Это ты – моя Россия
Оценка 5

Это ты – моя Россия

Оценка 5
Книги +2
docx
искусство
2 кл—4 кл
10.09.2020
Это ты – моя Россия
Воспитание духовности и нравственности в классе домры. Я надеюсь, что мы переживём эти трудные сегодня для России времена, времена антироссийской пропаганды и экономической блокады, времена реформ и перестроек в нашем искусстве, ведь Всевышний навсегда вдохнул в людей созидательную, творческую, добродетельную силу и энергию. Она не исчезает, не разбивается о зло, а сохраняется, передаётся, аккумулируется в делах и творческих свершениях людей.
Это ты - моя Россия.docx

 

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования детей «Детская школа искусств города Югорска»

Ханты-Мансийского  автономного  округа - Югры

 

 

 

 

 

 

Это ты – моя Россия

 

Автор: Кузнецова Надежда Александровна

                                     преподаватель по классу домры

Детской школы искусств города Югорска

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Югорск

2016 год


 

Кузнецова Надежда Александровна -  Почётный работник общего образования Российской Федерации, Лауреат премии Губернатора ХМАО- Югры в номинации «Лучший педагог дополнительного образования детей Ханты- Мансийского автономного округа- Югры», преподаватель высшей квалификационной категории

Это ты – моя Россия…

Сколько света, сколько сини

Даришь с детства, вдаль маня!

Жизнь мою ты озарила,

Ты дала мне столько силы,

И в тебе судьба моя!

Б. Дубровин

Говорят, что человек за свою жизнь должен посадить дерево, построить дом, воспитать сына. Метафорически это означает - воспитать последователей, продлить род, сохранить преемственность традиций.

Тридцать семь лет назад, после окончания факультета народных инструментов Уральской государственной консерватории, я пришла в музыкальную педагогику. Никогда не сомневаясь в правильности выбранного пути, я несла высокое звание «народника», отдавая детям всё, чему научили меня мои дорогие педагоги. Это не только знания, преданность профессии и абсолютная самоотдача, но ещё и твердая уверенностьв той огромной роли, которую играет народно-инструментальная музыка в духовном, нравственном и гражданско - патриотическом воспитании человека.

Русскую музыкальную культуру невозможно представить себе без исполнительства на русских народных инструментах. Домра, баян, балалайка, гусли, гармонь, гитара. У каждого своя история, каждый - неповторим, уникален по своему тембру и колориту. Почему от звуков балалайки или баяна становится светлее и теплее на душе? Потому, что звуки эти в нашей генной памяти, мы рождаемся с ними, они в наших корнях. Они – голос России, её душа. Русские народные инструменты народны не только по национальному

признаку. Ведь «народный» - значит популярный.Инструменты эти были очень популярны в довоенные и послевоенные годы. Почти в каждом доме в то время была гармонь, балалайка или мандолина. Это явление в русской культуре и получило название «народного».

Более века назад В.В.Андреев сделал русские народные инструменты национальным достоянием. Андреевскому оркестру рукоплескали Европа и Америка. Прошло более 100  лет, но нам, как и В.В.Андрееву приходится сегодня различными способами и средствами доказывать необходимость для России народно-инструментального искусства, его значимость и даже приоритет в музыкальной культуре страны.

Сегодня домра,к сожалению,непопулярна, непрестижна, воспринимается публикой, даже отечественной, как «диковинка». Теряется интерес к народным инструментам, особенно в молодёжной среде, существуют проблемы с набором учеников в музыкальных школах, абитуриентов - в средних и высших музыкальных учебных заведениях.

Создавая 17 лет назад в Югорской детской школе искусств ансамбль домр «Северяночка», ставшего впоследствии  лауреатом многочисленных конкурсов: зональных, окружных, всероссийских, международных, мне хотелось поднять престиж инструмента, привлечь внимание к домре, популяризировать её, воспитать уважительное отношение к родной народно-инструментальной музыке, являющейся частью русской национальной культуры, а также воспитать молодое поколение музыкантов - народников, способных сохранить лучшие исполнительские традиции.

