Эвристическое обучение как форма развития креативного мышления учащихся начальной школы.
Учитель высшей категории
МАОУ СОШ №32 г. Южно-Сахалинска
Нерослова М.В.
Эвристика – это наука об открытии. Эвристическое обучение ставит целью конструирование учащимся собственного смысла, целей, содержания и организации образования (А. В. Хуторской). Иными словами, это обучение через открытие. Оно может быть реализовано как на уроках, так и во внеурочной деятельности по предметам.
Ключевой технологический элемент обучения – эвристическая образовательная ситуация – ситуация активизирующего незнания, целью которой является рождение учениками личного образовательного продукта (идеи, проблемы, гипотезы, версии, схемы, текста). Получаемый в каждом случае образовательный результат непредсказуем; педагог проблематизирует ситуацию, задает технологию деятельности, сопровождает образовательное движение детей, но не определяет конкретные образовательные результаты, которые должны быть получены.
На мой взгляд, применение эвристического обучения наиболее целесообразно при организации групповых занятий с учащимися, поэтому в рамках РИП (Региональной инновационной площадки) был разработан курс «Решение эвристических задач», связанный с курсом внеурочной деятельности «Познавательная экология». Для реализации программ данных курсов был выбран эвристический метод обучения.
При выборе эвристического метода обучения были проведены исследования по диагностике универсальных учебных действий учащихся 4 А класса. Обрабатывая результаты данных исследований, обнаружились следующие противоречия:
· Между объёмом знаний по окружающему миру в соответствии с требованиями программы и объёмом знаний, усваиваемых учеником.
· Между требованиями ФГОС НОО по развитию УУД и уровнем сформированности этих действий у обучающихся.
Поэтому были изучены многие инновационные подходы по формированию УУД обучающихся на уроках окружающего мира и во внеурочной деятельности.
Ведущей идеей деятельности в рамках РИП является создание среды для развития УУД обучающихся на основе эвристических методов обучения.
Была поставлена цель:
· использование эвристических методов для развития творческих способностей и самостоятельности обучающихся на уроках окружающего мира и во внеурочной деятельности.
Сформулированы задачи:
· создать условия для освоения обучающимися общественно-исторических знаний на основе организации учебного сотрудничества посредством визуализации исследовательских ситуаций;
· содействовать проявлению умений самостоятельно и осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации в рамках учебного предмета «Окружающий мир»;
· повысить мотивацию обучающихся к научному познанию на уроках окружающего мира и во внеурочной деятельности.
Эвристическое занятие включало в себя задание на собственное творчество учащихся.
Примеры таких заданий:
- изобрести своих животных, географический материк, государство, планету; -придумать символ или знак для обозначения дня недели, месяца, года, мира;
- дать определение изучаемому понятию, объекту, явлению;
- отыскать историческую закономерность;
-сконструировать теорию природы;
- сочинить сказку, задачу, стихотворение, песню, очерк, трактат, современные виды текста (интервью, реклама, деловые диалоги);
Использовались различные приемы эвристического обучения.
Эвристическое погружение - форма обучения, при которой в течение нескольких дней сохраняется образовательная доминанта, обеспечивающая личностное познание учениками природного, культурного или иного образовательного объекта с помощью эвристических методов обучения. Погружение происходит в определенную историческую эпоху или событие, в творчество одного писателя или в страну, в физическую теорию или географическое понятие. Эвристическое погружение может состоять из серии образовательных ситуаций.
Эвристическая олимпиада имеет целью предоставить ученикам возможность максимального творческого самовыражения в различных предметных областях с учетом их индивидуальных способностей. Эта форма позволяет ученикам создать творческие продукты небольшого объема за короткие промежутки времени. Задания олимпиады формируются в номинации «Идея», «Образ», «Закономерность», «Знак». «Символ», «Опыт», «Конструкция» и др. На эвристической олимпиаде оценивалась не правильность решения сложных задач, а степень творчества созданных учениками продуктов. Примеры заданий: «Изобрази на рисунке Древо Познания и дай к нему свои пояснения», «Дай определение, кто такой человек», «Компас. Почему он такой?».
Деловая игра максимально приближает обучение к реальным, научным или производственным условиям. Деловые игры организовывались в виде разработки и защиты учащимися проектов, в форме группового решения задач с экономическим, производственным или иным содержанием, в форме «круглого стола», группового выполнения лабораторной работы при изучении тем «Свойства воды» и «Свойства воздуха».
Интерактивные обучающие программы. Среди современных тенденций развития компьютерных образовательных технологий наблюдается переход от информационной ориентации к интерактивной. Например, в компьютерных играх и мультфильмах, в мультимедийных обучающих программах пользователю отводится все более активная роль, предлагающая ему свободу выбора действий и получения индивидуальных результатов. Учащиеся, занимающиеся по программе эвристического обучения, были участниками городского этапа предметных олимпиад для учащихся 3-4 классов.
Творческие работы детей отличались по типу, объему, времени их выполнения. Работы выполнялись учениками прямо на уроке или на занятиях внеурочной деятельности и представляли собой элемент творчества в рамках изучаемой темы. Таковы придуманные детьми загадки, короткие стихотворения, сказки, постеры, опыты по естествознанию. Работа по развитию исследовательских умений должна проходить в классе постоянно как в урочной, так и во внеурочной деятельности. Необходимо помочь учащимся увидеть смысл их исследовательской деятельности, увидеть возможность реализации собственных талантов и возможностей, способ саморазвития и самосовершенствования.
Для этого был разработан модуль «Решение эвристических задач» в количестве 12 часов для учащихся 3х классов. Целью введения данного модуля являлось не получение конкретных знаний и умений, а осуществление творческой самореализации ребенка. Оценке по итогам выполнения эвристического задания подвергались не усвоенные учащимися знания по конкретному предмету, а его творческие достижения в данной сфере. В нашем случае этот модуль был включен в курс внеурочной деятельности «Познавательная экология».
Эвристические задания- многофункциональный инструмент, который позволяет формировать и диагностировать сформированность всех видов компетентностей, и, что очень важно, дает толчок к творческому саморазвитию ребенка.
Эвристические задания могут лечь в основу не только урока, но и творческого проекта для всего класса, а также стать темой для исследовательской работы. Провести исследование, оформить его, защитить перед слушателями – все это универсальные учебные умения.
Из всего сказанного можно сделать вывод, что эвристический подход позволяет детям достигнуть результатов, которые превышают образовательные стандарты. Постепенное включение элементов эвристического обучения в педагогический процесс приводит к тому, что у учащихся вырабатывается личностный подход к получению индивидуального результата, защита и отстаивание его перед другими участниками образовательного процесса. Построение внеурочной деятельности на эвристической основе привело к тому, что качество создаваемой образовательной продукции учащихся и степень развития их соответствующих личностных качеств в ходе выполнения эвристических заданий повышает их образовательные достижения.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.