Факультативный курс «Мир человека». Тема: «Урегулирование конфликтов».
Оценка 4.6

Факультативный курс «Мир человека». Тема: «Урегулирование конфликтов».

Оценка 4.6
Разработки уроков
doc
воспитательная работа
2 кл
05.10.2017
Факультативный курс «Мир человека». Тема: «Урегулирование конфликтов».
В жизни нередко возникают спорные ситуации или, иначе говоря, конфликты. Разные люди в таких ситуациях ведут себя по-разному: одни стараются конфликт погасить, решить проблему мирным способом, другие – наоборот, вспыхивают как спички, и конфликт тоже разгорается, становится еще больше. Занятие поможет: - познакомить учащихся с причинами возникновения конфликтов; - выяснить, почему нужно учиться предотвращать конфликты; - совместно с детьми находить способы разрешения конфликтов; - познакомить учащихся с главными правилами посредничества; - развивать доброжелательное отношение друг к другу.Факультативный курс «Мир человека». Конспект занятия во 2 классе. Тема: «Урегулирование конфликтов».
Урегулирование конфликтов.doc
Факультативный курс «Мир человека». 2 класс Тема: «Урегулирование конфликтов». Цели и задачи: - - - - - познакомить учащихся с причинами возникновения конфликтов; выяснить, почему нужно учиться предотвращать конфликты; совместно с детьми находить способы разрешения конфликтов; познакомить учащихся с главными правилами посредничества; развивать доброжелательное отношение друг к другу. Ход занятия I Организационный момент. В   жизни   нередко   возникают   спорные   ситуации   или,   иначе   говоря,   конфликты. Разные   люди   в   таких   ситуациях   ведут   себя   по­разному:   одни   стараются   конфликт погасить, решить проблему мирным способом, другие – наоборот, вспыхивают    как спички, и конфликт тоже разгорается, становится еще больше. II Сообщение темы занятия. На предыдущем занятии, чтобы узнать какой у вас характер, конфликтный или нет, мы проводили тест. (Диаграмма) Вот результаты теста: из 15 человек, участвовавших в тестировании, 8 человек имеют миролюбивый характер, 4 человека стараются избегать конфликтов, а у 3 человек часто бывают проблемы с общением. А это значит, что нам нужно учиться предотвращать конфликты, решать их, если они все же возникают. Что же такое конфликт? Давайте посмотрим значение этого слова в «Толковом словаре». «Конфликт – серьезное разногласие, острый спор, столкновение противоположных сторон». Тема нашего занятия – «Урегулирование конфликтов». - Почему надо учиться мирно разрешать конфликты? - Почему так говорят: «Только трусы с дураками спор решают кулаками»? - Как обычно люди ведут себя во время конфликта? А мы будем учиться вести себя так, чтобы конфликт не разгорелся. III Причины возникновения конфликтов и способы их разрешения. В русском фольклоре есть жанр  «Дразнилки».  Давайте послушаем некоторые из них. Андрей­воробей,  Не гоняй голубей! Голуби боятся, На крышу не садятся! Фу­ты, ну­ты, Ножки гнуты, Руки в боки, Глаза в потолоки! Ванька­встанька, карапуз,  Надевай большой картуз. Каравай съешь хлеба, Вырастешь до неба. ­ Обидны ли эти дразнилки? Дразнилки – это шутки, которые не должны обидеть, добродушный смех, задиралки. Народная мудрость гласит: «Шути, шути, но людей не обижай», «Умей пошутить, умей и перестать». Но нередко бывает, что дети дразнят друг друга не понарошку, а на самом деле. Как быть в такой ситуации? Роман Сеф дает такой совет: Прозвали Лешу «Ветчиной» И ходит Леша сам не свой, И на лице страдания. Не понимает он того, Что надо (только и всего), Чтобы отстали от него, Не обращать внимания. ­ Какой же совет дает поэт? ­ А хорошо ли дразниться? Нужно ли это делать? Когда кто­то дразнится, другой действительно обижается, возникает ссора, а порой и драка. Но причины для драки могут быть и другие. Однажды я видела такую ситуацию: двое мальчишек собирали из деталей конструктора машинки. Игрушки были почти готовы, но тут ребята протянули руки к одной и той же детали. Сережа тянет к себе, а Петя к себе. Никто не хочет уступать. Вот и началась драка. В стихотворении В.