ГУО «Средняя школа №2 г. Костюковичи»
Тема: «Составные задачи на вычитание из числа суммы и вычитание из суммы числа»
(факультативное занятие «Математическая радуга»)
учитель: Чехунова Алла Ивановна
Тема: Составные задачи на вычитание из числа суммы и вычитание из суммы числа
Цель: развитие представлений о составных задачах, навыков анализа и моделирования условий и решений составных текстовых задач на примере составных задач на вычитание из числа суммы и вычитание числа из суммы
Ход занятия
I. Организационный момент
Прозвенел долгожданный звонок,
Нас позвал он на урок.
Время зря мы не теряем
И работать начинаем!
- Повернитесь друг к другу, улыбнитесь, пожелайте успехов.
- Работа ладиться, когда прекрасное настроение.
- Ребята, предлагаю вам оценить настроение, с которым вы пришли на занятия с помощью цветного веера (зелёный – прекрасное настроение, жёлтый - хорошее, красный – не очень хорошее).
Будем мы усидчивы,
Прилежны и внимательны-
И пойдёт работа
Просто замечательно.
II. Разминка.
- Ребята, предлагаю вам сегодня совершить путешествие по стране … Вы сможете сами назвать эту страну, но для этого должны выполнить задание. Расположите числа в порядке убывания:
99, 84, 81, 80, 77, 75, 73, 70, 66, 62, 60, 58, 55, 50, 41, 37, 30, 22, 14, 10
- Прочитайте название страны.
м а т е м а т и ч е с к а я р а д у г а
- Сегодня у нас факультативное занятие «Математическая радуга».
- Что объединяет эти числа?
- Какие числа называются двузначными?
- Назовите круглые числа.
- В каких числах одинаковое количество десятков и единиц?
- Какое двузначное число самое большое (самое маленькое)?
- Какое число получим, если к самому большому числу прибавим единицу.
- Ребята, разгадав шараду, вы назовёте город, который мы должны посетить.
Первое – предлог,
Второе – летний дом,
А целое порой
Решается с трудом (задача).
- В городе живёт много задач, поэтому город называется «Задачки».
III. Сообщение темы занятия. Постановка целей.
- Прочитайте тему занятия. Какие цели поставим? Продолжите моё предложение: «Будем развивать умение… решать составные задачи, анализировать, делать краткую запись условия задачи, составлять план решения задачи».
- Путешествовать мы будем на автобусе по маршрутным листам, которые есть у каждого из вас. Посетив пункт назначения, в маршрутных листах вы будете оценивать, выполненную работу. Знаком «+» - понятно,
«-» - непонятно, «?» - затрудняюсь.
IV. Работа по теме занятия.
1. Моделирование условия задачи.
- Отправимся в «Автопарк», подготовим автобус к путешествию.
- Ребята, что такое автопарк? (Место стоянки и ремонта транспорта - автобусов, трамваев, троллейбусов и т.д.).
- Прочитайте задание №1 на с.61 рабочей тетради.
- Чему будем учиться? (Моделировать условие задачи).
- Прочитайте условие задачи 1. О ком задача? Что обозначает число 9 (2, 3)? Что надо узнать в задаче? Чтобы ответить на вопрос, какие данные вы должны знать? Дополните краткую запись.
- Сравните запись с доской. Оцените, используя цветной веер.
- Назовите решение задачи (9 - (2+3)=4(п.)).
- Это составная задача на вычитание суммы из числа. Обратите внимание на схему решения.
- Имеет ли задача другой способ решения?
- Прочитайте условие задачи 2. О ком задача? Что обозначает число 16 (12, 10)? Что надо узнать в задаче? Чтобы ответить на вопрос, какие данные вы должны знать? Дополните краткую запись.
- Сравните с доской. Оцените, используя цветной веер.
- Назовите решение задачи ((16+12)-10= 18(п.)).
- Это составная задача на вычитание числа из суммы. Обратите внимание на схему решения.
