Виктория Григорьевна Минликаева
Студентка ЗПНОС 31-16, Кафедра теорий и методик начального образования, Институт педагогики, БГПУ им. М.Акмуллы; Учитель начальных классов ООШ с.Енахметово – филиал МБОУ «СОШ № 1 с.Шаран»
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В МАЛОКОМПЛЕКТНОЙ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
В статье раскрывается роль проектной деятельности на уроках литературного чтения в малокомплектной начальной школе. Организация и использование проектной работы на уроке литературного чтения.
Аннотация. На сегодняшний день необходимо перенаправление обучения, поэтому тема этой работы является значимой и важной. Необходимо формировать личность ребенка, его творческие способности, самостоятельности мышления и чувства ответственности. Для более подробного объяснения особенностей проектной деятельности младших школьников сегодня учителя начальных классов имеют большую необходимость. Многие учителя знают и пользуются лишь частями метода проектов, не имея огромной и необходимой информации о структуре проектной деятельности, о формах работы над этим, о типах задач, о содержании проекта и, конечно же, об особенностях её организации. Если же педагог будет обладать целой необходимой информацией о проектной деятельности младших школьников, то он сумеет больше и успешнее использовать метод и организацию проектирования в своей работе по любым школьным предметам. Данная тема меня заинтересовала после знакомства статьи Штукановой Т.А. (учитель начальных классов, Светлополянская средняя школа, Болотнинский район, Новосибирская область) из журнала «Начальная школа» 2014, где рассматривается, что проектно – исследовательская деятельность как одна из средств личностного развития младших школьников. Этим и вызван интерес к теме исследования.
Ключевые слова: проект, проектная деятельность, проектная задача, структура проекта, особенности организации проектной деятельности в малокомплектной школе.
Введение. На сегодняшнее время период обучения наиболее связывают с системно - деятельностным подходом к изучению ребенком новейших знаний. Система образования должна подготавливать людей, приспособленных к жизни в условиях развития новых технологий и информации. На сегодняшнее время одним из главных умений для человека является способность находить информацию, преобразовывать и применять её в необходимых целях. В связи с этим, в начальной школе все без исключения больше применяется проектная деятельность, некто порождает огромную заинтересованность в преподавательских сферах, формируется и улучшается стремительными темпами. Благодаря проектным методам дети обучаются использовать приобретенные познания не только в теории, однако и в практике, что значительно отличает данные технологии от традиционного метода обучения. Традиционный подход, согласно взгляду многочисленных преподавателей, никак не оправдывает себя в полной мере, так как он предусматривает только воспроизведение знаний учащимися, приобретенных от педагога, а их осуществление в практической жизни никак не учтена. Учащиеся только усваивают приобретенные знания, учат главные правила, однако встретившись с реальными жизненными ситуациями, никак не могут использовать собственные познания, так как в школе они никак не принимают участие в деятельности, что имела б возможность продемонстрировать использование приобретенных знаний на практике. Тем не менее, проектные методы не заменяют традиционное обучение, а дополняют и расширяют его. Для выполнения проектов, учащимся следует решить ряд увлекательных и нужных вопросов связанных с реальной жизнью, использовать приобретенные теоретические знания на практике. Проект ценен тем, что в процессе его выполнения дети обучаются без помощи других, то есть самостоятельно приобретать знания, получают опыт познавательной и учебной деятельности.
Основная часть. Целью данной работы является выявление методических условий, рассматривание методов и приёмов организации проектной деятельности младших школьников на уроках литературного чтения и выполнение проекта по литературному чтению.
Перед учителем стоит задача поиск новых форм организации образовательного процесса, с помощью которых можно достигнуть новейших результатов. Одной из таких форм считается проектная деятельность. Прообразом проектной деятельности для начальной школы могут стать проектные задачи, применять которые можно с 1 класса. Проектная задача сознательно носит групповой характер. Кроме этого проектные задачи можно применять на уроке, в процессе решения у учащихся начальных классов формируются универсальные учебные действия. Главная идея системы проектных задач заключается в том, что, решая их, младший школьник по сути осваивает основы способа проектирования. Овладение основами этого способа в начальной школе поможет учащимся в дальнейшем содержательно и грамотно осваивать проектную деятельность как ведущую в основной и средней школе. В 1,2,3 классах цель проектной задачи способствуют формированию разных способов учебного сотрудничества. Встроенное наблюдение является основным методом. Для анализа эксперты будут иметь карту анализа. В роли экспертов можно привлекать учителей, родителей, старшеклассников. Обязательно должно присутствовать публичное выступление экспертов, в которых отмечаются как положительные, так и отрицательные примеры работ групп школьников над проектной задачей.
