Этюд-значение, выбор и некоторые аспекты в разучивании.
Оценка 4.6

Этюд-значение, выбор и некоторые аспекты в разучивании.

Оценка 4.6
docx
27.05.2021
Этюд-значение, выбор и некоторые аспекты в разучивании.
Этюды-неотъемлемая часть индивидуального плана ученика. На них отрабатываются двигательные навыки, координация, осваиваются аппликатурные принципы, совершенствуется техническое мастерство, закладывается "технический фундамент". Работа над этюдами начинается с первых шагов и продолжается на протяжении всей исполнительской деятельности музыканта.
Этюд - значение и выбор..docx

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

             «ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ ГОРОДА ЮГОРСКА»  

 

 

ДОКЛАД

 тема:

 

«ЭТЮД – значение, выбор и некоторые аспекты в разучивании»

 

 

 

 

 

 

Кузнецова Надежда Александровна-

                                                        преподаватель высшей квалификационной категории

 

 

 

г. Югорск

2021г.

         Профессиональный характер обучения в музыкальной школе способствует непрестанному вниманию развития техники. Одно из важнейших мест в индивидуальном плане учащегося должны занимать этюды. На них нарабатываются двигательные навыки, навыки координации движений, осваиваются аппликатурные принципы и основные формулы движения, совершенствуется техническое мастерство (беглость, артикуляция, точность звукоизвлечения). Работа над этюдами позволяет активно развивать слуховой контроль, воспитывать такие качества как воля, выносливость, быстрота реакции, тем самым способствуя активизации и мобилизации состояния во время музицирования и поддерживания  хорошей технической формы.

       Жанр этюда известен с XVIII века. Этюды периода классицизма предназначены главным образом для выработки пальцевой техники, развития независимости и силы пальцев, беглости, чёткости, ровности звука. Это этюды таких авторов как М. Каркасси, Ф. Сора, М. Джулиани, Ф. Тарреги.

       Каждый этюд заключает в себе определённую техническую трудность и служит для её преодоления. Например, такими трудностями могут быть: триоли, пунктирный ритм, смена позиций, различные виды арпеджио, аккорды, гаммообразные пассажи, хроматические гаммы, октавы, скачки, гитарное легато и др. По своему назначению этюды занимают промежуточное положение между упражнениями и пьесами.

     Работа над этюдами начинается с самых первых шагов и продолжается на протяжении всей исполнительской деятельности. Именно в детском возрасте необходимо заложить «технический фундамент». Прочность его зависит от того, насколько правильно и последовательно будет проведена работа педагогом по овладению начальными, самыми элементарными техническими навыками. Учитывая то обстоятельство, что «аппарат» ребенка наиболее податлив, педагог должен тщательно работать над его техническим совершенством.

     Этюды просты и лаконичны по форме и по содержанию, однотипны по  изложению, и это способствует эффективному решению отдельно поставленных задач в освоении гитарной техники. Благодаря этому свойству этюды широко применяются в педагогической практике.

     Выбор этюда.

     Работа над этюдами должна начаться уже с его выбора. Большую роль здесь играет индивидуальный подход к ученику. Прежде чем задать новый этюд, педагог должен внимательно посмотреть репертуар, играемый учеником, составить себе ясное представление о том, какие элементы техники представляют для него трудности на данном этапе обучения. Важно выяснить, на чём ученик должен заострить внимание. Если он без особого труда справляется с программой, то, заглядывая в будущее, последующий репертуарный список, педагог должен с учетом будущего подобрать этюды. В репертуарном списке можно найти несколько этюдов на один и тот же элемент техники. Здесь следует определить, какими критериями будет руководствоваться  преподаватель, выбирая тот или иной  этюд? Самый главный критерий – учитывать  индивидуальность ученика (и здесь нельзя забывать про принцип последовательности в усложнении поставленных технических задач). Например, есть масса этюдов на различные гаммообразные пассажи. Все они, естественно, отличаются друг от друга и тональностью и художественными достоинствами и, конечно, объёмом. Если ученик обладает неплохой беглостью, но быстро устаёт, ему нужна «тренировка» на выдержку и целесообразно дать этюд большого объема. Ученику слабому в техническом отношении, не следует давать большие по объему этюды, это может привести к переутомляемости и зажатости рук.

