Факторы и пути повышения качества образования

  • docx
  • 28.03.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Факторы и пути повышения качества образования.docx

Факторы и пути повышения качества образования.

       «Образование – величайшее из земных благ,

если оно наивысшего качества.

В противном случае оно совершенно бесполезно»

Р. Киплинг

                                                                        

   Борьба за качество образования выдвигается как ведущая задача в деятельности образовательных учреждений. Каждый ищет пути ее решения

по-своему.                                                                                                                    

 Повышение качества образования –   одна из основных задач, которая включает в себя обучение и воспитание школьников, представляет собой систему показателей знаний, умений и навыков, а также норм ценностно-эмоционального отношения к миру и друг другу. Такой подход ориентирует на оценку деятельности школы по конечным результатам, среди которых следует выделить 

 основные показатели эффективности деятельности школы(слайд)

Ø  уровень обученности обучающихся;

Ø  готовность их к продолжению образования;

Ø  уровень воспитанности обучающихся;

Ø  состояние здоровья детей;

Ø  уровень выполнения стандартов образования.

  Все перечисленные параметры взаимосвязаны и взаимно дополняют друг друга. Но на сегодняшний день показатель качества обученности обучающихся был и остается первым и основным при оценке эффективности деятельности школы.

 Почему мы вновь и вновь возвращаемся к вопросу о качестве образования?

   Качество знаний за последние три года является стабильным, а на некоторых уровнях значительно вырос, но, к сожалению, оно не подтверждается результатами государственной итоговой аттестаций, внешними мониторинговыми исследованиями.  

Анализ успеваемости обучающихся по школе за пять лет:

Учебный год

АУ

КУ

1-4 классы

5-9 классы

10-11 классы

1-11 классы

1-4 классы

5-9 классы

10-11 классы

1-11 классы

2014-2015

100%

96%

61%

97%

59%

32%

30%

37%

2015-2016

100%

100%

94%

99%

57%

35%

45%

39%

2016-2017

100%

99%

93%

99%

58%

42%

37%

47%

 

- АУ по школе в 2016-2017 учебном году составила 99%,

- КУ по школе в 2016-2017 учебном году составила 47% - данный лучше прошлого на 8%

  Анализ успеваемости и качества знаний показывает (положительная динамика наблюдается в основной и начальной школе), что процентные показатели качества знаний значительно улучшились.

Результаты ГИА - 9

№п/п

Предмет

2014-2015 учебный год

2015-2016 учебный год

2016-2017 учебный год

Качество

Успеваемость

Качество

успеваемость

Качество

Успеваемость

1.

Русский язык

71%

100%

73%

100%

68%

100

2.

Математика

33%

98%

30%

100%

28%

94%

3.

Обществознание

28,5%

71%

27%

73%

21%

94%

4.

Биология

17%

100%

26%

84%

23%

94%

5.

Информатика

50%

50%

33%

100%

60%

100%

6

Литература

100%

100%

60%

100%

100%

100%

7.

Химия

50%

100%

 

 

100%

100%

8.

Физика

80%

100%

37,5%

100%

-

-

9

Англ.язык

-

-

100%

100%

50%

100

10

История

-

-

0%

33%

40%

100%

11

География

-

-

7%

43%

50%

100%

 

 

2014-2015

                  2015-2016

2016-2017

Предмет

Миним. кол-во баллов, устан.

Рособрн.

Средний

балл по школе / после пересдачи

Миним. кол-во баллов, устан.

Рособрн.

Ср.балл по школе /после пересдачи

Миним. кол-во баллов, устан.

Рособрн.

Ср.

балл по школе / после перес

Математика баз. уров.

3

4

3

4,1

3

3,7

Математика пр. уров.

