Факультатив: Аннотации бывают разные

  • Исследовательские работы
  • docx
  • 02.12.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Игра в магазин увлекает детей и стимулирует интерес к чтению: многим захочется не только «продать» книгу, но и прочитать ее. Завершая игру, обязательно вернемся к теме урока, поразмышляем, что помогло «продавцам» так хорошо сориентироваться в содержании незнакомой книги? Зачем нужна аннотация? Как ее нужно составлять, чтобы она соответствовала своему назначению? Можно проанализировать наиболее удачные и неудачные аннотации, определить, о чем именно говорится в них. Анализ покажет, что обычно в аннотации указывается жанр произведения, его тема, адресат. Аннотации художественных произведений могут быть написаны в занимательной, даже интригующей читателя форме. Аннотации научно-познавательных книг и статей ориентируют читателя в основной проблеме, рассматриваемой в тексте. Домашнее задание — составить аннотацию на книгу, прочитанную самостоятельно.
Иконка файла материала Урок 2.docx
Урок 2. Тема: “Аннотации бывают разные” Цели урока: познакомить учащихся с новыми сведениями об особенностях содержания  аннотаций, их возможной структуре и языково­стилистическом оформлении, готовить к  самостоятельному написанию текста вторичного жанра. Ход урока 1. Проверка домашнего задания Учитель: К сегодняшнему уроку вы принесли книги, в которых есть аннотации. Зачитайте  их. Оказывается, аннотации бывают разные. Но цель их одна. Какая? (Кратко  охарактеризовать содержание книги.) 2. Углубление знаний по теме Познакомьтесь с предложенными аннотациями.  Носов Н.Н. Витя Малеев в школе и дома: Повесть / Рис. В. Чижикова. – М.: Детская  литература, 1986. – 191 с., ил. Витя и Костя все время попадают в нелепые истории. Решили на жонглеров учиться –  посуду перебили. Начали дрессированного щенка со сцены показывать – он задачку решить  не может. Почему так получилось – прочитаете в книге.  Велтистов Е.С. Электроник – мальчик из чемодана: Повесть­фантазия / Рис. С.  Калачева. – М.: Советская Россия, 1986. – 112 с., ил. С некоторых пор в школе юных математиков стали происходить удивительные события.  Ничем не примечательный семиклассник Сережа Сыроежкин неожиданно стал лучшим  бегуном, лучшим математиком, лучшим фокусником. Оказывается, он прекрасно понимает язык зверей. Что с ним произошло?  Носов Е.И. Где просыпается солнце?: Рассказы / Переизд.; Худ. Л. Кузнецов. – М.: Дет. лит., 1990. – 32 с.: ил. – (Книга за книгой). Рассказы известного прозаика о жизни ребят современной деревни. [31, с.165] – С какой книгой вам захотелось познакомиться, прочитав аннотацию? Почему? – Одинаковы ли цели этих аннотаций? (Первые – заинтересовать, последняя – дать  информацию о содержании.) – Как автор аннотации решает задачу заинтересовать читателей? Какие выражения  побуждают нас обратить внимание на книгу? (Вопрос “Что с ним произошло?”, цитаты из  книги , рекламные крючки “Почему так получилось – прочитаете в книге”.) – Как возбуждает интерес автор аннотации вашей книги? (…) – Это нестандартные (необычные) выражения, используемые в аннотациях. Но есть и те,  которые используются в аннотациях чаще других – клише. Клише (фр.) – готовый оборот  речи. В книге собраны… В книгу вошли… (Общая характеристика книги) В сборник включены…Книга адресована… Книга рассчитана на широкий круг читателей. Адрес – Найдите в своих книгах стандартные и нестандартные конструкции. 3. Самостоятельная работа. – Проверим ваши знания по теме “Аннотация”. Ваша задача написать  аннотацию, дав книге оценку, рекомендацию. а) Представляем героя ­ кто он такой? Почему его судьба должна заботить читателя?  б) Показываем проблему, с которой сталкивается герой. Что герой теряет или может  потерять? Это "что­то" должно быть крайне важным для него.  в) Задаем вопрос (сумеет или не сумеет герой решить проблему), дразним читателя или  приводим решение.  Вы можете просто заполнить пробелы:  Библиографическое описание: Автор_______________________________________________ Название____________________________________________ издательство_________________________________________  год издания__________________________________________ Текст аннотации: _______________________________________________________________(имя героя) хочет  __________________________________ (цель, которая должна быть достигнута), потому что  _____________________________________________ (мотивация), но он(она) сталкивается с  ___________________________________________________ (препятствие на пути к счастью).  Организуем работу в мини группах. Каждая группа получает несколько книг, содержащих аннотации:  художественное издание одного произведения, сборник произведений одного автора, сборник  произведений разных авторов, научно­познавательную книгу. В данном случае желательно, чтобы книги  были незнакомы большинству детей. Ученикам предлагается самостоятельно прочитать аннотации,  оглавление, рассмотреть обложку, иллюстрации. Затем начинается игра в книжный магазин. Учитель или  заранее подготовленные ученики выступают в роли покупателя. Задача «продавцов» определить, имеется  ли у них книга, отвечающая запросам читателя, и порекомендовать эту книгу. При проверке домашнего задания на следующем уроке тоже можно организовать игру «Узнай книгу по  аннотации». Ученик, не называя автора и названия книги, зачитывает аннотацию, которую составил,  остальные должны определить, о какой книге идет речь. Эта игра помогает детям увидеть недостатки  составленных ими аннотаций и откорректировать текст. 4. Домашнее задание Вы приобрели достаточно знаний для того, чтобы самостоятельно создать аннотацию.  Напишите такую аннотацию на свою любимую книгу, чтобы, познакомившись с ней, у  читателей возникло желание прочитать книгу. (Впоследствии оформляется выставка аннотаций учащихся “Советуем прочитать”.)