       Полезно давать этюды, написанные в одной тональности с другими играемыми произведениями. В таких случаях аналогичные технические элементы совпадают с тональностью. Благодаря такой тождественности, ученик приобретает навык свободного обращения с данной тональностью.      

       Особого внимания требует ученик, равнодушно играющий гаммы и упражнения, без интереса относящийся к инструктивным этюдам,  для которого игра гамм и всех гаммообразных пассажей кажется лишь бессмысленным перекладыванием пальцев. В этом случае следует подобрать этюд с ярко выраженной эмоциональной окраской, чтобы музыкальная сторона захватила ребёнка, и технические пассажи не казались бы ему однообразными. Так же полезно поиграть этюд современного композитора с определенным художественным названием (программный – Киселёв О. «Морской», Наталья Захарова «Эхо», «Бабушкина сказка»),  раскрывающий какой-либо музыкальный образ. Перечислить все причины, по которым педагог даёт тот или иной этюд, невозможно. Но самое главное – индивидуальный подход.

      Выбрав этюд, педагог должен на уроке, добиваясь наибольшей активности ученика, разобрать его структуру, тональный план и тщательно просмотрев аппликатуру, внести в нее поправки, отталкиваясь от возможностей и особенностей «аппарата» ученика. Подбирая аппликатуру, нельзя руководствоваться тем, насколько она удобна в медленном темпе, т.к. это еще не гарантирует ее пригодность при исполнении в настоящем темпе. Задавая этюд, педагог должен объяснить, в чем его польза, и какова конечная цель.

      Работа в медленном темпе.

       Второй этап работы над этюдами – работа в медленном и среднем темпах. Во время медленного разучивания важно контролировать каждый звук, каждое движение пальца. Смысл медленного разучивания не только в «отработке» нужных движений, но и в том, чтобы заложить прочный «психический» фундамент для последующей быстрой игры: вникнуть в разучиваемое место, вглядеться в его рисунок, вслушаться в интонации. Ровность звука, организация игровых движений. Различных элементов техники множество, каждый из них исполняется определенными приемами. Работа по организации правильных игровых движений должна проходить в медленном темпе. Причем, в медленном темпе все движения будут несколько утрированными, в быстром темпе они сгладятся, проявляясь едва заметно. Но принцип остается тем же.

        Выучивание этюда наизусть.

        К вопросу о заучивании произведения наизусть нужно подходить индивидуально, отталкиваясь от способностей ученика. Следует стремиться раньше выучить этюд на память, т.к. это даёт возможность сосредоточить внимание на выработке нужных движений. Если у ученика хорошая музыкальная память, если он быстро выучивает текст, то сознательное заучивание в этом случае не находит применения. Ученик с хорошей памятью, еще в первой стадии работы над этюдом, сразу же после тщательного разбора уже знает его твердо наизусть. С учениками, обладающими меньшими способностями, следует учить наизусть со сложных мест.

        Работа над темпом.

        Увеличивая темп, мы встречаемся с фактом неравномерного распределения трудностей в этюдах. В этом случае целесообразно проигрывать в медленном темпе только трудное место, чтобы сыграть все точно и аккуратно. Игра в медленном и среднем темпе на втором этапе разучивания этюда должна быть крепкими пальцами, это не значит «выдалбливание» звука, а означает игру наиболее активными пальцами, звонко, но мягко, все время вслушиваясь в мелодическую линию, хорошо ощущая детали игровых движений и их удобства. При такой работе надо следить, чтобы вся рука была совершенно свободна и не теряла своей гибкости. Быстрый темп приемлем только при соблюдении ровного и качественного звучания.

        Игра с вариантами должна быть на заключительном этапе.

        Работая над ровностью звука, можно применить игру с акцентами, различные ритмические варианты.