27

27

27

41

27

35

Русский язык

24

63

24

71

24

66,3

Информатика и ИКТ

40

39

40

48,8

40

35,6

Биология

36

48

36

45,11

36

44

Обществознание

42

48,75

42

51,1

42

46

История

32

43

32

51,8

32

33,25

Английский язык

22

72

22

65

22

47,6

Французский язык

22

0

22

0

0

0

Физика

36

39,87

36

45

36

45,3

Химия

36

41

36

37

36

28

Литература

32

0

32

91

32

60,5

География

37

56

37

43,5

37

50

Немецкий язык

22

0

22

0

0

0

Испанский язык

22

0

22

0

0

0

 

 

  Показатели качества знаний по обязательным предметам (% успеваемости на «4 и 5» по итогам 2016-2017 учебного года в сравнении с прошлым учебным годом)

 

Предметы

2 кл.

%

3кл.

 %

4 кл.

%

5 кл.

 %

6 кл.

%

7 кл.

%

8 кл.

%

9 кл.

%

10 кл.

 %

11 кл.

%

Русский язык

61/61

60/63

56/65

64/60,3

51/71,6

47/39

39/55

37/49

57/66

88/60

Математика

76/77

75/75

65/73

57/68

50/67

48/48

46/42

41/51

 55/50

81/53

(первый показатель – прошлый учебный год, второй – 2016-2017 учебный год)

       Из таблицы видно, % качества знаний по обязательным предметам в основной школе не стабилен. Это объясняется физиологическими и психологическими особенностями данного возраста, а также наличием общеобразовательных классов, в которых обучаются и низкомотивированные обучающиеся. Правильнее оценивать качество знаний по предмету не всего класса, а каждого ученика и сравнивать индивидуальную успеваемость ученика по четвертям, по итоговому контролю и видеть его рост в обучении (степень обученности) из класса в класс. Это и необходимо делать педагогу по результатам контрольных работ, итогов четверти. Среди основных причин можно назвать низкую познавательную активность, недостаточную дифференциацию и индивидуализацию учебного процесса, недостаточное взаимодействие и сотрудничество педагогов, обучающихся и родителей. Необходимо продолжить целенаправленную систематическую работу по развитию у обучающихся творческих, интеллектуальных и коммуникативных способностей через организацию различных форм работы на уроке. Необходимо больше уделять внимания индивидуальной работе с мотивированными обучающимися для наиболее полного развития их способностей. Наладить более тесное сотрудничество семьи и школы.

Результаты обученности по итогам года

№ п/п

Название предмета

% успеваемости

% качества

2015-2016

2016-2017

2015-2016

2016-2017

1.

Русский язык

99,7

99,5

59

63,5

2.

Литература

99,5

99

70

72

3.

Математика

99,7

99,4

54

49

4.

История

100

99

63

76

5.

Обществознание

100

99

64

70

6

Химия

99,7

99,5

53

47

7

Физика

100

99

68

67

8.

Биология

99,5

99

72

69

9

Право

100

95

94

73

10

География

100

99,7

78

87

11.

Информатика

100

99

68

72

12.

МХК

100

98

94

87

13.

ОБЖ

99,7

98

91

88

14.

Физкультура

100

99,7

86

85

15.

Иностранный язык

100

99

66

61

16.

Французский язык

100

100

84

84

17

Технология (девушки)

100

100

88

97

18

Технология (юноши)

100

99

86

77

19.

Графика

100

100

43

28

20

ИЗО

100

100

95

98

21.

Музыка

100

100

97

90

 

Итого

99,8

99

77,6

73,3

 Такое несоответствие внутренних и внешних оценок деятельности школы заставляет нас ещё раз пересмотреть всю работу педагогического коллектива, наметить пути повышения качества образования.

  Для того чтобы успешно решать вопросы управления качеством образования, необходимо помнить, что образование – это процесс целостного развития растущего человека.

При этом необходимо учитывать факторы, влияющие на развитие личности (слайд)

1.     Генетические факторы. Генетическая природа человека, как наиболее древняя и консервативная, в наименьшей степени поддаётся изменениям и, как правило, играет доминирующую роль.

