Фантастика и реальность в жизни Барона Мюнхгаузена

  • docx
  • 13.01.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Фантастика и реальность в жизни барона Мюнгаузена.docx

Фантастика и реальность в жизни барона Мюнхгаузена

Уже не одно столетие дети и взрослые разных стран зачитываются похождениями барона Мюнхгаузена, написанных великолепным писателем Р.Э. Распэ. Барон Мюнхгаузен - знаменитый литературный персонаж анекдотических рассказов о невероятных приключениях и фантастических путешествиях. Его имя давно стало нарицательным как обозначение человека, рассказывающего воображаемые истории. В какие только переделки не попадал герой! Он летал на Луну, охотился на жареных куропаток, посещал сырный остров, жил среди трехногих людей, и однажды даже побывал в желудке у крупной рыбины. Барону удалось выйти живым из опасных передряг благодаря изобретательности и храбрости. 

Но далеко не всем известно, что барон Мюнхгаузен это реальный человек, о жизни которого сохранились исторические документы. Многие из них находятся в наших, российских, архивах, потому как барон почти 15 лет прожил в Российской империи. Полное имя «короля лжецов» Карл Фридрих Иероним барон фон Мюнхгаузен. Родился он 305 лет назад, 11 мая 1720 года, недалеко от немецкого города Ганновер в семейном поместье, где сейчас располагается музей, посвящённый знаменитому земляку и по совместительству литературному герою. Знаменитый рассказчик принадлежал к древнему аристократическому нижнесаксонскому роду Мюнхгаузенов, и был пятым ребенком из восьми детей в семье полковника Отто фон Мюнхгаузена. В 15 лет поступил пажом на службу к владетельному герцогу Брауншвейг-Вольфенбюттельскому Фердинанду Альбрехту II. Когда юноше исполнилось 17 лет, он отправился в Россию.

 «Я выехал в Россию…»

«Я выехал в Россию…», - с этих слов начинается один из знаменитых детских рассказов «Приключения барона Мюнхгаузена» Рудольфа Распе, который повествует о том, как во время сильнейшего снегопада барон привязал свою лошадь к столбику, оказавшемуся крестом колокольни. И не было бы всех этих анекдотов, книг, фильмов, если бы в декабре 1737 года в качестве пажа герцога Антона Ульриха Мюнхгаузен не отправился в Россию. В России барон Мюнхгаузен, попал на службу в российскую армию, участвовал в войне России с Турцией, командовал ротой. Он уже успел проявить себя честным офицером, аккуратно исполнявшим все обязанности, но следующий чин ему не давали. Барон взял отпуск и  уехал на родину в небольшой городок, который назывался Воденвердер. Затем он дважды продлял отпуск и наконец был отчислен из состава полка. На этом «русская история» Мюнхгаузена завершилась, барон стал обычным немецким помещиком. Ему оставалось только вспоминать о службе в России и рассказывать о своих приключениях, в которые довольно скоро слушатели перестали верить. К Карлу прицепились обидные прозвища «барон-лжец», «король лжецов», и «вранья вруна всех вралей», а всё от того, что он не без преувеличения рассказывал о своих приключениях в России, о лютой русской зиме, о сказочной охоте, о придворных обедах и праздниках. В одном из своих воспоминаний Мюнхгаузен описывал гигантский паштет, поданный на царском обеде: «Когда с него сняли крышку, наружу вышел одетый в бархат человечек и с поклоном преподнёс императрице на подушечке текст стихотворения». Можно было бы усомниться в этой выдумке, но о подобных обедах сегодня рассказывают даже историки, земляки же Мюнхгаузена видели в этих словах только ложь.

Эти фантазии любили пересказывать, и вскоре истории барона приобрели широкую известность. Начали появляться сборники веселых нелепых историй, которые якобы рассказывал «весьма остроумный господин М-х-з-н, который живёт недалеко от Ганновера». В 1785 году писатель Рудольф Эрих Распе превратил эти истории в цельное произведение и издал их в Лондоне под заголовком «Повествование барона Мюнхгаузена о его чудесных путешествиях и походах в Россию». Сам Карл увидел книгу на следующий год, когда она вышла в немецком переводе. Барон пришёл в ярость, и пока он  через суд пытался наказать всех, кто опорочил его честное имя, книга продолжала пользоваться  фантастической популярностью и переводиться на разные языки. Очень скоро жизнь Мюнгхаузена стала невыносима, он превратился в объект насмешек. Карл был вынужден ставить вокруг дома слуг, чтобы они отгоняли любопытных зевак, которые приходили поглазеть на «короля лжецов».

Мюнхгаузена оскорбляло, что его, наследника древнего рода, кадрового военного, участника войн, называют лжецом. Сам Мюнхгаузен называл свои рассказы правдоподобной фантазией. И надо отдать ему должное, оказался прав. Спустя 200 с лишним лет многие из этих фантазий стали реальностью. Например, герой рассказа Мюнхгаузена обещает за один час доставить бутылку хорошего вина из Китая в Турцию. Можно представить, сколько дней занимала в 18 веке такая дорога. Но в 20 веке самолеты преодолевают этот путь хоть и не за час, но все равно достаточно быстро. В другом случае Мюнхгаузен рассказывал, как его знакомый, отменный стрелок, мог поразить цель, находившуюся за тысячи километров. Сегодня, в век высокоточного оружия разве может это кого-то удивить?

Мюнгхаузен умер в 1797 году в полной нищете от апоплексического удара. В возрасте 76 лет. До последних дней он оставался шутником, и перед смертью, отвечая на вопрос ухаживавшей за ним единственной служанки, как он лишился двух пальцев на ноге (отмороженных в России), Мюнхгаузен сказал: «Их откусил на охоте белый медведь». Так закончилась жизнь человека, воплотившаяся в литературе.

О Мюнхгаузене уже больше двух столетий пишут книги, снимают фильмы и мультфильмы, ставят спектакли, его именем даже названо психическое заболевание (когда человек не может достоверно передать конкретную информацию). Такой популярностью барон обязан не только своей потрясающей фантазии, но и редкому таланту -никогда не терять присутствия духа и находить выход даже из самых трудных ситуаций.

И миллионы читателей уже третий век воспринимают Россию по его рассказам как страну, где «волки на бегу пожирают лошадей, где снег покрывает землю до маковок церквей»