Этнокультурный лагерь как одна из форм летней оздоровительной работы
Оценка 4.9
Семинары
docx
Междисциплинарный 3
Взрослым
03.07.2017
Эпиграфом нашего выступления являются слова В.В.Путина.
«В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое образовательное, информационное, культурное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями, как в педагогической теории, так и в содержании и организации учебно-воспитательной работы образовательных учреждений».
Во многих регионах наблюдается тенденция роста национального самосознания и одновременно межэтнической разобщенности. Одним из естественных механизмов гармонизации межэтнических отношений и преодоления нарастания негативных тенденций в обществе была и остается система образования.
Возвращение к этничности, определенная переоценка роли и значения отдельных национальных культур и влияние этих процессов на самосознание народов является общей закономерностью и для содержания культурологического образования. На одну из приоритетных позиций образования выдвигается необходимость глубокого освоения этнокультурного и народно-педагогического опыта как составной и неотъемлемой части духовной культуры каждого народа.
этнокультурный лагерь как одна из форм работы.docx
Этнокультурный лагерь как одна из форм летней
оздоровительной работы
Авторы программы:
Овчинникова В.И. учитель географии
Четина О.Л. учитель ИЗО
Сторожева Г.Н. учитель русского языка
Эпиграфом нашего выступления являются слова В.В.Путина.
«В настоящее время в России идет становление новой системы
образования,
ориентированного на вхождение в мировое
образовательное, информационное, культурное пространство. Этот
процесс сопровождается существенными изменениями, как в
педагогической теории, так и в содержании и организации учебно
воспитательной работы образовательных учреждений».
Во многих регионах наблюдается тенденция роста национального
самосознания и одновременно межэтнической разобщенности.
Одним из естественных механизмов гармонизации межэтнических
отношений и преодоления нарастания негативных тенденций в
обществе была и остается система образования.
Возвращение к этничности, определенная переоценка роли и
значения отдельных национальных культур и влияние этих
процессов на самосознание народов является общей
закономерностью и для содержания культурологического
образования. На одну из приоритетных позиций образования
выдвигается необходимость глубокого освоения этнокультурного
и народнопедагогического опыта как составной и неотъемлемой
части духовной культуры каждого народа. Каким мы хотим видеть наше будущее, во многом зависит от нас
и от тех принципов, которые мы заложим в сознание детей. Каков
человек, такова его деятельность, таков и мир, который он создал
вокруг себя.
Что характеризует человека, прежде всего? Конечно же, его
культура. Это понятие включает в себя духовность и
нравственность, цивилизованность и образованность, духовную и
душевную утонченность и творческую активность. Культура
человека есть отражение его внутреннего мира, и огромную роль в
формировании культуры человека играет этнокультурное развитие.
В связи с этим ключевая роль школы создание оптимальных
условий для всестороннего развития духовнонравственного
потенциала школьников через гармоничное построение целостного
педагогического процесса в
основанного на этнокультурных ценностях родного края.
образовательном учреждении
В современном социуме большое значение имеет организации
системы летнего отдыха детей и подростков. Существуют
различные формы детского отдыха:
неорганизованный,
коллективный
организованный и
индивидуальный,
и
оздоровительный и профильный. Летний лагерь является, с одной
стороны, формой организации свободного времени детей разного
возраста, пола и уровня развития, с другой – пространством для
технического,
оздоровления,
художественного,
развития
социального творчества ребенка.
Одной из наиболее
распространенных форм летнего отдыха детей, подростков и юношества являются
профильные
лагеря. Ежегодно на
муниципальном уровне организуется летняя оздоровительная
работа, при этом используются различные формы детского отдыха.
Кудымкар – столица Коми округа, где 60% населения составляют
комипермяки, но, к сожалению, многие из них не говорят на коми
пермяцком языке, не знакомы с традициями и обычаями своих
предков. В настоящее время в школах города не изучается коми –
пермяцкий язык. В нашей школе было проведено анкетирование по
выявлению знания коми – пермяцкого языка, которое показало, что
только 5% учеников владеют разговорной речью. Данную проблему
детского летнего
можно решить
через организацию
оздоровительного этнокультурного лагеря.
В нашем
образовательном учреждении, которое размещается на территории
города Кудымкар в микрорайоне Филичи, работа по сохранению
языка, традиций и культуры коми пермяцкого народа ведется
более десяти лет. МОБУ «СОШ № 5» присвоен статус
экспериментальной площадки по формированию этнокультурных
ценностей у школьников. Исторически сложилось так, что именно
формирования этнокультурных
школа является фундаментом
ценностей подрастающего поколения.
В течение двух лет (2010, 2011гг.) на базе нашей школы
функционировал летний этнокультурный лагерь «Этно».
Инновационность данной формы летнего отдыха в том, что
программа летнего – оздоровительного лагеря предусматривает не
только оздоровление детей, но и изучение вопросов национальной культуры комипермяков в условиях городской среды через разные
виды деятельности:
образовательную,
исследовательскую. Программа лагеря является комплексной,
просветительскую,
которая включает четыре направления: краеведение, декоративно
прикладное искусство, комипермяцкий язык и фольклор.
Цель программы лагеря: содействовать формированию и
развитию национального самосознания и этнокультурной
компетентности детей в условиях летнего оздоровительного
этнокультурного лагеря.
