факультатив "Сельскохозяйственный труд" (5 класс)

  • Образовательные программы
  • doc
  • 14.09.2019
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Рабочая программа конкретизирует содержание конкретных тем, дает распределение учебных часов по темам, и предлагает собственный подход к структурированию учебного материала, определяет последовательность изучения учебного материала. Трудовая деятельность – форма проявления жизненной активности человека, которая оказывает решающее влияние на его развитие. Труд играет большую роль в судьбе умственно отсталых школьников, служит эффективным средством коррекции умственных, физических и личностных нарушений учащихся, а также средством адаптации к самостоятельной жизни по окончании школы.
Иконка файла материала Факультатив 5 кл.doc
Государственное казённое образовательное  учреждение                                                   Республики  Мордовия    « Инсарская   общеобразовательная   школа­интернат для детей – сирот   и       детей, оставшихся  без попечения  родителей,   с ограниченными возможностями  здоровья» РАССМОТРЕНО:                           СОГЛАСОВАНО:                      Утверждено:             на заседании МО                             Зам. директора по УВР:           Директор школы­интерна                     Тишина В.П.                               Зарубин В.В. «       »                     2019 г.          «      »                          2019г. учителей трудового обучения Руководитель:                         Холодова Е.А. Протокол №         от                                                                                 Рабочая    программа                           по    факультативу «Сельскохозяйственный труд»                                                            5 класса                                                                                              Срок реализации программы – 1 год                                                                                                                                                                                                                                              Составитель:  Шиляева В.А.,                                                      учитель  первой квалификационной категории                                                                                                                                                      0Инсар, 2019 г.                                                      Пояснительная записка Сегодня   сельское   хозяйство   возрождается   и   остро   нуждается   в специалистах. И поэтому в данное время профессии овощевода и животновода очень   востребованы.   Возможно,   в   будущем     обучающиеся   нашей   школы заинтересуются этими   профессиями, и им захочется посвятить себя сельскому хозяйству.           Каждый   выпускник   нашей   школы   должен   стать   всесторонне   грамотным землепользователем, как минимум, в масштабах личного подсобного хозяйства. А формировать   «сельскохозяйственную   грамотность»   можно   начиная   с   5   и заканчивая в 9 классе ­ через организацию внеурочной деятельности факультатива «Сельскохозяйственный   труд»,     где   обучающиеся   с   умственной   отсталостью (интеллектуальными нарушениями) получат необходимый объем знаний и умений, которые позволят им реализовать себя как будущих хозяев земли. Рабочая программа «Сельскохозяйственный труд» является дополнительным материалом   к   школьным   предметам   –   природоведение,   биология   и сельскохозяйственный труд.  Программой предусматривается непрерывное изучение материала в течение одного года с учетом возрастных особенностей и уровня развития обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).     Цель: освоение опыта практического  применения знаний и умений при выращивании растений, животных на учебно­опытном участке. Задачи программы. 1. Образовательные: 1­ дать понятия « «Овощеводство»; ­   изучить   многообразие   сельскохозяйственных   растений   и   их     значение   в жизни человека; ­ расширить и углубить знания по  сельскохозяйственному труду; ­ формировать  определенные  умения и навыки по основам овощеводства;  ­ обучить умению работать индивидуально и в группе. 2. Развивающие: ­   совершенствовать   у   обучающихся   с   умственной   отсталостью (интеллектуальными   нарушениями)   навыки   по   выращиванию   и   уходу   за сельскохозяйственными растениями;    ­ развивать  познавательный интерес к растениям;    ­   развивать     навыки     самостоятельной   работы,     трудолюбие,   интерес   к предмету, умение самостоятельно анализировать; ­   развивать   внимание,   логическое   мышление,   речь   обучающихся, наблюдательность.   3. Воспитательные: ­ формировать   высокий уровень   экологической культуры   и патриотизма,   гуманное   отношение   к потребность   в   природоохранной   деятельности,   окружающей живой и неживой природе и ответственность за её судьбу; ­ формировать  устойчивый интерес к труду; ­   воспитывать     экологически   грамотного   и   социально­адаптированного гражданина России.    