ФЕЛЬЕТОН – ГРОЗНОЕ ДАЛЬНОБОЙНОЕ ОРУДИЕ
Оценка 4.9

ФЕЛЬЕТОН – ГРОЗНОЕ ДАЛЬНОБОЙНОЕ ОРУДИЕ

Оценка 4.9
Лекции
docx
преподавание
8 кл—11 кл +1
04.05.2021
ФЕЛЬЕТОН – ГРОЗНОЕ ДАЛЬНОБОЙНОЕ ОРУДИЕ
Увидеть что-то отрицательное и зафиксировать его - заслуга небольшая. Сатирик должен правильно обобщить факты, докопаться до корня, до первопричины зла, чтобы помочь вырвать этот корень. Фельетон - не милицейский протокол, в котором факты - главное. Это художественно-публицистическое произведение, в нем автор средствами сатиры выражает свое отношение к фактам.
6 Фельетон - дальнобойное орудие.docx

 

ФЕЛЬЕТОН – ГРОЗНОЕ ДАЛЬНОБОЙНОЕ ОРУДИЕ

Материал для учителя

 

Против недостатков газеты воюют оружием разного калибра: и статьями, и корреспонденциями, и репортажами, и заметками. Но есть в газетном арсенале грозный вид дальнобойного орудия - фельетон. Замечали ли вы, как самые, казалось бы, черствые, бесчувственные бюрократы и чинуши, «привыкшие» к любой критике в печати, начинают проявлять беспокойство, стоит их задеть в фельетоне? И это не случайно. Сатирическое оружие обладает зарядом необычайной пробивной силы - смехом. Великий русский сатирик Н. В. Гоголь когда-то справедливо заметил, что смеха боится даже тот, кто уже ничего не боится.

Объяснять, что представляет собою фельетон в наши дни, вряд ли нужно: каждый знает. А вот как написать его, какие требования предъявляются к этому жанру, знают далеко не все.

Фельетон - жанр художественно-публицистический. Это значит, что в нем сочетаются и черты газетной публицистики, и художественность литературных произведений. Как и очеркиста, фельетониста интересуют факты не сами по себе, а их суть. Увидеть что-то отрицательное и зафиксировать его - заслуга небольшая. Сатирик должен правильно обобщить факты, докопаться до корня, до первопричины зла, чтобы помочь вырвать этот корень. Фельетон - не милицейский протокол, в котором факты - главное. Это художественно-публицистическое произведение, в нем автор средствами сатиры выражает свое отношение к фактам.

Сатира всегда была на вооружении отечественной печати, она верно служила и продолжает служить народу.

Фельетон - жанр, как правило, документальный. В нем фигурируют реальные люди, описываются действительные события. В этом он сближается с очерком. Однако средства, которыми пользуется фельетонист, отличны от «арсенала» очеркиста. И это естественно: фельетон - сатирический жанр, для которого характерны особые литературные приемы.

Фельетон - жанр критический. Вот почему иные неопытные авторы стараются обязательно втиснуть в текст все сведения, компрометирующие героя фельетона. Дескать, я человек объективный: смотрите сами, каким негодяем или проходимцем является мой герой.

Между тем автору совсем не обязательно перечислять все грехи какого-либо бюрократа или взяточника: это выяснят в тех организациях, которые будут обсуждать фельетон и принимать по нему меры. Фельетонисту же достаточно нарисовать две-три характерные сценки, дать несколько ярких штрихов, а уж читатель сам составит себе представление о моральном облике того или иного героя фельетона.

Фельетонист бичует недостатки, критикует старое, негодное во имя утверждения нового, положительного. Вот почему мы говорим, что в основе фельетона лежит положительное начало. Конечно, было бы абсурдно требовать, чтобы в каждом фельетоне наряду с отрицательными персонажами были и положительные герои, этакие розовые херувимчики с крылышками, которые, сидя на пушистом облаке, грозят пухлым пальчиком разным хапугам, хулиганам, бюрократам и нежным голоском приговаривают:

Положительное начало в фельетоне - это тот идеал, во имя которого автор борется с недостатками, обличает плохое с позиций высокого.