Лифшица «Драчуны» описывается похожая драка: Крошку хлеба отнимает Воробей у воробья, Распушился, налетает И кричит: «Моя! Моя!» Но само собою тот  Нипочем не отдает. Ох, и драк, ну и драка, Что за драка у ворот! Недостатка в крошках нету, Клюй себе и веселись,  Но они вцепились в эту, Из­за этой подрались. Не боятся даже кошки, Дракой так увлечены. Нет, причина тут не в крошке, Просто это драчуны! ­ Кого напоминают вам воробьи? ­ Хорошо ли быть драчуном? Как надо было поступить в этой ситуации мальчикам и воробьям? ­   Драка   плоха   и   тем,   что   привлекает   «неравнодушных»   людей,   советчиков   и болельщиков. И тогда может возникнуть ситуация, описанная Олегом Григорьевым. Драка  На рынке подрались собаки, На драку сбежались зеваки. Чтобы к собакам пробиться, 2 Стали кошелками биться. Так разодрались зеваки, Что разбежались собаки. Физминутка. Играет быстрая музыка. Дети становятся в круг. Игра «Мышонок и Кот». ­ Пока играет музыка, Кот будет догонять мышонка. А вы постарайтесь не дать Коту обидеть Мышонка. ­ Мы помогли Мышонку. Кот не смог его поймать. ­ Но порой мы не замечаем, как обижаем других. Ондэн Неш, американский поэт Соседи сверху Соседи наши сверху чудаки, От них всегда трясутся потолки. У них весь день – то пляски, то игра, Их вечеринки длятся до утра. Все время сверху слышим бум да хлоп, У них включают душ – у нас потоп, Они поют – трясется весь этаж, Их телевизор заглушает наш. Те, сверху, обожают бег в мешках, Катанье на несмазанных дверях, Бейсбол в прихожей, в спальне чехарду,  На роликах по комнатам езду. Весь день у нас над головой возня, Толчки и грохот, стук и беготня… Ах, поселить бы их не над, а под, А лучше бы совсем подальше от! ­ Почему нам не нравятся такие соседи? А сами вы никогда не бываете такими «соседями сверху»? Многих конфликтов можно было бы избежать, если бы люди не были ослеплены своими чувствами, если бы они задумывались над причинами своего и чужого поведения. Но это не так­то просто сделать самому, поэтому часто конфликтующие люди обращаются к другим – посредникам, чтобы они помогли разобраться в ситуации. Давайте посмотрим, как посредник может примирить конфликтующие стороны. Инсценировка сказки «Три милых поросенка». Посредник читает вслух сказку «Три поросенка», и вдруг на сцену выскакивает Волк: ­  Это все неправда! Это вранье! На сцене появляется Поросенок: ­ В сказке – чистая правда! Ты хотел съесть меня и моих братьев! Поросенок и Волк обзывают друг друга обманщиком, начинают ругаться. Посредник: Перестаньте ругаться! Успокойтесь! Поросенок: А ты кто такой?  Посредник:  Я   школьный   посредник.   Нас   научили   помогать   разбираться   в конфликте. Хотите попробовать решить ваш конфликт? Волк: Конечно. 3 Поросенок: Но этот свирепый голодный Волк мне даже слова сказать не даст! Посредник: Во время сеанса есть правило: посредник не может принимать сторону одного   из   вас   или   выносить   какие­либо   оценки.   Поросенок,   ты   согласен   с   этими правилами?  Поросенок: Да. Посредник: А ты, Волк? Волк: Ну, ладно! Посредник: Вот и хорошо. Теперь ты, Поросенок, расскажи, что произошло и что ты чувствуешь? Поросенок:    Мы   с   братьями   строили,   строили   и,   наконец,   построили   три замечательных   дома.   Но   в   один   черный   день   наша   счастливая   жизнь   закончилась. Оказалось, что злой Волк напугал моих братьев и, самое ужасное, сдул их дома! Волк: Что за глупости? Посредник: Волк, не перебивай! А ты, Поросенок, не обзывайся!  