На заключительном этапе, продолжая работу над звуком, нужно неоднократно проигрывать этюд целиком, в настоящем темпе, но чередуя с игрой в медленном темпе. Проигрывание в медленном темпе даже усвоенных пьес есть одно из важных средств сохранения и дальнейшего совершенствования техники. Исполняя этюд, ученик должен хорошо представлять качество звучания – легкое, едва касающееся струн или яркое, звонкое. Объясняя характер звучания, полезно провести аналогию с художественным произведением.  

      Динамика.

      Динамика заслуживает особого внимания. В медленном темпе возможно допустить преувеличение всех динамических оттенков, исполнение которых в более быстром темпе станет естественным и лёгким. Часто знак «форте» вызывает у учеников тяжеловесную игру, не характерную для быстрых пассажей. В быстром темпе «форте» создается полным ярким звучанием аккордов и звонкими четкими шестнадцатыми.

      Заключение.

      Работа над этюдами - это не только упражнения для развития кисти, пальцев - это физическая тренировка для достижения выносливости всего аппарата, укрепления пальцев. Эта работа вырабатывает у ученика чувство ритма, хорошее ощущение грифа и струн, ровный звук, певучесть. Работа над этюдами принесет пользу только в том случае, если авторские указания будут до конца выполнены и исполнение будет до конца совершенным. Полезно постоянно совершенствовать уже выученные этюды, а освоение новых этюдов способствует преодолению многих технических трудностей, формированию и развитию двигательного и слухового опыта.

Систематическое прохождение этюдов необходимо для успешного развития ученика. Значение этого жанра заключается в том, что этюды позволяют сосредоточиться на разрешении типичных исполнительских трудностей и что они сочетают специальные технические задачи с задачами музыкальными. Тем самым использование этюдов создает предпосылки для плодотворной работы над техникой.

        Важно, чтобы работа над этюдами дополняла изучение художественных произведений: подготавливала к преодолению трудностей намеченного в индивидуальном плане произведения, углубляла и расширяла нужные для него технические навыки. И все же основное место в области технического развития учащегося в период обучения в школе остается за этюдами - самой разнообразной трудности, видов, стилей. Педагог умело сочетает их с художественными произведениями, ставящими серьезные для учащегося технические, а на более высоком уровне подготовки, и виртуозные цели. 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

1.     Захарова Н. «Нескучные этюды для начинающих гитаристов»

2.     Ильина Г.А. «Работа над инструктивным материалом в классе гитары» (интернет – ресурс)

3.     Михайленко Н.П. «Методика преподавания игры на шестиструнной гитаре»

4.     Попова А.В. «Работа над развитием технических навыков игры на гитаре» (интернет – ресурс)


 

5.    

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

Профессиональный характер обучения в музыкальной школе способствует непрестанному вниманию развития техники

Профессиональный характер обучения в музыкальной школе способствует непрестанному вниманию развития техники

Этюды просты и лаконичны по форме и по содержанию, однотипны по изложению, и это способствует эффективному решению отдельно поставленных задач в освоении гитарной техники

Этюды просты и лаконичны по форме и по содержанию, однотипны по изложению, и это способствует эффективному решению отдельно поставленных задач в освоении гитарной техники

Полезно давать этюды, написанные в одной тональности с другими играемыми произведениями

Полезно давать этюды, написанные в одной тональности с другими играемыми произведениями

Смысл медленного разучивания не только в «отработке» нужных движений, но и в том, чтобы заложить прочный «психический» фундамент для последующей быстрой игры: вникнуть в разучиваемое…

Смысл медленного разучивания не только в «отработке» нужных движений, но и в том, чтобы заложить прочный «психический» фундамент для последующей быстрой игры: вникнуть в разучиваемое…

При такой работе надо следить, чтобы вся рука была совершенно свободна и не теряла своей гибкости

При такой работе надо следить, чтобы вся рука была совершенно свободна и не теряла своей гибкости

Эта работа вырабатывает у ученика чувство ритма, хорошее ощущение грифа и струн, ровный звук, певучесть

Эта работа вырабатывает у ученика чувство ритма, хорошее ощущение грифа и струн, ровный звук, певучесть

Список литературы: 1. Захарова

Список литературы: 1. Захарова
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.05.2021