- Имеет ли задача другой способ решения?
- Чему учились? Отметьте выполненную работу в маршрутном листе.
2. Определение схемы решения. Работа в парах.
- Следующий пункт назначения «Заповедник». Что означает это слово «заповедник»? (Охраняемая территория, на которой запрещено охотиться, рвать цветы, вырубать деревья и т. д.).
- Прочитайте задание №2. Чему будем учиться? (Определять схемы решения задачи).
- Предлагаю поработать в парах.
- Проверяем. Прочитайте задачу, назовите схему (1- Б, 2-А, 3- А, 4-Б).
- Оцените работу в парах.
- Чему учились? Отметьте работу в маршрутном листе.
3. Физкультминутка.
Качу, лечу,
Во весь опор,
И сам шофёр,
И сам мотор.
Нажимаю на педаль-
И автобус мчится вдаль.
4. Составление плана решения задачи.
- Остановка «Городской сквер».
- Прочитайте задание №3. Чему будем учиться? ( Составлять план решения задачи).
- Прочитайте условие задачи 1.
- Что такое «питомник» («саженцы»)?
-Что
означает ( , )?
- Прочитайте вопрос задачи ? Что надо знать, чтобы ответить на вопрос? Что знаем, что не знаем?
- Сформулируйте первый вопрос. (Сколько всего саженцев вырастили в питомнике?)
- Сформулируйте второй вопрос. (Сколько саженцев высадили в сквере?)
- Чему учились?
- Оцените работу в маршрутном листе.
5. Решение задач разными способами.
- Остановочный пункт «Ягодная поляна».
- Прочитайте задание №4.
- Чему будем учиться? (Решать задачи).
- Условие задачи: «Бабушка в лесу набрала 10 лукошек малины и 7 лукошек черники. Для варенья она использовала 6 лукошек малины и 3 лукошка черники, для пирога - 1 лукошко с малиной и 1 лукошко с черникой. Сколько осталось лукошек с малиной и с черникой?»
а) Запись пояснения к каждому действию задачи.
б) Запись выражения в соответствии с пояснениями
в) Запись решения, отвечая последовательно на вопросы.
- Чему учились?
- Оцените работу в маршрутном листе.
6. Определение схемы решения задачи. Работа в группах.
- Конечный пункт нашего путешествия «Цветочная поляна».
- Прочитайте задание №5.
- Чему будем учиться?
- Поработаем в группах. Послушайте условие задачи «Красная шапочка собрала … колокольчиков и … васильков. Из … колокольчиков и … васильков она сплела венок. Из остальных цветков получился красивый букет для бабушки. Сколько цветков в букете для бабушки?»
- Рассмотрите внимательно краткую запись.
- Каждый ученик в группе имеет свой номер - это номер вопроса, на который он должен ответить. Справа записаны схемы выражений. Каждый ученик, отвечая на свой вопрос, соединяет со схемой выражения, если согласны все члены группы.
- Проверяем (1-В, 2- А, 3- Б, 4- Е, 5- Д).
- Оцените работу группе.
- Чему учились?
- Сделайте отметку в маршрутном листе.
V. Итог урока.
- Наше путешествие сегодня закончено, мы возвращаемся домой.
- Назовите тему нашего занятия.
- Чему учились?
- Что нового узнали?
VI. Рефлексия.
- Ребята, оцените настроение, с которым вы заканчиваете занятие.
Приложение
Маршрутный лист
Ф.И. ученика____________________________________________________
«+» - понятно, «-» - непонятно, «?» - затрудняюсь
Автопарк |
№1 |
Моделирование условия задачи |
|
Заповедник |
№2 |
Определение схемы решения |
|
Городской сквер |
№3 |
Составление плана решения задачи |
|
Ягодная поляна |
№4 |
Решение задач разными способами |
|
Цветочная поляна |
№5 |
Определение схемы решения задачи |
|
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.