2.     Социально-экономические факторы.

3.     Психолого-педагогические факторы, которые создают или не создают среду развития человека (престижность высоких результатов).

4.     Личностно-деятельностные факторы, которые влияют на социально-психологические новообразования в личности школьника, в формировании личностной и духовной зрелости растущего человека.

   Результаты, которые характеризуют все виды зрелости растущего человека на каждом уровне обучения: обученность, мотивация, творческие способности, здоровье, духовно-нравственное развитие. На всех уровнях обучения в школе существует связь между обученностью и интересом обучающихся к учебному предмету.

 

 Причины снижения качества знаний зависят от ученика, учителя и контроля родителей. (слайд)

 - слабый контроль за посещаемостью и со стороны родителей, и со стороны школы (только в трёх классах удалось сократить количество пропусков уроков без уважительной причины – 8Б, 9Б, 10 класс);
-пропуски занятий, как по болезни, так и без уважительных причин;
- отсутствие единства требований к ответу обучающихся со стороны учительского состава (при посещении уроков, проверке тетрадей);
- слабое владение знаниями особенностей возрастной психологии ребёнка;
- отсутствие мотивации к учению у ребят и слишком большая опека их со стороны учителей;
- невидение  учениками перспективы для приложения своих знаний;
- потеря связи с родительской общественностью.

- недостаточно высокий уровень развития учебно-коммуникативных и учебно-информационных умений обучающихся

- недостаточная ориентация на субъективный опыт обучающихся;

- недостаточная ориентация методической службы школы на создание условий для освоения учителями современных образовательных технологий;

- использование в деятельности ряда учителей неэффективных технологий обучения (преобладание традиционных форм построения учебных занятий, неоптимальные методы   проверки знаний обучающихся и т.д.)

 

Пути повышения качества знаний

 

1.     Одной из важнейших форм нравственных отношений в педагогической среде является дисциплина обучающихся на уроках. Учителя по-разному поддерживают дисциплину на уроке: одни – строгостью и безжалостным выставлением двоек, другие – мастерским построением урока, третьи – язвительными насмешками, которые носят характер грубости, и т.д. Как же правильнее воспитывать обучающихся в школе? На этот вопрос я отвечу  притчей, в  котором  напрямую прослеживается наставительный характер.

(Молодая женщина пришла к мудрецу за советом.

-Как мне следует воспитывать свое дитя: в строгости или же в ласке?

Мудрец взял женщину и подвел к виноградной лозе:

- Посмотри на эту лозу. Если ты не будешь ее обрезать, если, жалея лозу, ты не будешь отрывать у нее лишние побеги, то лоза одичает. Потеряв контроль над ростом лозы, ты не дождешься сладких вкусных ягод. Но если ты укроешь лозу от солнца и его ласки, если не будешь заботливо поливать корни лозы, то она зачахнет, и ты не получишь сладких вкусных ягод… Лишь при разумном сочетании того и другого удается вырастить изумительные плоды и вкусить их сладость!

Как разумное сочетание ласки и строгости способствует воспитанию нормально социализирующейся личности?)

  

   Важнейшим условием положительного воздействия педагога на воспитуемого является такое отношение к личности ребенка, в котором сочетаются разумная требовательность и доверие к нему (Ляхова М.Н., Нужная Н.С., Михолап С.Н., Краснова Е.А., Фадеева З.Ю.).

