ПРОЕКТНОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК ЭЛЕМЕНТ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Оценка 4.6

ПРОЕКТНОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК ЭЛЕМЕНТ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Оценка 4.6
Семинары
docx
преподавание
Взрослым
09.03.2024
ПРОЕКТНОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК ЭЛЕМЕНТ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Статья посвящена проблеме проектного обучения в современном образовании, её формам и особенностям. Акцентируется внимание на сущности проектной методики, определены подходы её применения. Также описывается личный опыт применения проектной методики.
Басулаева Е.В. .docx

ПРОЕКТНОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК ЭЛЕМЕНТ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

THE PROJECT TEACHING AS AN ELEMENT OF THE ORGANIZATION OF THE STUDYING ACTIVITY IN THE CONTEXT OF THE MODERN EDUCATION

 

Екатерина Витальевна Басулаева, руководитель научно-методической кафедры, преподаватель общеобразовательных дисциплин и профессиональных модулей,

 

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Калужской области «Калужский индустриально – педагогический колледж»

 

Ekaterina VitalievnaBasulaeva, Head of the Scientific and Methodological Department, teacher of general education disciplines and professional modules,

 

State Budgetary professional Educational Institution of the Kaluga region "Kaluga Industrial and Pedagogical College"

 

Аннотация: Статья посвящена проблеме проектного обучения в современном образовании, её формам и особенностям. Акцентируется внимание на сущности проектной методики, определены подходы её применения. Также описывается личный опыт применения проектной методики.

Ключевые слова: проектное обучение, проектная методика, компетентность, педагогическая технология.

Annotation: The article is devoted to the problem of the project teaching in the modern education, its forms and peculiarities. Attention is focused on the essence of the project methodology, approaches to its application are defined. The personal experience of using the project methodology is also described.

Кеywords: project teaching, project methods, competence, pedagogical technology.

Переход современного российского образования к новым стандартам требует кардинального пересмотра всех аспектов обеспечения процесса обучения. Образовательные стандарты нового поколения основаны на компетентностном подходе и ориентируют обучающихся на овладение полезными знаниями и умениями, необходимыми для успешного достижения целей в реальных жизненных условиях.

Благодаря появлению гуманистической парадигмы в образовании сменились ценностные ориентиры, в качестве самой большой ценности признаётся развитая, свободная и образованная личность, которая способна жить и творить в условиях постоянно меняющегося мира.[2]

В настоящий момент перед современным образованием стоят задачи, связанные с созданием условий для интеллектуального и духовно-нравственного развития студентов, воспитания в них естественной потребности в самообразовании и саморазвитии.

Среди множества педагогических технологий интерес представляет проектное обучение, которое отличается кооперативным характером выполнения заданий, являясь творческим по своей сути и ориентированным на развитие личности.

Все, что я познаю, я знаю, для чего мне это надо и где и как я могу эти знания применять, есть основной тезис понимания метода проектов, который привлекает многие образовательные системы, стремящимися найти разумный баланс между академическими знаниями и прагматическими умениями. Для реализации профессионально направленного обучения, при котором моделируется контекст будущей профессиональной деятельности без осуществления междисциплинарной интеграции невозможно говорить о профессиональной компетентности выпускника средних профессионально-образовательных учреждений.

Обучение через проекты помогает:

- разбираться в настоящих сложных вопросах, не имеющих однозначного решения (это как в жизни);

- уметь работать вместе, в команде;

Тема проекта почти всегда связана с учебной программой и часто междисциплинарна, при этом сфокусирована на ключевом вопросе– тщательно продуманном, не имеющим однозначного решения.[1]

Ключевой вопрос проекта побуждает обучающихся искать решение, разбираться в теме.

Чтобы найти ответ на ключевой вопрос проекта, обучающиеся:

-действуют совместно;

-планируют работу с помощью преподавателя;

-изучают литературу;

-(если необходимо) встречаются со взрослыми экспертами;

-строят прототипы;

-проводят опросы и эксперименты;

-создают итоговый продукт, который отвечает на ключевой вопрос.

При выборе темы и планировании проекта важно учесть следующее:

-проект должен предполагать достаточное погружение в предмет(не просто поверхностный анализ какой-то темы);

-формулировка вопроса должна требовать концептуального понимания, а не воспроизводства знакомого алгоритма или набора фактов;

-проект должен иметь выход на задачи реального мира(обучающиеся решают реальные задачи, не сугубо отвлечённые учебные).

Преимущества проектного обучения для формирования навыков ответственного поведения в обществе:

-формирование привычек, связанных с навыками взаимодействия и коммуникации, критическим мышлением, самоорганизацией и саморегулированием;

-лучшее понимание предметного знания (особенно если тема задевает, вдохновляет обучающегося);

-фокусировка на «открытых» вопросах и, как следствие, адаптация к большей степени неопределённости, чем обычно в колледжной среде(и характерной и для реального мира, и для вопросов среды);

-постоянная рефлексия и гибкость: уточнение плана, корректировка таймлайна (что позволяет адаптироваться к нелинейности течения процессов, связанных со сферой окружения).

