Факторы влияющие на развитие быстроты у младшего школьного возраста
Оценка 4.8

Факторы влияющие на развитие быстроты у младшего школьного возраста

Оценка 4.8
docx
27.09.2020
Факторы влияющие на развитие быстроты у младшего школьного возраста
Факторы влияющие на развитие быстроты у детей.docx

Факторы влияющие на развитие быстроты

Проявление форм быстроты и скорости движений зависит от целого ряда факторов: 1) состояния центральной нервной системы и нервно-мышечного аппарата человека; 2) морфологических особенностей мышечной ткани, ее композиции (т.е. от соотношения быстрых и медленных волокон); 3) силы мышц; 4) способности мышц быстро переходить из напряженного состояния в расслабленное; 5) энергетических запасов в мышце (аденозинтрифосфорная кислота – АТФ и креатинфосфат – КТФ); 6) амплитуды движений, т.е. от степени подвижности в суставах; 7) способности к координации движений при скоростной работе; 8) биологического ритма жизнедеятельности организма; 9) возраста и пола; 10) скоростных природных способностей человека [2].

С физиологической точки зрения быстрота реакции зависит от скорости протекания следующих пяти фаз: 1) возникновения возбуждения в рецепторе (зрительном, слуховом, тактильном и др.), участвующем в восприятии сигнала; 2) передачи возбуждения в центральную нервную систему; 3) перехода сигнальной информации по нервным путям, ее анализа и формирования эфферентного сигнала; 4) проведения эфферентного сигнала от центральной нервной системы к мышце; 5) возбуждения мышцы и появления в ней механизма активности [2].

Максимальная частота движений зависит от скорости перехода двигательных нервных центров из состояния возбуждения в состояние торможения и обратно, т.е. она зависит от лабильности нервных процессов [26].

На быстроту, проявляемую в целостных двигательных действиях, влияют: частота нервно-мышечной импульсации, скорость перехода мышц из фазы напряжения в фазу расслабления, темп чередования этих фаз, степень включения в процесс движения быстро сокращающихся мышечных волокон и их синхронная работа.

С биохимической точки зрения быстрота движений зависит от содержания аденозинтрифосфорной кислоты в мышцах, скорости ее расщепления и ресинтеза. В скоростных упражнениях ресинтез АТФ происходит за счет фосфорокреатинового и гликолитического механизмов (анаэробно – без участия кислорода). Доля аэробного (кислородного) источника в энергетическом обеспечении разной скоростной деятельности составляет 0-10% [23].

Генетические исследования (метод близнецов, сопоставление скоростных возможностей родителей и детей, длительные наблюдения за изменениями показателей быстроты у одних и тех же детей) свидетельствуют, что двигательные способности существенно зависят от факторов генотипа. По данным научных исследований, быстрота простой реакции примерно на 60-88% определяется наследственностью. Среднесильное генетическое влияние испытывают скорость одиночного движения и частота движений, а скорость, проявляемая в целостных двигательных актах, беге, зависит примерно в равной степени от генотипа и среды (40-60%) [24].

Наиболее благоприятными периодами для развития скоростных способностей как у мальчиков, так и у девочек считается возраст от 7 до 11 лет. Несколько в меньшем темпе рост различных показателей быстроты продолжается с 11 до 14-15 лет. К этому возрасту фактически наступает стабилизация результатов в показателях быстроты простой реакции и максимальной частоты движений. Целенаправленные воздействия или занятия разными видами спорта оказывают положительное влияние на развитие скоростных способностей: специально тренирующиеся имеют преимущество на 5-20% и более, а рост результатов может продолжаться до 25 лет [9].

Половые различия в уровне развития скоростных способностей невелики до 12-13-летнего возраста. Позже мальчики начинают опережать девочек, особенно в показателях быстроты целостных двигательных действий (бег, плавание и т.д.) [2].

 

 

 

Тесты для оценки скоростных способностей

Л.П. Матвеев[24] утверждает, что несмотря на то, что понятие «контроль» представляется вполне ясным (проверка, обследование, наблюдение, оценка и тому подобное) в конкретном истолковании, в частности при характеристике контроля в процессе физического воспитания, это понятие трактуется далеко не однозначно. Долгое время контрольные функции специалиста физического воспитания традиционно сводили преимущественно к учету успеваемости и контролю физического состояния занимающихся. Со временем, однако, все очевидней становилась ограниченность такого подхода, поскольку он охватывает лишь некоторые из необходимых аспектов контроля. В современной специальной литературе обозначилась другая крайность - В ней можно насчитать уже десятки наименований, видов и разновидностей контроля (педагогический, врачебный, биологический, антропометрический, биохимический, биомеханический, психологический, организационный и тому подобные.; тестометрический, визуальный, инструментальный, автоматизированный и т.д.; предварительный, оперативный, текущий, этапный, итоговый и т.д.), что свидетельствует, как о многогранности проблемы, так и о недостаточной упорядоченности связанных с нею представлений.

