Факультатив «Окружающий мир и я».

  • doc
  • 22.02.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала !!!факультатив 5кл окруж.мир.doc

Пояснительная записка.

        Данный факультатив «Окружающий мир и я» разработан для введения основ биологических процессов, терминов и понятий, с которыми учащиеся 5 класса будут знакомится на протяжении изучения курса «Биология» с 5 по 11 класс. Этот факультатив дополняет и расширяет грани изучения биологии и включает в себя наиболее важные и интересные темы, с учетов возрастных особенностей.                       

 Учащиеся познакомятся: с клеткой- структурной единицей живых организмов;  с величайшим открытием на Земле — микроскопом,  изучат строение различных  клеток при увеличении и найдут их различия и сходства ;  узнают , что помимо живых организмов на Земле существуют и неклеточные формы жизни, т.е. познакомятся с вирусами. Так же будут затронуты темы: основной роли растений на Земле; экологические проблемы и возможности   решения  эти проблем. Коснемся тем  здоровья человека (правильное питание, занятие физическим спортом, закаливание и т.д.) и оказания первой помощи при различных травмах и повреждениях. Таким образом, данный курс включает в себя разнообразные и интересные  темы и дает возможность учащемуся сделать первый шаг в увлекательный мир биологии. Организация учебных занятий предполагает, что любое  занятие  для детей должно стать уроком радости, открывающим каждому ребёнку его собственную индивидуальность, которые обеспечивают повышение уровня работоспособности.

         Программа факультатива  «Окружающий мир и я» для основной школы является авторской и разработана с учетом новых требований к результатам основного общего  образования, предоставленных в  Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения.  В программу факультатива включены: тематическое планирование с описанием деятельности учащихся, планируемые результаты освоения программы. 

      Факультатив направлен на решение приоритетной задачи  основного общего  образования — формирование универсальных учебных действий ( ключевых умений, общих учебных умений, обобщенных способов действий). 

        Обучающиеся включаются в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные действия, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятиям, структурировать материал и др. Обучающиеся включаются в коммуникативную учебную деятельность, где преобладают такие её виды, как умение полно и точно выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения, работать в группе, представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме, вступать в диалог и т. д.

Факультатив «Окружающий мир и я» должен изучаться  на доступном  уровне, преимущественно в виде познавательных бесед, подкрепленных видео материалом и презентациями, учебных игр и  практической деятельностью. Кроме того, он включает в себя дополнительные виды деятельности:

-                                           практические задания;

-                                           интеллектуальные марафоны;

-                                           прослушивание песен и стихов;

-                                           организация игр на развитие и концентрацию внимания;

-                                           проведение опытов;

-                                       выполнение физических упражнений, упражнений на релаксацию, концентрацию внимания, развитие воображения.

   

Задачи курса:

   

-       систематизация имеющихся представлений о живой и неживой природе;

-       формирование элементарных знаний о природе, человеке, окружающей среде обитания  организмов, т. е. формирование первоначальных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях (клеточной, эволюционной Ч. Дарвина);об экологическом учении; о функционировании нашего организма.

-       знакомство с методами изучения окружающей среды;

-       формирование основ экологии и решение экологических проблем; способности оценивать последствия деятельности человека в природе,

-       знакомство и систематизация знаний, о сохранении своего здоровья;  освоение приёмов оказания первой помощи;

-       развитие мышления, любознательности, наблюдательности, творческих способностей, коммуникативности;

-       развитие самостоятельности;

-       формирование умений сравнивать объекты, давать им качественную, грамотную оценку (устанавливать причинно-следственные связи, прогнозировать процессы, выявлять сходства и различия);

-        патриотическое и духовно-нравственное воспитание;

-       формирование рефлексии (восприятие предстоящего обучения, осознание своих достижений в овладении знаний и умений, пробелы в знаниях и умениях);

 

-        приобретение опыта использования методов биологической науки для изучения живых организмов и человека: наблюдения за живыми объектами, собственным организмом; описание биологических объектов и процессов; проведение несложных биологических экспериментов с использованием аналоговых и цифровых биологических приборов и инструментов;

-        овладение приёмами работы с информацией биологического содержания, представленной в разной форме (в виде текста, табличных данных, схем, фотографий и др.);

-       создание основы для формирования интереса к дальнейшему расширению и углублению биологических знаний и выбора биологии как профильного предмета на ступени среднего полного образования.

