ФАКТОРЫ, ДЕТЕРМИНИРУЮЩИЕ ВОЗНИКНОВЕНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У ПЕДАГОГОВ
Оценка 4.6

ФАКТОРЫ, ДЕТЕРМИНИРУЮЩИЕ ВОЗНИКНОВЕНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У ПЕДАГОГОВ

Оценка 4.6
docx
преподавание
Взрослым
08.12.2023
ФАКТОРЫ, ДЕТЕРМИНИРУЮЩИЕ ВОЗНИКНОВЕНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У ПЕДАГОГОВ
статья.docx

ФАКТОРЫ, ДЕТЕРМИНИРУЮЩИЕ ВОЗНИКНОВЕНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У ПЕДАГОГОВ

 

 

Профессиональная деятельность педагогов характеризуется рядом особенностей, позволяющих отнести ее к группе риска возникновения и развития эмоционального выгорания. Выгорание способно оказывать значительное негативное воздействие, как на психосоматическое здоровье педагога, так и на эффективность его деятельности. Исследование психологических детерминант эмоционального выгорания у педагогов представляется необходимым для дальнейшей работы по его предупреждению и устранению негативных последствий этого явления.

Профессиональная педагогическая деятельность имеет ряд специфических особенностей и осложнена множеством негативных факторов, одним из которых является феномен «эмоционального выгорания» или, в другой редакции, «синдром эмоционального выгорания». Синдром эмоционального выгорания возникает в ситуациях интенсивного профессионального общения под влиянием множества внешних и внутренних причин и проявляется как «приглушение» эмоций, исчезновение остроты чувств и переживаний, увеличение числа конфликтов с партнерами по общению, равнодушие к переживаниям другого человека, потеря ощущения ценности жизни, утрата веры в собственные силы.

Отечественными учёными (М.В. Аминов, А.А. Баранов, М.В. Борисова, Н.Е. Водопьянова, Н.В. Гришина, А.К. Маркова, Л.М. Митина, В.Е. Орёл, А. А. Рукавишников, А.А. Реан, Е.С. Старченкова, Т.В. Форманюк) представлена попытка комплексного рассмотрения феномена эмоционального выгорания и предложены ряд исследований этой проблемы. Большинством отечественных исследователей феномен выгорания определяется как состояние физического, эмоционального и умственного истощения. В основном он проявляется в профессиях социальной сферы. Этот синдром включает себя три основные составляющие: эмоциональную истощённость, деперсонализацию (цинизм) и редукцию профессиональных достижений.

Исследования последних лет не только подтвердили правомерность этой структуры, но и позволили существенно расширить сферу её распространения, включив профессии не связанные с социальной сферой. Это привело к некоторой модификации понятия «выгорания» и его структуры. В настоящее время эмоциональное выгорание понимается как профессиональный кризис, связанный с работой в целом, а не только с межличностными взаимоотношениями в процессе её. Такое понимание несколько видоизменило и его основные компоненты: эмоциональное истощение; цинизм; профессиональная эффективность. С этих позиций понятие деперсонализации имеет более широкое значение и, означает отрицательное отношение не только к клиентам, но и к труду и его предмету в целом.

Анализируя работы зарубежных и отечественных авторов по исследованию феномена «выгорания», можно сделать вывод о том, что нет единого представления о закономерностях возникновения и развития данного явления. Под эмоциональным выгоранием понимается комплекс психических переживаний и поведения, которые сказываются на работоспособности, физическом и психологическом самочувствии, а также на интерперсональных отношениях работника. Синдром эмоционального выгорания это ответная реакция на длительные стрессы в профессиональной деятельности и межличностных отношениях.

В.Е. Орел предлагает следующие факторы, вызывающие выгорание и определяет в два больших блока (индивидуальные и организационные) .

Индивидуальные факторы: социально-демографические, возраст, пол, уровень образования, семейное положение, стаж работы, личные особенности, выносливость, локус контроля, стиль сопротивления, самооценка, тип поведения А, нейротизм (тревожность), экстраверсия.

Организационные факторы: условия работы, рабочие перегрузки, дефицит времени, продолжительность рабочего дня, содержание труда, число клиентов, острота их проблем, глубина контакта с клиентом, участие в принятии решений, самостоятельность в работе, обратная связь

Анализ теоретических и эмпирических исследований позволил выделить иную классификацию факторов, влияющих на формирование синдрома эмоционального выгорания. В. В. Бойко, Wilmar B. рассматривают эмоциональное выгорание как профессиональную деформацию личности, которая возникает под воздействием ряда факторов: внешних (объективных) и внутренних (субъективных).

