Уроки технологии как фактор воспитания и социализации, обучающихся в школах VIII вида.
Оценка 4.7

Уроки технологии как фактор воспитания и социализации, обучающихся в школах VIII вида.

Оценка 4.7
Научно-исследовательская работа +1
docx
профессиональное образование
9 кл—11 кл +1
12.12.2019
Уроки технологии как фактор воспитания и социализации, обучающихся в школах VIII вида.
труд.docx

   Уроки технологии  как фактор воспитания и социализации, обучающихся в школах VIII вида.

   Одним из приоритетных направлений специального (коррекционного) обучения детей с отклонениями в развитии наряду с общим образованием является обеспечение для них реальной возможности получения трудовой подготовки. Общество заинтересовано в том, чтобы выпускники специальных школ могли участвовать в экономической и социальной жизни. Трудовое обучение в школе VIII вида влияет на дальнейшую судьбу воспитанников. Обусловлено это тем, что  ученики  специальных (коррекционных) общеобразовательных школ сдают выпускные экзамены по трудовому обучению. По  итогам экзаменов получают направление на дальнейшую профессиональную подготовку в училища, что  обеспечивает возможность их трудоустройство в сфере материального производства и социальную адаптацию. Усиление трудовой подготовки детей с отклонениями в развитии вызваны необходимостью подготовки выпускников к полноценному участию в трудовой жизни страны.

   Важнейшее условие успешного обучения, воспитания и подготовки умственно отсталых школьников – это знание особенностей их личности и её проявления  в процессе трудовой деятельности.

   Личность не только проявляется в деятельности, но и формируется в ней.

   Задачи трудового образования и воспитания:

- воспитание психологической и практической готовности к труду

(через обучение конкретному виду труда);

- формирование личных и общественных мотивов трудовой

деятельности;

- формирование культуры труда: умение определить цель,

планировать рациональный путь для ее достижения, отбор средств и

материала, умение работать в коллективе, устанавливать деловые и личные

связи;

- развитие знаний, навыков, умений выполнять технологические операции и определять качество выполненной работы;

- экономическое образование;

- воспитание культуры чувств: уважение к собственности, к продуктам

и средствам труда, к людям;

- выявление индивидуальных способностей обучающихся с ОВЗ, помощь в выборе профессии;

- обучение определенному виду трудовой деятельности.

  Трудовая деятельность наиболее эффективно способствует развитию личности умственно отсталых школьников. В процессе труда у них формируются такие ценные черты личности, как коллективизм, трудолюбие, дисциплинированность, настойчивость, самостоятельность. В процессе труда, осуществляемого под руководством и направляющим воздействием учителя, у умственно отсталых школьников происходят значительные сдвиги в умственном развитии, в развитии познавательных, учебных, общественных и иных потребностей и интересов.

   Жан Демор - бельгийский врач, дефектолог и педагог, придавал большое значение ручному труду в условиях вспомогательной школы. Он писал: «Ручной труд побуждает инициативу, заставляет работать мозг, побуждает внимание и желания и регулирует проявления воли. Таким образом, является важным орудием для развития интеллекта и для прочного усвоения различных знаний». Он же подчеркивал, что «учитель, занимающийся обучением  умственно отсталых детей, должен уметь преподавать ручной труд».

   Изготовление общественно полезных вещей и выполнение общественно значимых трудовых заданий повышают интерес к работе, активность, способствуют формированию у детей социальных мотивов деятельности.

   Формирование положительного отношения умственно отсталых учеников к своей будущей профессии, к доступным видам труда часто осложняется тем, что они завышают свои возможности. Таким образом, формирование у учащихся правильного понимания своих возможностей и должного отношения к доступным видам труда становится средством воспитания нравственных качеств учащихся. Большое внимание уделяли ручному труду первые организаторы коррекционных школ в России.

   Во вспомогательной школе-санатории профессора В. П. Кащенко ручному труду уделялось исключительно большое внимание. «Ручной труд, — писал В.П. Кащенко, — имея важное педагогическое и профессиональное значение, должен занять первенствующее значение среди остальных предметов, он является базисом всех наших воспитательных и образовательных воздействий на дефективного ребенка».

    Как показали исследования, при отсутствии необходимого направляющего воздействия со стороны учителя-дефектолога в деятельности умственно отсталых школьников обнаруживаются нарушения ориентировки в поставленной трудовой задаче, соотношения цели и действий при ее выполнении, отношения к трудностям и получаемым результатам.