      

При составлении содержания курса  факультатива «Окружающий мир и я» учитывались следующие дидактические принципы:

·объективности, научности;

·связи теории с практикой;

·последовательности, систематичности;

·доступности при необходимой степени трудности;

·наглядности, разнообразия методов;

·активности обучаемых;

·прочности усвоения знаний, умений и навыков в сочетании с опытом творческой деятельности.

Оборудование и кадровое обеспечение программы

      Для осуществления образовательного процесса по программе факультатива  «Окружающий мир и я» необходимы следующие  принадлежности:

  -набор рабочих инструментов для практических занятий;

  -микроскоп, лупа;

  -компьютер, проектор;

   -набор ЦОР по окружающему миру;

  - коллекция камней.

    Занятия факультатива ведёт  учитель биологии, либо любой другой специалист в области естествознания, обладающий достаточным опытом работы с детьми.

Место факультативного курса в учебном плане

        Программа рассчитана на 1 год, 34 часа.   Занятия проводятся 1 раз в неделю. Курс изучения  программы  рассчитан на  учащихся 5 классов.

 

Календарно - тематическое планирование факультатива «Окружающий мир и я».

 

по теме

Тема урока

Дата проведения

1

Введение. История  становления биологических наук.

 

 

2

Организмы. Свойства  живых организмов.

 

 

3

Лабораторное оборудование.

 

 

4

Отношения организмов между собой и средой обитания.

 

 

5

Цепи питания.

 

 

6

Растения. Строение растений.

 

 

7

Роль растений в жизни на Земле

 

 

      8

Красная книга растений Казахстана.

 

 

9

Разнообразие грибов.

 

 

10

Простейшие животные организмы

 

 

11

Разнообразие животных организмов.

 

 

12

Разнообразие животных организмов.

 

 

13

Обобщение знаний по теме: «Живые и неживые тела природы»

 

 

14

Микроскоп.

 

 

15

Строение организмов. Клетка.

 

 

16

Сравнение растительных и животных клеток. Практическая работа №1

 

 

17

Неклеточные формы жизни- вирусы

 

 

18

Бактерии.

 

 

19

Обобщение по теме «Клетка»

 

 

20

История происхождения человека.

 

 

21

История происхождения человека.

 

22

Моя семья

 

 

23

Вежливость.

 

 

24

Я и мои друзья.

 

 

25

Мой организм.

 

 

26

Как мы слышим?

 

 

27

Как мы видим?

 

 

28

Правильное питание.

 

 

29

Закаливание и спорт

 

 

30

Первая помощь при переломах.

 

 

31

Первая помощь при ранениях.

 

 

32

Первая помощь при ожогах и обморожениях.

 

 

33

Кого нам стоит опасаться. Ядовитые растения и животные

 

 

34

Грибы. Съедобные и несъедобные.

 

 

 

Планируемые результаты освоения программы факультатива

«Окружающий мир и я»

 

Личностные:

У учащихся будут сформированы:

-        положительная мотивация к дальнейшему изучению курса «Биология»;

-        внимательное и бережное отношение к своему здоровью;

-        понимание важности бережного отношения к окружающей среде;

-        понимание значения взаимопомощи.

Предметные:

Учащиеся научатся:

-       работать с микроскопом;

-       разбираться в приборах и лабораторном оборудовании;

-       сравнивать тела живой и неживой природы;

-       рассказывать о строении и значимости клетки, как структурной еденице живых организмов;

-       сравнивать (на уровне 5 класса) строение растительных и животных клеток (на примере готовых микропрепаратов или препаратов собственного приготовления);

-       доказывать значимость растений для жизни на Земле;

-       бережно относится к окружающей среде;

-       понимать, что человек- часть природы;

-       рассказывать о влиянии человека на состояние окружающей среды;

-       правильно ухаживать за своим телом и поддерживать свое здоровье;

-       оказывать первую помощь при различных травмах и повреждениях (разыгрывать различные ситуации и оказывать друг другу содействие)

Метапредметные:

Регулятивные

Учащиеся научатся:

-       понимать свое продвижение в освоении данного факультатива;

-       ставить учебную цель;

-       понимать цель выполняемых действий;

-       намечать план выполнения заданий;

-       следовать четким инструкциям;

-       проводить опыты и наблюдать;

-       делать выводы после проведения практических работ;

-       оценивать правильность выполненного задания;

-       осуществлять самопроверку, взаимопроверку;

-       давать оценку полностью ли выполнено задание, или частично.