Бичуя отрицательное, они тем самым помогают устранять пережитки прошлого, все то, что еще мешает нам. Другими словами, разоблачая плохое, они тем самым помогают строить хорошее, указывая на негодное, они дают читателю возможность оценить то высокое, к чему каждый из нас должен стремиться.

Есть ли какие-либо правила работы над сатирическими жанрами?

Михаил Кольцов выделял два метода построения фельетона: прием повествовательный, или так называемых «красок», и прием сопоставления. Прием повествовательный, отмечал он, заключается в том, что факт или событие, взятое сюжетом для фельетона, излагается последовательно, но в густой рамке живых, художественных, красочных подробностей. Фельетонист выписывает целый фон, на котором разыгрывается действие. Он рисует ряд бытовых подробностей, показывает, как у описываемых им людей вздрагивали плечи, как у них навертывались на глаза слезы, как они ругались, и так далее. Все эти подробности создают у читателя определенное настроение, с которым он воспринимает и оценивает преподносимый ему факт. Это настроение, создающее оценку факта, и является эффектом полезного действия фельетона.

Другой прием, прием сопоставления, заключается в том, что факты берутся по возможности не в одиночку и не подмалевываются красками. Автор стремится сопоставить факты, столкнуть их между собой так, чтобы они при соприкосновении дали некую электрическую искру; создать у читателя настроение не от самого отдельно взятого факта, а от мысли, что где-то вблизи или далеко имеется другой факт, сходный с предыдущим или, наоборот, противоречащий ему, создающий резкий контраст.

Сам Кольцов предпочитал второй прием - прием сопоставления. Он объяснял:

«Для меня «краски» не в подрисовывании отдельных фактов, не в снабжении их присочиненными деталями, не в бытовом гриме живых, реальных, действующих лиц фельетона. Свой художественный прием я строю не на этом, а на монтаже фактов, на распределении их, на чередовании, на узорах из них».

Естественно, что работа над фельетоном начинается с выбора темы. Это очень ответственный момент в творческом процессе. Фельетон - острое оружие, и пускать его в ход нужно только тогда, когда это действительно необходимо.

Неумение правильно оценить факт для фельетона порождает у некоторых читателей легковесное отношение к этому жанру: раз есть недостаток - пиши обязательно фельетон. Человек спешил на работу и перешел улицу в запрещенном месте. Что же, о нем фельетон писать? Нарушителю вполне достаточно замечания, штрафа: незачем стрелять из пушки по воробьям.

Фельетон должен быть злободневным, политически заостренным. Еще не перевелись у нас любители пожить за счет государства, очковтиратели, консерваторы, перестраховщики. Но и здесь, выбирая сатирические средства, надо различать: совершил ли человек преступление или допустил ошибку. В одном случае, может, достаточно высмеять человека, чтоб ему впредь неповадно было попадать в «герои» фельетона, а на другого следует обрушить сокрушительный критический огонь.

В наших газетах публикуется немало фельетонов, разоблачающих пьяниц и развратников, воров и проходимцев. Конечно, с подобными типами бороться нужно, но разве только ими ограничивается круг «фельетонных» тем? Да и не существует просто «фельетонных» и «выигрышных» тем: все зависит от мастерства фельетониста. Можно написать фельетоны и на такие, казалось бы, «невыигрышные» для фельетониста темы, как неправильное использование техники, слабая борьба за снижение себестоимости продукции.

Некоторые юнкоры-сатирики видят повод для фельетона лишь в скандальных фактах: раз высмеивать, то уж обязательно то, что поразит читателя. Вот почему из фельетона в фельетон кочуют надоевшие фигуры, обросшие штампованными сатирическими определениями. Если описывается какой-нибудь ловкий делец, то его обязательно сравнивают с Остапом Бендером, если в фельетоне появляется пьяница, то он распевает «Шумел камыш».