Контрольные упражнения (тесты) для оценки скоростных способностей делятся на четыре группы: 1) для оценки быстроты простой и сложной реакции; 2) для оценки скорости одиночного движения; 3) для оценки максимальной быстроты движений в разных суставах; 4) для оценки скорости, проявляемой в целостных двигательных действиях, чаще всего в беге на короткие дистанции [19].

Контрольные упражнения для оценки быстроты простой и сложной реакции. Время простой реакции измеряют в условиях, когда заранее известен и тип сигнала, и способ ответа (например, при загорании лампочки отпустить кнопку, на выстрел стартера начать бег и т.д.). В лабораторных условиях время реакции на свет, звук определяют с помощью хронорефлексометров, определяющих время реакции с точностью до 0,01 или 0,001 с. Для оценки времени простой реакции используют не менее 10 попыток и определяют среднее время реагирования [19].

При измерении простой реакции можно применять линейку длиной 40 см .

В соревновательных условиях время простой реакции измеряют с помощью контактных датчиков, помещаемых в стартовые колодки (легкая атлетика), стартовую тумбу в бассейне (плавание) и т.д. [19].

Сложная реакция характеризуется тем, что тип сигнала и вследствие этого способ ответа неизвестны (такие реакции свойственны преимущественно играм и единоборствам). Зарегистрировать время такой реакции в соревновательных условиях весьма трудно [21].

В лабораторных условиях время реакции выбора измеряют так: испытуемому предъявляют слайды с игровыми или боевыми ситуациями. Оценив ситуацию, испытуемый реагирует либо нажатием кнопки, либо словесным ответом, либо специальным действием.

Контрольные упражнения для оценки скорости одиночных движений. Время удара, передачи мяча, броска, одного шага и тому подобные. определяют с помощью биомеханической аппаратуры [24].

Контрольные упражнения для оценки максимальной частоты движений в разных суставах. Частоту движений рук, ног оценивают с помощью теппингтестов. Регистрируется число движений руками (поочередно или одной) или ногами (поочередно или одной) за 5—20 с.

Контрольные упражнения для оценки скорости, проявляемой в целостных двигательных действиях. Бег на 30, 50, 60, 100 м на скорость преодоления дистанции (с низкого и высокого старта). Измерение времени осуществляется двумя способами: вручную (секундомером) и автоматически с помощью фотоэлектронных и лазерных устройств, позволяющих фиксировать важнейшие показатели: динамику скорости, длину и частоту шагов, время отдельных фаз движения [27].

 

Организация исследования.

 

Исследование проводилось в зимнем стадионе спортивного комплекса уралмаш. В контрольную группу вошли дети 2006 г.р.(10 человек), занимающиеся легкой атлетикой по методике тренера В.Н.Самбурского. В экспериментальную группу вошли дети 2006г.р., занимающиеся у того же тренера, по такой же методике(10 человек). Учебно-тренировочные заниятия в экспериментальной группе проводил проводил Грачев Павел Максимович, студент-стажер 4-го курса института физической культуры.

Отличие учебно-тренировочных занятий в экспериментальной группе заключалось в том, что в их содержание были включены упражнения и подвижные игры, направленные на развитие качества быстроты в разных ее проявлениях.

Подбор упражнений осуществляется с учетом преимущественной направленности на проявление скоростных способностей, развитие быстроты двигательной реакции, улучшение частоты последовательных движений руками, ногами, туловищем; на развитие быстроты отдельных движений; упражнения комплексного воздействия (эстафеты или подвижные игры, главным средством в которых является быстрый бег в разных вариантах).

Все дети, принимавшие участие в эксперименте, имели основную медицинскую группу и не имели ограничений к занятиям физическими упражнениями.

 

Результаты констатирующего эксперимента

Общеизвестно, что выявление закономерностей развития моторики имеет особое значение в младшем школьном возрасте, так как именно на этом этапе школьного обучения закладывается фундамент моторного развития ребенка.

Под общей физической подготовленностью понимают физическое состояние человека, которое приобретается в результате занятий физическими упражнениями и характеризуется высокой работоспособностью, хорошим развитием двигательных качеств, разностороннем двигательным опытом

При проведении констатирующего эксперимента в соответствии с задачами данной работы, были получены данные о двигательной подготовленности школьников.

В таблице 1 представлены результаты педагогического тестирования участников эксперимента, позволяющие говорить об общей двигательной подготовленности младших школьников, участвующих в эксперименте.