Ансамблевая игра – наиболее привлекательный для детей вид  музицирования, ведь далеко не каждый ребёнок чувствует себя комфортно на сцене в качестве солиста. Дети с интересом и удовольствием играют в ансамбле, так как совместное музицирование вселяет в них уверенность, снижает страх, боязнь сцены. Играя в ансамбле, активно концертируя, они имеют возможность реализовать себя, приобретают знания и творческий опыт.Ансамблевая игра стимулирует творческую активность, даёт возможность в наиболее комфортных условиях развивать творческие способности детей, укрепляет их интерес к занятиям музыкой и инструменту, обогащает внутренний мир ребёнка, способствует его духовному развитию.

«Всё у нас должно быть второстепенным в сравнении с заботой о детях и с тем, чтобы воспитать их в наставлении Господнем».[1]Можно сколько угодно говорить о нравственности, духовности, воспитании гражданских и патриотических чувств, но без реальных дел и практических действий этобудут лишь пустые слова. Существующее, на мой взгляд, несоответствие между современным обучением и воспитанием заслонило формирование личности ребёнка. В жертву успеваемости приносятся его интересы, его эмоциональная и духовная жизнь.Только всестороннее изучение личностиребёнка является единственно возможным путём к его воспитанию. Педагог должен интересоваться тем, что ребёнку интересно, каковы его желания, чувства, взгляды, что у него на душе. Без знания психических основ нельзя ни правильно построить методику обучения, ни разработать правильные методы воспитания. В ансамбле домр «Северяночка» играют дети от 9 до 16 лет, поэтому нужно учитывать возрастные особенности каждого ребёнка, особенности его психофизиологического склада, музыкальные данные, склад мышления, природную координацию движений, очень важную для игры на домре.

Дети все разные: у одного преобладает рациональное начало, у другого - непосредственность, эмоциональность, сиюминутность переживаний. Моя задача - сохранив индивидуальность каждого, собрать, соединить всех в единый музыкальный организм, способный на одном дыхании, в едином творческом порыве раскрыть глубину содержания исполняемой музыки, эмоционально передать всё многообразие её красок, чувств, мыслей, эмоций, настроений, не оставив слушателя равнодушным.

Музыка передаёт внутренний духовный мир человека, мир человеческих эмоций. Она вызывает в сердце человека сопереживание и сочувствие. Только сочувствующий человек имеет открытое сердце, без которого нет настоящей духовности. Музыка - это такая субстанция, которая своим воздействием усиливает в человеке чувство любви. Никого и никогда музыка не подвигла к делам черным и бесчестным, - только всегда к высокому, светлому и прекрасному.

Ребёнок должен научиться воспринимать и воспроизводить музыку. Диапазон её образно - эмоциональных настроений широк и нужно обладать достаточно широким спектром восприятия. Исполнительство - это сложный комплекс, требующий от музыканта большой эмоциональной и интеллектуальной отдачи, волевой сосредоточенности, концентрации памяти, суммы навыков и умений. В процессе исполнения учеником музыкального произведения принимают участие самые разнообразные стороны его психики: мышление, внимание, воля, эмоции, воображение, представление, память, формируется характер.авоспитанию целостного характера способствует только гармонически развитая личность.

Исполнительство – это творческий процесс, подкреплённый активной духовной деятельностью. Чем богаче внутренний мир ребёнка, его творческая фантазия, ассоциативность мышления, чем шире сфера его интересов, тем острее он откликается на восприятие настроений в музыке, их смену, глубже

проникает в смысл исполняемых произведений.

 

 

Занимаясь с детьми в ансамбле, я старалась создать все условия для того, чтобы в каждом ребёнке, играющем в «Северяночке», сформировалась творческая личность, а также развивались такие нравственные качества как: трудолюбие, усердие, терпение и упорство в преодолении трудностей, умение видеть свои недостатки и достоинства других, скромность, совестливость, сочувствие, вежливость, взаимовыручка, ответственность и ещё умение взять ту высокую нотку, которую нужно держать и в жизни, и в творчестве.

