Рабочая программа конкретизирует содержание конкретных тем, дает распределение учебных часов по темам, и предлагает собственный подход к структурированию учебного материала, определяет последовательность изучения учебного материала.
Трудовая деятельность – форма проявления жизненной активности человека, которая оказывает решающее влияние на его развитие. Труд играет большую роль в судьбе умственно отсталых школьников, служит эффективным средством коррекции умственных, физических и личностных нарушений учащихся, а также средством адаптации к самостоятельной жизни по окончании школы.
Государственное казённое образовательное учреждение
Республики Мордовия
« Инсарская общеобразовательная школаинтернат для детей – сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья»
РАССМОТРЕНО: СОГЛАСОВАНО: Утверждено:
на заседании МО Зам. директора по УВР: Директор школыинтерна
Тишина В.П. Зарубин В.В.
« » 2019 г. « » 2019г.
учителей трудового обучения
Руководитель:
Холодова Е.А.
Протокол № от
Рабочая программа
по факультативу «Сельскохозяйственный труд»
5 класса
Срок реализации программы – 1 год
Составитель: Шиляева В.А.,
учитель первой квалификационной категории
0Инсар, 2019 г.
Пояснительная записка
Сегодня сельское хозяйство возрождается и остро нуждается в
специалистах. И поэтому в данное время профессии овощевода и животновода
очень востребованы. Возможно, в будущем
обучающиеся нашей школы
заинтересуются этими профессиями, и им захочется посвятить себя сельскому
хозяйству.
Каждый выпускник нашей школы должен стать всесторонне грамотным
землепользователем, как минимум, в масштабах личного подсобного хозяйства. А
формировать «сельскохозяйственную грамотность» можно начиная с 5 и
заканчивая в 9 классе через организацию внеурочной деятельности факультатива
«Сельскохозяйственный труд», где обучающиеся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) получат необходимый объем знаний и умений,
которые позволят им реализовать себя как будущих хозяев земли.
Рабочая программа «Сельскохозяйственный труд» является дополнительным
материалом к школьным предметам – природоведение, биология и
сельскохозяйственный труд.
Программой предусматривается непрерывное изучение материала в течение
одного года с учетом возрастных особенностей и уровня развития обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Цель: освоение опыта практического применения знаний и умений при
выращивании растений, животных на учебноопытном участке.
Задачи программы.
1. Образовательные:
1 дать понятия « «Овощеводство»;
изучить многообразие сельскохозяйственных растений и их значение в
жизни человека;
расширить и углубить знания по сельскохозяйственному труду;
формировать определенные умения и навыки по основам овощеводства;
обучить умению работать индивидуально и в группе.
2. Развивающие:
совершенствовать у обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) навыки по выращиванию и уходу за
сельскохозяйственными растениями;
развивать познавательный интерес к растениям;
развивать навыки самостоятельной работы, трудолюбие, интерес к
предмету, умение самостоятельно анализировать;
развивать внимание, логическое мышление, речь обучающихся,
наблюдательность.
3. Воспитательные:
формировать высокий уровень экологической культуры и патриотизма,
гуманное отношение к
потребность в природоохранной деятельности,
окружающей живой и неживой природе и ответственность за её судьбу;
формировать устойчивый интерес к труду;
воспитывать экологически грамотного и социальноадаптированного
гражданина России.
Программа составлена с учетом возрастных особенностей обучающихся.
Программа разработана на 1год обучения. Состав группы постоянный, форма
занятий – групповая.
2Занятия проводятся по 1 часу 1 раз в неделю. Итого в 5 классе 34 часа в
год. Предпочтительные формы организации работы: занятие, исследование,
практическая работа.
Условия реализации программы.
Данная программа реализуется при наличии оборудованного кабинета,
учебноопытного участка,
теплицы,
сельскохозяйственных работ.
оборудования для проведения
Оценка знаний учащихся.
Оценка знаний обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) проводится в виде викторин, разгадывания и составления
кроссвордов, тестирования по пройденным темам программы.
По окончании курса обучающиеся должны :
знать основы овощеводства;
уметь распознавать овощные культуры по внешнему виду;
уметь ухаживать за растениями, вести наблюдения за ними;
уметь применять теоретические знания на практике.
Ожидаемые результаты:
развитие интереса к занятиям;
углубление и совершенствование знаний обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в области овощеводства;
развитое мышление, правильная постановка речи, наблюдательность и
правильное составление выводов;
формирование устойчивого интереса к сельскохозяйственному труду,
высокая экологическая культура и культура труда.