Поросенок:  Можете себе представить, как я испугался, когда на следующий день Волк прибежал ко мне. Он тяжело дышал и пытался сдуть мой дом! Мне очень страшно! Он даже сказал, что съест меня! Посредник: Итак, ты думаешь, что Волк разрушил дома твоих братьев. И когда он появился у тебя, ты испугался, что он собирается разрушить твой дом и съесть тебя. Ты хочешь еще что­нибудь добавить? Поросенок: Нет, это все. Посредник:  Волк,   расскажи   теперь   ты.   Что   произошло   и   какие   чувства   ты испытываешь. Волк   (громко   чихает):  Апчхи!   Извините,   никак   не   могу   перестать   чихать.   Я простужен уже несколько месяцев, просто никак не могу вылечиться. Мне сказали, что поросята – отличные врачи. Я пришел к Ниф­Нифу, но  как только постучал, начал чихать и   никак   не   мог   перестать.   Я   не   успел   даже   задержать   дыхание,   чихнул   как   ураган   и разрушил   его   дом.   Ниф­Ниф   побежал   к   брату.   Я   решил,   что   он   хочет проконсультироваться со своим братом, тоже очень знаменитым специалистом, и пошел следом. Когда я подошел к домику Нуф­Нуфа, я опять зачихал. И   снова чихнул так сильно,   что     разрушил   домик.   Оба   поросенка   побежали   в   лес.   Но   мне   совершенно необходим был доктор, поэтому я побежал следом и оказался у домика Наф­Нафа. Я попросил меня впустить. Но он не захотел. Я так разозлился, что сказал, что съем его, если он мне не поможет.   Посредник: Итак, ты очень простужен и так сильно чихаешь, что разрушаешь дома. Ты искал врача, а сейчас злишься и расстраиваешься, что никто не хочет тебе помочь. Ты хочешь что­нибудь добавить? Волк: Нет, я только хочу поскорее вылечиться! Посредник:  Теперь приступим к следующей части посредничества. Волк, опиши, пожалуйста, что сказал Поросенок. Волк: Хорошо. Он сказал, что я напугал его братьев и разрушил их дома. Он даже думает, что я собирался разрушить его дом и съесть его. Ужасно смешно! Посредник: Теперь ты, Поросенок, опиши, что сказал Волк.  Поросенок: Волк сказал, что сильно простудился. Он пошел к врачу. Но мои братья не захотели ему помочь. Он сказал, что чихнул и разрушил их дома. Он обратился за помощью ко мне. Я ему тоже не помог.  Посредник: Волк, это точное описание?  Волк (чихая): Да. Посредник: Поросенок, чего ты хочешь достичь в результате конфликта? 4 Поросенок: Я хочу чувствовать себя в безопасности. Я не хочу, чтобы съели меня и моих братьев. Я не хочу, чтобы разрушили мой дом.  Поросенок:  Итак, ты хочешь чувствовать себя в безопасности. А ты чего хочешь, Волк? Волк: Да я просто хочу выздороветь! Посредник:  Прекрасно, мы выяснили, чего каждый из вас хочет достичь. Теперь давайте подумаем, как это сделать. Вы можете высказывать любые идеи, которые приходят вам в голову. Не надо их обсуждать, просто называйте. Поросенок: Можно посадить Волка в тюрьму.  Волк: А я ничего не могу придумать… Ой, погодите! Раз Поросенок уже знает, что я заболел, может, он меня вылечит. Посредник: Прекрасно. Две замечательные идеи. Больше нет?  Волк и Поросенок: Нет. Посредник:  Давайте   рассмотрим   положительные   и   отрицательные   последствия каждого решения. Что хорошего, если Волка посадят в тюрьму? Поросенок:  Волк   меня   не   съест,   не   разрушит   мой   дом.   И,   ожжет   быть,   даже выздоровеет, ведь он не будет выходить на улицу.  Посредник: А какие отрицательные последствия? Волк: Я люблю свободу. Я люблю гулять по лесу.  Посредник:  А   если   Поросенок   будет   лечить   Волка?   Какие   положительные последствия? Поросенок: Волк может выздороветь.  