Нравственное воспитание учащихся-одна из самых важных задач современной школы. Как никогда остро стоит эта проблема в наши дни. Среди значительной части подростков, молодежи проявляется бездуховность, отсутствие чувства ответственности за свое поведение. Мы сталкиваемся сегодня с детской жестокостью, равнодушным отношением к судьбе Родины, своим обязанностям. К сожалению, современное общество пронизано ложью – социальной, семейной, личной. Установлено, что с 4-летнего возраста ребёнок начинает обманывать. Привычка к обману может перейти у него в систему. Корни этой системы – в нашем равнодушном, обезличенном отношении к ребёнку. Обманывая, ребёнок теряет чувство стыда. Так начинается безнравственность.Воспитанию честности и ответственности в детях я придаю огромное значение. Ведь если не пробудить этих чувств в них сегодня – мы воспитаем безнравственное и безответственное поколение.Гражданское сознание и самосознание, интеллигентность, гуманизм, доброта, внутренняя красота – понятия вечные и неразделимые. Во  все времена для всех поколений они являлись мерилом нравственности человека, его сутью и величайшей ценностью.

Труд играет большую воспитательную роль, а трудолюбие должно стать одним из главных качеств юного музыканта. В труде закаляется характер, приобретаются настойчивость, организованность, самостоятельность. Самые неорганизованные ученики начинают заниматься более активно, если появляется стимул-выступление в концерте или участие в конкурсе.

Подготовка детей к конкурсу – всегда огромный труд и большое творческое напряжение. Нужно не только приготовить программу, но и справиться с волнением, проявить сценическую выдержку. Конкурс- это возможность окунуться в творческую атмосферу, это встречи с благодарной, заинтересованной публикой, с профессиональным жюри. Конкурс – это ещё и творческая дисциплина, стремление выполнить всё до предела - и это не менее важно, чем сама победа. И ещё – дети получают здесь возможность убедиться в высоком статусе своих инструментов.

Мир музыки огромен и многообразен. Но какую музыку мы выберем, какую захотим послушать или поиграть - зависит только от нас, от нашего воспитания, уровня нашей внутренней культуры, нашей духовной жизни.

В связи с этим нельзя не отметить важность репертуара в формировании  личности юного музыканта. Выбор репертуара открывает богатые возможности для нравственного воздействия на ученика.Работа над репертуаром - это индивидуальная работа с каждым ребёнком, и каждое занятие - это воспитание его души.

В творческом портфеле ансамбля – обработки народных мелодий, оригинальная музыка для домры, переложения русской и зарубежной классики, музыка современных композиторов.Эти сочинения различны по характеру, стилю, настроению.Многие из них привлекают своей истинной народностью, одухотворённостью, глубоким содержанием,воспитывают художественно-эстетический вкус, помогают пополнить слушательскую аудиторию в концертных залах, повышают интерес к народным инструментам.

Процесс развития народного музыкального искусства тесно связан со всем, что происходит в мире: с «информационным взрывом», с компьютеризацией, интернетом, с глобальными изменениями в общественной жизни. «Современное информационное пространство несёт ложные идеи.Через рекламу, фильмы, ток- шоу навязывается потребительский диктат, связанный с успехом денег и их тратой».[2] Гуманизм, как естественная человеческая идеология, выброшен из всех сфер человеческой жизни. Запущен механизм замены нравственных понятий - идёт патологический процесс развития общества. «Всё большее стремление к деньгам, богатству, власти над людьми и природой искажает сознание человека, открывает простор для низменных страстей. Личность превращается в существо, неспособное к духовным переживаниям. Духовная и нравственная деградация человека, как ядовитый раствор, порождает соответствующие кристаллы зла во всех проявлениях жизни, во всех её измерениях и масштабах, от единичной личной до человечества в целом».[3]

Как важнов современном миресохранить молодому человеку нравственный ориентир, нравственный компас, данный Богом каждому, чтобы не сбиться с пути, чтобы не разрушить свою жизнь, своё счастье. «Бог создал человеческую природу с нравственным законом внутри и пожелал, чтобы человек был счастлив только в нравственной системе ценностей. Только нравственный критерий может быть объективным для всех».[4] Не нарушай

закон. Не предавай дружбу, любовь. Живи по совести. Делай добро людям.