Показатели эффективности работы являются:
Стремление обучающихся к получению новой информации.
3Умение обучающихся ориентироваться в многообразии овощеводства.
Сформированность навыков практической работы и способности к творческой
деятельности.
Календарнотематическое планирование.
№
Наименование темы
Всего
часов
В том числе
Практика
Дата
Раздел № 1 «Наш дом – Природа»
Вводное занятие.
1
Раздел № 2 «Ознакомление с трудом овощевода»
1
Значение овощеводства в личном
1
1
хозяйстве.
2 Общая характеристика профессии
овощевода.
3 Основные группы овощных
4
культур.
Беседа с обучающимися: «Наш
урожай»
5 Познавательное занятие «Осенние
хлопоты человека»
1
1
1
1
Раздел № 3 «Комнатные растения в школе и дома»
1
1
1
2
3
Разновидность комнатных
растений, выращиваемых в
домашних условиях.
Комнатные растения моего дома.
Самые распространенные
комнатные растения.
4 Мой любимый цветок – бегония.
5 Проектная деятельность «Озелени
свою школу».
Самые редкие комнатные
6
растения.
7 Правила ухода за комнатными
растениями.
8 Уход за комнатными растениями
1
1
1
1
1
2
1
2
4нашей школы. (Рыхление почвы,
подкормка, удаление сухих
листьев)
Раздел № 4 «Наблюдаем, изучаем»
1
2
«Лук от семи недуг»
Дать знания о разновидностях
лука.
Беседа о целебных свойствах лука.
3
4 Посадка лука.
5 Народные рецепты с
использованием лука при
заболеваниях (Оформить папку
передвижку)
6 Наблюдение за выращиванием
лука.
1
1
1
1
1
1
1
Д/ и «Что растет на грядке»
Раздел № 5 «Весенние хлопоты»
2
Баклажан. Знакомство с
культурой.
3 Подготовка семян баклажана к
посеву.
4 Посев семян баклажана
5 Перец. Знакомство с культурой.
6 Подготовка семян перца к посеву.
7 Посев семян перца.
Редис. Знакомство с культурой.
8
9 Подготовка семян и почвы для
опыта.
10
11
12
Посев семян редиса в почву.
Наблюдение за посевами редиса.
Посев семян салата.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
13 Конкурс юных овощеводов.
Итого:
1
34
1
19
15
5Список литературы:
1.
М.М.Оконов, В.А.Паршин, А.Н.Манджиева, С.А.Парсункова
Словарь терминов и определений по агрономии, КГУ, 2009.
1.
2.
В.Н.Степанов Практикум по основам агрономии, Москва, 1969.
Белов Н.В. 1000 советов огороднику – Мн. «Современный
литератор», 2000
3.
Бурова В.В. Теплицы, парники, дачи. Изд 3е, доп. и перераб.
Ростов Н/Д: Феникс, 2010. ( Библиотека агронома Буровой).
4.
Быковская Н.З. Как сохранить урожай – М.: ООО ТД «
Издательство Мир книги», 2007. ил (серия Ваш плодородный сад и
огород»).
5.
Гордачёва З.С., Кустова О.Л. Выращиваем зелёные культуры.
М.: ООО ТД « Издательство мир книги», 2007. 240 с: ил – (Серия « Ваш
плодородный сад и огород).
6.
Ермакова С.О. Календарь современного садовода. Защита сада
и огорода от болезней и вредителей. БИОМЕТОД. РИПЛ. Классик.М,
2011.
7.
Грошева Е.В. Школьные игры и конкурсы. Газета для учителей.
№10. 2011.
8.
Педагогическая газета « Досуг в школе». 2010, 2008. Сто игр,
сценариев и праздников – М., «Астрель М», 2011
9.
Фатьянов В.И. Морковь и свекла. Секреты хорошего урожая.
М.: ОЛМА Медиагрупп, 2010. ( Золотые рецепты огорода).
10.
Фатьянов В.И. Перец. Секреты хорошего урожая. М.:
ОЛМА Медиагрупп, 2010 ( Золотые рецепты огорода).
11.
Фатьянов В.И. Лук. Секреты хорошего урожая. М.: ОЛМА
Медиагрупп, 2010. ( Золотые рецепты огорода).
6