Федеральный проект «Современная школа» обновление методов и технологий преподавания курса «Физика»
Оценка 4.9

Федеральный проект «Современная школа» обновление методов и технологий преподавания курса «Физика»

Оценка 4.9
Исследовательские работы
docx
преподавание
СCУЗ, ВУЗ
27.12.2022
Федеральный проект «Современная школа» обновление методов и технологий преподавания курса «Физика»
В статье рассматриваются методы и технологии преподавания курса «Физика» в рамках федерального проекта «Современная школа».
ФП «Современная школа» обновление методов и технологий преподавания курса «Физика».docx

Ходаковская А. А.,

 учитель физики

ГБОУ СОШ № 180

Красногвардейского района

Санкт-Петербурга

 

Федеральный проект «Современная школа»: обновление методов и

технологий преподавания курса «Физика»

 

Федеральный проект «Современная школа» направлен на обеспечение возможности детям получать качественное общее образование в условиях, отвечающих современным требованиям, независимо от места проживания ребенка, организацию комплексного психолого-педагогического сопровождения участников образовательных отношений, а также обеспечение возможности профессионального развития педагогических работников.

Федеральный проект под названием «Современная школа» является частью национального проекта «Образование». Реализуется с 2019 года, под руководством Департамента образования и Правительства РФ.

Проект «Современная школа» разработан с учетом потребностей современных детей, включая учеников с ОВЗ. Он работает в комплексе с другими проектами, повышая качество образования в России.

Главной целью программы является вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования. Вторая цель – воспитание гармонично развитых и социально-ответственных граждан.

Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире, обеспечивая формирование у обучающихся единой физической картины мира, научного мировоззрения, развитие их интеллектуальных, творческих способностей и подготовку к жизни в современных условиях.

Как точная наука физика изучает количественные закономерности природных явлений. Вместе с тем, физика обладает и достаточно высоким гуманитарным потенциалом, что проявляется наиболее отчетливо во влиянии знаний данного предмета на качество жизни современного человека: владение основными физическими понятиями и законами стало необходимым практически каждому в жизни.

В Концепции преподавания учебного предмета «Физика» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные образовательные программы, отмечается, что освоение системы физических знаний и способов деятельности носит последовательный и непрерывный характер.

На уровне начального общего образования в рамках учебного предмета «Окружающий мир» у обучающихся должны формироваться представления о физических явлениях, видах энергии и ее превращениях, агрегатных состояниях вещества, простейших способах изучения физических явлений, а также базовых умениях работы с доступной информацией о физических явлениях и процессах.

В 5-6 классах элементы физики целесообразно включать в интегрированные естественно-научные курсы, предлагаемые в рамках части учебного плана, формируемой участниками образовательных отношений.

На уровне основного общего образования ключевыми методами являются наблюдение и экспериментальное исследование физических явлений, изучение законов физики на эмпирическом уровне, применение физических знаний в реальных жизненных ситуациях, понимание связи физики с используемыми техническими устройствами и технологиями. Обучающиеся должны освоить решения простейших расчетных задач, требующих создания и использования физических моделей, творческих и практико-ориентированных задач.

На уровне среднего общего образования стержневой идеей учебного предмета является физическая теория. Развитие теоретического мышления осуществляется на основе овладения полным циклом процесса научного познания физических свойств окружающего мира. Также должны быть созданы условия для развития умений проектно-исследовательской, творческой деятельности, овладения методами самостоятельного планирования и проведения физических экспериментов, анализа и интерпретации информации, определения достоверности полученного результата.

На уровне среднего общего образования предполагается уровневый подход к изучению физики. Для обучающихся классов гуманитарной направленности изучение физики предусмотрено в рамках интегрированного учебного предмета «Естествознание». В классах, где учебный предмет «Физика» не выбирается в качестве одного из профильных предметов, но является необходимым условием при получении будущей профессии, физика изучается на базовом уровне. В профильных классах (например, физико-математических или технологических), где физика выбирается обучающимися как предмет, необходимый для получения дальнейшей профессии, учебный предмет изучается на углубленном уровне.

Основной целью изучения предмета на базовом уровне должно стать формирование естественно-научной грамотности, что требует более широкого использования заданий практико-ориентированного характера и обсуждения вопросов современной науки с опорой на источники научной и научно-популярной информации.

На углубленном уровне учебный предмет «Физика» изучается как научная дисциплина, имеющая непосредственное отношение к будущей научной или инженерной профессиональной сфере деятельности. Обновление содержания здесь – это введение вопросов, связанных с современной физикой. Реализация системно-деятельностного подхода при преподавании учебного предмета «Физика» на углубленном уровне должна базироваться на использовании самостоятельного ученического эксперимента, включающего фронтальные лабораторные работы и работы практикума как постоянно действующего фактора образовательной деятельности.

