произведений;
книги о жизни и творчестве татарских композиторов;
информацию о татарских народных инструментах;
СД диски с видеозаписями;
разработки праздников, развлечений, игровой материал.
Введение этнокультурного компонента в программу способствует
осознанию детьми своей этнической принадлежности, позволяет расширить
свои представления об истории, традициях, специфических особенностях
музыкального искусства не только русского, но татарского народа.
Наряду с программным материалом,
использую загадки,
поговорки, скороговорки, сказки нашего народа. Используя сравнительный
анализ русской и татарской музыки, дети получают представление о
характерных особенностях музыки этих народов и понимают, что
музыкальная культура народов мира рождается из одних и тех же корней.
Использование этнокультурного компонента способствует осознанию детьми
своей этнической принадлежности – они с удовольствием исполняют и
слушают татарскую музыку. Значительное место в жизни наших
воспитанников занимают русские и татарские хороводные игры, которые
способствуют сплочению, формированию дружбы. Ознакомление с традицией
и культурой татарского народа проводим через беседы , показ костюмов,
предметов быта, разучиваниие танца. С интересом играют дети в народные,
музыкальные игры наших бабушек и дедушек.
Традиционно проводим праздники «Сомбелэ», «Карга боткасы», «Науруз»,
«Сабантуй». Целью проведения данных мероприятий является создание
максимально благоприятных условий для раскрытия и развития способностей
воспитанников, привлечение родителей и педагогов в эту работу.
Театрализованная деятельность обеспечивает высокий
эмоциональный уровень сопереживания и сопричастности национальным
традициям и обычаям. Недостаток свободных помещений не позволяет нам
создать комнату музей народного быта, это стало бы более эффективным
средство знакомства с народным бытом, традициями нашего .народа. Здесь мы
попробуем создать передвижной музей ( некоторый инвентарь уже начали
собирать). В том помогут нам родители и школьники.
Дети смогут сравнить внешнее и внутреннее убранство помещений. Макет
татарской избы будет широко применяться не только на познавательных
занятиях, но и в сюжетно – ролевых играх в “Дом”, “Бабушкин двор»
«Бабушкин сундучок» и т.д. Оборудование передвижного музея позволит
5 детям включить в игру такие предметы как коромысло, кочергу, узнать в деле
предметы, которые часто упоминаются в народных сказках, но исчезли из
современного городского, а сегодня исчезают даже и с деревенского быта.
Ресурсы
Источником формирования психологической общности этноса наряду
с другими элементами духовной культуры могут выступать обычаи и ритуалы.
Формой проявления обычая служит ритуал (обряд). У жителей Бардымского
района сложилась устойчивая система семейных обрядов, их подробному
описанию посвящена 6я глава книги «Тулвинские татары и башкиры», это
обряды и поверья, связанные с рождением ребенка, проводов в солдаты,
свадебные обряды, похоронная и поминальная обрядность, обряды
строительства дома и новоселье. Перечень показывает, что среди описанных
обрядов нет таких, в которых могли бы принять непосредственное участие
наши маленькие дошколята. В данном случае воспитательные функции будут
выполнять семья, внутрисемейные отношения, другие социальные контакты
детей.
Очень большой объем материала по народным календарным
праздникам представлен в книге «Тулвинские татары и башкиры», причем
подробно описываются такие праздники, как, например, проводы льда, игры с
яйцами, Карга боткасы, «Сомбелэ». Иске Яна ел (Старый Новый год). Из
большого перечня праздников были отобраны только те, проведение которых
можно реконструировать, на мой взгляд, с участием детей дошкольного
возраста. В качестве методического пособия выступят вышеупомянутая книга
наших коллег и сборники по детскому татарскому фольклору, в которых есть
тексты соответствующих стихов и песенок.
Что касается широко известного Бардазиена и Сабантуя, необходимо
будет добиться творческого участия детей в этих национальных праздниках.
Партнёры
Больше всего мы сотрудничаем с нашей школой, они являются нашими
шефами, тем самым осуществляя преемственнолсть обучения и воспитания,
сотрудничаем с нашим сельским Домом культуры и библиотекой.
Организовываем концерты, встречи, праздники. Конечно, хотелось бы
добиться лучшего, сотрудничать со всеми, кто нас окружает, и создавать
всевозможные условия воспитания детей для более большей успешности.
Целевая аудитория
Проект работает на воспитанников 1Красноярского детского сада МБОУ
«Бардымская СОШ№2». Привлекаются к работе школьники, воспитатели и
родители.
План реализации проекта
6 Предполагаем
ая дата
Май август
место
проведения
мероприятия
Детский сад
Ответственный за
выполнение
Музыкальный
руководитель
Наименование мероприятия
Подготовительная работа
Изучение
программы музыкального
обучения и воспитания с новых позиций
составление
календарнотематического
плана по музыкальному развитию с
включением
содержание
этнокультурного.
национального
компонента.
развлечений,
составление
праздников, утренников , развлечений по
приобщению детей к истокам татарской
народной культуры
плана
в
20132014уч
Детский сад
Основной этап
Музрук.
планом
В
соответствии
с
работы
Октябрь
апрель
октябрь
Детский сад
Детский сад
Февральиюнь Детский сад
школа
март
Детский сад
Музыкальное обучение по программе с
включением регионального компонента,
поиск таких форм и методов, технологий,
которые способствуют
воспитанию
патриотизма и духовной культуры.