А уже в 4 классе проектная задача другая. Основной педагогической целью является выявление у школьников способности к переносу известных способов действий в новую для них модельную ситуацию. Способы учебного сотрудничества, приобретённые в первые три года обучения в школе, становятся средством для эффективного решения проектной задачи.
Таким образом, решение проектных задач позволяет, вывести учеников на новый уровень общения как друг с другом, так и с учителем - уровень совместного действия, уровень партнёрства, уровень сотрудничества. Использование этой педагогической технологии позволит активно и плодотворно изучить сложный учебный материал, выйти за рамки школьной программы, подготовить учеников к восприятию следующей темы.
Задачи проекта вполне реализованы, а решение проектных задач не только работает на перспективу, но и способствует более высокому уровню усвоения программного материала.
Проектная деятельность содержит: анализ проблемы; постановка цели; выбор средств ее достижения; поиск и обработка информации, ее анализ и синтез; оценка полученных результатов и выводов.
Одним из методов развивающего обучения, направлена на выработку самостоятельных исследовательских умений (поиск темы, решение проблемы, поиск и сбор информации, проведение экспериментов, анализ результатов) является проектная деятельность учащихся, которая способствует развитию творческих способностей и логического мышления, объединяет знания, полученные в ходе учебного процесса, и приобщает к конкретным жизненно важным проблемам.
Целью проектной деятельности является понимание и применение учащимися знаний, умений и навыков, приобретенных при изучении различных предметов.
Малокомплектной школой называется такая школа, где учатся малое количество детей из – за этого формируются разновозрастные, с небольшой наполняемостью классы. И учитель работает с несколькими классами одновременно. В нынешнее время в начальной школе действует два разновозрастной класс - комплект. Учебная деятельность учащихся в разновозрастном классе - комплекте содержит свои особенности - учитель работает с двумя классами одновременно; разный возраст учащихся (1-3 классы, 2-4 классы); 50% времени на уроке учащиеся работают самостоятельно, а поэтому учащиеся малокомплектных школ должны, как никто другой, уметь планировать свою деятельность, самостоятельно контролировать и оценивать её выполнение. Казалось бы, работать в подобных классах гораздо проще. Возможно, осуществить индивидуальную работу с каждым, предоставить учащимся больше знаний. Но исследования демонстрируют обратное. Однообразная обстановка, психологическая незащищенность учащихся, повседневные опасения, что ему непременно зададут вопрос – уменьшает уровень успеваемости. Стремительно уменьшается мотивирование к учебе у ребенка, качество обучения испытывает страдание. По этой причине, принимая во внимание плюсы малокомплектных классов, необходимо отыскать методы постановления вышеуказанных трудностей посредством определение основных идей развития малокомплектной школы.
Я считаю, что проектная деятельность в малокомплектной начальной школе будет востребована. Так как она даёт возможность: научить ребенка самостоятельно дойти до своей цели, увеличить мотивацию учащихся к учению, выработать способность работать с информацией, проводить исследование, обеспечить и поднести полученные знания, улучшать творческие способности, даёт любому ученику вероятность самореализации, сформировать возможности общественной работы и делового общения в коллективе. Наличие верно поставленных задач у детей формируется возможность обучающихся с различным уровнем подготовки, налаживаются и формируются связи теоретических знаний и практических умений. Формируются качества личности: инициативность, коммуникативность, способность составлять план, видеть перспективу. Улучшаются психические процессы: логическое мышление, развивается творческое мышление. Проектная деятельность формирует интерес к закономерностям, учит видеть красоту и гармонию человеческой мысли. Вот это всё является важным компонентом единой культуры.
