Игра в магазин увлекает детей и стимулирует интерес к чтению: многим захочется не только «продать» книгу, но и прочитать ее. Завершая игру, обязательно вернемся к теме урока, поразмышляем, что помогло «продавцам» так хорошо сориентироваться в содержании незнакомой книги? Зачем нужна аннотация? Как ее нужно составлять, чтобы она соответствовала своему назначению? Можно проанализировать наиболее удачные и неудачные аннотации, определить, о чем именно говорится в них. Анализ покажет, что обычно в аннотации указывается жанр произведения, его тема, адресат. Аннотации художественных произведений могут быть написаны в занимательной, даже интригующей читателя форме. Аннотации научно-познавательных книг и статей ориентируют читателя в основной проблеме, рассматриваемой в тексте. Домашнее задание — составить аннотацию на книгу, прочитанную самостоятельно.
Урок 2. Тема: “Аннотации бывают разные”
Цели урока: познакомить учащихся с новыми сведениями об особенностях содержания
аннотаций, их возможной структуре и языковостилистическом оформлении, готовить к
самостоятельному написанию текста вторичного жанра.
Ход урока
1. Проверка домашнего задания
Учитель: К сегодняшнему уроку вы принесли книги, в которых есть аннотации. Зачитайте
их. Оказывается, аннотации бывают разные. Но цель их одна. Какая? (Кратко
охарактеризовать содержание книги.)
2. Углубление знаний по теме
Познакомьтесь с предложенными аннотациями.
Носов Н.Н. Витя Малеев в школе и дома: Повесть / Рис. В. Чижикова. – М.: Детская
литература, 1986. – 191 с., ил.
Витя и Костя все время попадают в нелепые истории. Решили на жонглеров учиться –
посуду перебили. Начали дрессированного щенка со сцены показывать – он задачку решить
не может. Почему так получилось – прочитаете в книге.
Велтистов Е.С. Электроник – мальчик из чемодана: Повестьфантазия / Рис. С.
Калачева. – М.: Советская Россия, 1986. – 112 с., ил.
С некоторых пор в школе юных математиков стали происходить удивительные события.
Ничем не примечательный семиклассник Сережа Сыроежкин неожиданно стал лучшим
бегуном, лучшим математиком, лучшим фокусником. Оказывается, он прекрасно понимает
язык зверей. Что с ним произошло?
Носов Е.И. Где просыпается солнце?: Рассказы / Переизд.; Худ. Л. Кузнецов. – М.: Дет.
лит., 1990. – 32 с.: ил. – (Книга за книгой).
Рассказы известного прозаика о жизни ребят современной деревни. [31, с.165]
– С какой книгой вам захотелось познакомиться, прочитав аннотацию? Почему?
– Одинаковы ли цели этих аннотаций? (Первые – заинтересовать, последняя – дать
информацию о содержании.)
– Как автор аннотации решает задачу заинтересовать читателей? Какие выражения
побуждают нас обратить внимание на книгу? (Вопрос “Что с ним произошло?”, цитаты из
книги , рекламные крючки “Почему так получилось – прочитаете в книге”.)
– Как возбуждает интерес автор аннотации вашей книги? (…)
– Это нестандартные (необычные) выражения, используемые в аннотациях. Но есть и те,
которые используются в аннотациях чаще других – клише. Клише (фр.) – готовый оборот
речи.
В книге собраны…
В книгу вошли… (Общая характеристика книги)
В сборник включены…Книга адресована…
Книга рассчитана на широкий круг читателей. Адрес
– Найдите в своих книгах стандартные и нестандартные конструкции.
3. Самостоятельная работа.
– Проверим ваши знания по теме “Аннотация”. Ваша задача написать аннотацию, дав книге
оценку, рекомендацию.
а) Представляем героя кто он такой? Почему его судьба должна заботить читателя?
б) Показываем проблему, с которой сталкивается герой. Что герой теряет или может
потерять? Это "чтото" должно быть крайне важным для него.
в) Задаем вопрос (сумеет или не сумеет герой решить проблему), дразним читателя или
приводим решение.
Вы можете просто заполнить пробелы:
Библиографическое описание:
Автор_______________________________________________
Название____________________________________________
издательство_________________________________________
год издания__________________________________________
Текст аннотации:
_______________________________________________________________(имя героя) хочет
__________________________________ (цель, которая должна быть достигнута), потому что
_____________________________________________ (мотивация), но он(она) сталкивается с
___________________________________________________ (препятствие на пути к счастью).
Организуем работу в мини группах. Каждая группа получает несколько книг, содержащих аннотации:
художественное издание одного произведения, сборник произведений одного автора, сборник
произведений разных авторов, научнопознавательную книгу. В данном случае желательно, чтобы книги
были незнакомы большинству детей. Ученикам предлагается самостоятельно прочитать аннотации,
оглавление, рассмотреть обложку, иллюстрации. Затем начинается игра в книжный магазин. Учитель или
заранее подготовленные ученики выступают в роли покупателя. Задача «продавцов» определить, имеется
ли у них книга, отвечающая запросам читателя, и порекомендовать эту книгу.
При проверке домашнего задания на следующем уроке тоже можно организовать игру «Узнай книгу по
аннотации». Ученик, не называя автора и названия книги, зачитывает аннотацию, которую составил,
остальные должны определить, о какой книге идет речь. Эта игра помогает детям увидеть недостатки
составленных ими аннотаций и откорректировать текст.
4. Домашнее задание
Вы приобрели достаточно знаний для того, чтобы самостоятельно создать аннотацию.
Напишите такую аннотацию на свою любимую книгу, чтобы, познакомившись с ней, у
читателей возникло желание прочитать книгу.
(Впоследствии оформляется выставка аннотаций учащихся “Советуем прочитать”.)