Модернизация подходов к преподаванию физики должна обеспечиваться внедрением актуальных (согласно Концепции развития предметной области «Естественные науки. ФИЗИКА») технологий обучения, таких как:

·         технология использования компьютерного моделирования в процессе исследовательского обучения;

·         технология, основанная на использовании планшетных компьютеров и мобильных телефонов;

·         технология сотрудничества в обучении (работа в малых группах сотрудничества);

·         технология «перевернутого» обучения (самостоятельное изучение нового материала до проведения урока);

·         технология дополненной реальности (виртуальные объекты и информация дополняют сведения о физических объектах и окружающей среде при проведении учебных исследований);

·         технология формирования экспериментальных умений обучающихся.

В процессе преподавания физики приоритетным методом является проектно-исследовательская деятельность обучающихся, которая носит интегративный характер и осуществляется на основе новой образовательной среды, которая делает обучающихся активными участниками образовательного процесса, дает возможность широкого выбора в области будущего профессионального развития на основе фундаментальной естественнонаучной и математической подготовки.

Проектно-исследовательская деятельность обучающихся при изучении физики позволяет повысить интерес к науке «физика», сделать её увлекательной, занимательной, практико-ориентированной и мотивировать обучающихся на дальнейшее её изучение.

Для учителя физики важным является то, что в процессе работы над учебным проектом у школьников формируются основы системного мышления, навыки выдвижения гипотез, формулирования проблем, поиска аргументов, развитие творческих способностей, воображение, фантазия, целеустремленность, организованность, способность ориентироваться в ситуации неопределенности.

Формирование Метапредметных результатов в ФГОС по физике предполагается через технологию сотрудничества. Технология сотрудничества играет важную роль в образовании и является одной из эффективных технологий, так как, технология сотрудничества повышает мотивацию обучающихся и учитывает возможности каждого ребенка для его развития. Главный смысл обучения в сотрудничестве - это наличие общей цели, личная ответственность, которая значит, что удача группы обусловлена лептой каждого и предусматривает взаимопомощь и поддержку, и одинаковые шансы успеха, которые дают возможность улучшать личные рекорды, что позволяет любому ученику оценивать себя на одном уровне с другими. Сильным и слабым ученикам для достижения своих уровней нужно затрачивать определенные усилия, поэтому они будут оцениваться одинаково, учитывая, что в том и другом случаи каждый сделал, что мог. Учиться вместе гораздо интереснее и эффективнее.

Обучение в сотрудничестве способствует успешному усвоению материала, позволяет лучше понять его суть. Данная технология позволяет проговорить прочитанное, выразить мысли вслух, что способствует осознанному восприятию информации. При групповой работе каждый ученик находится в поле зрения своих товарищей, это позволяет избежать ошибок.

Технология сотрудничества имеет ряд положительных моментов:

·         создание условий для активной познавательной деятельности;

·         формирование коммуникативных навыков;

·         развитие уверенности в собственных силах.

Задача учителя состоит в том, чтобы помочь обучающимся самостоятельно искать знания, научить их мыслить и делать выводы, видеть проблемы и способы их решения. Использование технологии сотрудничества позволяет достичь этого результата.

«Перевернутый класс (урок)» — это модель обучения, при которой учитель предоставляет материал для самостоятельного изучения дома, а на очном занятии проходит практическое закрепление материала.

Применение технологии «Перевернутый класс» позволяет:

·         формировать универсальные учебные действия;

·         развивать личностные качества и общую культуру обучающегося;

·         формировать внутреннюю мотивацию и ответственность за свое обучение;

·         развивать важные качества и умения XXI века (активность, инициативность и самостоятельность; грамотность в области ИКТ, творческий подход и новаторство; критическое мышление и способность решать проблемы; коммуникабельность и сотрудничество; информационная грамотность; гибкость и способность к адаптации; продуктивность и вовлеченность; лидерство и ответственность).

Такая организация обучения побуждает обучающихся учиться друг у друга. Использование технологии направлено на их вовлечение в активную учебную деятельность и ситуацию успеха каждого обучающегося.

Актуальность применения рассматриваемых технологий в обучении связана с тем, что они позволяют повысить эффективность этого процесса, при этом обеспечив удобство и доступность практически для каждого. Кроме того, они позволяют легко организовать удаленный урок или проверку знаний.


 

Ходаковская А. А., учитель физики

Ходаковская А. А., учитель физики

На уровне среднего общего образования стержневой идеей учебного предмета является физическая теория

На уровне среднего общего образования стержневой идеей учебного предмета является физическая теория

Формирование Метапредметных результатов в

Формирование Метапредметных результатов в
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.12.2022