Факторинг и его роль в развитии бизнеса
Щелянова А. И. преподаватель экономики ОГБПОУ УТЖТ
Факторинг - это система финансового и организационного обеспечения товарного кредита. Это наиболее динамично развивающийся сектор мировой финансовой индустрии. Наибольший эффект из факторингового обслуживания извлекают предприниматели, направляющие полученные от банка средства на расширение сбыта своей продукции. Он может достигаться за счет возрастания числа покупателей или увеличения отгрузок.
Факторинговое обслуживание представляет собой комплекс финансовых услуг, постоянно оказываемых Фактором (банком или специализированной факторинговой компанией) клиенту в обмен на уступку дебиторской задолженности. Эти услуги включают финансирование поставок товаров, страхование кредитных рисков, учет состояния дебиторской задолженности и регулярное предоставление соответствующих отчетов клиенту, контроль за своевременностью оплаты и работу с дебиторами [1, с. 25].
Финансирование поставок товаров при факторинге предусматривает, что немедленно после поставки продавцу Фактор выплачивает в качестве досрочного платежа значительную часть суммы поставки. В различных странах мира размер досрочного платежа составляет от 50% до 90% от суммы поставки. Остаток (сумма поставки минус сумма досрочного платежа минус факторинговая комиссия) выплачивается продавцу в день поступления денег от дебитора.
Поскольку факторинг является долгосрочной программой финансирования оборотного капитала, договор факторингового обслуживания заключается на неопределенный срок и будет действовать сколь угодно долго, пока обе стороны удовлетворены взаимным сотрудничеством.
Благодаря факторинговому обслуживанию поставщику создаются условия для концентрации его на основной, производственной деятельности, ускорения оборота его капитала, повышения в нем доли производительного капитала и, соответственно, увеличения его доходности. Поставщик может планировать поступление средств и погашение собственной задолженности. Авансирование поставщика факторинговой компанией, размер которого зависит от текущего уровня производства, не создает для него нового пассива, следовательно, не уменьшает его кредитоспособности. Факторинг уменьшает сумму баланса поставщика и улучшает его структуру, увеличивая показатель соотношения собственного и привлеченного капитала. При заключении соглашения о факторинговом обслуживании поставщик имеет возможность отказаться от собственного штата служащих, выполняющих те функции, которые берет на себя факторинговая компания. В результате возникает определенная экономия; в сочетании с выгодами от кредитования она компенсирует достаточно высокую стоимость обслуживания. Подобное обслуживание дает все вышеупомянутые преимущества только в том случае, если получаемые средства используются для удовлетворения растущих потребностей в оборотном капитале [4, с. 52].
Все контракты по поставкам товаров можно разделить на три группы (здесь контракт — не договор в юридическом смысле, а любое соглашение сторон о поставке, сделанное, например, путем заказа по телефону). Первую группу составляют разовые краткосрочные контракты (как это бывает при поставках оборудования); вторую — постоянно действующие длительные контракты (как это бывает при поставках топлива); и, наконец, третью группу составляют регулярно повторяющиеся краткосрочные контракты (для нефтяной отрасли это могут быть поставки бензина через АЗС). Основное преимущество регулярно повторяющихся краткосрочных контрактов над долгосрочными заключается в том, что первые способствуют принятию адаптивных, последовательных решений. В итоге можно избежать требования того, чтобы будущие события были заранее всесторонне рассмотрены с соответствующей разработкой моделей адаптации к каждому из них. Вместо этого будущему «позволяют» свершиться, и происходит адаптация (в период возобновления контрактов) лишь к тем событиям, которые действительно материализовались.
Вторая важная особенность такого рода контрактов — низкая вероятность оппортунизма (оппортунизм в данном контексте — преследование личного интереса с использованием коварства, лжи, воровства и мошенничества, в отличие от обычного эгоизма, свойственного деловым отношениям). Это происходит в силу повторяемости контрактов и малозначительности для сторон отдельно взятого контракта, что избавляет от трудно формализуемой оценки риска оппортунизма.
Еще одна особенность регулярно повторяющихся контрактов имеет прямое отношение уже к использованию факторинга для обслуживания сопровождающих их товарных кредитов. При регулярно повторяющихся контрактах снижаются транзакционные издержки, связанные с использованием специальных структур по управлению дебиторской задолженностью.
Именно эти особенности, характерные для третьей группы контрактов, дают возможность переводить поставки товаров, регулируемые этими контрактами, на факторинговое обслуживание. Дополнительным условием, позволяющим предположить предпочтительность перехода на факторинговое обслуживание поставок конкретных видов товаров, является слабая эластичность спроса на эти виды товара, что обеспечивает предсказуемость результатов обслуживания на средне- и долгосрочную перспективу.