 

Занимайся тем, что любишь, а не тем, что модно или престижно. Люби Родину

и делай всё, чтобы она процветала. Донести до каждого ученика эти истины – моя главная задача.

Народное инструментальное искусство, как и вся русская культура тяжело переживает духовное и культурное оскудение. «Умирает русская деревня, русская культура, русский язык. И это уже вопрос национальной безопасности. Мы потеряли бдительность. Мы решили, что за нас это кто-то сделает. Но тому, кто это сделает, мы уже не будем нужны».[5]

 

Как важно воспитывать сейчас в наших детях уважительное отношение к родной национальной культуре, которой мы всегда гордились, и которая всегда нас подпитывала; сохранить наши лучшие национальные традиции и нравственные заветы.

«Мы обращаемся в будущее с надеждой, что никакие искушения, испытания, соблазны, новомодные идеи, пытающиеся разрушить нашу национальную корневую ценностную систему, не способны будут это сделать. И сегодня особое слово к молодёжи. Не связывайте с этим прошлым ничто скучное, несовременное, неудобоваримое для сознания современного человека. Не отмахивайтесь от того, что есть и ваша корневая система. И чтобы быть сильными, чтобы построить мирную, справедливую, счастливую жизнь, помните о том, что без прошлого, которое живёт в настоящем, не может быть будущего. Если мы не будем помнить о своих корнях - мы не сумеем сохранить Россию могучей и нерушимой. Культура, наряду с церковью, есть то ложе, которое переносит во времени эту корневую силу- некий геном, некое зерно, из которого вырастет древо нации. В этом сила культуры и сила церковной традиции, потому что без перенесения духовного и культурного генома сквозь поколения, столетия и тысячелетия не может быть единого народа, связанного одной историей, одной системой ценностей».[6]Только духовно – нравственное воспитание на основе усвоения традиционных православных, культурных ценностей способно противостоять миру бездуховности.

Талант даётся человеку Богом. И эту искру Божью в нас мы должны отдавать, не зарывать свой талант в землю, а трудиться, приумножать, развивать, дарить радость людям. Музыка просветляет наш ум, наполняет наш внутренний мир светом и любовью, укрепляет дух; она помогает человеку быть сострадательным и милосердным. «Музыканты разговаривают с Богом, а мы имеем честь разговаривать с ними».[7]

Перед каждой поездкой, дальней или близкой, мы идём в наш храм Сергия Радонежского к нашему любимому батюшке, отцу Алексию, чтобы он благословил нас на дорогу, чтобы Господь укрепил нас, дал нам разума, силы духа, наполнил Светом наши души, чтобы где бы мы ни были, ощущали мы всем сердцем радость от музыки, которую играем и дарим людям.

Мы не забудем наши поездки на конкурсы, в которых мы всегда стремились побывать в святых для России местах:у Тихвинской иконы

Богородицы в Тихвинском Богородичном Успенском монастыре, в доме-музее Н.А. Римского-Корсакова в Тихвине, у иконы Казанской Божией Матери в Казанском соборе Санкт- Петербурга,в древнем Кремле Нижнего Новгорода,в Свято-Михайловском соборе Ижевска, в  Храме на Крови в Екатеринбурге, не забудем святых храмов города Владимира.

Прикасаясь к этим духовным красотам, каждый из нас приобретает свой духовный опыт.У каждого своя дорога к храму…

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Я надеюсь, что посетив эти святыни и прикоснувшись к ним сердцем своим, мои ученики с радостью будут вспоминать эти удивительные места.«Переживание Бога обусловлено нравственным и духовным состоянием человека. Его нравственной и духовной чистотой. Если человек духовно чист, он чувствует, переживает Божественный промысел своим чутким сердцем».[8]Традиционные ценности важны, но есть высшие - вера и любовь!