 

 

Показатели общей двигательной подготовленности участников эксперимента

(контрольный и экспериментальный класс)

Таблица 1

Из таблицы 1 видно, что средний показатель бега на 30 метров в контрольной группе составляет 7,8±0,4 с, в экспериментальной - 7,5±0,3 с (Р<0,05).

Средний показатель при выполнении шестиминутного бега в контрольной группе составил 922,0±26,1м, в экспериментальной группе - 978,3±31,0 м, (Р<0,05).

При выполнении прыжка в длину средний показатель учащихся составил 133,1±6,5см – в контрольной группе, и 134,2±5,4см - в экспериментальной (Р>0,05).

Средние показатели двигательной подготовленности участников эксперимента (контрольная и экспериментальная группы) не имеют существенных отличий и соответствуют средним показателям их сверстников, полученными другими специалистами (В. И. Лях [37]).

 

2.6.Результаты эксперимента

Результаты повторного педагогического тестирования участников эксперимента и их сравнение (в начале и в конце эксперимента) подтверждают показатели динамики ЧСС и позволяют говорить о эффективности рекомендованных заданий и методики их применения на уроках легкой атлетики во 2-м классе.

В таблицах 10 и 11 представлены результаты педагогического тестирования в контрольной и экспериментальной группах до и после проведения эксперимента.

 

Из таблицы  видно, что при выполнении бега на 30 м, участники контрольной группы показали в начале эксперимента средний результат 7,8±0,4 с, по окончании - 7,7±0,34 с. Улучшение составило 1,8%. В экспериментальной группе участники имели средний результат - 7,5±0,3 с (до начала эксперимента), в конце эксперимента - 7,2±0,31 с. Средний результат увеличился на 3,0% (Р<0,05).

В 6-минутном беге (показатель общей выносливости) средний результат контрольной группы при проведении первого тестирования составил 922,1±26,0 м, в конце эксперимента он был равен – 936,1±29,0 м. Увеличение составило 1,5%. В экспериментальной группе до эксперимента результат был равен 978,0±31,1 м, после эксперимента – 1025,0±34,0, увеличение составило 4,8% (Р>0,05).

При прыжках в длину в экспериментальной группе средний результат до эксперимента составил 133,0±6,5см, после эксперимента 138,0±5,5см, увеличение составило 3,4%. В экспериментальной группе средний показатель до эксперимента составил 134,2±5,4см, после эксперимента 139,0±5,4. Прирост составил 3,4% (Р>0,05).

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Обобщения результатов курсовой работы связанных с методикой развития быстроты у младших школьников позволило решить ряд важных задач.

Младший школьный возраст охватывает период жизни от 6 до 11 лет. В это время происходит интенсивное биологическое развитие детского организма (центральной и вегетативной нервных систем, костной и мышечной систем, деятельности внутренних органов). Такая физиологическая перестройка требует от организма ребенка большого напряжения для мобилизации всех резервов [1].

В этот период возрастает подвижность нервных процессов, процессы возбуждения преобладают, и это определяет такие характерные особенности младших школьников, как повышенную эмоциональную возбудимость, непоседливость и стремление к быстрым движениям [5].

Развитие физических качеств является необходимым компонентом здорового образа жизни младшего школьника. Это и ловкость, и выносливость, и сила, и гибкость, и, конечно, быстрота. Стать быстрым сразу и за один день не получится. Для этого необходимо выполнять физические упражнения, причем делать это систематически, упорядоченно. И тогда можно действительно достигнуть оптимума, а затем держать себя в форме [9].

Способность к быстроте у младших школьников необходима для формирования и совершенствования бега, различных видов прыжков и метаний в подвижных играх, а также для успешного овладения многими видами спортивных упражнений [2].

В период учебных занятий двигательная активность школьников не только не увеличивается при переходе из класса в класс, но и наоборот, все больше уменьшается. Поэтому крайне важно обеспечить детям в соответствии с их возрастом и состоянием здоровья достаточный объем суточной двигательной деятельности [11].

Эффективное повышение уровня физической подготовленности и формирование физических способностей, приобретение различных двигательных навыков указывают на более широкое применение в процессе занятий физической культурой игрового и соревновательного методов [10].

Итак, из всего вышеизложенного, можно сделать следующие выводы.

1) исходя из того что у детей в младшем школьном возрасте развитие физических качеств является необходимым компонентом здорового образа жизни младшего школьника, упражнения должны быть комплексного (разностороннего) воздействия на все основные компоненты скоростных способностей [9];

2) при развитии быстроты у детей предпочтение следует отдавать естественным формам движений и нестереотипным способам их выполнения. Стандартное повторение упражнений с максимально возможной скоростью может уже в детском возрасте привести к образованию скоростного барьера. Подвижные игры в этом возрасте имеют явное преимущество перед стандартными пробежками на быстроту. Для развития быстроты целесообразно использовать хорошо освоенные упражнения, при этом учитывать физическую подготовленность детей, а также состояние их здоровья [11];

3) для определения скоростных способностей используют следующие тесты [4];

а) измерение времени реакции - "гимнастическая палка";

б) теппингтест;

в) бег 30 м. ;

г) бег на месте за 5 сек. ;

4) основными видами контроля воспитания скоростных способностей у младших школьников являются тесты. Оценка должна иметь два критерия: должна быть справедливой и должна приводить к практически полезным результатам [9].