Для факторингового обслуживания можно рекомендовать в первую очередь оформленные контрактами третьей группы поставки следующих видов товаров: продукты питания, медикаменты, корм для животных, гигиенические товары, парфюмерия и косметика, автозапчасти, канцелярские товары, бытовая техника, строительные материалы, бензин, а также поставки ряда услуг — туристических, рекламных и др..
Отношение просроченной задолженности отрасли перед кредиторами к месячной отгрузке продукции весьма точно характеризуют степень влияния кризиса неплатежей на отрасль, а значит, и на ее устойчивость. Отраслевой индекс устойчивости для пищевой промышленности составляет 25%, для нефтеперерабатывающей — 39%. Заметно хуже показатели в легкой промышленности — 107 % и в машиностроении — 155 %.
Потенциальная платежеспособность отрасли зависит не от абсолютной величины просроченной задолженности кредиторам, а от сальдо просроченных обязательств. Относительно благополучными по этому показателю выглядят нефтеперерабатывающая и пищевая промышленность — для них отношение сальдо просроченных обязательств к месячной отгрузке продукции составляет соответственно 11 и 33%. Для финансовой устойчивости отрасли решающее значение имеет гарантированный платежеспособный спрос, связанный с ориентацией на конечного потребителя [1, с. 90].
Кроме продуктов питания и нефтепродуктов широкого применения, факторингового обслуживания следует ожидать в отраслях со значительным потенциалом роста емкости соответствующего товарного рынка, для освоения которого потребность в постоянном увеличении оборотныхсредств является особенно острой. В любом случае наиболее надежными выглядят поставки товаров розничным потребителям — продовольственным и промтоварным магазинам, АЗС и т. д.
При необходимости факторинг может сыграть значительную роль при организации продаж внутри промышленных и финансово-промышленных групп, вертикально-интегрированных корпораций, дилерской сети одной и той же компании путем создания «квазифакторинговой компании» (или подразделения головной компании), которая взяла бы на себя функции обычной факторинговой компании по финансированию продаж в кредит, инкассированию дебиторской задолженности и ведению его учета, установлению кредитных лимитов на дебиторов и т.д. Разумеется, внутрифирменный факторинг в отличие от стандартного имеет ряд недостатков, прежде всего, связанных с недостаточностью денежных средств и отсутствием внешнего контроля, но он имеет право на существование в условиях ограниченного предложения.
Наиболее существенной проблемой остается неготовность подавляющего большинства отечественных кредитных институтов к развитию факторингового обслуживания. Основная проблема здесь чисто методологическая: факторинг в России относят то к кредитным, то к дисконтным, то к иным банковским операциям. Между тем факторинг не только не является частью банковского дела, но в его отношении некорректно вообще говорить об «операциях», поскольку он представляет собой постоянное обслуживание, но никак не разовые сделки. Все это требует специальных процедур принятия решений и управления рисками.
Вторая проблема — это неготовность подавляющей части банков страны к среднесрочным инвестициям в новую для них отрасль деятельности. Основным препятствием здесь является не само факторинговое финансирование — оно по определению представляет собой «короткие» деньги, — а достаточно длительный и относительно затратный «нулевой цикл», связанный с постановкой дела, который даже при наличии профессиональной команды исполнителей занимает от 6 до 12 месяцев.
Вместе с тем, в целом перспективы факторинга в России следует оценивать как умеренно-оптимистические. Об этом свидетельствует, в частности, и успешный трехлетний опыт отдела факторинга банка «Российский кредит», обслужившего несколько десятков тысяч поставок товаров на различных товарных рынках. И нестабильность финансовой ситуации вряд ли сможет служить серьезным препятствием развитию факторинга [3, с. 44].
В заключение можно сказать, что факторинг позволяет поставщику сконцентрироваться на основной деятельности, ускорить оборот капитала, повышая в нем доли производительного капитала, тем самым увеличивая его доходность. Факторинг уменьшает сумму баланса поставщика и улучшает его структуру, увеличивая показатель соотношения собственного и привлеченного капитала.
Важно отметить, что эти услуги позволяют поддерживать оптимальное соотношение собственного и заемного капиталов, что обеспечивает устойчивое финансовое положение предприятия.
Список использованной литературы
1. Дебиторка. Возврат, управление, факторинг. Хромов М.Ю. - СПб.: Издательство Питер, 2017. - 205 с.
2. Покаместов И.Е., Леднев М.В. Факторинг: Учебное пособие. – М: Издательство Инфра-М, 2017. – 88 с.
3. Логвинов М.В. «В поисках идеального фактора» // Компания. - 2018. - № 8. – С. 44-47.
4. Ковзанадзе И.К. Операции факторинга: их виды, регулирование, учет и анализ доходности // Деньги и кредит. – 2018. – №11. – С. 52 – 55.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.