С целью применения проектных методов обучения уроки литературного чтения дают достаточно богатый материал для использования. С помощью метода проектов можно творчески подойти к изучению любого произведения и жанра литературы, биографии писателя. Вероятно, научиться создавать и оформлять книжки, журналы, диафильмы, инсценировать произведения и многое другое. Все зависит от фантазии и творческих способностей педагога и учеников. Проектная работа предполагает исследовательскую деятельность, направленную на развитие внимания, воображения. Одной из наиболее значительных и сложных вопросов на уроках литературного чтения считается подготовка ребенка мыслить, по-новому без помощи других размышлять, а также самостоятельно мыслить. Творческие проекты на уроках литературного чтения могут помочь обучающимся совершенствовать аналитические возможности. Наиболее основным при использовании данного метода является то, что любой ученик обладает возможностью показать себя на творческом уровне. С целью развития у школьников творческого мышления необходима система специальных упражнений творческого характера. К таким упражнениям можно отнести следующие: создание иллюстраций по содержанию произведения; создание инсценировки после чтения произведения; творческий пересказ текста. Таким образом, опыт работы по организации проектной деятельности на уроках литературного чтения даёт возможность говорить о личностно-ориентированной направленности этой работы. Подобная деятельность создает обучение увлекательным процессом. На уроках-проектах детям предоставляется свобода организации общественной работы, вероятность принятия самостоятельных решений, создаются требования с целью формирования у учащихся широкого круга компетенций в сфере изучения различных способов познавательной деятельности, универсальных учебных действий, а, основное, создаётся ситуация успеха, где каждый вследствие возможности скрытой дифференциации найдёт своё место в общем коллективном исследовании. Используя на уроках литературного чтения разные методы проектов, можно сказать, что такие виды деятельности для учителей начальных классов необходимы. Например, сравним два вида урока, первый урок без использования данного метода, а второй с использованием метода проектов. На уроке без проекта у детей может отсутствовать интерес к чтению произведения, если нет формы игры, им становиться скучно и постоянно будут смотреть на часы и ждать звонка. А когда уже на уроке учителя используют разные способы, виды, методы и в начале урока их мотивировать к успеху, то уже у детей проснется интерес к данному предмету. На протяжении урока можно использовать путешествие по сказочным городам, присутствие на уроке главного героя произведение, который принёс с собой конверт с заданиями и эти задания дети должны выполнить самостоятельно, в парах и в группе, использование волшебных предметов, которые исполняют желание и помогают делать добро и можно придумать много всего. Таким образом, сделаем вывод, что метод проектов лучший способ заинтересовать учащихся к школьным предметам.
Вывод. Проектная деятельность нужна в программе начальных классов, так как мы можем дать дополнительную литературу, знания, практику. Дети с помощью этой работы могут раскрыть свой талант, показать хорошие результаты и даже дойти до всероссийских конкурсов и войти в список юных исследователей страны. Также у детей есть возможность для общения со сверстниками, взрослыми и учителем. После такой работы у детей просыпается мотивация работать всё больше и дальше, показать успешные результаты и собрав грамоты иметь богатое портфолио.
Проектная деятельность – это то, что нужно в нынешнее время. В заключении хочу выделить, что проектная деятельность младших школьников не только лишь развивает, однако кроме этого осуществляет не маловажную дидактическую задачу. Помимо обучения, воспитания и развития обучающихся, она уменьшает разногласие двух основных составляющих процесса обучения. Организация работы детей над проектами даст возможность значительно расширить усилия преподавателей по формированию универсальных учебных действий на уроках по базовым дисциплинам и в следствий результата итога даст возможность показать хорошие показатели.
Примечания
1. Воронцов А.Б. «Проектные задачи в начальной школе» Москва. 2010
2. Господникова М.К, Н.Б. Полянина Проектная деятельность учащихся 2013 г. - 131 с.
3. Землянская Е.Н., Учебные проекты младших школьников // Начальная школа, №9, 2005.
4. Кравец Т.Н., Телеганова Н.В., Спутай С., Младшие школьники проводят исследования. // Нач. образование - 2005 №2.
5. Матяш Н.В., Симоненко В.Д., Проектная деятельность младших школьников: Книга для учителя начальных классов - М.: Вентана-Граф, 2007.
Интернет ресурсы:
1. https://psychosearch.ru/teoriya/vospitanie/478-istoriya-i-osobennosti-metoda-proektov-dzhon-dyui
2. https://moluch.ru/archive/78/13621
3. http://e-koncept.ru/2016/76508.htm.
4. https://moluch.ru/conf/ped/archive/187/9564
5. Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.