Программа   составлена     с   учетом   возрастных   особенностей   обучающихся. Программа разработана на 1год обучения. Состав группы ­  постоянный,  форма занятий – групповая. 2Занятия проводятся по 1 часу 1 раз в неделю.  Итого в 5 классе ­34 часа в год.   Предпочтительные   формы   организации   работы:   занятие,   исследование, практическая работа.  Условия реализации программы. Данная   программа   реализуется   при   наличии   оборудованного   кабинета,   учебно­опытного   участка, теплицы, сельскохозяйственных работ.   оборудования   для   проведения Оценка знаний учащихся.  Оценка знаний обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)   проводится   в   виде   викторин,   разгадывания   и   составления кроссвордов,  тестирования по пройденным темам программы. По окончании курса обучающиеся должны  :  ­ знать основы  овощеводства;  ­ уметь распознавать овощные культуры по внешнему виду; ­ уметь ухаживать за растениями, вести наблюдения за ними; ­ уметь применять теоретические знания на практике. Ожидаемые результаты: ­ развитие интереса к занятиям; ­   углубление   и   совершенствование   знаний     обучающихся   с   умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в области овощеводства; ­   развитое   мышление,     правильная   постановка   речи,   наблюдательность   и правильное составление выводов; ­   формирование   устойчивого   интереса   к   сельскохозяйственному   труду, высокая экологическая культура и культура труда. Показатели эффективности работы  являются: Стремление обучающихся к получению новой информации. 3Умение   обучающихся     ориентироваться   в   многообразии  овощеводства. Сформированность навыков практической работы и способности к творческой деятельности.  Календарно­тематическое планирование. № Наименование темы Всего часов В том числе Практика Дата Раздел № 1 «Наш дом – Природа» Вводное занятие.  1                                    Раздел № 2 «Ознакомление с трудом овощевода» 1 Значение овощеводства в личном  1 1 хозяйстве. 2 Общая характеристика профессии  овощевода. 3 Основные группы овощных  4 культур. Беседа с обучающимися: «Наш  урожай» 5 Познавательное занятие «Осенние  хлопоты человека» 1 1 1 1 Раздел  № 3 «Комнатные растения в школе и дома» 1 1 1 2 3 Разновидность комнатных  растений, выращиваемых в  домашних условиях. Комнатные растения моего дома. Самые распространенные  комнатные растения.  4 Мой любимый цветок – бегония. 5 Проектная деятельность «Озелени свою школу». Самые редкие комнатные  6 растения. 7 Правила ухода за комнатными  растениями. 8 Уход за комнатными растениями  1 1 1 1 1 2 1 2 4нашей школы. (Рыхление почвы,  подкормка, удаление сухих  листьев) Раздел № 4 «Наблюдаем, изучаем» 1 2 «Лук от семи недуг» Дать знания о разновидностях  лука. Беседа о целебных свойствах лука. 3 4 Посадка  лука. 5 Народные рецепты с  использованием лука при  заболеваниях (Оформить папку  передвижку) 6 Наблюдение за выращиванием  лука. 1 1 1 1 1 1 1 Д/ и «Что растет на грядке» Раздел № 5 «Весенние хлопоты» 2 Баклажан. Знакомство с  культурой. 3 Подготовка семян баклажана к  посеву. 4 Посев семян баклажана 5 Перец. Знакомство с культурой. 6 Подготовка семян перца  к посеву. 7 Посев семян перца. Редис. Знакомство с культурой. 8 9 Подготовка семян и почвы для  опыта. 10 11 12 Посев  семян редиса в почву.  Наблюдение за посевами редиса. Посев семян салата. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 13 Конкурс юных овощеводов. Итого: 1 34 1 19 15 5Список литературы:   1. М.М.Оконов,   В.А.Паршин,   А.Н.Манджиева,   С.А.Парсункова Словарь терминов и определений по агрономии, КГУ, 2009. 1. 2. В.Н.Степанов Практикум по основам агрономии, Москва, 1969. Белов   Н.В.   1000   советов   огороднику   –   Мн.   «Современный литератор»,   2000 3. Бурова В.В. Теплицы, парники, дачи. Изд 3­е, доп. и перераб.­ Ростов Н/Д: Феникс, 2010. ( Библиотека агронома Буровой). 4. Быковская   Н.З.   Как   сохранить   урожай   –   М.:   ООО   ТД   « Издательство   Мир   книги»,   2007.   ил   (серия   Ваш   плодородный   сад   и огород»). 5. Гордачёва З.С., Кустова О.Л. Выращиваем зелёные культуры.­ М.: ООО ТД « Издательство мир книги», 2007.­ 240 с: ил –     (Серия  « Ваш плодородный сад и огород). 6. Ермакова С.О. Календарь современного садовода. Защита сада и     огорода от болезней и вредителей. БИОМЕТОД. РИПЛ. Классик.­М, 2011. 7. Грошева Е.В. Школьные игры и конкурсы. Газета для учителей. №10.   2011.                                8. Педагогическая газета « Досуг в школе». 2010, 2008. Сто  игр, сценариев и праздников – М., «Астрель М», 2011 9. Фатьянов В.И. Морковь и свекла. Секреты хорошего урожая.­ М.: ОЛМА Медиа­групп, 2010. ( Золотые рецепты огорода). 10. Фатьянов   В.И.   Перец.   Секреты   хорошего   урожая.­   М.: ОЛМА Медиа­групп, 2010 ( Золотые рецепты огорода). 11. Фатьянов В.И. Лук. Секреты хорошего урожая.­ М.:      ОЛМА Медиа­групп, 2010. ( Золотые рецепты огорода). 6