Познавательные:

-       фиксировать результаты наблюдений;

-        пользоваться справочниками, интернет ресурсами, энциклопедиями, словарями и т.д.;

-       осуществлять описание объектов природы.

Коммуникативные:

-       работать с одноклассниками при выполнении коллективных и игровых заданий;

-        задавать вопросы друг другу;

-       выслушивать своих товарищей, не перебивать и не мешать;

-       договариваться и приходить к общему мнению;

-       стараться сотрудничать со взрослыми и сверстниками для реализации своей цели.

 

Рекомендуемый список литературы:

1.     Большой атлас природы России: иллюстрированная энциклопедия для     детей. - М.: Эгмонт, Россия Лтд, 2003.

2.       Букин  А. П. В дружбе с природой - М, 1991.

3.     Белик В.П. Имя из «Красной книги»- «Донской издательский дом», 2003.

4.      Грехова  Л. И. В союзе с природой: эколого -природоведческие игры и развлечения с детьми - Ставрополь, 2000.

5.       Дыбина  О. В. Неизведанное рядом  – М, Сфера, 2001.

6.      Зверев  И. Д. Экологическое образование и воспитание - Волгоград, 1996.

7.       Калецкип  А. А. Калейдоскоп натуралиста. -М., 1976.

8.       Маюров А.Н. Уроки культуры здоровья. В здоровом теле – здоровый дух. Уч. пособие для ученика и учителя. М.: Педагогическое общество России, 2004.

9.       Никитина  Б. А. Развивающие экологические игры в школе и не только. - Самара, 1996.

10.     Носаль  М. А. Лекарственные растения. Способы их применения в   народе. - Ленинград., 1991.

11.   Плешаков  А. А. Зеленый дом. – Москва :  Просвещение, 2001.

12.    Плешаков  А. А.   Зеленый  дом.  От  земли  до  неба. Москва: Просвещение, 1998.

13.    Плешаков  А. А. Зеленый дом: программно-методические  материалы. – Москва ., 2000.

14.    Плешаков  А. А. Как знакомить детей с правилами поведения в природе. - 1998. -№ 8

15. Томпсон К. Факты в трех измерениях. Человек./ООО «Издательская группа Аттикус»/- М., 2008.

16.  Чернявский А.В., Ковальчук  Д. А.  Универсальный энциклопедический справочник .- Харьков, 2010 .

17. Вологдина Е. В., Малофеева Н. Н. ,Травина И. В.  Живая природа.  Энциклопедии для любознательных.   -М.,2008. 

18. Вагнер Б.Б./Сто Великих чудес природы./ Энциклопедии для любознательных. - М., 2010.

19. Сэм Тэплин. / Динозавры и доисторические животные. / Энциклопедии для любознательных. / Харьков , Белгород  2009.

20.Бен Денн. / Моря и океаны. / Энциклопедии для  любознательных. /  Харьков , Белгород  2009.

21. Лори Уиддон   Иллюстрированный атлас Мира. - Индия.,  2008.

22.Цеханская А.Ф., Стренков Д. Г. / Новый атлас животных. / М.,  2007.

23.Энциклопедия для детей. Биология. /Рекомендовано Управлением общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации./-М. «Аванта», 2006.

    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

БЕКІТЕМІН:

УТВЕРЖДАЮ:

Директор

 

«______»_____________

           

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

          КЕЛІСЕМІН:

Оқу ісінің меңгерушісі

СОГЛАСОВАНО:

      Зам директора по УР

__________________

«______»______________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ӘБ ОТЫРЫСЫНДА

КАРАЛДЫ:

Әб етекшісі

Хаттама №______

РАССМОТРЕНО НА

ЗАСЕДАНИИ МО:

Протокол№________

«_____»___________

 

 

 

 

Факультатив по биологии:

«Окружающий мир и я»

 

 

СЫНЫП:

КЛАСС:    5

 

МҰҒАЛІМ:   Кашинская Татьяна Иосифовна

УЧИТЕЛЬ:    Кашинская Татьяна Иосифовна

 

 

 

 

 

Подольская СШ

2015-2016 учебный год

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



Скачано с www.znanio.ru