Волк: Если я поправлюсь, я не буду чихать и разрушать дома. Я никогда ничего не сделаю плохого Поросенку, ведь он будет меня лечить. Посредник: Что плохого в этом решении? Волк: Я не вижу ничего плохого. Поросенок: И я не вижу. Посредник:  Подведем итоги. Поросенок может стать твоим врачом. А ты, Волк, сможешь подружиться с Поросенком и никогда не причинишь ему вреда. Вы согласны с этим решением? Волк и Поросенок: Да. Посредник:  Поздравляю! Вы смогли разрешить свой конфликт. Если у вас возник спор, и вы не можете его решить, можно обратиться к помощи посредника. Кто может выступать в качестве посредника? Какие главные правила посредничества? Порой   у   ребят   возникают   конфликты   и   с   родителями.   Давайте   вспомним стихотворение Эдуарда Успенского «Разгром». Эдуард Успенский Разгром Мама приходит с работы, Мама снимает боты, Мама проходит в дом. Мама глядит кругом. — Был на квартиру налет? — Нет. — К нам приходил бегемот? — Нет. 5 — Может быть, дом не наш? — Наш, — Может, не наш этаж? — Наш. Просто приходил Сережка, Поиграли мы немножко. — Значит, это не обвал? — Нет, — Значит, слон не танцевал? — Нет. — Очень рада. Оказалось, Я напрасно волновалась. Почему не возник конфликт? IV Подведение итогов. Все мы разные… Надо терпимо относиться друг к другу, к мнению другого, ведь каждый   человек   неповторим,   уникален   и   своеобразен.   Культурный   человек   не   будет высмеивать и осуждать привычки, обычаи, особенности жизни другого, не похожего на него. Если мы будем встречать друг друга улыбкой, как Крошка Енот из знакомой вам сказки Лилиана Мура, то конфликт никогда не возникнет. Б. Заходер  Приятная встреча Встретились Бяка и Бука, Никто не издал ни звука, Никто не подал и знака –  Молчали Бука и Бяка. И Бука думал со скукой: ­ Чего он так смотpит ­ бyкой?      А Бяка дyмал: ­ Однако,      Какой он yжасный бяка. Находит друзей тот, кто сам встречает их с улыбкой. Песня «Улыбка» из  м/ф Крошка Енот, слова М. Пляцковского,  музыка В.Шаинского От улыбки хмурый день светлей, От улыбки в небе радуга проснется... Поделись улыбкою своей, И она к тебе не раз еще вернется.        И тогда наверняка, вдруг запляшут облака, И кузнечик запиликает на скрипке...  С голубого ручейка начинается река,  Ну, а дружба начинается с улыбки. От улыбки солнечной одной Перестанет плакать самый грустный дождик. 6 Сонный лес простится с тишиной И захлопает в зеленые ладоши. От улыбки станет всем теплей ­ И слону и даже маленькой улитке... Так пускай повсюду на земле, Будто лампочки, включаются улыбки! Источники: 1. Гин С.И. Мир человека. – М.: Вита­Пресс, 2003 2. Даль В.И. Пословицы русского народа. – М.: ЭКСМО­Пресс:ННН, 2000 3. Лапатухин М.С., Скорлуповская Е.В., Снетова Г.П. Школьный толковый словарь  русского языка. – М.: Просвещение, 1999 4. Шапиро Д. Конфликт и общение: Путеводитель по лабиринту регулирования  конфликтов. – Мн.: Тесей, 1999 7

Факультативный курс «Мир человека». Тема: «Урегулирование конфликтов».

Факультативный курс «Мир человека». Тема: «Урегулирование конфликтов».

Факультативный курс «Мир человека». Тема: «Урегулирование конфликтов».

Факультативный курс «Мир человека». Тема: «Урегулирование конфликтов».

Факультативный курс «Мир человека». Тема: «Урегулирование конфликтов».

Факультативный курс «Мир человека». Тема: «Урегулирование конфликтов».

Факультативный курс «Мир человека». Тема: «Урегулирование конфликтов».

Факультативный курс «Мир человека». Тема: «Урегулирование конфликтов».

Факультативный курс «Мир человека». Тема: «Урегулирование конфликтов».

Факультативный курс «Мир человека». Тема: «Урегулирование конфликтов».

Факультативный курс «Мир человека». Тема: «Урегулирование конфликтов».

Факультативный курс «Мир человека». Тема: «Урегулирование конфликтов».

Факультативный курс «Мир человека». Тема: «Урегулирование конфликтов».

Факультативный курс «Мир человека». Тема: «Урегулирование конфликтов».
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.