Подготовила педагог и мастер п-о
Зыбина О.В.
Факторы, влияющие на формирование положительной, устойчивой мотивации к учебной деятельности.
Мотивы учебной деятельности формируются в ходе образовательного процесса. Основными факторами, влияющими на формирование положительной мотивации к учебной деятельности, являются:
1. Содержание учебного материала.
Подача учебного материала очень важна и необходимо использовать такие формы, чтобы заинтересовать и увлечь обучающихся в сам процесс обучения, активизировать их познавательные процессы.
Для этого необходимы:
1. Особый подход к характеру преподнесения учебного материала (аналитический, деловой, необычный);
2. Делать при преподнесении материала опору на наглядность, подчеркивание различных элементов, привлекательных сторон содержания (важность отдельных частей, новизна, познавательность материала, открытие нового в известном, историзм, современные достижения науки, интересные факты, противоречия, парадоксы);
3. Задания с интересным содержанием, занимательными вопросами;
4. Показ значимости знаний, умений (общественной, личностной, межпредметной связи).
На формирование положительной мотивации к учебной деятельности влияет:
2. Стиль общения преподавателя и обучающегося.
Самым эффективным стилем общения является демократический. Он способствует именно внутренней мотивации обучающихся, проявлению доверия и уважения к преподавателю.
В процессе общения преподавателя с учащимися очень важны:
1. Показ достижений и недостатков в развитии личности обучающегося, проявление доверия к его силам и возможностям. Даже самого слабого ученика нужно обязательно похвалить, это пробуждает веру в собственные силы, укрепляет их волю. ...
2. Проявление педагогом собственных качеств (в плане общения, эрудиции, отношения к предмету, деловых качеств и т. д.) и побуждение обучающихся к подобным проявлениям.
3. Организация дружеских взаимоотношений в коллективе (взаимопроверка, обмен мнениями, взаимопомощь).
3. Характер и уровень учебно-познавательной деятельности.
В процессе обучения необходимо изучение каждого раздела или темы состоит из 3 этапов: мотивационного, операционально-познавательного и рефлексивно-оценочного.
1 этап – мотивационный этап – направлен на привлечение интереса. Для это необходимо, сообщать, почему и для чего обучающимся нужно знать данный раздел программы, какова основная учебная задача данной работы.
Он может включать в себя
· Создание учебно-проблемной ситуации, вводящей в содержание предстоящей темы.
· Подведение к теме урока и осознанному формированию цели урока.
· Самоконтроль и самооценки возможностей по изучению данной темы. Т.о. создается установка на необходимость подготовки к изучению материала.
2 этап – операционально-познавательный. Необходимо вовлечь обучающихся в процесс обучения. Чтобы на уроке ситуация успеха стала нормой, я стараюсь создавать ситуации интеллектуального, игрового и эмоционального характера.
3 этап – рефлексивно-оценочный. Связан с анализом проделанной работы, анализом ошибок и оказанием необходимой помощи, сопоставлением достигнутого с поставленной задачей и оценкой работы. Важно уделять внимание подведению итогов так, чтобы обучающиеся испытывали удовлетворение от проделанной работы, от преодоления возникших трудностей и познания нового, что приведет к формированию ожидания таких же эмоциональных переживаний в будущем. Поэтому, этот этап должен служить своеобразным «подкреплением» учебной мотивации, что приведет к формированию ее устойчивости.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.