К внешним (объективным) факторам, провоцирующим «выгорание», относятся:

1. Хроническая напряженная психоэмоциональная деятельность. Такая деятельность связана с интенсивным общением, точнее, с целенаправленным восприятием партнеров и воздействием на них.

2.   Дестабилизирующая организация деятельности. Нечеткая организация и планирование труда, недостаток оборудования, плохо структурированная и расплывчатая информация, наличие в ней «бюрократического шума» мелких подробностей, противоречий, завышенные нормы контингента, многочасовая работа, наличие конфликтов как в системе «руководитель - подчинённый», так и среди коллег (В.В. Бойко, Е.И. Лозинская, В.И. Ковальчук). При этом следует учитывать, что дестабилизирующая обстановка сказывается на самом профессионале, на субъекте общения клиенте, потребителе, пациенте и т. п., а затем на взаимоотношениях обеих сторон.

3.      Повышенная ответственность за исполняемые функции и операции. Постоянно надо входить и находиться в состоянии субъекта, с которым осуществляется совместная деятельность. Надо всматриваться, вслушиваться, вчувствоваться в него; сопереживать, сострадать, сочувствовать; предвосхищать его слова, настроения, поступки, а главное, постоянно приходится принимать на себя энергетические разряды партнеров.

4.       Неблагополучная психологическая атмосфера профессиональной деятельности. Таковая определяется двумя основными обстоятельствами: конфликтностью по вертикали, в системе «руководитель-подчиненный», и по горизонтали, в системе «коллега-коллега». Нервозная обстановка побуждает одних растрачивать эмоции, а других искать способы экономии своих психических ресурсов.

5.       Психологически трудный контингент, с которым имеет дело профессионал в сфере общения. Если вы работаете с людьми, то почти ежедневно попадается клиент или пациент, который «попортит вам нервы» или «доведет до белого каления». Невольно вы начинаете упреждать подобные случаи и прибегаете к экономии эмоциональных ресурсов, убеждая себя при помощи формулы: «не следует обращать внимание». В зависимости от статистики своих наблюдений, вы добавляете, кого именно надо эмоционально игнорировать: невоспитанных, распущенных, неумных, капризных или безнравственных.

6.       Недостатки в организации педагогической деятельности: её излишняя регламентация, высокая степень автономности педагога, неудачное распределение учебной нагрузки, плохое стимулирование труда педагога, неясные перспективы профессионального роста, характер включения педагога в управление учебным заведением.

Внутренние (субъективные) факторы, обусловливающие эмоциональное выгорание:

1.      Склонность к эмоциональной ригидности. Естественно, выгорание возникает быстрее у тех, кто менее реактивен и восприимчив, более эмоционально сдержан. Напротив, формирование симптомов «выгорании» будет проходить медленнее у людей импульсивных, обладающих подвижными нервными процессами.

2.  Интенсивная интериоризация (восприятие и переживание) обстоятельств профессиональной деятельности. Данное психологическое явление возникает у людей с повышенной ответственностью за порученное дело, исполняемую роль. Довольно часто встречаются случаи, когда по молодости, неопытности и наивности, специалист, работающий с людьми, воспринимает все слишком эмоционально, отдается делу без остатка. Нередко бывает, что в работе профессионала чередуются периоды интенсивной интериоризации и психологической защиты. Временами восприятие неблагоприятных сторон деятельности обостряется, и тогда человек очень переживает стрессовые ситуации, конфликты, допущенные ошибки.

3.      Слабая мотивация эмоциональной отдачи в профессиональной деятельности. Здесь имеется два аспекта.

Во-первых, профессионал в сфере общения не заинтересован проявлять соучастие и сопереживание субъекту своей деятельности.

Во-вторых, человек не привык поощрять себя за сопереживание и соучастие к субъектам профессиональной деятельности. Систему самооценок он поддерживает иными средствами – материальными или позиционными достижениями. Альтруистическая эмоциональная отдача для такого человека ничего не значит, и он не нуждается в ней, не испытывает от нее удовлетворения. Естественно, «выгорать» ему просто и легко.

4.     Нравственные дефекты и дезориентация личности. Нравственный дефект обусловлен неспособностью включать во взаимодействие с деловыми партнерами такие моральные категории, как совесть, добродетель, добропорядочность, честность, уважение прав и достоинства другой личности. Нравственная дезориентация вызывается иными причинами неумением отличать доброе от плохого, благо от вреда, наносимого личности.