Создание
«Татарская изба»
Подготовительная работа к празднику:
Разучивание игр, песен, считалок, загадок,
пословиц
передвижного мини –музея
родители,
учащиеся, в
Муз.рук,
воспитатели
праздник «Сомбелэ»
Социальный проект школьников
по
изготовлению народных костюмов и
реализация проекта
Подготовительная работа к празднику:
Разучивание игр, песен, считалок, загадок,
пословиц , привлечение родителей
на
организацию выставки «Наши родители –
мастера»
Консультант
музыкальный
руководитель,
Музыкальный
руководитель,
воспитатели
Праздник «Науруз»
7 апрель
Детский сад
Подготовительная работа к празднику:
Разучивание игр, песен, считалок, загадок,
пословиц
Музыкальный
руководитель,
воспитатели
Праздник «Карга боткасы»
май
Детский сад
Подготовительная работа к празднику:
Разучивание игр, песен, считалок, загадок,
пословиц, танцев.
Музыкальный
руководитель,
воспитатели
Июнь
Детский сад
Праздник «Детский Сабантуй»
Подготовительная работа к конкурсу:
Рисование узоров, орнаментов, костюмов
татарского народа, лепка из пластилина
Август
сентябрь
Детский сад
РМО
Конкурсвыставка народного творчества
Заключительный этап
Создание электронной базы по реализации
(сценарные
педагогического проекта
разработки
мероприятий,
разработки
занятий,
оформление и
создание страницы детского сада на сайте
школы.
Обобщение опыта работы на МО детского
сада и на
музыкальных
руководителей
презентации),
РМО
Музыкальный
руководитель,
воспитатели
Музыкальный
руководитель,
воспитатели
Ожидаемые результаты и социальный эффект
В процессе работы над проектом, при проведении представленного проекта
решали следующие задачи:
1 Воспитание любви к родному краю, знакомство детей с характерными
особенностями народного татарского фольклора.
2 Воспитание нравственных качеств личности ребенка: доброты,
справедливости, правдивости, гордости за свой край.
3 Развитие творческих способностей: певческих навыков, актерского
мастерства, музыкальности детей на основе разных жанров татарского
фольклора.
Новизна проекта заложена в изучении именно регионального фольклора с
детьми дошкольного возраста, так как работа по использованию татарского
фольклора довольно широко ведется и воспитателями и музыкальным
8 руководителем. Ценность же регионального фольклора состоит в
возможности на его основе узнать историю края, традиции. Культуру, что
способствует формированию у детей любви к родному краю, воспитывает
чувство патриотизма.
С детьми проводились беседы, развлечения, игры, разучивание фольклорных
произведений.
Я использовала в работе с детьми музыкальный фольклор: разучены
хороводы, танцы, частушки, песни, музыкальные игры большинство из
которых представлены в пособии.
Результат работы заключается в обогащении знаний детей и педагогов по
краеведению, обобщении моего опыта, решении задач, поставленных при
подготовке и проведении проекта, создании в ДОУ пердвижного музея, ,
накоплен материал по народной культуре, создали электронный банк
разработок занятий и досуговых мероприятий, , сшиты нашими шефами
учащимися СП «Красноярская ОШ» и родителями народные татарские
костюмы. и подготовлен проект по пошиву башкирских костюмов для
воспитанников детского сада.
Приобщение детей к истокам народной культуры, воспитание любви к
родному краю продолжается: мы решили изучить культуру, традиции, нашего
народа.
Маленькие дети когдато уйдут во взрослую жизнь. Не все выберут
профессию связанную с музыкой. Но можно с уверенностью сказать, что
через всю жизнь наши ребята пронесут любовь к народной культуре,
сохранят глубокое уважение к народному творчеству, историческому и
культурному наследию народов России и всего мира.
Перспективы дальнейшего развития
О роли музыки и культуры в образовании человека спорить, кажется,
не приходится. Она является непреходящей ценностью, естественным
сопровождением всей жизни человека от рождения до перехода в Вечность.
Она создает положительную мотивацию для развития личности, это фактор
создания положительного настроя на жизнь, это средство осуществления
жизнедеятельности, это путь решения поставленной цели в жизни.
9 1.Асфандияров А.З. и Асфандиярова К.М. История башкирских сел
Литература
Пермской и Свердловской областей. Книга 8. Уфа, 1999.255с.
2.Валиуллин Р.Ш. Очерки по истории родного края: учеб пособие.
Барда, 1998. 158 с.
3.Исхаков Д.М.Татары. Набережные Челны, 1993.64с.
4.Казанцева О.А. Каталог археологических памятников Бардымского
района Пермской области. Ижевск,2004.175с. (Удмуртский госуниверситет,
кафедра археологии и истории первобытного ова. Институт истори и
культуры народов Приуралья).
5.Тулвинские татары и башкиры: этногр. очерки и тексты. Пермь,
2004. 455с. ( РАН. Уральское отделение, Пермский филиал Института
истории и археологии, ГОУ «Пермский государственный университет»).
7.Чагин Г.Н. и Черных А.В. Народы Прикамья: Очерки
этнокультурного развития в Х1ХХХ вв.: научное издание. Пермь, 2002.302с.
8.Чагин Г.Н. Народы и культуры Урала в Х1ХХХ вв.
Екатеринбург,2002.293 с.
9. Методическое пособие «Приобщение детей к культуре и традициям
татарского народа Барда 2005.
10. Сборники «Горлэп усэбез» «Детский фольклор» и др.
10 11
Этнокультурный компонент в обучении музыке детей
Этнокультурный компонент в обучении музыке детей
Этнокультурный компонент в обучении музыке детей
Этнокультурный компонент в обучении музыке детей
Этнокультурный компонент в обучении музыке детей
Этнокультурный компонент в обучении музыке детей
Этнокультурный компонент в обучении музыке детей
Этнокультурный компонент в обучении музыке детей
Этнокультурный компонент в обучении музыке детей
Этнокультурный компонент в обучении музыке детей
Этнокультурный компонент в обучении музыке детей
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.