Наибольшую ценность имеет типический фельетон, который затрагивает не одного какого-нибудь хапугу Сидора, бюрократа Егора или дебошира Семена, а многих. При этом не надо ударяться в крайность: раз, мол, фельетон - жанр сатирический, то и типическими фактами для него могут быть лишь пережитки прошлого. Пережитки лежат на поверхности, мы их видим, знаем о них, боремся с ними. Их различить нетрудно. Но типическими могут быть и новые, нарождающиеся недостатки. Задача сатирика как раз в том и заключается, чтобы не проглядеть их, не дать им развиться. Вот почему молодым сатирикам важно не замыкаться в рамках фельетона-сигнала, рассказывающего о каком-то отдельном безобразии или каком-либо одном человеке, а смелее переходить к проблемным фельетонам, раскрывающим целые явления, осмысливающим глубокие и сложные процессы, происходящие в нашей жизни, в нашем обществе.

Фельетонист вовсе не должен писать только о том, что «смешно». Метод сатиры, метод юмора является для него только вспомогательным методом, одним из методов, но вовсе не единственным и никак уж не самоцелью.

Обязанность фельетониста - взять вещь, которая кажется не смешной, и поискать в ней те или иные смешные или нелепые стороны. «Нет сатиры без юмора, - писал Кольцов. - Самая бичующая, самая гневная, самая скорбная сатира должна содержать в себе хоть каплю насмешки - иначе она перестает быть сатирой».

Что же делает фельетон смешным? Что заставляет нас если не смеяться, то хотя бы улыбаться при чтении настоящего фельетона?

Прежде всего - сатирический ход, та «изюминка», которая и делает фельетон. В одном случае это какая-то удачная историческая параллель, в другом - умелое сравнение с известным литературным образом, в третьем - использование любопытного документа, в четвертом - интересное построение материала (в форме дневника, сценария, протокола, приключенческого рассказа и так далее). Удачных сатирических ходов - великое множество. Сколько фельетонов (хороших, конечно), столько и авторских находок.

Разумеется, поиски сатирических ходов не должны быть самоцелью. Задача автора заключается в том, чтобы с помощью сатирических средств наиболее ярко, остроумно раскрыть основной смысл, основную идею фельетона. Вот что говорил, например, об использовании литературных образов в сатирическом произведении Д.О.Заславский:

«Часто фельетонисты прибегают к художественным образам, которые уже создала наша литература, особенно классическая. И это оправданно. Многое нужно писать о человеке, открыть его разные стороны, а места для этого отводится мало. Но если назвать человека Собакевичем, то он сразу становится понятен. Пользоваться такими классическими образами нужно с чрезвычайной осторожностью. Здесь нельзя установить правил. Нужно просто чувство меры».

Там же, где чувство меры изменяет автору, как раз и появляются «бродячие образы»: если скряга-то Плюшкин, если болтун - то Хлестаков, если перестраховщик - то обязательно «человек в футляре». Порой такие литературные заготовки притягивают к фактам за уши, совсем не к месту.

Поиски сатирических средств ни в коем случае не должны приводить к крикливости, к трескучести, пошлости.

Фельетон - жанр трудоемкий, требующий известного мастерства, литературного опыта.

У журналистов бытует поверье, что один фельетон за свою жизнь может написать каждый. Что ж, возможно, это и так: вряд ли у нас есть такие мрачные типы, которые за свой век не накопили юмора на двести строк. Но верно и другое: при желании, при известном упорстве и, разумеется, при определенных способностях (хочешь не хочешь, а учитывать талант приходится), писать фельетоны могут научиться многие. Ведь учатся же люди сложному искусству композитора или художника, учатся и успешно, уверенно постигают секреты мастерства. Вот такому искусству фельетона и учатся молодые сатирики.

 

Подготовил Владимир Иванович Толстиков


 

ФЕЛЬЕТОН – ГРОЗНОЕ ДАЛЬНОБОЙНОЕ

ФЕЛЬЕТОН – ГРОЗНОЕ ДАЛЬНОБОЙНОЕ

Михаил Кольцов выделял два метода построения фельетона: прием повествовательный, или так называемых «красок», и прием сопоставления

Михаил Кольцов выделял два метода построения фельетона: прием повествовательный, или так называемых «красок», и прием сопоставления

Их различить нетрудно. Но типическими могут быть и новые, нарождающиеся недостатки

Их различить нетрудно. Но типическими могут быть и новые, нарождающиеся недостатки
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.05.2021