5.     Наличие рассогласований в ценностной сфере, что выражается в невозможности реализации педагогом значимых смыслообразующих жизненных ценностей, а также приоритетных типов поведения, предпочтительного образа действий и значимых свойств личности в своей профессиональной деятельности (M. B. G Anderson, В. Farber).

6. Низкий уровень сформированности индивидуальной системы осознанной саморегуляции эмоций и поведения. Посредством сознания личность выступает регулятором и своих потребностей и своих способностей. Регулируя деятельность личность не только достигает единства всех форм, уровней своей активности (саморегуляция), но и осуществляет сопряжение этих форм с расчленёнными задачами деятельности. Педагоги, не умеющие саморегулировать себя в деятельности, попадают в группу риска «выгорания».

7.  Высокий уровень нейротизма как показатель эмоциональной неустойчивости индивида,                          эмоциональной лабильности, неуравновешенности нервно-психических процессов, проявляющийся в повышенной возбудимости, реактивности и высокой степени откликаемости, низком пороге переживания дистресса и преобладании негативно окрашенных эмоциональных состояний.   

8.  В последнее время всё чаще говорят об экзистенциальных факторах эмоционального выгорания. В этих исследованиях показана существенная, роль в динамике выгорания следующих переменных: нереализованных  ожиданий, неудовлетворённость самоактуализацией, отсутствие желаемых результатов, разочарование в других людях и избранном деле, обесценивание к, потере смысла своих усилий, переживание одиночества, ощущение бессмысленной активной деятельности и жизни. Н.Е. Водопьянова и Е. С. Старченкова обнаружили корреляционные связи между выгоранием и показателями «качества жизни», показателями самореализации. Особое значение авторы отводят балансу удовлетворённости переживание успеха как в профессиональной, так и в личной жизни.

Таким образом, анализ литературы изучения факторов позволил определить характер взаимосвязей эмоционального выгорания с индивидуально-психологическими и социально-психологическими детерминантами. В результате анализа исследований факторов, влияющих на развитие и формирование синдрома выгорания, трудно прийти к одному основанию, они все являются компонентами, которые необходимо вовремя устранять или предвидеть у определённой личности. Доминирующими детерминантами эмоционального выгорания педагогов являются внутренние факторы склонность к эмоциональной ригидности, низкий уровень сформированности индивидуальной системы осознанной саморегуляции эмоций и поведения, связанные с индивидуально-психологическими особенностями личности педагогов.

 

Примечания

1.                 Водопьянова Н. Е., Старченкова Е.С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. СПб.: Юрайт, 2016.  336 с. 

2.                 Воробьева М.А. Психолого-педагогические условия преодоления педагогом синдрома эмоционального выгорания: Монография. Екатеринбург, 2012. 274 с.

3.                 Орел В.Е. Синдром психического выгорания. Мифы и реальность. М.: Гуманитарный центр, 2014. 296 с.

4.                 Хухлаева О.В. Основные направления профилактики эмоционального выгорания педагогов // Народное образование.  2010. № 7  С. 278-282.


 

5.                

ФАКТОРЫ, ДЕТЕРМИНИРУЮЩИЕ ВОЗНИКНОВЕНИЕ

ФАКТОРЫ, ДЕТЕРМИНИРУЮЩИЕ ВОЗНИКНОВЕНИЕ

Анализируя работы зарубежных и отечественных авторов по исследованию феномена «выгорания», можно сделать вывод о том, что нет единого представления о закономерностях возникновения и развития данного…

Анализируя работы зарубежных и отечественных авторов по исследованию феномена «выгорания», можно сделать вывод о том, что нет единого представления о закономерностях возникновения и развития данного…

Неблагополучная психологическая атмосфера профессиональной деятельности

Неблагополучная психологическая атмосфера профессиональной деятельности

Альтруистическая эмоциональная отдача для такого человека ничего не значит, и он не нуждается в ней, не испытывает от нее удовлетворения

Альтруистическая эмоциональная отдача для такого человека ничего не значит, и он не нуждается в ней, не испытывает от нее удовлетворения

Доминирующими детерминантами эмоционального выгорания педагогов являются внутренние факторы – склонность к эмоциональной ригидности, низкий уровень сформированности индивидуальной системы осознанной саморегуляции эмоций и поведения, связанные с…

Доминирующими детерминантами эмоционального выгорания педагогов являются внутренние факторы – склонность к эмоциональной ригидности, низкий уровень сформированности индивидуальной системы осознанной саморегуляции эмоций и поведения, связанные с…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.12.2023