«Мы тревожимся только тем, что касается нашего тела. Человек просит у Матери Божией успеха, здоровья, земных благ. Но просит ли кто себе веры, смирения, любви к ближнему. Сии – то прошения возвесели бы сердце Матери Божией, но их то и не слышит она от нас. Доставим ей радость исцелить вместе с телом и душу нашу, которая дешева только для нас, неразумных, а для Неё и Сына Её стократ дороже всех приношений и даров наших».[9]

Господь спросит с каждого за всё, а с нас русских ещё и за то, как мы любили Россию.Россия должна в мыслях, в сердце, в душе! «Быть русским это не только говорить по-русски. Это воспринимать Россию сердцем, видеть любовью её драгоценную самобытность, её самобытный духовный лик».[10]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Я надеюсь, что мы переживём эти трудные сегодня для России времена, времена антироссийской пропаганды и экономической блокады, времена реформ и перестроек в нашем искусстве, ведь Всевышний навсегда вдохнул в людей созидательную, творческую, добродетельную силу и энергию. Она не исчезает, не разбивается о зло, а сохраняется, передаётся, аккумулируется в делах и творческих свершениях людей.

Как мудро и заботливо нужно вести ребёнка к вершинам мастерства, уметь вдохновлять так, чтобы у него вырастали крылья за спиной, чтобы не угасал в его душе интерес, желание учиться и совершенствоваться. И даже если ученик не станет профессиональным музыкантом - главное, чтобы музыка вносила в его жизнь гармонию, желание творить и делать добро.

 

 

Список использованных информационных источников

 

3 стр. [1] Иоанн Златоуст.

6 стр. [2] Из слова Святейшего Патриарха Кирилла перед студентами и преподавателями Московского университета.

6 стр. [3] Осипов А.И. Бог.

6 стр.[4] Из слова Святейшего Патриарха Кириллаперед студентами и преподавателями Московского университета.

6 стр. [5] Михалков Н.С. Документальный фильм «Русская деревня» из цикла телевизионных передач «Бесогон».

7 стр.[6] Из слова Святейшего Патриарха Кириллана торжественной церемонии открытия Дня Славянской письменности и культуры 24 мая 2011г.

7 стр. [7]  Гофман И.

8 стр.[8]  Осипов А.И. Бог.

9 стр. [9] Архиепископ Херсонский Иннокентий

10 стр. [10] Ильин И.А. Возвращение.


 

 

 


 


 


 

 


 

 


 

 


 

 

 


 

 

 


 

 

 


 

 

 


 

 


 

 


 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 


 


 


 

Это ты – моя Россия

Это ты – моя Россия

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования детей «Детская школа искусств города

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования детей «Детская школа искусств города

Кузнецова Надежда Александровна -

Кузнецова Надежда Александровна -

Это ты – моя Россия… Сколько света, сколько сини

Это ты – моя Россия… Сколько света, сколько сини

Это не только знания, преданность профессии и абсолютная самоотдача, но ещё и твердая уверенностьв той огромной роли, которую играет народно-инструментальная музыка в духовном, нравственном и…

Это не только знания, преданность профессии и абсолютная самоотдача, но ещё и твердая уверенностьв той огромной роли, которую играет народно-инструментальная музыка в духовном, нравственном и…

Ведь «народный» - значит популярный

Ведь «народный» - значит популярный

Сегодня домра,к сожалению,непопулярна, непрестижна, воспринимается публикой, даже отечественной, как «диковинка»

Сегодня домра,к сожалению,непопулярна, непрестижна, воспринимается публикой, даже отечественной, как «диковинка»

Играя в ансамбле, активно концертируя, они имеют возможность реализовать себя, приобретают знания и творческий опыт

Играя в ансамбле, активно концертируя, они имеют возможность реализовать себя, приобретают знания и творческий опыт