Доказана эффективность предложенных физических упражнений и подвижных игр, направленного на развитие быстроты у детей младшего школьного на уроках физической культуры.

Так, в беге на 30 м средний результат детей экспериментальной группы увеличился на 3,0%, (контрольный – 1,8%);

В челночном беге 3х10 м средний результат в экспериментальной группе составил 3,3% (в контрольном – 1,4%).

При выполнении теппинг-теста у школьников экспериментальной группы средний результат увеличился на 6,4% (в контрольном – 4,5%).

В шестиминутном беге прирост составил 4,8% в экспериментальной (в контрольной 1,5%)

5. Мы считаем, что основным условием качества двигательной подготовленности школьников младших классов на уроках физической культуры будет:

- широкое использование разнообразных и доступных средств физического воспитания;

- мотивация школьников на регулярное выполнение физической нагрузки;

- высокий профессионализм учителя физической культуры.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Антропова, М. В. Морфофункциональное созревание основных физиологических систем организма детей школьного возраста[Текст]/ М. В. Антропова, М. М. Кольцова. – М. : Педагогика, 2003.  148 с.

2. Аршавский, И. А. Физиологические механизмы и закономерности индивидуального развития [Текст] / И. А. Аршавский. – М. , 1982. – 235 с.

3. Бутенко, Б. И. О путях развития быстроты. Теория и практика физической культуры [Текст] / Б. И. Бутенко. – М. , 1968. – № 4. – 11 с.

4. Вавилов, Ю. Н. Физиологические основы двигательной активности [Текст] / Ю. Н. Вавилов. – М. : Физкультура и спорт, 1991. – 80 с.

5. Вайнбаум, Я. С. Дозировка физических нагрузок школьников [Текст] / Я. С. Вайнбаум. – М. : Просвещение, 1991. – 95 с.

6. Выготский, Л. С. Педагогическая психология [Текст] / Л. С. Выготский; В. В. Давыдова. – М. : Педагогика, 1991. – 479 с.

7. Герейда, В. Н. Научить быть здоровым [Текст] / В. Н. Герейда // Начальная школа. – 2000. – 99 с.

8. Гужаловский, А. А. Развитие двигательных качеств у школьников / А.А. Гужаловский. –М : Просвящение, – 1990. – 287 с.

9. Доскин, В. А. Биологические ритмы растущего организма [Текст] / В. А. Доскин., Н. Н. Куинджин. – М. : Медицина, 1989. – 126 с.


 

Факторы влияющие на развитие быстроты

Факторы влияющие на развитие быстроты

Целенаправленные воздействия или занятия разными видами спорта оказывают положительное влияние на развитие скоростных способностей: специально тренирующиеся имеют преимущество на 5-20% и более, а рост результатов…

Целенаправленные воздействия или занятия разными видами спорта оказывают положительное влияние на развитие скоростных способностей: специально тренирующиеся имеют преимущество на 5-20% и более, а рост результатов…

Сложная реакция характеризуется тем, что тип сигнала и вследствие этого способ ответа неизвестны (такие реакции свойственны преимущественно играм и единоборствам)

Сложная реакция характеризуется тем, что тип сигнала и вследствие этого способ ответа неизвестны (такие реакции свойственны преимущественно играм и единоборствам)

Общеизвестно, что выявление закономерностей развития моторики имеет особое значение в младшем школьном возрасте, так как именно на этом этапе школьного обучения закладывается фундамент моторного развития…

Общеизвестно, что выявление закономерностей развития моторики имеет особое значение в младшем школьном возрасте, так как именно на этом этапе школьного обучения закладывается фундамент моторного развития…

В 6-минутном беге (показатель общей выносливости) средний результат контрольной группы при проведении первого тестирования составил 922,1±26,0 м, в конце эксперимента он был равен – 936,1±29,0…

В 6-минутном беге (показатель общей выносливости) средний результат контрольной группы при проведении первого тестирования составил 922,1±26,0 м, в конце эксперимента он был равен – 936,1±29,0…

Стандартное повторение упражнений с максимально возможной скоростью может уже в детском возрасте привести к образованию скоростного барьера

Стандартное повторение упражнений с максимально возможной скоростью может уже в детском возрасте привести к образованию скоростного барьера

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 1. Антропова,

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 1. Антропова,
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.09.2020