   Неправильное отношение умственно отсталого ребенка к выполняемой трудовой задаче и получаемым результатам имеет своей основой то, что при встрече с трудностями или при необходимости предварять выполнение действия ориентировочно-исследовательской деятельностью у них смещаются мотивы деятельности с конечной цели на сами действия. Такое смещение мотивов обусловлено тем, что, с одной стороны, ребенок поставлен перед необходимостью, так или иначе выполнять предложенную задачу, но, с другой, — он  не в состоянии правильно осознать ее. Не осознавая задачу и «внутренне» не принимая ее, умственно отсталый ребенок начинает руководствоваться мотивами, заключающимися не в стремлении достигнуть в конце трудовой деятельности строго определенных результатов, а в стремлении выполнять определенного рода действия, имеющие известное отношение к данной задаче, но не учитывающие все необходимые требования.

   В связи со сказанным следует отметить, что одной из важных особенностей поведения  умственно отсталых учащихся является нарушение ориентировки в сложной трудовой деятельности. Не будучи в состоянии осмыслить ситуацию во всей ее сложности, установить необходимые связи и отношения между отдельными ее сторонами, действуют неадекватно, некритично.

   Недостаточное развитие целенаправленной деятельности, а также несовершенная речевая ее регулировка не позволяют умственно отсталому ребенку руководствоваться в своих действиях предварительным анализом ситуации, полностью учитывать ее объективные условия и требования, не всегда понимают общественное значение производственной профессиональной  практики, связанные с ней нормы поведения не доступны пониманию умственно отсталого.

   В процессе трудового обучения коррекция дефектов умственного и физического развития младших школьников состоит в формировании у них интеллектуальных трудовых умений, в развитии точности, ловкости, скоординированности тонких движений рук. Для этого ребят обучают умениям ориентироваться в задании (анализировать объект, актуализировать прошлый опыт), предварительно планировать ход работы(устанавливать логическую последовательность технологических операций, определять приемы работы, выбирать инструменты, необходимые для их выполнения), отчитываться о проделанной работе, контролировать свою деятельность (определять правильность действий, результатов, оценивать качество готовых изделий).

   Значительное место  в процессе трудового обучения школьников с интеллектуальными проблемами должно отводиться развитию образного мышления, воображения, элементарных творческих способностей для формирования у них умения приспосабливаться к изменяющимся трудовым условиям и в то же время вносить в стандартную ситуацию элементы вариантности, проявлять творческую активность в труде.   

    Исправление недостатков психического развития достигается в основном педагогическими средствами. Известный ученый Л.С. Выготский высказал положение о том, что у всех детей, в том числе и у детей умственно отсталых, на основе обучения формируются сложные виды психической деятельности. Развитие умственно отсталого ребенка, как и нормального, совершается за счет развития высших психических функций. Основным условием как общего развития, так и развития отдельных способностей учащихся, является обучение. Школьникам с интеллектуальными проблемами для получения наибольшего эффекта в их развитии необходима особая организация учебного процесса. Психолог А.Н. Граборов утверждал, что в процессе ручного труда каждое движение ребенка дает ясный ощутимый, наглядно оцениваемый результат. Трудовой процесс постоянно ставит его в новое положение, из которого он должен найти выход. Так, постепенно и последовательно вырабатывается способность ориентироваться, выбирать наиболее удобный и требующий меньших физических усилий путь. Работая, выполняя задание, ребенок воспитывает уверенность в себе, раскрывает собственную личность. В процессе трудового обучения решается также задача развития положительных качеств личности: целенаправленность, умение довести начатое дело до конца, самостоятельность, чувство коллективизма и т. п. Сами условия трудового обучения способствуют развитию положительных личностных качеств. Труд в учебных мастерских, а затем и на производственной практике постепенно становится средством удовлетворения потребностей школьников с интеллектуальными проблемами. Однако эффективное личностное развитие возможно только в том случае, когда трудовой процесс специально организован для решения учебно-воспитательных и педагогических задач. Формирование практических умений способствует моральному становлению личности, служит фундаментом ее нравственного развития. Трудовое обучение и воспитание умственно отсталых школьников должны формировать потребность трудиться, развивать чувства ответственности за выполняемую работу и положительно относится к труду.

  Уроки технологии в школах VIII вида – это успешная социальная адаптация. Она помогает детям с особыми потребностями определить свое место в обществе и окружающей среде.

 

Уроки технологии как фактор воспитания и социализации, обучающихся в школах VIII вида.

Уроки технологии как фактор воспитания и социализации, обучающихся в школах VIII вида.

Уроки технологии как фактор воспитания и социализации, обучающихся в школах VIII вида.

Уроки технологии как фактор воспитания и социализации, обучающихся в школах VIII вида.

Уроки технологии как фактор воспитания и социализации, обучающихся в школах VIII вида.

Уроки технологии как фактор воспитания и социализации, обучающихся в школах VIII вида.

Уроки технологии как фактор воспитания и социализации, обучающихся в школах VIII вида.

Уроки технологии как фактор воспитания и социализации, обучающихся в школах VIII вида.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.12.2019