2.     Ещё один из способов повышения качества знаний обучающихся -  организация учебного процесса. К современному уроку предъявляются высокие требования. Но мы не сможем добиться их выполнения, если будем относиться к уроку как к фрагменту жизни и превратим его в стихийный процесс.  (слайд).                                                                                                Вовремя начатый урок, чёткая организация этапов урока,

 разнообразные методы и формы урока, постоянный контроль знаний, глубина и системность преподавания, информационно- коммуникативные технологии- всё это влияет на образовательный результат деятельности обучающихся. Урок не только обучает, но и глубоко воспитывает. Стоит только что-либо не предусмотреть на уроке, упустить последовательность в изложении и потерять контроль над вниманием обучающихся, отвлечься, как это неизбежно отразится на работе обучающихся. Вот почему на уроке необходимо использовать лучшие методы и приёмы обучения не ради их самих и не просто потому, что они передовые, и не во имя стремления к внешней красоте урока, а потому, что они нужны для достижения наилучшей эффективности урока.  Каждое зернышко знания, посеянное на уроке, даст росток, если будет подпитано желанием его развивать. (Ляхова М.Н., Салкина М.Ф., Нужная Н.С., Михолап С.Н., Краснова Е.А., Фадеева З.Ю.)

3.     Контроль за качеством знаний (контроль результатов обучения) – выполняет три функции присущие процессу обучения в целом, и имеет чётко выраженное образовательное, воспитательное и развивающее значение. Обучающее значение его выражается в том, что позволяет ученику корректировать свои знания и умения. Постоянная проверка приучает обучающихся систематически работать, отчитываться перед классом за качество приобретённых знаний и умений. У обучающихся вырабатывается чувство ответственности, стремление добиваться лучших результатов. Результаты обучения должны соответствовать общим задачам предмета и требованиям к его усвоению. (МО учителей русского языка и литературы)

4.     Качество и уровень обучения во многом зависит от мастерства преподавателя и подготовке его к каждому конкретному уроку. Задача учителя – всегда, в любом учебном материале и в самой организации учебного процесса находить новое, неизвестное детям. Жизнь нередко ставит человека в тупик, а познание помогает найти из него выход. Педагог должен помнить, что на сегодняшний день интересно, полезно и актуально, и с этой точки зрения готовить материал для уроков.

5.     Современный учитель должен не только многое знать и уметь, но также постоянно совершенствовать свое педагогическое мастерство, открывать перед собой новые горизонты, осваивать новые направления и активно внедрять в свою работу новые технологии. «Чтобы качество образования было высоким, должно быть высоким качество преподавания» - вот такой бесспорный вывод, с которым я думаю, каждый из нас согласится. Чрезвычайно важная задача по обеспечению качества образования – освоение учителем различных образовательных технологий. От того, как и какими технологиями обучения школьников владеет педагог, насколько гибко он может изменить свои методы в зависимости от тех или иных особенностей учащихся, зависит качество обученности и обучаемости школьников.  Систематическое обучение учителей на курсах повышения квалификации, их участие в семинарах, научно-теоритических и методических конференциях, педагогических чтениях, занятие самообразованием, творческие отчеты позволяют значительно повысить профессиональное мастерство педагогов, что в конечном итоге сказывается на качестве обучения обучающихся. (Организовать активное посещение уроков своих коллег)

6.     Индивидуализация обучения – это один из важнейших путей повышения качества образования. Ее цель состоит в том, чтобы учебно-познавательная деятельность школьников обеспечивала их личностное самоопределение, развитие эмоционально-духовной сферы, формирование качеств, связанных с проектируемой профессией (или сферой деятельности), а также качеств, позволяющих учащимся жить в существующем обществе.

Все выделенные компоненты взаимосвязаны между собой: цель определяет результаты, факторы и условия и, в свою очередь, корректируется  ими. Чтобы качество образовательного процесса как система достигло высокого уровня целостности, необходимо обеспечить между  компонентами системы теснейшие взаимосвязи. В этом – содержание внутришкольного управления качеством образовательного процесса и главная задача руководителя: акцентировать внимание на создании условий для получения учениками знаний.

    Учебный процесс предстает как цепь крупных, логически связанных друг с другом последовательных проектов, в ходе реализации которых и достигаются поставленные цели и задачи.

 

Рекомендации на 2017-2018 учебный год:

1. Администрации школы взять под контроль обязательное выполнение образовательных программ учебного плана.