Без знания психических основ нельзя ни правильно построить методику обучения, ни разработать правильные методы воспитания

Без знания психических основ нельзя ни правильно построить методику обучения, ни разработать правильные методы воспитания

Никого и никогда музыка не подвигла к делам черным и бесчестным, - только всегда к высокому, светлому и прекрасному

Никого и никогда музыка не подвигла к делам черным и бесчестным, - только всегда к высокому, светлому и прекрасному

Занимаясь с детьми в ансамбле, я старалась создать все условия для того, чтобы в каждом ребёнке, играющем в «Северяночке», сформировалась творческая личность, а также развивались…

Занимаясь с детьми в ансамбле, я старалась создать все условия для того, чтобы в каждом ребёнке, играющем в «Северяночке», сформировалась творческая личность, а также развивались…

Нравственное воспитание учащихся-одна из самых важных задач современной школы

Нравственное воспитание учащихся-одна из самых важных задач современной школы

Труд играет большую воспитательную роль, а трудолюбие должно стать одним из главных качеств юного музыканта

Труд играет большую воспитательную роль, а трудолюбие должно стать одним из главных качеств юного музыканта

Мир музыки огромен и многообразен

Мир музыки огромен и многообразен

Процесс развития народного музыкального искусства тесно связан со всем, что происходит в мире: с «информационным взрывом», с компьютеризацией, интернетом, с глобальными изменениями в общественной жизни

Процесс развития народного музыкального искусства тесно связан со всем, что происходит в мире: с «информационным взрывом», с компьютеризацией, интернетом, с глобальными изменениями в общественной жизни

Как важнов современном миресохранить молодому человеку нравственный ориентир, нравственный компас, данный

Как важнов современном миресохранить молодому человеку нравственный ориентир, нравственный компас, данный

И это уже вопрос национальной безопасности

И это уже вопрос национальной безопасности

В этом сила культуры и сила церковной традиции, потому что без перенесения духовного и культурного генома сквозь поколения, столетия и тысячелетия не может быть единого…

В этом сила культуры и сила церковной традиции, потому что без перенесения духовного и культурного генома сквозь поколения, столетия и тысячелетия не может быть единого…

Господь укрепил нас, дал нам разума, силы духа, наполнил

Господь укрепил нас, дал нам разума, силы духа, наполнил

Богородицы в Тихвинском Богородичном

Богородицы в Тихвинском Богородичном

Я надеюсь, что посетив эти святыни и прикоснувшись к ним сердцем своим, мои ученики с радостью будут вспоминать эти удивительные места

Я надеюсь, что посетив эти святыни и прикоснувшись к ним сердцем своим, мои ученики с радостью будут вспоминать эти удивительные места

Я надеюсь, что мы переживём эти трудные сегодня для

Я надеюсь, что мы переживём эти трудные сегодня для

Это ты – моя Россия

Это ты – моя Россия

Список использованных информационных источников 3 стр

Список использованных информационных источников 3 стр

Это ты – моя Россия

Это ты – моя Россия

Это ты – моя Россия

Это ты – моя Россия

Это ты – моя Россия

Это ты – моя Россия

Это ты – моя Россия

Это ты – моя Россия

Это ты – моя Россия

Это ты – моя Россия

Это ты – моя Россия

Это ты – моя Россия

Это ты – моя Россия

Это ты – моя Россия

Это ты – моя Россия

Это ты – моя Россия

Это ты – моя Россия

Это ты – моя Россия

Это ты – моя Россия

Это ты – моя Россия

Это ты – моя Россия

Это ты – моя Россия

Это ты – моя Россия

Это ты – моя Россия

Это ты – моя Россия

Это ты – моя Россия

Это ты – моя Россия

Это ты – моя Россия

Это ты – моя Россия

Это ты – моя Россия

Это ты – моя Россия

Это ты – моя Россия

Это ты – моя Россия

Это ты – моя Россия
Скачать файл
Бесплатно учителям.
Свидетельство СМИ.
Приз 150 000 руб. ежемесячно.
10 документов.