В нашем учебном заведении (ГБПОУ КО «КИПК») создавались и реализовывались всевозможные проекты, которые в прошлом и названия-то такого не имели, тем более оформление технического процесса таких проектов сводилось к распоряжениям, приказам и пр. С 2000 года проекты стали оформляться, согласно определенной структуре, содержащей все этапы проектирования. Начиналось это с простых узконаправленных проектов. Например, были созданы и оформлены проекты: «Кукольный театр», «Колобок», «Панно», «Неразлучные подружки», «Одежда для кукол», «Космические фантазии» и т. п. Эти проекты изначально предполагали оформление реферативной части проекта и реализацию продукта творческой и конструктивной деятельности, воплотившей образ желаемого результата.

Накопив определенный опыт работы по методу проектов, студенты стали браться за разработку более серьезных, сложных проектов. Увеличилось количество участников проекта:

·                   творческие проекты: «Подарок к творчеству», «По волнам моей памяти»;

·                   социальный проект «Кусочек тепла на память» (благотворительная акция в реабилитационном центре)

·                   информационный проект – ежемесячный выпуск общеколледжной стенгазеты «Планета КИПКа».

Эти и другие проекты отличались от первых тем, что они соответствовали современному термину “проект” и включали не только образ желаемого результата, саму деятельность его получения, проходящие все стадии производства от зарождения идеи до ее воплощения в действительность, достижения развивающего эффекта, развивали познавательные, практические способности человека, формировали культуру проектной деятельности. Проектная технология становилась основой исследовательских навыков-компетенций. Они проявлялись в готовности студентов к общению, диалогу, к совместному анализу готовности проектировать способы действий, искать новые подходы к решению задачи, конструктивной критике. Студенты становились самостоятельнее и ответственнее.

Следует отметить, что применение проектного метода требует значительной предварительной работы, т.к. зачастую студенты не обладают навыками презентации материала. Исходя из опыта использования данного метода, акцентируем внимание на том, что целесообразнее будет начинать применение проектного обучения с непосредственного информационного внутреннего группового краткосрочного монопроекта. [2]

Применение проектного обучения активизирует мыслительные процессы (память, мышление, воображение, внимание), способствует лучшей усвояемости изучаемого материала, помогает обучающимся видеть практическую направленность изучения того или иного предмета.

Из опыта работы отметим плюсы и минусы проведения данной работы:

Плюсы:

–       повышение мотивации обучающихся (уменьшение количества неаттестованных студентов за счет их активного участия в работе над проектом, баллы для творческого рейтинга);

–       расширение общего кругозора как обучающихся, так и преподавателя;

–       повышенный интерес обучающихся к данной теме;

–       развитие их творческих способностей и самостоятельной деятельности при работе с проектом;

–       развитие умения вести дискуссию и воспитание уважительного отношения к чужому мнению.

Минусы:

–       нежелание некоторых обучающихся участвовать в проекте (не явно выраженное, а просто по лени);

–       недостаточная компетентность обучающихся в затрагиваемом вопросе (поверхностные знания);

–       организационные проблемы при подготовке проекта (пропуски студентов на занятиях, неподготовленность, технические проблемы);

–       недостаточная подготовленность некоторых моментов дискуссии;

–       недостаточное количество аудиторных часов для хорошей подготовки проекта.

На основании полученных результатов можно сделать вывод о целесообразности применения проектного обучения наряду с другими методами и способами преподавания. Оно является более продуктивным по сравнению с традиционным, так как при выполнении учебного проекта знания приобретаются обучающимися в процессе использования информации при решении практических задач.

Проектное обучение развивает критическое и творческое мышление, культуру общения, умение выполнять различные социальные роли в совместной деятельности; способствует формированию собственной аргументированной точки зрения. Данное обучение работает на конечный результат – создание готового продукта и выход с ним в общество.

 

Библиографический список

1.     Баранников, А.В. Содержание общего образования. Компетентностный подход. [Текст] - М.: ГУ ВШЭ,2002.

2.     Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. Под ред. Е.С. Полат. М.: Издательский центр «Академия», 2001.  272 с.

3.     Савенков, А.И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению. [Текст] -М.: «Ось-89»,2006.

4.     Сергеев, И.А. Учим детей выдвигать гипотезу и задавать вопросы//Одарённый ребёнок.2003, №2, с.76-86.

 


 

ПРОЕКТНОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК ЭЛЕМЕНТ

ПРОЕКТНОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК ЭЛЕМЕНТ

В настоящий момент перед современным образованием стоят задачи, связанные с созданием условий для интеллектуального и духовно-нравственного развития студентов, воспитания в них естественной потребности в самообразовании…

В настоящий момент перед современным образованием стоят задачи, связанные с созданием условий для интеллектуального и духовно-нравственного развития студентов, воспитания в них естественной потребности в самообразовании…

Преимущества проектного обучения для формирования навыков ответственного поведения в обществе: -формирование привычек, связанных с навыками взаимодействия и коммуникации, критическим мышлением, самоорганизацией и саморегулированием; -лучшее понимание…

Преимущества проектного обучения для формирования навыков ответственного поведения в обществе: -формирование привычек, связанных с навыками взаимодействия и коммуникации, критическим мышлением, самоорганизацией и саморегулированием; -лучшее понимание…

Студенты становились самостоятельнее и ответственнее

Студенты становились самостоятельнее и ответственнее

Проектное обучение развивает критическое и творческое мышление, культуру общения, умение выполнять различные социальные роли в совместной деятельности; способствует формированию собственной аргументированной точки зрения

Проектное обучение развивает критическое и творческое мышление, культуру общения, умение выполнять различные социальные роли в совместной деятельности; способствует формированию собственной аргументированной точки зрения
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.03.2024