2. Подготовку к ГИА начинать не только в выпускных классах с разъяснительной беседы, ориентирующей на адекватный выбор конкретного предмета. Информировать обучающихся и их родителей о предназначении и требованиях ЕГЭ и ОГЭ.

3. Расширить и изменить формы внутришкольного контроля (проводить индивидуальный учёт результатов освоения обучающимися образовательных программ, отслеживать работу каждого учителя по выявлению и развитию личных качеств, возможностей и способностей каждого учащегося, отслеживать динамику учебных достижений и результатов каждого ученика не только по результатам ГИА – ЕГЭ, ОГЭ, ГВЭ – это итог работы учителя по формированию образовательного стандарта знаний и учебных действий. Взять под контроль работу учителей с немотивированными и низко мотивированными на учение учащимися, организовать для них обязательные индивидуально-групповые занятия и консультации, за занятиями во второй половине дня).

4. Включить в систему внутришкольного контроля персональный контроль за работой учителей физико-математического цикла и учителей, чьи обучающиеся умеют низкие учебные результаты и достижения, в том числе используя средства внешней диагностики (региональный мониторинг образовательных достижений обучающихся, контрольных и диагностических работ предметных МО Западного образовательного округа, сотрудничать с опытными педагогами школы и образовательного округа).

5. На заседаниях педагогического совета, школьных предметных МО проводить мониторинг и глубокий анализ результатов обученности обучающихся по всем предметам: выявлять положительный опыт, проблемы, затруднения, причины низких показателей ЕГЭ, контрольных работ всех уровней, определять пути и формы работы по позитивному изменению результатов. Обратить внимание на организационную и содержательную работу с выпускниками по подготовке к ЕГЭ и ОГЭ не только в 9-х и 11-х классах, но и на протяжении всего периода изучения учебного предмета.

6. Каждому учителю разработать в рабочей образовательной программе систему дифференцированной и индивидуальной работы (работы с одарёнными и мотивированными на учение детьми по повышению качества знаний и со слабыми учащимися по достижению минимального образовательного стандарта, максимально используя урочную и внеурочную работу).

7. Учителям-предметникам, работающим в 10,11 классах, усилить индивидуальную траекторию профильной направленности их предметов, интенсифицировать контроль качества обученности каждого обучающегося

8. Учителям химии, биологии, истории и математики сделать акцент во всех классах, начиная с 5-ого, на тестовые технологии. Учителям – предметникам по другим предметам усилить контроль и деятельность по подготовке к ОГЭ 9-ых классов; работать на результат сдачи экзаменов не ниже «3».

9. Классным руководителям систематически проводить работу с учителями-предметниками, обучающимися и их родителями с целью повышения как АУ, так и КУ по школе в целом.

10. Объём и уровень материала дифференцировать между слабоуспевающими, сильными и средними обучающимися.

11. Продолжить целенаправленную систематическую работу по развитию у обучающихся творческих, интеллектуальных и коммуникативных способностей через организацию различных форм работы на уроке, а также участие в предметных олимпиадах, интеллектуальных марафонах, играх-конкурсах.

  Обучение — это как лечение. Нет единого готового рецепта.

В обучении, как и в жизни, нельзя не придавать значения мелочам. Ведь не зря говорится:
«Жизнь -  цепь, а мелочи в ней - звенья. Нельзя звену не придавать значения».

Ещё раз обратимся к эпиграфу: “Образование – величайшее из земных благ, если оно наивысшего качества. В противном случае оно совершенно бесполезно”

Качество образования “задает” качество жизни человека и общества.   И наша с вами задача – и совместно, и каждому -  искать пути повышения качества образования, ведь качество образования это – итог деятельности школы, то есть нашей с вами работы.

 

 

С новым учебным годом, уважаемые коллеги!

Здоровья!

Настроения!

Понимания и уважения!

Успехов и удач!

Удивлений и новых открытий!

Дружбы и поддержки!

Счастья и любви!