Под билингвизмом (двуязычием) глухих подразумевается хорошее владение двумя языками - жестовым и словесным. Чаще всего сначала глухие дети овладевают жестовым языком, и впоследствии усваивают словесный язык в образовательных учреждениях. Это встречается в семьях глухих родителей. Иногда процесс идёт параллельно, то есть жестовый и словесный языки усваиваются одновременно.
Бывает и так, что сначала глухой ребенок усваивает словесный язык, и только позднее приобретает познания в жестовом языке. Это встречается в семьях слышащих родителей.
В настоящее время среди глухих билингвизм представлен достаточно широко.
Наличие или отсутствие билингвизма предопределяется социальным окружением и образовательными учреждениями, в которых обучался глухой ребёнок. Например, в семье глухих родителей глухой ребенок, как правило, впитывает жестовый язык, и тот становится для него первым, родным. Впоследствии, как правило, такой "жестовый" ребенок попадает в дошкольное и затем школьное коррекционное учреждение. И там усваивает словесный язык как второй язык. И если обучение прошло успешно, то в этом случае мы видим "билингвизм глухих" в его классическом виде.
За годы нахождения в интернате Эндрю научился языку жестов и читать по губам. При встрече с матерью он смог спокойно с ней изъясняться используя жесты и речь. Нахождение ребёнка в специализированном интернате подготовила его к жизни со слышащими детьми.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.