В основу реализации программы лагеря были заложены
следующие принципы и подходы: сотворчество детей, педагогов в
совместном процессе освоения этнокультурной программы;
вовлечение ребёнка в игровую,
проблемопоисковую,
исследовательскую и творческую деятельность; использование
различных форм деятельности:
экскурсии,
викторины,
практикумы, лекции, игры, конкурсы, творческие встречи;
формирование и развитие у школьников потребностей
конструктивно преобразовать свой родной край.
Одним из принципов программы является принцип
эффективности социального взаимодействия. Он предполагает
осуществление взаимодействия учащихся в коллективах
разновозрастного типа, что позволяет учащимся расширить сферу
общения, создать условия для конструктивных процессов
социокультурного самоопределения, адекватной коммуникации, а в
целом формирует навыки социальной адаптации и самореализации. Создание и деятельность разновозрастных отрядов, привлечение
старшеклассников к работе вожатых позволяет сформировать у
учащихся такие качества как толерантность, ответственность,
уважение, умение поддержать, прийти на помощь, чувство
ответственности.
В летнем лагере создается особая атмосфера взаимодействия
педагога и учеников. Их взаимоотношения отличаются пониманием
и сотрудничеством.
Для реализации программы были выбраны три направления
деятельности:
исследовательскопрактическая,
образовательно
оздоровительная.
–
просветительская,
В данных
направлениях программы прослеживается краеведческий подход.
Образовательно – просветительская деятельность
способствует
духовнонравственному росту личности учащихся
в самоопределении, адаптации к жизни в динамичном обществе,
приобщение к
этнокультурным ценностям. Информационно
теоретического блок этнокультурной программы был представлен
краеведческим музеем, детской и окружной библиотеками,
этнокультурным центром, ИМЦ.
Эффективно использовались элементы музейной педагогики.
Совместная работа с музеем оказывает неоспоримую помощь в
изучение народного искусства, природы, истории, культуры коми
пермяков. Были проведены разнообразные мероприятия: «В гостях
у Субботина Пермяка» «Кудымкар – локомотив будущего» «Обрядовый праздник «Троица»», «Коми – пермяки в финно –
угорском мире» и др.
Интересно проходили занятия и творческие встречи с
интересными людьми города, которые проводились на базе детской
и окружной библиотек, например, «Накрой ка стол коми –
пермяцкий», «Знаю и люблю свой город Кудымкар», «Чудеса
Пармы», «Песня сьыв».
Ярким событием для детей было проведение мастер – классов
в этнокультурном центре с Полуяновым А.Н., Меркушевой Т.Н.,
Казанцевой Г.А., Белавиной Е.Н., Моисеевой Н.И. В основном все
занятия проводились в игровой форме, где ребята знакомились с
природными, историческими и культурными особенностями города
Кудымкара.
Исследовательско практическая деятельность развивает
творческую активность детей. В этот блок включена работа
учащихся: комплексные и тематические экскурсии, походы по
родному краю,
Данная
исследовательская
деятельность.
деятельность создает атмосферу творческого поиска, вдохновения
и сотрудничества взрослых и детей. Учащиеся приобретают умения
и навыки самостоятельных исследований в природе, педагоги дают
возможность детям почувствовать красоту природы своей малой
родины, вносят дух романтики в работу лагеря. Результаты своих
исследований участники лагеря оформляют в виде учебно
исследовательской работы и защищают ее на заключительной
конференции. Оздоровительная деятельность помогает включению детей в
систему оздоровительных мероприятий: национальные игры,
походы,
прогулки,
спортивные соревнования,
экскурсии,
экскурсии.
Таким образом, работа лагеря
была организована
с
привлечением дополнительных социальнокультурных площадок
города.
Данная программа была апробирована в течение двух лет. На
базе МОБУ «ООШ № 5» функционировал этнокультурный лагерь
«Этно 2010», «Этно 2011», продолжительностью 18 дней.
Программа лагеря была рассчитана для детей в возрасте от 11 до 14
лет, в количестве 25 человек.
Итоги этнокультурного лагеря были освещены в статье
«Лагерь этно стильын» газеты «Парма», а также на ТВ «Вести
Кудымкар».
Организация профильных лагерей этнокультурного направления
заключается в создании оптимальных условий для приобщения
детей и подростков к культурному наследию комипермяцкого
народа. Опыт показал, что только единство образовательного
процесса и летней – оздоровительной работы способствует
получению положительных результатов. На наш взгляд, главным
результатом в работе является интерес со стороны детей в
познании, изучении истории, географии и культуры своих
предков. Мы надеемся, что проводя работу в данном направлении
мы закладываем в детях то зернышко, которое впоследствии может
прорости в большую силу любви и гордости к своей малой Родине.
Этнокультурный лагерь как одна из форм летней оздоровительной работы
Этнокультурный лагерь как одна из форм летней оздоровительной работы
Этнокультурный лагерь как одна из форм летней оздоровительной работы
Этнокультурный лагерь как одна из форм летней оздоровительной работы
Этнокультурный лагерь как одна из форм летней оздоровительной работы
Этнокультурный лагерь как одна из форм летней оздоровительной работы
Этнокультурный лагерь как одна из форм летней оздоровительной работы
Этнокультурный лагерь как одна из форм летней оздоровительной работы
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.