Статья на тему: «Теоретический подход к организации проектной деятельности в начальных классах»
В.Г.Минликаева, учитель начальных классов, Енахметовский филиал МБОУ СОШ № 1 с.Шаран, д.Енахметово.
На сегодняшний день, создание стандартов второго поколения актуализует проблемы, сопряженные с вхождением создания в различных ступеньках преподавания. Присутствие данного подчеркивается то, что сущность и формы организации учебной деятельности проектируют конкретный вид рассудки и мышления обучающегося. В базе благополучного преподавания возлежат универсальные учебные действия (УУД). С ведением новейших просветительных стереотипов основными делаются последующие ценностные ориентиры начального образования:
Перед учителем стоит задача поиск новых форм организации образовательного процесса, с помощью которых можно достигнуть новейших результатов. Одной из таких форм считается проектная деятельность. Прообразом проектной деятельности для начальной школы могут стать проектные задачи, применять которые можно с 1 класса. Проектная задача сознательно носит групповой характер. Кроме этого проектные задачи можно применять на уроке, в процессе решения у учащихся начальных классов формируются универсальные учебные действия. Главная идея системы проектных задач заключается в том, что, решая их, младший школьник по сути осваивает основы способа проектирования. Овладение основами этого способа в начальной школе поможет учащимся в дальнейшем содержательно и грамотно осваивать проектную деятельность как ведущую в основной и средней школе. В 1,2,3 классах цель проектной задачи способствуют формированию разных способов учебного сотрудничества. Встроенное наблюдение является основным методом. Для анализа эксперты будут иметь карту анализа. В роли экспертов можно привлекать учителей, родителей, старшеклассников. Обязательно должно присутствовать публичное выступление экспертов, в которых отмечаются как положительные, так и отрицательные примеры работ групп школьников над проектной задачей.
А уже в 4 классе проектная задача другая. Основной педагогической целью является выявление у школьников способности к переносу известных способов действий в новую для них модельную ситуацию. Способы учебного сотрудничества, приобретённые в первые три года обучения в школе, становятся средством для эффективного решения проектной задачи.
Таким образом, решение проектных задач позволяет, вывести учеников на новый уровень общения как друг с другом, так и с учителем - уровень совместного действия, уровень партнёрства, уровень сотрудничества. Использование этой педагогической технологии позволит активно и плодотворно изучить сложный учебный материал, выйти за рамки школьной программы, подготовить учеников к восприятию следующей темы.
Задачи проекта вполне реализованы, а решение проектных задач не только работает на перспективу, но и способствует более высокому уровню усвоения программного материала.
Деятельность – своеобразная человеческая форма взаимоотношения к находящемуся вокруг обществу, которая составляет целесообразное изменение и преобразование в интересах людей; требование жизни общества. Деятельность содержит в себе цель, средства, результат и непосредственно сам процесс.
Проектная деятельность содержит: анализ проблемы; постановка цели; выбор средств ее достижения; поиск и обработка информации, ее анализ и синтез; оценка полученных результатов и выводов.
Одним из методов развивающего обучения, направлена на выработку самостоятельных исследовательских умений (поиск темы, решение проблемы, поиск и сбор информации, проведение экспериментов, анализ результатов) является проектная деятельность учащихся, которая способствует развитию творческих способностей и логического мышления, объединяет знания, полученные в ходе учебного процесса, и приобщает к конкретным жизненно важным проблемам.
Целью проектной деятельности является понимание и применение учащимися знаний, умений и навыков, приобретенных при изучении различных предметов.
Задачи проектной деятельности:
· Обучение планированию (обучающийся обязан обладать способностью отчетливо установить задачи, изложить основные шаги согласно достижению установленной цели, сосредоточиваться на достижении цели, в течении целой деятельности);
· Формирование способностей сбора и обрабатывание данных, использованных материалов (обучающийся обязан обладать способностью, подобрать оптимальные данные и грамотно её применять);
· Умение анализировать (новаторство и решающее понимание);
· Умение составлять письменный отчет (обучающийся обязан обладать способностью, составлять план работы, преподнести отчетливо данные, оформлять сноски, обладать представлением о библиографии);
· Формировать позитивное отношение к работе (обучающийся обязан выражать инициативу, интерес, стремиться осуществить труд в период в согласовании с определенным проектом и графиком деятельности).
Основным в проекте определения темы считается формирование гипотезы, постановка проблемы, планирование учебных действий, сопоставление фактов. Все эти этапы деятельности создают культуру умственного труда учащихся и приучает их без помощи других получать необходимые конкретные познания. Для того, чтобы достигнуть данного следует учить ребенка не в процессе подготовки определенного проекта, а предварительно в процессе обучения предмету. Вот по какой причине в особенности важны на сегодняшний день уроки – проекты и уроки – исследования. Так как они не только лишь содействует интенсификации учебного процесса, однако и сформируют культуру умственного труда учащихся, готовя их к формированию самостоятельных проектов. Данная тема меня заинтересовала после знакомства статьи Штукановой Т.А. (учитель начальных классов, Светлополянская средняя школа, Болотнинский район, Новосибирская область) из журнала «Начальная школа» 2014, где рассматривается, что проектно – исследовательская деятельность как одна из средств личностного развития младших школьников. В заключении хочу отметить, что проектная деятельность младших школьников не только лишь развивает, однако кроме этого осуществляет не маловажную дидактическую задачу. Помимо обучения, воспитания и развития обучающихся, она уменьшает разногласие двух основных составляющих процесса обучения. В особенности ценятся интегрированные проекты, так как выполняются на основе технологии и других школьных дисциплин (математики, окружающего мира, русского языка, литературного чтения и т.д.). С целью данного в начальной школе существует максимум возможностей. Целью нашего исследования считалось установить теоретические подходы к организации проектной деятельности младших школьников. Реализацией поставленных целей, способствовало решение частных задач. Решая задачи, мы раскрыли понятие проектной деятельности и изучили типы и формы проектной деятельности, и сделали вывод, что в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начальной общей образовании по окончании начальной школы оцениваются сформированность у школьников универсальных учебных действий. Организация работы детей над проектами позволит существенно дополнить усилия учителей по формированию универсальных учебных действий на уроках по базовым дисциплинам и в результате итога позволит продемонстрировать хорошие показатели.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.